Из ее биографии любят делать слезливую историю: сиротство при живой матери, детский алкоголизм, слепота и чудесное прозрение, мягко говоря, непривлекательная внешность, погибшие дети…
Но Эдит Пиаф не зря пела: «Нет, я не жалею ни о чем». Судьба дала ей стальной характер и голос, превосходящий по воздействию любую сногсшибательную красоту. У нее было море поклонников, она знала любовь самых знаменитых мужчин, а последняя романтическая история Эдит Пиаф была похожа на настоящую сказку.
Вечный подкидыш
Аниту Майяр совершенно не привлекло материнство. Идет Первая мировая война, муж (или не муж вовсе) Луи Гассьон где-то там воюет. Скажите пожалуйста, он зачем-то испросил себе отпуск, чтобы увидеть новорожденного, то есть новорожденную, а потом снова отправился совершать чудеса героизма. Даже если его не убьют, какой толк от бродячего акробата? То ли дело артистическая карьера, о которой мечтала Анита. Поэтому она немедленно отправила младенца своей матери.
Много позже Анита была счастлива: Эдит служила для нее бесконечным и безотказным источником денег, правда, общаться не желала. Ну, собственно, не очень-то и хотелось…
Бабке Майяр эта страшненькая девчонка с постоянно гноящимися глазами не глянулась. Чтобы малышка не орала, в бутылочку с молоком постоянно подливали вино. Не известно, дожила бы Эдит Гассьон хотя бы до подросткового возраста, но в 1917 году Луи узнал, как живет его дочь, забрал ее от одной бабки и передал собственной матери, владелице борделя.
А вот вторая бабушка и ее «девочки» оказались намного милосерднее. Они хотя бы сразу поняли, что малышка просто-напросто не видит. Процесс был глубоко запущенным, и девочку решили отвезти на поклонение Святой Терезе, и о, чудо – буквально накануне даты поездки Эдит прозрела.
Неудавшееся материнство
Девочке было уже шесть лет, настала пора идти в школу. Однако родители других учеников не желали видеть рядом со своими детьми внучку владелицы борделя. Эдит буквально затравили. Единственное, что ей осталось – это выступать с собственным отцом на улице. И тут выяснилось, что страшненькая и нескладная Эдит действует на публику не только своим видом, но гораздо больше – необычным голосом и артистизмом. Ее даже взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен». В первый момент, когда на эстраде появлялась одетая непонятно во что и плохо отмытая девочка, публика посмеивалась, но потом ей все прощали за волшебное пение.
В 16 лет она стала сожительницей коммерсанта Луи Дюпона. От него Эдит родила дочку и назвала ее Марсель. Как ни странно, ребенок ей мешал так же, как когда-то она сама – матери. Эдит воспитывала ее в собственной съемной квартирке, а надо было еще и зарабатывать. Луи совсем не так представлял себе примерную мать и решил в качестве устрашающей меры забрать ребенка в свою семью. Однако Марсель заболела менингитом и умерла.
Говорят, что в 1938 году у Эдит был еще один мертворожденный ребенок, и с тех пор она не могла иметь детей.
Два Пигмалиона
Когда Эдит было 20, она познакомилась с владельцем кабаре «Жернис» Луи Лепле. Он и стал Пигмалионом для этой даже не скульптуры, а куска камня, от которого Лепле долго и жестко отсекал все лишнее. Он придумал псевдоним Пиаф, что означает «воробышек». Эдит сумела дорасти только до 147 см, а вес ее даже не добирался до 40 кг. Лепле научил девушку держаться на сцене, подбирать песни и режиссировать их исполнение, работать с аккомпаниатором.
Неожиданно доброго гения певицы нашли с простреленной головой, и Пиаф даже попала в круг подозреваемых из-за небольшого наследства, которое значилось в завещании. Это отразилось на реакции публики, несмотря на то, что Пиаф уже пережила первый успех.
Впоследствии дело Лепле продолжил поэт Раймон Ассо, которого считают создателем «стиля Пиаф». Маленькое черное платье, выразительные руки и, конечно, голос, необыкновенно воздействующий на слушателя. Постепенно вокруг Эдит появляется команда, в которую входит и композитор Маргерит Монно. Эдит Пиаф выступает в самом знаменитом мюзик-холле Парижа, и газеты сообщают о рождении великой драматической певицы.
