12 мая 1980 года состоялась премьера фильма режиссера Александра Митты, билет на который в первый же год проката приобрели более 71 миллиона зрителей.
При создании картины многое из того, что делалось и снималось, имело приставку «впервые». Те, кто идет первым, всегда принимают на себя удары судьбы. Так произошло с режиссером Александром Миттой, сценаристами Юлием Дунским, Валерием Фридом, Борисом Уриновским и даже с некоторыми актерами, снимавшимися в этом фильме.
Запас прочности
В 70-е годы в СССР снимали отличные комедии, детективы, исторические картины, иногда удавались мелодрамы. Но зритель мечтал не только поплакать или посмеяться, но и, если хотите, побояться от души, а потом чтобы все хорошо кончилось. В Голливуде эту жажду утолили еще в 1970 году фильмом «Аэропорт» по роману Артура Хейли. Считается, что с него начался жанр фильма-«катастрофы».
Через шесть лет снять что-то подобное в СССР взялся режиссер Александр Митта, известный по фильмам «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда» и «Как царь Петр арапа женил». Он обратился к сценаристам, с которыми работал ранее, и те сочинили историю, где советский самолет терпел аварию, экипаж проявлял героизм и сажал лайнер без жертв. Но в Министерстве гражданской авиации возмутились, сказали, что советские самолеты самые прочные в мире и просто так аварию потерпеть не могут. Тогда действие перенесли в вымышленную африканскую страну, где разразилось землетрясение и вдобавок взорвался нефтезавод, почему-то расположенный вблизи аэропорта. То есть авария случалась из-за внешних причин.
Сценарий носил название «Запас прочности», но кто-то справедливо рассудил: напоминает тоскливые советские производственные драмы. Митта устраивал мозговые штурмы, но в итоге прижилось название, которое он сам и придумал. Потом потребовали переписать финал. Сначала по сюжету командир экипажа, сумевший посадить сломанный самолет, умирал от инфаркта. По новой версии, его вылечили и отправили в санаторий.
Первый состав уволился «по собственному желанию»
Александр Митта пригласил нескольких актеров, с которыми работал раньше. Образ командира экипажа должен был создавать Алексей Петренко, он перед этим сыграл у Митты Петра I. Но брутальный артист пожаловался, мол, ему «не играется» внутри металлического корпуса самолета. Тогда на роль Андрея Васильевича Тимченко пригласили Георгия Жженова. В молодости актер в общей сложности 13 лет провел в заключении на Колыме и хорошо знал, что значит сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. В результате нечаянная находка стала украшением фильма.
Роль второго пилота Валентина Ненарокова режиссер предложил Николаю Караченцову, который после «Старшего сына» и «Собаки на сене» был одним из самых популярных актеров своего поколения. Но Караченцов одновременно был занят в театре у Марка Захарова и группа не могла подстраиваться под его график.
В тот момент на экраны вышел ныне полузабытый производственный фильм «Иванцов, Петров, Сидоров», где снимались практически не известные в кино Леонид Филатов и Анатолий Васильев. Роль Ненарокова Митта предложил Васильеву, а Филатова решил «держать в запасе», имея в виду образ легкомысленного бортинженера Игоря Скворцова. Главным кандидатом был Олег Даль.
Отснявшись в течение двух недель, Даль заявил, что это все «попса» и вообще он болен и работать в «Экипаже» не будет. Поскольку это был не первый демарш Даля, взбешенное руководство «Мосфильма» запретило снимать его в течение трех лет. Митта вызвал Филатова, но Леонид Алексеевич сначала позвонил Далю, выяснил обстоятельства его отказа и только после этого согласился.
