Июль — месяц, когда завершается театральный сезон. Это всегда немножечко грустно, но зато у наших добрых знакомых появляется время для интервью. И сегодня в театральную гостиную aut-aut.ru во второй раз пришел заслуженный артист России, актер Московского драматического театра им. Пушкина Андрей Заводюк.
Впервые мы встречались более четырех лет назад, в разгар ковидной пандемии. Тогда Андрей Валерьевич репетировал новую роль, но никто не мог назвать точную дату премьеры. Слава богу, спектакль “Ложные признания” вот уже несколько лет успешно играется на сцене Московского театра им. Пушкина, а в жизни актера случилась не одна премьера. Но главное, конечно то, что сразу в двух театрах, в Москве и Минске, идет спектакль в постановке режиссера Заводюка, который называется “Последний аттракцион”. Было бы неправильно начать беседу с другого события. Но это не единственная перемена в творческой жизни Андрея Валерьевича. Так что встречай, читатель, Андрея Заводюка — режиссера, актера, педагога и…благодарного зрителя.
Заводюк-режиссер. “Хочешь-не хочешь, но однажды шагнешь в неизвестность”
— Андрей, то, что многие актеры рано или поздно заходят в режиссуру, не оригинально. Но у вас всё довольно необычно. Вы выступили в качестве режиссера, а также художника по костюмам. Да и дебют получился международным. Как вам это удалось?
— Не было такого, чтобы я твердо сказал себе: пора в режиссеры! Во-первых, эта профессия более высокого порядка, чем актерская. Направить чужой талант в правильное русло — для этого нужно быть очень подготовленным, причем в разных направлениях. Я это хорошо ощущаю сейчас, когда стал мастером курса. Но и раньше всегда признавал первенство режиссера. Никогда не думал во время репетиций: “Что они мне говорят, я бы сделал намного интереснее!”. Однако иногда, признаюсь, возникали порывы что-то поставить, но я их гнал подальше.
Режиссером я стал благодаря друзьям. Лет 15 назад Владимир Николаевич Панков, мой давний друг и творческий партнер, поставил на сцене Национального академического театра им. Янки Купалы в Минске чеховскую “Свадьбу”, я там играл Жениха, а Ольга Нефедова — Змеюкину, тогда мы с ней и подружились.
Сейчас Ольга заслуженная артистка Беларуси, художественный руководитель этого коллектива. Конечно, ей хочется, чтобы в театр шли зрители разного возраста, чтобы они могли и погрустить, и посмеяться. Об этом мечтают все худруки, поэтому поиск новых пьес — всегда головная боль того, кто возглавляет театр. И пару лет назад Оля позвонила мне и по дружбе попросила подобрать какую-нибудь душевную пьесу.
Я предлагал одно, другое, всё было не то. И тогда мне помогла Екатерина Олеговна Коновалова, правая рука нашего художественного руководителя Евгения Александровича Писарева. “Есть у меня такая пьеса!” — сказала она. Это было сочинение Дэвида Линдси-Эбера, которое в оригинале называется Ripcord. Многим драматург известен по фильму “Кроличья нора” с Николь Кидман.
— То есть очередное доброе дело не осталось безнаказанным?
— Знаете, в буквальном смысле Ripcord означает вытяжной трос, предназначенный для принудительного раскрытия парашюта. То есть хочешь-не хочешь, боишься или нет, все равно шагнешь в эту манящую и пугающую неизвестность. Так произошло и со мной.
Еще через какое-то время Оля снова предложила мне самому поставить эту пьесу в Купаловском театре. “Андрей, ну ты же нас знаешь, проблем не будет никаких…” Звучало заманчиво. Правда, из-за финансовых трудностей пришлось взять на себя обязанности художника-постановщика, но это даже интересно. Забегая вперед, скажу, что иногда мы отчаянно спорили, а в итоге все законилось очень хорошо.
Название мы изменили, хотя героини пьесы в том числе прыгают с парашютом. Но испытания, через которые проводит их замысел автора, — настоящий аттракцион, заставляющий заново почувствовать вкус жизни. И то, что она прекрасна, несмотря на возраст.
В Минске одну из главных ролей сыграла сама Ольга Нефедова, а другую — народная артистка Беларуси Тамара Миронова. И в конце декабря 2022 года у нас была премьера. До сих пор спектакль идет, и с большим успехом.
