То, что Джигарханян тяжело болел, было известно задолго до его смерти. К сожалению, его приватная жизнь последние годы была практически на виду и, к еще большему сожалению, Армен Борисович этому сам поспособствовал. Обидно, что посреди разнообразных ток-шоу потерялось то, из-за чего, собственно, все так усердно совали нос в его личные дела. Армен Джигарханян был выдающимся театральным и киноартистом. Потому что ни за какие семейные разборки не присваивают звания, а самое главное – не дарят большую народную любовь, которая сопровождала Армена Джигарханяна полвека уж точно. В театрах он играл у таких выдающихся режиссеров, как Эфрос, Гончаров, Захаров, а в кино его снимали Данелия, Шахназаров, Титов, Кеосаян, Воинов, Трегубович, и этот список можно продолжать и продолжать.
Любимая мама всего Еревана
Армен Джигарханян всем обязан матери. Отец ушел из семьи, когда мальчику был месяц, потом Армена воспитывал отчим. Сама Елена Васильевна была заядлой театралкой, а сына было не с кем оставить, поэтому Армен с раннего детства смотрел драму и оперу. Капельдинеры не смели выгнать мальчика из зала – ведь мама работала в Совете министров Армянской ССР. На самом деле она была машинисткой, как рассказывал Армен Борисович, жили очень скромно, снимали комнату. Он всегда помнил, как мать топором рубила дрова, чтобы растопить печь.
Много позже, когда Джигарханян уже был очень знаменитым артистом и жил в Москве, Елена Васильевна не соглашалась переехать из Еревана. «Тут меня весь город уважает, тут я твоя мать, а что в Москве?» – говорила она сыну. Елена Васильевна прожила очень долго, она скончалась в 2002 году, в возрасте 93 лет.
Здравствуй, это я!
Не удивительно, что мальчик увлекся театром, занимался в студии, но в столичный ГИТИС его не приняли и театральное образование Джигарханян получил в Ереване. Еще со второго курса он играл в спектаклях Ереванского русского драматического театра и быстро стал любимцем публики. 23-летнему Джигарханяну даже доверили роль Ленина, хотя обычно вождя играли только маститые актеры.
Первая заметная работа в кино была в драме «Здравствуй, это я!». Актер прекрасно справился со сложной возрастной ролью. Интересно, что в этой картине его партнершами были Наталья Фатеева и Маргарита Терехова. Вместе с Фатеевой он много позже сыграет в фильме «Место встречи изменить нельзя», а с Тереховой – в «Собаке на сене». А пока что обе красивые девушки играли влюбленных в Армена героинь.
Но в реальной жизни Джигарханяна в это время разворачивалась жуткая личная драма. От гражданского союза с актрисой того же театра Аллой Вансовской родилась девочка, которая, как выяснилось позже, унаследовала психическое заболевание матери, – хорею, или «пляску святого Витта». Алла, которая старше Армена на 15 лет, умерла в 1966 году.
Любимец столицы Армен Джигарханян
Дочке было два годика, когда Армен Борисович забрал ее к себе. Постепенно жизнь вроде бы наладилась. Джигарханян женился второй раз на Татьяне Власовой, у которой свой сын Степан. Отношения Татьяны с отцом ребенка были сложными, и впоследствии Армен Джигарханян усыновил мальчика.
Вскоре семья с двумя детьми перебралась в столицу – ведь Джигарханяна пригласил сам Анатолий Эфрос. Армен Борисович сыграл в знаменитых спектаклях мастера – «Мольер», «104 страницы про любовь». Но Эфроса выдавили из Театра им. Ленинского комсомола, а на Малую Бронную он Джигарханяна не взял. Зато началось сотрудничество с Андреем Гончаровым в Театре им. Маяковского. Гончаров мог сказать актеру на репетиции такое, что человек буквально распадался на молекулы. Но Джигарханян очень быстро стал его любимцем.
Когда Джигарханян играл в спектаклях «Да здравствует королева, виват!» с Татьяной Дорониной или в «Трамвае «Желание» со Светланой Немоляевой, невозможно было достать билет. Эти и другие спектакли гремели на всю Москву, а Джигарханян своим мастерством покорил московских театралов, которые всегда придирчивы к «чужакам».
А теперь выходит Горбатый!
Конечно, театральная слава Джигарханяна во много подогревалась его киноролями. Он сыграл в знаковых фильмах «Операция «Трест» и «Журавушка», а уж его штабс-капитана Овечкина из «Неуловимых мстителей» цитировали и пародировали все школьники СССР. Ярко выраженная мужская харизма обрекла Джигарханяна на роли силовиков и комиссаров, но с таким же успехом он сыграл, например, преступника в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи».
