В последние годы Васильева говорит в своих интервью в основном на темы религии, прохладно отзываясь об актерском искусстве, в том числе о собственном. Но, на наш взгляд, некоторые роли Екатерины Сергеевны способны не хуже, чем слово пастыря, перевернуть и повести за собой зрительские души и сердца.
Шемаханская царица
Она ‒ дочь известного в советские годы поэта, а матерью Екатерины была Олимпиада Макаренко, чей отец являлся белогвардейцем, покинувшим Россию. Олимпиада воспитывалась в семье своего дяди, знаменитого после революции педагога Антона Семеновича Макаренко. Во время Великой Отечественной войны Олимпиада ушла на фронт, но поэт Сергей Васильев буквально вывез любимую девушку из района боевых действий в Москву, и в августе победного 45-го родилась Екатерина.
В юности Сергей Васильев пытался учиться актерскому мастерству, но поэзия увлекла его намного больше. А вот по Кате с детства чувствовалось: сцена ‒ ее призвание. Школьницей она занималась в театральном кружке. Интересно, что в старших классах вместе с ней учился будущий известный артист Евгений Киндинов. Став взрослыми, Екатерина и Евгений одно время вместе служили во МХАТе. Так вот, Киндинов вспоминал, что Васильеву в школе звали Шемаханской царицей, хотя она никогда не была воображалой.
Катя выросла высокой рыжеволосой девушкой, с резкими чертами лица. Возможно, кто-то и считал, что у актрис должна быть более «кукольная» внешность, но Васильева в себе не сомневалась. И вообще с виду ей всё давалось легко. Например, она планировала поступать в театральный вуз, но еще школьницей решила посмотреть, как во ВГИКе набирает студентов сам Михаил Ромм. Она там настолько понравилась, что без проблем поступила в мастерскую Владимира Белокурова. Говорят, что по институту ползли разговоры: взяли необыкновенно талантливую девушку, но внешность и язычок у ее примерно как у Фаины Раневской.
Злопыхатели (а может, льстецы?) могли плести что угодно, но Катя пользовалась и профессиональным, и женским успехом. Будущий режиссер Сергей Соловьев однажды увидел рыжеволосую красотку, которая сидела на институтском подоконнике, свесив наружу стройные ноги. Внешне они абсолютно не комплектовались, но оба были очень талантливы и безумно интересны друг другу. И Васильева вышла замуж за Соловьева.
Вас вызывает «Мосфильм»
Выпускников кинематографических вузов обычно неохотно берут в серьезные театры. А Васильева сразу же попала в Театр им. Ермоловой, а через три года ушла в «Современник». А вот в кино ее как раз разглядели не сразу. И только после 25 у нее появились заметные работы в фильмах, которые смотрят до сих пор. В «Бумбараше» она играла атаманшу, предводительницу банды, в комедии «Вас вызывает Таймыр» ‒ нелепую и трогательную горничную, в «Соломенной шляпке» ‒ неверную жену. Стало ясно, что Васильева ‒ актриса, которая может сыграть всё.
Каждый Новый год, когда показывают самые добрые, самые волшебные фильмы, мы минимум четырежды видим Екатерину Сергеевну. Даже минимум пять раз, если начать с той же «Соломенной шляпки». Хотя она вовсе не сказочная героиня.
Первым «новогодним» фильмом была «Эта веселая планета» в 1973 году. По сути, фильм-концерт, с бесподобной музыкой Давида Тухманова и простеньким сюжетом: на Землю в предновогодний вечер высаживает НЛО с тремя инопланетянами, в том числе девушкой по имени Zet. В начале фильма это нечто с нелепыми хвостиками, в громоздком скафандре, с каким-то особенным «инопланетным» автоматом в руках, девица, готовая «шлепнуть» каждого, кто ей не понравится. В середине ‒ лихо отплясывающая красавица в мини, в конце картины Zet ‒ совершенно «очеловечившаяся» и влюбленная по уши. И всё это без каких-то актерских швов. Васильева из тех, кто может сыграть характер «два в одном», а если надо ‒ то и три, и четыре.
Если продолжать разговор о новогодних фильмах, то вспоминается ее придворная дама Эмилия из «Обыкновенного чуда», которая преображается, встретив утерянную любовь, или товарищ Шемаханская в «Чародеях», одновременно авторитарный руководитель, ведьма и ревнивая тетка.
