Душное лето 87-го. Как жил и умер Анатолий Папанов

Анатолий Папанов биография. Папанов и Миронов. Жизнь Папанова. Смерть Папанова.

Он никогда не любил чрезмерное внимание к себе при жизни и ушел из нее незаметно и загадочно.

Летом 1987 года московский Театр сатиры давал гастроли в Прибалтике, которая считалась «маленькой Европой» на территории СССР. Там можно было отлично провести время и с пользой походить по магазинам, поэтому настроение у всех было приподнятым. В августе труппа перебиралась из Вильнюса в Ригу. Анатолий Папанов собирался улететь на несколько дней в Карелию ‒ там завершались съемки очень значимого для актера фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…». Папанов попросил свою супругу, актрису «Сатиры» Надежду Каратаеву обязательно собрать газеты с рецензиями. С газетами в руках ее увидел Андрей Миронов и со своей неподражаемой интонацией произнес: «Боже, неужели вы читаете эту муть?!». Каратаева даже представить не могла, что и ее 64-летнему мужу, и молодому красивому 46-летнему Миронову оставалось жить считанные дни…

Анатолий Папанов биография. Папанов и Миронов.  Жизнь Папанова. Смерть Папанова.  Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». Режиссер Леонид Гайдай, 1968 г.
Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». Режиссер Леонид Гайдай, 1968 г.

Мужчина пришел!

Папанов и Миронов никогда не были друзьями. Долгое время Анатолий Дмитриевич искренне считал, что у Андрюши, как звали Миронова в театре, только одна проблема в жизни: несвежие пирожные. А так ему судьба всё преподнесла на блюдечке ‒ знаменитых родителей, внешность, безбедную жизнь, поступление в театр. У самого Папанова была совершенно иная доля.

Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме. Отец, работник военизированной охраны, играл в любительском театре, а на детские роли звали Толика и его сестру. Правда, периодически родители сетовали: театр сын любит, а вот почитать те же пьесы, да и вообще учить уроки его не уговоришь.

Анатолий Папанов биография. Папанов и Миронов.  Жизнь Папанова. Смерть Папанова. Анатолий Папанов в 1941 г.
Анатолий Папанов в 1941 г. Источник: Wikipedia.

Когда семья перебралась в Москву, Папанов работал литейщиком. Семья жила на западе Москвы, недалеко от «Мосфильма» и Дома культуры завода «Каучук». На знаменитой студии Толе иногда удавалось получить крохотные роли в массовке, а в ДК работала настоящая театральная студия, которую вели актеры Вахтанговского театра. В общении с корифеями Анатолий осознал всю степень своей дремучести. И с тех пор стал читать.

Когда началась война, Папанов уже служил в армии. Через короткое время вместе с товарищами угодил под жестокую бомбежку. Все, кто находился в блиндаже, погибли. Уцелел только Папанов, получивший несколько тяжелых ранений, в том числе в ногу. Ему раздробило половину пятки, а два пальца на стопе пришлось ампутировать. Наркоза на такую «пустяковую» операцию не нашлось, Анатолий попросил завести патефон с пластинкой Лидии Руслановой.

Он очень хотел воевать дальше, но кому был нужен хромой? Вернулся в военную Москву и решил навестить свой Дом культуры. Студия теплилась усилиями нескольких старушек, их радости при виде Папанова не было предела: мужчина пришел! Примерно то же самое сказали в ГИТИСе, но поставили жесткое условие: от палочки надо избавляться. И Анатолий, с помощью педагога Ивана Иванова, сумел преодолеть хромоту.

Годы любви и безвременья

Анатолий Папанов биография. Папанов и Миронов.  Жизнь Папанова. Смерть Папанова.  Надежда Каратаева (1924 ‒ 2019) в телеверсии спектакля Театра сатиры «У времени в плену». Режиссеры Валентин Плучек, Алина Казьмина, Ваграм Кеворков. 1980 г.
Надежда Каратаева (1924 ‒ 2019) в телеверсии спектакля Театра сатиры «У времени в плену». Режиссеры Валентин Плучек, Алина Казьмина, Ваграм Кеворков. 1980 г.

На курсе было немало красивых девушек, но Анатолий выделил одну: Надю Каратаеву. Она единственная из представительниц слабого пола ходила на занятия в гимнастерке. Надежда полтора года служила в санитарном поезде. Двух бывших фронтовиков сразу потянуло друг к другу, но Папанов и думать не смел, чтобы статная девушка с длинной косой захотела связать свою жизнь с инвалидом. Даже познакомил ее с другом, красавцем из номенклатурной семьи. Пришлось Наде в лоб сказать Толе, как же он слеп. Правда, мама Нади долго вздыхала: как же некрасив и худ ее будущий зять! Однако Надя упрямо доказывала: когда Толя на сцене, равных ему нет.

Анатолий Папанов биография. Папанов и Миронов.  Жизнь Папанова. Смерть Папанова. Анатолий Папанов ‒ студент ГИТИСа. 1943 г.
Анатолий Папанов студент ГИТИСа. 1943 г. Источник: Wikipedia.

Действительно, после окончания института Папанова позвали в несколько московских театров, а Надю распределили в Клайпеду. Прибалтика только начинала жить «советской» жизнью, там было необходимо организовать русскоязычный театр. И Анатолий уехал вслед за женой. Причем Надя сразу стала примой, а ему давали роли типа «кушать подано». В Театр сатиры они попали только через пару лет, в 1948 году. Но признание пришло намного позже, и в годы безвременья Папанов, как и многие, «спасался» алкоголем. Пил так, что жена даже подумывала о разводе. С пагубной привычкой Папанов навсегда покончил в 1973 году, сразу после смерти матери.