— Интересно, как отреагировал ваш непосредственный начальник?
— Я бы не смог несколько месяцев мотаться между двумя городами без поддержки Евгения Писарева. Отчасти репертуар в Москве выстраивали так, чтобы я отыгрывал собственные спектакли и на какое-то время отправлялся в столицу Беларуси. Другое дело, что весной прошлого года Евгений Александрович неожиданно предложил: “А давай ты поставишь “Последний аттракцион” у нас в филиале”. Но опять обещал полную поддержку. Прямо так и сказал: если что — я всегда рядом.
Ну вот, заручившись его благословением и засучив рукава, мы взялись за работу. Осенью прошлого года состоялась премьера. Сразу скажу, в Москве получился совершенно другой спектакль, хотя бы потому что в Театре им. Янки Купалы была большая сцена, большой зал.
— Не секрет, что хорошая возрастная роль — то, о чем мечтают многие актрисы во многих театрах. И, наверное, нужен снайперский выбор, чтобы убедить остальную труппу в своей правоте.
— Знаете, хоть я и “дебютировал” в родном театре в новом качестве и прислушивался к рекомендациям, но на определенных вещах настоял сразу. В роли Мэрилин я видел только заслуженную артистку России Наталью Николаеву. Очень хорошо знаю ее, хотя Наталья Ивановна пришла в Театр им. Пушкина еще в 1988 году, а я только в 2000-м. Считайте, что здесь я провел не театральный, а кинокастинг. У нее потрясающий актерский диапазон, большой трагикомический дар. А в жизни это человек с необыкновенным позитивом и чувством юмора. Мэрилин, которая по сути является добрым ангелом, должна быть именно такой. Хочу лишний раз восхититься тем, как Наталья Ивановна мужественно переносит физическую нагрузку — по роли ей приходится много двигаться, даже прыгать.
Если Мэрилин — поток позитива, то второй персонаж, Абби — этакое “сухое дерево”. Она уже четыре года живет в пансионате для пожилых, в одной и той же комнате. Ее кровать стоит у окна, но окно никогда не открывается. Абби умна, саркастична, но она давно ни во что не верит и ничего не ждет. Исполнительнице нужно было сыграть не только все перечисленное, но и отыскать в засохшем панцире крохотный живой листочек и “вырастить” его к концу спектакля. И мне очень радостно, что заслуженная артистка России Ирина Пулина справилась с этой интересной и сложной задачей.
— Можно подумать, вам самому было просто — руководить коллегами, с которыми вы играете или играли в одних спектаклях.
— Это действительно сложно, и даже было удивительно, что они прислушиваются к моим замечаниям. Знаете, я наконец понял слова Эфроса о важности команды, с которой ты вместе сочиняешь спектакль. Действительно, например, с Антоном Феоктистовым мы много вместе играли и давно дружим. В “Последнем аттракционе” я ему предложил, по сути, одну серьезную сцену, но они с Ириной Пулиной сделали ее очень круто, сумели показать, что они — мать и сын, у них один характер. Наталья Корогодова, Сергей Миллер, Алексей Воропанов, Сергей Кудряшов — все они мои партнеры по “Дому, который построил Свифт”, по “Тартюфу” и другим спектаклям. У них не такие большие роли, как у главных героинь, но зато каждый из них смог примерить в спектакле сразу несколько масок. Мне кажется, у нас получилась крутая история, и творческая, и по-человечески.
Слов мало, чтобы описать то, что я увидела! Актеры не играли, они жили! Я от души благодарю филиал любимого, родного театра, весь коллектив, всю команду и лично Андрея Валерьевича! И актеров: моего любимого Антона Феоктистова сыгравшего три роли: зомби, Льюиса и Бенджамина, Сергея Миллера также воплотившего два образа: клоуна и Дерека, Наталье Корогодовой сыгравшей женщину в белом и Коллин. Алексею Воропанову воплотившему работника дома престарелых Скотти и конечно огромнейшее спасибо Наталье Николаевой и Ирине Пулиной за Мэрилин и Абби! Это было грандиозно!
Отзыв с Яндекс-Афиша. Орфография и пунктуация автора сохранены
Заводюк-педагог. “За троих я совершенно спокоен”
— Вы уже упомянули о том, что стали мастером курса. Это ведь тоже новый опыт в вашей биографии?
— Мне довелось поработать вторым педагогом на курсе Владимира Николаевича Панкова. Сейчас он в ГИТИСе заведует кафедрой саунд-драмы на факультете новых направлений сценических искусств (бывший факультет эстрады). Три года назад Панков и декан факультета Анна Федоровна Одинокова доверили мне набор заочного актерско-режиссерского курса.
На такую форму обучения обычно принимают тех, кто уже имеет базовое образование или работает актером. Наш набор происходил в период пандемии, поэтому из регионов почти никто не приехал. В общем, набрали мы 18 человек, пятерых я уже отчислил.
— Самое время вспомнить, что по нынешней системе актерского образования не проходится только ленивый. Дескать, все надо менять. А что менять, что такое произошло со знаменитой советской театральной школой?
— С той, которая сохранилась в стенах Школы-студии МХАТ, Щукинского и Щепкинского училищ, ГИТИСа, ВГИКа, ЛГИТМиКа, ничего не случилось. Но давайте посмотрим, сколько интересных высших заведений сейчас готовят актеров. Навскидку: архитектурно-строительный, педагогический институт, РГСУ, Высшая школа экономики… Как правило, это платные отделения, где за очень приличные деньги готовят… я бы сказал, не актеров, а тех, кто получает в итоге диплом актера. Возможно, среди них есть очень талантливые люди. Но в основном такая ситуация порождает массу безработных, которые осаждают театральные и кинокастинги в надежде пробиться.
Второе. Я могу свидетельствовать, что многие из тех, кто поступает в творческие вузы, не имеют понятия о таких корифеях, как, например, Евстигнеев. Мне вот трудно представить, чтобы человек собрался заняться архитектурой и не был знаком с фамилиями Гауди и Растрелли. Надо знать самых лучших, хотя бы для того, чтобы мечтать их превзойти. А о нашей профессии многие абитуриенты судят по сериалам, где очень редко демонстрируется настоящее актерское мастерство.
Поэтому, наверное, я бы изменил частоту приема прежде всего на платные актерские отделения в непрофильных вузах и сократил количество мест. Пусть у молодых людей будет время подумать и получше познакомиться с профессией.
У меня на курсе работают несколько прекрасных педагогов. Режиссерскому мастерству обучает Алексей Курганов, а с актерами мы занимаемся вместе с очень талантливой актрисой нашего театра, обладательницей “Золотой маски” Настей Лебедевой. Поскольку обучение заочное, мы встречаемся со студентами дважды в год примерно на месяц. И каждый раз мы с Настей составляем список спектаклей и фильмов, которые необходимо посмотреть, и книг, которые нужно прочитать. Это не менее важно, чем все основные предметы.
— Вы же сами пришли на сцену из монтировщиков…
— Да, и работал в разных театрах — в родном Кемерове, в Грозном, и много лет “резался” на экзаменах, пока в тридцатилетнем возрасте не поступил на заочное в ГИТИС. Может быть, прозвучит нескромно, но мой пример убеждает: тот, кто одарен и настойчив, пробьется. Может не получиться с Москвой и Питером, но есть прекрасные театры в Новосибирске, Ярославле, Перми, Омске и многих других городах.
— Хорошо, вот сейчас у вас осталось 13 человек. В скольких вы уверены?
— Могу четко сказать, что за будущее троих совершенно спокоен.
— Позади третий курс. Подступаетесь к дипломному спектаклю?
— Недавно мы с Настей подали заявку и получили одобрение на “Вишневый сад”. Хотим поставить спектакль не о сломе эпох, не о новых людях, а о любви, которой так много в этой пьесе, как возвышенной, так и болезненной, даже извращенной.
Понимаю что для студентов это будет очень сложно. Но, как бы потом ни сложилась их жизнь, у них будет возможность произнести чеховские слова.
Заводюк-актер. “В нужный момент из меня полез Медведь”
— А ваши студенты смотрят ваши спектакли?
— Регулярно делаю им контрамарки. Но они почему-то ничего не говорят. Может быть, им не нравится? Буду только рад, если они смогут лучше. А самому навязываться, спрашивать “Ну, как я вам?”… Мне кажется, смешно.