За два дня до кончины Армена Борисовича страна отмечала юбилей Людмилы Гурченко, которой нет с нами уже девять лет. Джигарханян стал особенным человеком для Людмилы Марковны после фильма «Старые стены», который сама Гурченко считала своим триумфальным возвращением в большое кино. Чем-то этот фильм похож на «Москва слезам не верит». Женщина-директор фабрики, взрослая дочь и практически никакой личной жизни. Правда, на отдыхе она знакомится с мужчиной и у них явный роман. Но она возвращается в свой «текстильный городок». А потом выясняется, что ее курортный роман – бывший летчик, переквалифицировавшийся в шофера. Мезальянс как бы налицо. Но режиссер Виктор Трегубович пригласил на роль Володи именно Армена Джигарханяна, и все зрительницы поверили: уж такой-то, будь он хоть летчик, хоть шофер, пара не то что директрисе, но даже и министерше.
Позже Гурченко и Джигарханян еще снимались вместе, а в знаменитом музыкальном фильме «Бенефис Людмилы Гурченко» Джигарханян почти речитативом исполнил песенку о сапожнике. Точно так же виртуозно и без голоса Армен Борисович пел знаменитые куплеты Тристана в «Собаке на сене»: «Я по женской части – ух – теоретик!»
В 1975 году всего лишь 40-летний Джигарханян сыграл одну из своих лучших ролей, дедушку Левона в фильме «Когда наступает сентябрь». Практически в это же время он играл в «Здравствуйте, я ваша тетя!». Но если судью Кригса мы видим на экране постоянно, то добрую историю о Левоне сегодня в телепрограмме не сыщешь. Будем справедливыми – не популярны и те ценности, о которых говорил этот фильм. Разве теперь кто-то пожарит шашлык на московском балконе для целого двора?
Когда надо, Джигарханян с блеском демонстрировал свое отрицательное обаяние. Его Горбатого из «Места встречи изменить нельзя», как бы это осторожно сказать, до сих пор обожают зрители. Вся роль практически – сиденье за столом, в распоряжении актера, помимо очень неудобного грима, только взгляд и интонация. И ведь веришь, что этот калека держит в кулаке свору, которая могла бы прихлопнуть его в одно мгновенье.
В 1984 году Джигарханян сыграл еще одного преступника, не столь циничного, в телефильме «Профессия – следователь». Сложность была в том, что его герой – глухонемой от рождения, которого искусный врач научила говорить и «слышать» по губам собеседника. Армен Борисович специально общался с такими людьми, изучал их манеру говорить, жестикуляцию, мимику.
Как известно, «на свете столько не живет армян, как в фильмах, где сыграл Джигарханян». Конечно, у актера были очень проходные роли, особенно на склоне лет, он и не скрывал, что снимался из-за денег. Но помнят его по другим работам, в частности, по картинам Карена Шахназарова. Пусть там не главные роли, но как забыть директора из «Города Зеро», у которого в приемной сидит абсолютно голая секретарша, а на заводе вообще творится полный абсурд. Старый врач из триллера «Цареубийца», авантюрист из «Американской дочери»…
А Кац, который «предлагал сдаться», в фильме Гайдая? А Козюльский в «Ширли-мырли» Меньшова? Наверняка наш читатель назовет еще десятку-двадцатку своих любимых ролей.
Закат в кавычках и без
В конце 1987 года Театр им. Маяковского готовился к знаменательной премьере. Практически запрещенный ранее Исаак Бабель и его «Одесские рассказы», из которых Андрей Гончаров сделал спектакль «Закат». В роли Менделя Крика – Армен Джигарханян. А в массовке еще и дочь Елена, это ли не счастье? И вдруг в день премьеры в театре разносится страшная новость: дочь Армена Борисовича трагически погибла, задохнулась в автомобиле. Это потом уже стало известно про то, что у Елены было тяжелое психическое заболевание, но разве подробности имеют значение? Актер потерял свою единственную кровиночку на земле. И хотя через какое-то время Армен Борисович сыграл эту и другие премьеры и продолжил сниматься, жизнь его изменилась безвозвратно.
Свои родительские чувства Джигарханян пытался перенести на собственных студентов, которых обучал во ВГИКе. Курс был ему дорог настолько, что он добивается от правительства Москвы создания собственного театра, в бывшем здании кинотеатра «Прогресс». И поначалу этот «новичок» действительно был заметен в театральной Москве.
Однако впоследствии в стенах театра разыгрались драмы, которые не под силу описать Шекспиру, но которые уже неоднократно «ставились» на разнообразных ток-шоу, и говорить о них лишний раз, честно говоря, не хочется.
А хочется, чтобы этого уникального актера помнили благодаря его искусству…