Еще один фильм, который мы смотрим уже двадцать лет, это рождественская история «Приходи на меня посмотреть». Рассказывают, что изначально Екатерина Васильева отказывалась играть старушку мать. Ведь пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала» была написана о 60-летних людях, которые случайно нашли свое позднее счастье. И Васильева хотела играть главную героиню. Но режиссер фильма Олег Янковский значительно снизил возраст героев, и 55-летней Екатерине Сергеевне досталась роль матери, которой лет этак 70 с гаком.
Между прочим, на первый взгляд не заметно, но у Васильевой в этом легком фильме самая тяжелая актерская задача. По сюжету ее дочь Татьяна, старая дева, затевает целое представление, чтобы утешить умирающую мать. И именно Софье Ивановне надо внезапно поверить, что к дочери через 30 лет заявился жених и тут же сделал предложение, что так же внезапно объявилась взрослая внучка, якобы выросшая у чужих людей. Наконец, в конце фильма Софья Ивановна должна встать с инвалидного кресла после десятилетнего паралича. Тут очень легко сфальшивить, но Васильева проявила высочайшее мастерство, и зритель верит всем чудесам вслед за ней как ребенок.
Конечно, она отнюдь не актриса новогодних ролей. Играла у таких мастеров советской режиссуры, как Сергей Герасимов, Сергей Юткевич, Алексей Герман, Динара Асанова. Многократно ее снимал Сергей Соловьев, который влюблен в талант бывшей жены, несмотря на быстрый развод.
Екатерина Сергеевна Медичи
Совершенно фантастически Екатерина Сергеевна сыграла в фильме Михаила Козакова «Визит дамы». Вообще-то пьеса Дюрренматта изначально называется «Визит старой дамы», но, как выразилась младшая коллега и друг Васильевой Евгения Добровольская, эта актриса «перевернула» Дюрренматта. Васильева не стала играть старуху, у которой вместо рук и ног искусные протезы. Ее Клэр одновременно красива и безобразна, умна и слепа, нежна и стервозна. В финале чувствуется, что ее героиня скоро покончит счеты с жизнью и уйдет за своим бывшим возлюбленным, ею же и убитым.
Очень жаль, что этот великолепный фильм был снят в 1989 году, когда СССР уже совсем разваливался и ни у кого не дошли руки, чтобы дать актрисе за ее мастерство какую-нибудь Государственную премию. А вообще такие роли, на наш взгляд, достойны «Оскара».
У Васильевой до обидного мало актерских наград. Одна из них ‒ «Хрустальная Турандот» за работу в «Орестее» в постановке немецкого режиссера Петера Штайна. Вообще театров и режиссеров в жизни Васильевой было много.
Во время работы в «Современнике» она влюбилась в драматурга Михаила Рощина и ушла от Соловьева. Во втором браке у нее родился сын Дмитрий. Пока Васильева сидела в декрете, за нее боролись Марк Захаров и Олег Ефремов. Но Рощин, кажется, больше дружил с Ефремовым, и Васильева перешла во МХАТ.
Ее тут же прозвали Книппер-Рощиной, дескать, в пьесах Антона Павловича играла его супруга Книппер-Чехова, а ты у нас будешь Книппер-Рощиной. Но Васильева никогда не нуждалась в мужьях ‒ режиссерах или драматургах, чтобы иметь роли. Это она выбирала, а не ее. Когда у нее иссякала любовь или вдохновение, она уходила. Васильева и от Рощина ушла, потому что узнала о его измене. А в 1987 году ушла из МХАТа.
У нее были сложные отношения с Ефремовым. Вроде бы однажды Олег Николаевич выпивал с Рощиным и сказал, что у Васильевой такой характер, она, мол, никого, кроме себя, не любит. На наш взгляд, советские мужчины, даже самые выдающиеся, всегда пасовали перед самодостаточными женщинами, но всё равно в них нуждались. Поэтому через несколько лет Ефремов сам позвонил Васильевой и сообщил: знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси хочет видеть ее в своем спектакле «Игры женщин». Слава богу, эта работа сохранилась в записи. Совершенно блестящие две новеллы, объединенные в один спектакль, где Васильева играет две абсолютно, на первый взгляд, разноплановые роли. На самом деле общее у этих героинь есть: ум и железная хватка.
Партнерами в этом спектакле у актрисы были совсем еще молодые Михаил Ефремов и Евгения Добровольская. Позже они все вместе играли в «Королеве Марго», где младшие коллеги звали Васильеву Екатериной Сергеевной Медичи. Потому что она действительно королева, со всеми вытекающими. Даже сейчас, когда в основном мы видим ее в платке.