Маленькая героиня
Начинается Вторая мировая война, однако это не мешает успеху Пиаф. Знаменитый деятель искусства Жан Кокто сначала занимает ее в собственной пьесе, а затем и в снятом по пьесе фильму. У Пиаф огромная популярность, и она использует ее, чтобы совершать чудеса героизма. Во время этой войны европейцы, взятые в плен фашистами, находились под защитой конвенции, иногда это помогало. Эдит добилась разрешения выступать перед пленными. В такие «гастроли» она часто брала с собой вещи, необходимые для побега. После концерта – «невинное» совместное фото на память, а в Париже по этим фото изготавливали фальшивые документы для тех, кому удавалось бежать.
Уже после войны Пиаф способствовала успеху молодого певца и актера Ива Монтана, шансонье Шарля Азнавура, ансамбля «Друзья песни». Она отнюдь не была добренькой феей. Говорят о ее жестком, очень властном характере. Все, попадавшие в ее орбиту, должны были жить по правилам звезды. Но при этом отмечали, что люди делали это с радостью.
Большая любовь
Совершенно не красивая, тщедушная, разъедаемая артритом, от которого со временем она спасалась наркотиками, страдающая алкоголизмом, Пиаф магически воздействовала на мужчин. Большая любовь связала ее со знаменитым французским боксером Марселем Серданом. Чемпион страны, Европы и мира, красавец с алжирским темпераментом обожал Эдит. У него была жена и трое сыновей, но чемпион не побоялся собрать пресс-конференцию и заявил: да, Эдит Пиаф – моя любовница, но только потому, что я женат, иначе она была бы моей супругой. Журналисты были настолько потрясены этим джентльменством, что не стали разносить сплетни, а самой Эдит послали огромную корзину цветов в знак восхищения чувствами, которые она вызывает.
Марсель Сердан погиб в автокатастрофе. Одни говорят, что он летел на матч-реванш, другие, что на свидание к самой Пиаф, но все равно он сел на рейс, чтобы сэкономить время и успеть быстрее к возлюбленной. До конца жизни Эдит винила себя в гибели Марселя. Эта ситуация очень многое изменила в ее жизни, и не в лучшую сторону. Бесконечные сеансы спиритизма, уколы морфием, какое-то нелепое замужество с певцом…
В 1955 году 40-летняя Пиаф уже выглядела развалиной. Но это не помешало ей триумфально выступить в парижском зале «Олимпия». Потом она отправилась в гастроли по США. Это было время растущей популярности рок-н-рола, и драматический шансон Пиаф поначалу не имел никакого успеха. Тогда певица пересмотрела программу, перережиссировала некоторые номера и снова сорвала огромный успех.
Гастроли за океаном шли около года. Они окончательно разрушили ее здоровье, женщине ко всем недугам поставили диагноз «цирроз печени» и подолгу держали в больницах.
Под конец жизни она познакомилась с обычным 27-летним парикмахером Тео Ламбукисом. Грек по происхождению, он действительно был красив, как Аполлон. Эдит разглядела в новом возлюбленном вокальный талант и вывела Тео вместе с собой на сцену. Что тут началось, особенно после того, как Пиаф и Ламбукис обвенчались. Его называли альфонсом, про нее шептались, что «старушка сошла с ума»…Но самое интересно, что Тео действительно очень любил Эдит. И последние месяцы, которые Пиаф провела в мучениях, постоянно находился рядом с ней.
Пиаф умерла в октябре 1963 года, она не дожила даже до 48 лет. Тео Ламбукис не унаследовал никаких многомиллионных богатств, только долги любимой жены. По всей видимости, это было следствием расходов на лечение, а также взбалмошного и деспотичного характера Пиаф, которая вряд ли прислушивалась к чужому мнению.
Как и другие люди, сыгравшие важную роль в жизни Эдит, Тео Ламбукис умер не своей смертью. Он погиб в автокатастрофе в 34 года. Зато именно ему выпала честь навсегда упокоиться по соседству с прахом Эдит Пиаф на кладбище Пер-Лашез.