1 января свое 85-летие отметила бы очень скромная женщина, Нина Матвеевна Соротокина, автор романа «Трое из Навигацкой школы», «родительница» обожаемых страной Саши Белова, Алеши Корсака и Никиты Оленева.
В данной истории все вертится вокруг даты 1 января. В 1935 году в этот день родилась Нина Соротокина. По настоянию родителей девушка, втайне мечтавшая о творчестве, пошла учиться на инженера. Но потом все же решилась и занялась литературой. 1 января 1983 года она сделала себе подарок – набралась храбрости и позвонила режиссеру Светлане Дружининой, предложив ей прочитать еще не изданную рукопись. И ровно через пять лет телезрители 250-миллионного СССР залипли у телеэкранов. Там было все, как у Дюма, – отважные красавцы, любовь, короли, интриги, шпаги, кони, но в абсолютно русских пейзажах. И поэтому это было намного круче, чем у знаменитого французского писателя.
Когда б вы знали, из какого сора…
Нина Матвеевна скончалась 17 мая 2019 года. Создав роман, который был столь успешно экранизирован, написав несколько сценариев и еще много книг, она осталась редчайшим для киношно-писательской среды человеком, поэтому известно о ней немного. Она родилась в Свердловской области, а в Москву попала уже вместе с мужем и сыном. Защитила диссертацию и преподавала в техникуме. Тогда сфера ее деятельности была весьма далека от захватывающих дворцовых интриг и приключений. Соротокина была специалистом в области канализации и водопровода.
За литературные труды она засела после рождения второго сына. Во-первых, супруг обеспечил ей достойные условия: у мальчиков была няня, а в доме – достаток. Нина решила, что она должна оправдать свое «безделье». А заодно – что надо написать для собственных мальчишек что-то вроде «Трех мушкетеров». Параллельно Соротокина писала рассказы и начала посещать литературный семинар, который вел один из самых известных советских писателей Юрий Нагибин.
Рукописи не горят
Когда «Трое из Навигацкой школы» подошли к концу, именно к Нагибину Нина обратилась с просьбой. Она посмотрела фильм Светланы Дружининой «Принцесса цирка».
Дружинина понимала, что после «Мистера Икса», где играл и пел народный артист СССР Георг Отс, она должна предложить зрителю что-то особенное. И Светлана Сергеевна, здраво рассудив, что музыкальное кино про любовь смотрят прежде всего женщины, рискнула отдать главную роль никому не известному сыну чешского дипломата Игорю Кеблушеку. Кеблушека дублировали по всем направлениям, то, что он делал в кадре сам, выходило не очень, но внешность дебютанта была сногсшибательной и многое искупила.
Соротокина прикинула, что режиссер с таким беспроигрышным чутьем сумеет вдохнуть жизнь в ее гардемаринов. И попросила Нагибина достать телефон Дружининой.
Светлана Сергеевна забрала толстую рукопись, куда-то засунула и тут же о ней забыла. Потом вообще в квартире режиссера и ее мужа Анатолия Мукасея случился пожар. Дружинина решила, что рукопись погибла вместе с ее бумагами, но оказалось, что машинописные листочки давно перекочевали в другое место, их с удовольствием читали муж и дети Светланы Сергеевны. И Дружинина, позвав Нагибина и Соротокину в соавторы сценария, приступила к съемкам фильма.
Приключения на съемочной площадке
Изначально задумывалось, что Сашу Белова сыграет Олег Меньшиков, Алешу Корсака – Юрий Мороз, снимавшийся еще в «Принцессе цирка», а роль князя Оленева Дружинина хотела отдать своему сыну Михаилу. В пару Корсаку-Морозу подобрали Софью – Марину Зудину. Но Юрий Мороз в это время больше тяготел к режиссуре, снимал свой дипломный фильм, и эту пару сыграли уже популярные поющий Дмитрий Харатьян и Ольга Машная.
Меньшиков посчитал, что ему сниматься в этом фильме не нужно, и пришел Сергей Жигунов, у которого было несколько не очень заметных ролей. Зато он умел фехтовать и скакать верхом. От Меньшикова у Александра Белова остался голос.
Михаил Мукасей тоже не смог играть, и Жигунов с Харатьяном привели Владимира Шевелькова, который начал сниматься еще в подростковом возрасте. К сожалению, уже на этих съемках отношения Дружининой и Шевелькова не сложились, и в продолжениях саги Владимир не участвовал. Позже оттуда ушел и Жигунов.
Труднее всего было найти «Анастасию Ягужинскую», девушку, из-за которой мужчины должны терять голову. Татьяна Лютаева была однокурсницей Миши Мукасея по ВГИКу. «Гардемарины» были ее дебютом. Артистка очень нервничала, у нее не все получалось, особенно в сценах с такими звездами, как Римма Маркова и Михаил Боярский.
Боярский сыграл в «Гардемаринах» одну из своих лучших ролей. Пусть фильм и снимался всего через 10 лет после «Мушкетеров» и актеру снова пришлось играть скачущего, фехтующего и поющего француза, но Михаил Сергеевич сумел наделить своего де Брильи абсолютно отрицательным обаянием. При этом невозможно не сочувствовать прожженному французу по поводу его безнадежной любви. А песня «Ланфрен-ланфра» стала хитом на все времена. Вообще музыка Виктора Лебедева и тексты Юрия Энтина придали фильму совершенно неповторимый флер.
Интересно, что Василия Лядащева из Тайной канцелярии мог сыграть Леонид Филатов, но роль досталась Александру Абдулову и стала стопроцентным попаданием. Фраза «Ни минуты для личного счастья, все Отчизне» из уст Абдулова превратилась в мем.
И, конечно, украшением фильма стали работы Евгения Евстигнеева (канцлер Бестужев), Владислава Стржельчика (лейб-медик Лесток), Виктора Борцова (камердинер Гаврила), Иннокентия Смоктуновского (кардинал де Флери) и многих других.
Успех первых «Гардемаринов» вдохновил Дружинину не только на продолжение киноромана, но и на «Тайны дворцовых переворотов». Сейчас объявлено о начале съемок четвертых «Гардемаринов», где из первого состава остались Харатьян, Лютаева, Боярский и Машная.
Упавший портрет
Согласитесь, есть немало писательниц (ну, или авторов книг, так вернее), которые постоянно истерят: «Отдать свое произведение (читай: шедевр – прим ред.) в кино все равно, что отдать собственного ребенка навсегда в чужие руки». При этом отдают. Нина Соротокина ни разу не произнесла ничего подобного и твердо стояла на своем: раз фильм успешен, значит он сделан так, как надо.
Она даже стеснялась успеха своих произведений. До 2012 года жила в подмосковном «наукограде» Троицке, а тамошние ученые были далеки от гардемаринских страстей. В шутку они прозвали Нину Матвеевну «Дюма-мать».
А вот молодые актеры, которые снимались в фильме, совершенно серьезно говорили, что Соротокина относилась к ним по-матерински, много им помогала. Перед смертью она активно общалась с Сергеем Жигуновым, задумавшим ремейк.
Соротокина великолепно вязала, была заботливой бабушкой для своих внуков. Но никто бы не назвал ее домоседкой. Она ходила в байдарочные походы, ездила на раскопки. К себе как к писательнице относилась примерно так же иронично, как друзья-физики.
Дмитрий Харатьян рассказывал, что у него на стене висел фотопортрет в роли Алеши Корсака. Однажды ночью портрет свалился, и на следующий день актер узнал, что Нина Матвеевна умерла.