Вся судьба предназначала Гомиашвили для этой роли. Как и Остап, он несколько раз сидел в тюрьме за кражи и хулиганство, его любили женщины. Наконец, как и Бендер, Гомиашвили осуществил мечту стать миллионером.
Арчилу Гомиашвили было полтора года, когда Илья Ильф и Евгений Петров засели за роман «Двенадцать стульев». Главным героем стал циник, авантюрист и мелкий вор Остап Бендер, которого при всем при этом невозможно было не любить. Поэтому и историю о поисках бриллиантов, зашитых в стуле мадам Петуховой, и ее продолжение – «Золотой теленок» – критика тех времен приняла очень сдержанно, а к концу 40-х книги были запрещены. Слава богу, ненадолго. Во времена хрущевской «оттепели» оба произведения окончательно встретились с читателями и с тех пор обязательно присутствуют на книжных полках интеллигентных людей.
«Почем опиум для народа», «Заграница нам поможет», «Знойная женщина – мечта поэта». Эти и другие фразы из уст героя двух романов знают даже те, кто их не читал. Цитатник от Ильфа и Петрова незаменим на все случаи жизни: при знакомстве с девушкой, в интеллектуальном споре, в дружеском застолье.
Представляете, сколько людей создало в своем воображении собственный образ Остапа Бендера и какое волнение должны испытывать те, кто решился воплотить этого героя на экране или на сцене…
Как Воробьянинов «убил» Фокса
Первым, в 1968 году, был экранизирован «Золотой теленок», где Бендер уже почти положительный: потертый жизнью, погрустневший и даже влюбляющийся. Тут юмор и интеллект Сергея Юрского стали практически стопроцентным попаданием. Режиссер этого фильма Михаил Швейцер пересмотрел всего несколько кандидатов. А вот Леонид Гайдай метался среди двадцати с лишним (в некоторых источниках указывается цифра 100 и 200!) кандидатур, среди которых были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Олег Басилашвили…Потом был выбран дуэт: Александр Белявский – Остап Бендер и Сергей Филиппов – Киса Воробьянинов. Но напористый и грубоватый Филиппов «задавил» интеллигентного Белявского, который через 10 лет сыграл жестокого бандита Фокса. В общем, поиски главного героя возобновились.
И тогда Леониду Гайдаю сказали: есть парень из Грузии, который поставил спектакль про Остапа Бендера, играет там все роли и ездит со своим произведением по Советскому Союзу. В момент, когда Гайдай узнал об Арчиле Гомиашвили, тот давал гастроли в Горьком (теперь Нижний Новгород).
Его папа был не турецко-подданный
Вся судьба предназначала Гомиашвили для этой роли. Как и Остап, он несколько раз сидел в тюрьме за кражи и хулиганство, его любили женщины, среди которых были режиссер, актриса и балерина, забросившая ради Арчила свою карьеру. Наконец, как и Бендер, Гомиашвили осуществил мечту стать миллионером.
Арчил родился в грузинской провинции в семье пастуха, который попал в Институт красной профессуры, пошел по партийной линии и был назначен на важную должность в Донбассе. Как и многие начальники тех времен, Михаил Гомиашвили был репрессирован и отсидел в лагерях.
Едва мужа арестовали, мать с маленьким Арчилом вернулись в Грузию: во-первых, безопаснее, во-вторых, там была родня. Оставшийся без отцовского пригляда Арчил рос талантливой шпаной. Он учился на художника и вроде бы даже участвовал в оформлении спектакля в Тбилисском русском драмтеатре им. Грибоедова, где ставил молодой Георгий Товстоногов. И будто бы Георгий Александрович разглядел в начинающем оформителе актерский талант и предложил ему роль, но Арчил со своим другом зачем-то срезал кожу с кресел в зрительном зале, продал ее и угодил в лагерь.
Арчилу Гомиашвили было свойственно приукрашивать некоторые моменты своей биографии, но совершенно точно известно: она была бурной. Он так и не закончил ни одно учебное заведение, хотя поступал даже в Школу-студию МХАТ и был принят, несмотря на криминальное прошлое. Но в Москве он крупно подрался, вроде бы из-за женщины. И то ли снова попал в тюрьму, то ли сразу уехал на родину, где работал в нескольких грузинских театрах. Когда снова стали печатать романы Ильфа и Петрова. Гомиашвили моментально влюбился в образ Остапа Бендера, поставил моноспектакль «Золотой теленок» и играл там все роли, включая Зосю Синицкую. Долгие годы предприимчивый актер ездил со своим детищем по городам и весям СССР, пока однажды не произошла та самая встреча с Леонидом Гайдаем.
Их с Гайдаем помирило «уголовное преступление»
Актер показался Леониду Иовичу убедительным, но до идеального творческого сотрудничества на площадке было далеко. Гомиашвили потом неоднократно говорил, что после выхода фильма был буквально «в ужасе». Особенно обижался на то, что почти всю роль озвучил актер Юрий Саранцев. В одних источниках говорится, что у Гомиашвили был грузинский акцент. Сам актер утверждал, что он во время озвучания заболел, а режиссер даже не поставил его в известность и пригласил Саранцева. Пел за Бендера Валерий Золотухин.
Всё это страшно возмущало Арчила и потом он не разговаривал с Гайдаем несколько лет. Примирило их появление фильма Марка Захарова «Двенадцать стульев», где главную роль исполнял Андрей Миронов. И Гомиашвили, и Гайдай считали этот фильм «уголовным преступлением».
С Захаровым, если верить Гомиашвили, у них поначалу были идеальные отношения. Ведь они практически одновременно пришли работать в Театр им. Ленинского комсомола. Арчил Михайлович, уже сыгравший Бендера, был безумно популярен, а Марк Захаров впервые получил под свое начало целый театр. Сын Гомиашвили, Михаил, утверждал, что именно Арчил, который после роли Остапа был вхож в самые высокие кабинеты, ходатайствовал за назначение Захарова.
Как-то Гомиашвили принес Марку Анатольевичу сценарий мюзикла про Остапа Бендера. Якобы Захаров сказал, что юмор Ильфа и Петрова ему не близок. На этом разговор окончился, тем более что Гомиашвили в театре не задержался. И потом выяснилось, что чуть ли не в момент разговора новый вариант «Двенадцати стульев» уже был запущен в производство.
А вас, Бендер, я не попрошу остаться
Москва поначалу открыла перед Арчилом самые фантастические возможности, и он начал хлопотать, чтобы перевезти семью в столицу. Сумел въехать даже в знаменитый Дом на набережной, в бывшую квартиру Светланы Сталиной. Но новоселье он праздновал уже с новой женой.
Личная жизнь Арчила Гомиашвили так же таинственна, как вся его биография. В Википедии указывается, что его первой супругой была врач Янна Маилова и у супругов родилась дочь Карина. Об этом браке практически ничего не известно. Второй женой стала актриса Лиана Манджавидзе, родившая Гомиашвили двух сыновей: Зураба и Михаила.
Арчил никогда не был верным мужем, но очень заботился о том, чтобы судьба его мальчиков сложилась наилучшим образом. Ведь сам он рос без отца. Поэтому настаивал на том, чтобы Лиана с детьми переехала в Москву. Но, видимо, жене к тому времени надоело бесконечно прощать легкомысленного Арчила, да и мальчишки-подростки не захотели менять солнечный Тбилиси с его совершенно особенным микроклиматом на холодную деловую Москву.
В столице у Арчила было много романов. Часть из них ему, возможно, приписывают. Так, Михаил Гомиашвили назвал выдумкой то, что якобы его отец обвенчался с известной в 30-х годах красавицей актрисой Татьяной Окуневской. Он же рассказывал, что с другой Татьяной – режиссером Лиозновой – Арчила Михайловича связывала только дружба. Лиознова бывала у них в Тбилиси, общалась с Лианой и детьми и никогда не предлагала Арчилу роль Штирлица.
Конечно, Гомиашвили, которого после Бендера не звали ни на одну серьезную роль, наверняка хотелось сыграть советского разведчика, но Лиознова сразу сказала: это не твое. Такая версия гораздо больше похожа на правду. В работе Татьяна Лиознова отличалась мужским характером, и никакой роман не заставил бы ее потерять «режиссерскую» голову.
Последней супругой Арчила Гомиашвили стала балерина, тоже по имени Татьяна. Правда, о балете ей пришлось забыть. В 1972 и 1978 годах она родила мужу дочерей. Нино и Екатерина выросли очень талантливыми. Нина Гомиашвили известна по фильмам «Раннее, раннее утро…» и «Тайна Снежной королевы». Впоследствии она оставила кино, стала фотографом и галеристом. Екатерина – дизайнер.
Последняя роль в «Золотом Остапе»
К сожалению, актерская судьба самого Арчила Гомиашвили поле роли Остапа резко пошла на спад. Был симпатичный эпизод в «Мимино», четырежды в разных картинах он играл Сталина, но ни большого творческого счастья, ни тем более славы эти работы не принесли.
Затем было знакомство с американским миллионером и создание клуба «Золотой Остап», ставшего одним из самых популярных мест у новой столичной богемы. Гомиашвили тщательно следил, чтобы в ресторане было все самое лучшее и самое вкусное. Вместе с ним этим проектом занималась жена Татьяна и сыновья. Отчасти этот клуб заменял Гомиашвили театр. Каждый вечер он появлялся перед своими знаменитыми гостями с новым монологом.
Гомиашвили придумал такую игру: ежевечерне 12 посетителей покупали за тысячу долларов право вскрыть 12 стульев. В сиденье одного из них пряталось шесть тысяч долларов. Этот «аттракцион» приносил шесть тысяч баксов чистой прибыли.
Гомиашвии очень много тратил на благотворительность. В 1990 году он с ужасом узнал, что его партнер по «Двенадцати стульям» Сергей Филиппов умер в Ленинграде чуть ли не в полной нищете. Позже из родного Тбилиси стали приходить страшные новости: в некогда цветущей республике люди умирали от голода. Гомиашвили выяснил, что бедствуют его друзья-актеры, которые стали пожилыми и ненужными. Он помогал многим представителям грузинского искусства, оплачивал учебу молодым вгиковцам, Говорят, он помог и Татьяне Лиозновой, которая с середины 80-х уже ничего не снимала, тяжело переживала распад Советского Союза и жила в одиночестве.
В 2004 году Гомиашвили, постоянно занимавшийся своим здоровьем, услышал, что у него в легких обнаружена опухоль. Через несколько дней он уже летел на операцию в США, и поначалу она дала обнадеживающие результаты. Не долечившись до конца, Гомиашвили вернулся в Москву и в собственном ресторане отпраздновал благополучный исход страшной болезни.
Однако этим парадом командовал не он. Весной 2005 года ему стало совсем плохо, метастазы пошли в другие органы. Последовали новые операции, увы, уже бесполезные. 31 мая актера не стало.