— В каких спектаклях вы сейчас заняты?
— В Театре им. Пушкина у меня четыре названия: “Ложные признания”, “Обещание на рассвете”, “Тартюф” и “Эта прекрасная жизнь”, в которой мы очередной раз работаем с Еленой Яковлевой. Вместе с ней мы играем и в Центре драматургии и режиссуры в пьесе “Медведь” Антона Павловича Чехова.
Эта роль свалилась на меня неожиданно. Потребовался ввод, и я совершенно не был готов к тому, что предложат мне. Казалось, что это должен быть совершенно другой актерский типаж. Но, вы знаете, в определенный момент все “медвежье” во мне как-то вспучилось и полезло наружу.
Спектакль, как всегда у Панкова, поставлен очень необычно. Там много живой музыки, даже звучат оперные арии на разных языках. И вот в такой атмосфере два актера должны существовать в драматическом поединке.
Елена Яковлева актриса такого невероятного таланта и космической харизмы, что любой партнер рискует потеряться в ее сверкающей тени. Любой, но не Андрей Заводюк, блистательно примеривший на себя роль темпераментного помещика Смирнова. Наблюдать за таким дуэтом настоящий праздник для любого театрала.
Отзыв с сайта Отзовик.ру
Заводюк-зритель. “Очень сложно говорить просто”
— Постоянно читаю ваши соцсети и вот чему, честно скажу, удивляюсь. Очень редко, когда актеры рекомендуют спектакли, к которым не имеют отношения. А вы не жалеете добрых слов для коллег, что, на мой взгляд, нетипично. Недавно я побывала на премьере в Театре им. Пушкина “Завтра была война”. Ходила вместе с 14-летней внучкой, обе вышли со слезами и долго обсуждали спектакль. Мне было очень приятно, когда я увидела ваш отзыв, даже не отзыв, а настойчивую рекомендацию идти и смотреть спектакль.
— Потому что мне очень понравилось. К спектаклю могут быть вопросы, но молодой режиссер Владимир Киммельман взялся за этот материал, сделал очень сложную структуру с большим количеством молодых актеров, даже студентов. Он не стал слизывать идеи из известного фильма, переосмыслил повесть и заставил материал звучать. В спектакле есть теплота, боль, это очень красиво и эмоционально.
— А что еще запомнилось в последнее время?
— Я познакомился с молодым режиссером Муратом Абулкатиновым. Он делал у нас в театре “лабораторию” по чеховской “Попрыгунье”. А потом я посмотрел “Июльский дождь”, который Мурат сделал на сценической площадке Музея Москвы на Парке культуры. Из названия понятно, что спектакль на основе сценария знаменитой картины Марлена Хуциева. У Абулкатинова чудесно играют выпускники курса Олега Кудряшова.
Очень мало сейчас режиссеров, которые подробно и тонко работают с артистами, прямо растворяются в них. В этом спектакле нет внешних наворотов, сцена практически пустая, всё сосредоточено на актерах. А это ведь очень сложно — вкладывать идею целиком в актерскую игру. Зрители привыкли, что в нужный момент их сориентируют каким-нибудь трюком или громкой музыкой. А сейчас, мне кажется, настало время другого театра. Люди должны говорить с предельной искренностью. Это то, что делал Эфрос, — просто с виду и очень пронзительно. Зритель уже наелся формы, нужен человеческий голос, который должен попадать в мозг и в сердце.
Я и сам сейчас переживаю момент тишины и очень рад этому. Мне кажется, идет какой-то процесс накопления и придет роль, с помощью которой будет возможность высказаться.
— Андрей! Мы могли бы сделать еще один раздел “Заводюк — мастер на все руки”. Но в прошлый раз подробно рассказали о том, как вы шикарно готовите, и как, включив торшер, вяжете свитера. Однако кое о чем я все же спрошу. Довязали ли вы за это время обещанный свитер для Елены Яковлевой и продолжаете ли вы двигаться в этом направлении?
— Лене свитер довязал. В настоящее время вяжу себе любимому, осталось два рукава. А потом надо будет связать подруге, потому что давно обещал. Вот как раз в отпуске займусь.