Насчет очаровательной стюардессы Тамарочки Митта не беспокоился: конечно, Елена Проклова, которая сыграла у него в своем первом фильме «Звонят, откройте дверь» и потом снялась в картине «Гори, гори, моя звезда». Проклова тогда была хрупкой очаровательной девушкой, но в ней чувствовался внутренний стержень. После дебюта у Митты ее охотно приглашали в сказки и мелодрамы. От «Экипажа» она отказалась тоже якобы из-за занятости в спектаклях МХАТа, но потом выяснилось, что за время, пока рождалось кино про летчиков, Елена снялась минимум в шести картинах и везде у нее была центральная роль.
В коридоре «Мосфильма» Митта увидел плачущую красотку. Оказалось, недоучившаяся студентка театрального вуза Александра Яковлева не прошла пробы (вроде бы это был «Осенний марафон» Данелии, маленькая роль дочки Бузыкина). Александр Наумович же решил, что стюардесса из нее в самый раз. Однако в вузе, из которого отчислили девушку, режиссера предупредили, что он еще с ней наплачется…
«Митта снимает порнуху!»
Гораздо больше актерских характеров Митту волновала материальная база будущей картины. Вместо запрошенных на две серии полутора миллионов дали 1 млн 250 тысяч рублей, для советских цен это была очень существенная разница. Как обычно, сказали: вы начинайте, мы добавим, но так и не добавили. Один из двух списанных самолетов, выделенных «Аэрофлотом» на съемки сцен, где лайнер ремонтируют в воздухе, сгорел сам по себе на запасной взлетной полосе в «Домодедове».
Вымышленный город Бидри, разрушенный землетрясением, снимали в окрестностях Ялты, там же сняли момент, когда Ненароков навещает бывшую жену и сына. В Ялте нашли завод комбикормов и обманом, сказав директору, что для фильма про войну предоставили слишком худых буренок, выпросили у директора три тонны отрубей. Их смешивали с водой, и они изображали селевой поток с гор.
Оператор фильма Валерий Шувалов проявил чудеса героизма при организации комбинированных съемок. Было использовано несколько десятков макетов, изображающих горящие и взрывающиеся детали самолетов и здания. В кадре летел в воздух макет Омского нефтезавода. Это изделие раздобыл Виктор Доценко, будущий автор детективов, которого привлек к съемкам Митта. Доценко тогда только-только окончил ГИТИС по специальности кинокритика, и одна из его работ была посвящена комбинированным съемкам. Виктор был родом из Омска, в родном городе он узнал, что у Омского нефтезавода есть настоящий макет, размером с пятикомнатную квартиру, который изготовили немцы. Доценко выпросил у руководства этот макет, честно пообещав вернуть всё, что от него останется. Понятно, что не осталось ничего. Казалось, после таких напрягов съемка любовной сцены Скворцова и Тамары – легкая прогулка, но не тут-то было.
Дело в том, что Митта с самого начала хотел достоверно показать все коллизии «земной» жизни главных героев. У насквозь положительного командира экипажа Тимченко незамужняя дочь забеременела, что по советским меркам было аморально. У Ненарокова была стерва жена, которая после развода запретила ему общаться с сыном. Тамара провалилась в театральном институте и пошла в стюардессы, уступив своему дедушке, а потом сразу влюбилась в бортинженера Скворцова. А сам Скворцов меняет девушек как перчатки, и только с Тамарой у него возникают наконец серьезные отношения.
Обычно в нашем кино для любовных сцен даже «супругов» одевали в футболки и ночные рубашки. Митта хотел, чтобы было «как в жизни». Тамара варит кофе в накинутой мужской рубашке, Скворцов нежится в еще «не остывшей» постели, по идее, на нем ничего не должно быть надето. Но Филатов заартачился и отказался снять джинсы, в них он находился даже под одеялом. Сейчас многие говорят, что Филатов в жизни не был соблазнителем и ловеласом и в тот момент был счастлив со своей женой. Вопрос – с какой именно? На момент съемок «Экипажа» он был официально женат на актрисе Лидии Савченко и имел тайный роман со своей будущей супругой, тоже актрисой, Ниной Шацкой.
А вот Александра очень легко согласилась раздеться догола. Хотя на съемках фильма она часто выводила коллег из себя: могла заявиться не в том платье, которое требовалось в кадре, при этом режиссеру она говорила, что так решил костюмер, костюмеру – что так решил режиссер, а на самом деле ей просто это платье больше нравилось. И таких мелких подстав с ее стороны было немало.
В общем, любовную сцену снимали целых три дня. Отснятый материал носили на проявку, и одна из женщин, видимо, сверхвысокой нравственности, увидела обнаженную грудь Яковлевой и побежала жаловаться: в павильоне снимают порнуху!
Что случилось потом
В конце 70-х «назло Голливуду» снимались еще два фильма – «Пираты XX века» и «Москва слезам не верит». По итогам проката 1980 года они обогнали «Экипаж», но 71 миллион все равно был очень внушительной цифрой. Выход картины про героических летчиков успешно повлиял на актерские судьбы Леонида Филатова, Александры Яковлевой, Анатолия Васильева. Любопытно, что и в реальной жизни многие актеры в чем-то повторили судьбу своих героев.
Георгий Жженов, герой которого остался жить и дождался внучку, прожил 90 лет. У него было четыре брака, в которых появились на свет три дочери. Один из внуков актера, Петр Цеханович, стал оперным певцом.
Леонид Филатов после выхода фильма, как и его герой, «пошел сдаваться». Он расстался с первой супругой и в 1982 году женился на Нине Шацкой. Это был по-настоящему счастливый брак. Актер умер от тяжелой болезни в 2003 г.
На момент съемок Анатолий Васильев был женат на очень талантливой актрисе Театра сатиры Татьяне Ицыкович (Васильевой). В 1978 г. у них родился сын Филипп. Но у актрисы параллельно была интрижка с главным режиссером театра Валентином Плучеком, а потом она влюбилась в коллегу Георгия Мартиросяна. Васильевы расстались со скандалом, Анатолий долго не общался с сыном. Потом он снова женился, на журналистке, у него родилась дочь. А Татьяна и Филипп Васильевы периодически фигурируют в светской хронике в связи с семейными неурядицами.
Александра Яковлева еще не раз портила отношения с коллегами. На съемках «Чародеев» она довела до белого каления Валентина Гафта. Сложной была и личная жизнь Александры Евгеньевны. Известно о трех ее мужьях, вторым был знаменитый ведущий программ «600 секунд» Александр Невзоров. В начале 90-х годов Яковлева стала делать карьеру вне кино. Любопытно, что одно время она работала руководителем службы по качеству и персоналу в питерском аэропорту «Пулково», потом перешла в железнодорожную отрасль. В 2016 году снялась в новом фильме «Экипаж», ее героиню звали Тамара Ивановна. Несколько лет назад Яковлевой поставили диагноз, связанный с онкологией, а в апреле 2022 года она умерла.
Роман Монин, сыгравший мальчика Алика, вырос и поступил в Московский авиационный институт. Сейчас мужчине 47 лет, он занимает высокий пост в крупной IT-компании. Интересно, что большую часть своей роли четырехлетний артист озвучил самостоятельно, но иногда ему помогала Клара Румянова, бессменный голос Зайца из «Ну, погоди!». В «Экипаже» Румянова получила одну из своих немногих игровых, а не мультяшных ролей. Она сыграла маму мальчика в аварийном самолете.
Галина Гладкова, которую мы увидели в роли дочери Тимченко Наташи, после «Экипажа» снялась всего в двух картинах. Она умерла в 2003 году, не дожив до 49 лет. Друзей Наташи сыграли сын Олега Табакова Антон и Ирина Савина. Антон впоследствии отказался от актерской карьеры. Ирина до «Экипажа» блеснула в картине «Безымянная звезда». Казалось, девушку ждет яркое будущее. Но после распада СССР она перешла в дубляж, и только в 2004 году снялась в «Весьегонской волчице».
запоем читал