В 1961 году Эльдар Рязанов снял его в фильме «Человек ниоткуда» сразу в четырех ролях, но фильм разозлил главного идеолога страны Михаила Суслова и картину засунули на «полку». Когда через два года Папанову позвонили от режиссера Столпера и предложили роль генерала Серпилина в фильме по роману Константина Симонова «Живые и мертвые», Папанов не поверил, отговаривался тем, что как бывший старший сержант не сумеет сыграть генерала. Потом наконец решил прочесть роман и заявил жене: «Они меня зовут, потому что у Симонова сказано: у Серпилина лошадиное лицо!». Тем не менее и фильм, и появление Папанова на экране стали событием для критики и для зрителей.

Анатолий Папанов биография. Папанов и Миронов.  Жизнь Папанова. Смерть Папанова.  В роли Серпилина в фильме Александра Столпера «Живые и мертвые», 1963 г.
В роли Серпилина в фильме Александра Столпера «Живые и мертвые», 1963 г.

Ну, зритель, погоди!

Еще через два года Эльдар Рязанов зовет актера в фильм «Берегись автомобиля». Здесь мы впервые видим актерский дуэт Папанова и Миронова. Реплики из их диалогов ‒ «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Жениться нужно на сироте…», «Твой дом турма» и другие сразу стали народными. Но тогда Папанов воспринимал своего младшего коллегу по театру исключительно как любимчика судьбы. И только потом Анатолий Дмитриевич убедился: у них очень много общего. Оба тяготились комедийной маской, которая к ним прилипла, оба были беззаветно преданы сцене, ради нее преодолевали и скрывали тяжелейшие недуги. О том, что их свяжет окончательно и навсегда, знать им было, конечно, не дано.

Анатолий Папанов биография. Папанов и Миронов.  Жизнь Папанова. Смерть Папанова. Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», 1963 г.
Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», 1963 г.

Как и все великие актеры, Папанов обладал своеобразным характером, исполненным противоречий. Он следил за отзывами критики, после спектаклей раздавал автографы всем, кто ждал его у служебного входа. При этом по улице ходил, надвинув кепку и загородившись темными очками. Терпеть не мог, когда ему вслед кричали «Ну, Заяц, погоди!». Такое произошло на свадьбе его дочери Лены. Папанов, несмотря на торжество, разозлился и долго кричал в ответ, перечисляя свои роли в «Белорусском вокзале», «Детях Дон Кихота», «Живых и мертвых» и другие…

Ушли друг за другом

Анатолий Папанов биография. Папанов и Миронов.  Жизнь Папанова. Смерть Папанова. Последняя роль Анатолия Папанова в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…», 1987 г.
Последняя роль Анатолия Папанова в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…», 1987 г. Роль была озвучена Игорем Ефимовым.

В последние годы он тщательно отбирал киносценарии, хотел играть только серьезное. Создал поистине трагический образ в фильме «Время желаний». Но гораздо больше был занят в театре, как режиссер поставил пьесу Горького «Последние», решил набрать курс в ГИТИСе.

Однако, прочитав сценарий «Холодного лета пятьдесят третьего…», сразу дал согласие режиссеру Александру Прошкину. Папанов всю жизнь помнил, как пацаном работал на заводе и в цеху пропала важная деталь. Арестовали всю их бригаду, Анатолий просидел в тюрьме десять дней. Тогда он на всю жизнь понял, что ощущали люди, несправедливо арестованные и приговоренные к каторге, а то и к расстрелу. И роль зэка «Копалыча» воспринял всем сердцем.

Театр уже был в Риге. В последний день Прошкин снимал сцены смерти и похорон «Копалыча». Папанов отказался остаться на заключительный банкет и вообще пару дней отдохнуть на карельских просторах. Спешил в Москву, а потом в Ригу. Но почему-то попросил режиссера показать ему бутафорскую могилу своего героя. У декорации он сначала неловко пошутил, а потом надолго замкнулся в себе…

В день прилета в его московской квартире не было горячей воды, но Папанов уже давно обливался ледяной, он вообще был человеком закаленным, к тому времени не пил и не курил. Когда 6 августа Анатолий Дмитриевич не появился в Риге и спектакль с его участием оказался под угрозой, забили тревогу. Тогда не было мобильников, междугородная телефонная связь представляла определенные трудности. По цепочке выяснили, что Лена на даче, что московская квартира была снята с охранной сигнализации, а дверь заперта изнутри. Когда ее взломали, то увидели: актер сидит мертвый в ванной, а по коридору льется вода. Врачи установили, что смерть произошла от остановки сердца поздним вечером пятого августа. Резкий спазм сосудов от воздействия холодного душа.

На похороны в Москву полетели вдова, директор театра и буквально два-три актера. Говорят, что был чуть ли не приказ Министерства культуры: продолжать гастроли. Главный режиссер театра Плучек распорядился: спектакли с участием Папанова заменить творческими вечерами Андрея Миронова. Андрей Александрович скрепя сердце работал. Прошло несколько дней, и 14 августа он упал без чувств в конце спектакля «Женитьба Фигаро»…

Мать Андрея, Мария Владимировна, не смирилась ни с министерством, ни с Плучеком. Если гроб Папанова на гражданской панихиде стоял в фойе ‒ из-за ремонта, ‒ то с Мироновым прощались на сцене. Многие актеры тоже уже не обращали внимания на запреты и, потрясенные двумя подряд смертями, выехали в Москву.

Городничий и Хлестаков, Фамусов и Чацкий, Лелик и Геша Козодоев, Киса Воробьянинов и Остап Бендер ‒ они ушли друг за другом, оставив тем, кто их любил, до сих пор биться над загадкой мистической трагедии.

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *