Ее кумиром была “железная леди” Маргарет Тэтчер.
Элина Авраамовна обладала уникальной красотой и талантом, но решающую роль в ее личной и творческой судьбе сыграл характер, который коллеги дипломатично называли “непростым”. Будь по-другому, возможно, актриса сделала бы в кино и театре намного больше, а главное — ее дни не закончились бы так печально и так скандально.
Единственный раз
Говорят, что ее назвали Эллиной, в честь древних греков, которые одинаково обожествляли силу и красоту, но киевская паспортистка что-то перепутала. Все равно это имя было необычным для девочки, родившейся 4 апреля 1928 года, особенно на фоне многочисленных Тракторин и Пятилеток.
Элина была дочерью врача и долгое время мечтала пойти по стопам отца. С началом войны она вместе с матерью и младшей сестрой была эвакуирована в Астрахань. Несмотря на свои 13 лет, Элина твердо решила стать санитаркой. Чтобы попасть на курсы, нужно было сдать экзамен, однако комиссия сразу отказала “пигалице”, несмотря на ее горящий взгляд. Все же девочка попросила проэкзаменовать ее и на все вопросы ответила блестяще. С того момента она стала санитаркой в передвижном эвакогоспитале. Наравне со взрослыми не только ухаживала за ранеными, но и таскала носилки. Из-за постоянного перенапряжения Элина впоследствии не смогла иметь детей.
В 1944 году она наконец вернулась в Нежин, где находилась ее мать и младшая сестра. Позже из действующей армии прибыл отец. Авраам Петрович даже не сомневался, что теперь дочке прямая дорога в местную акушерско-фельдшерскую школу.
Студенты были обязаны присутствовать на операциях. Однажды на глазах Элины умер человек, которому неправильно сделали анестезию. Девушка была потрясена: она видела так много смертей на фронте, но там не было необходимого оборудования, лекарств, а тут, в мирное время, человек лишился жизни из-за врачебной ошибки. Потом было дежурство в роддоме, когда за одну ночь родилось несколько младенцев с патологиями. Элина поняла, что она не в состоянии взвалить на себя ответственность за чужую жизнь. Пожалуй, это был единственный раз, когда она свернула с намеченного пути.
А возможно, перемены произошли просто потому, что в нее было заложено совсем другое, и это “другое” всё громче заявляло о себе. Элину тянуло в художественную самодеятельность, в балетный класс, но отец считал, что актриса — это не профессия для его девочки. В качестве компромисса для получения высшего образования был выбран пединститут. Но через год Элина забрала оттуда документы и уехала к бабушке в Киев. Там она с первой попытки поступила в театральный институт.
Не родись красивой
На спектакли студентов приходил молодой актер Кирилл Лавров. Он был всего на три года старше Элины, но за его плечами была авиационная школа и служба в бомбардировочном полку. Из-за войны Кирилл, сын актера, толком даже не мог получить среднее образование, ему отказали в приеме московские театральные училища. И Кирилл приехал в Киев к отцу, актеру Юрию Лаврову, служившему в театре.
Между талантливыми и красивыми молодыми людьми начался роман, и дело шло к свадьбе. Уже мать Кирилла поехала в Вильнюс, где тогда служил Авраам Петрович, познакомилась с будущими родственниками.
Однажды Кирилл вместе с театром уезжал на гастроли. Элина сбегала на рынок, купила роскошный букет. Но, не дойдя до поезда, увидела как ее жених нежно прощается с какой-то девушкой. Это была актриса Валентина Николаева, с которой потом Лавров прожил полвека. А в тот момент Элина швырнула букет в помойку и, ничего не выясняя, навсегда порвала отношения с женихом.
Бескомпромиссный и вспыльчивый характер Быстрицкой к тому времени был хорошо известен в институте. Однажды на творческом вечере девушка стояла за кулисами и готовилась выйти на сцену. Однокурсник то ли свистнул ей в ухо, то ли вообще схватил красотку за талию. Но в итоге он получил сильнейшую пощечину и упал.
Казалось бы, пустяк, но Элину решили исключить из комсомола. Скорее всего, поводом для таких серьезных оргвыводов послужили развернувшиеся тогда в стране борьба с космополитизмом и в частности — “дело врачей”. А Элина была дочерью врача и еврейкой, как тут не проявить бдительность.
Другие бы в этой ситуации признали бы что угодно и покаялись, лишь бы уцелеть, а Элина отказалась отдать в райкоме комсомола свой комсомольский билет. “Я его получала на фронте, а не у вас!” — заявила она комсомольским богам местного значения.
Спасли девушку заступничество руководителя института и смерть Сталина. Весной 1953 года Элина Быстрицкая, окончившая институт с отличием, получила распределение в Херсонский театр. Главный режиссер оценивающе глянул на черноволосую красавицу с осиной талией и тут же пригласил ее вечером на свидание. Элина не только отказала, но и тут же покинула Херсон. Она добилась перераспределения в Вильнюс, где в это время жили ее родители.
Талантливой выпускнице сразу дали роль в пьесе Арбузова “Таня”. Главная героиня — поначалу наивная девушка, которая бросила мединститут и посвятила себя мужу. Но супруг уходит к другой, а Таня теряет ребенка. Жизнь закаляет ее, Таня уезжает на Север, где работает врачом.
Посмотрев этот спектакль, родители Элины наконец смирились с тем, что их дочь стала актрисой. Ведь она играла настоящего врача! Быстрицкая была счастлива. К тому же в театре у нее начался роман с главным режиссером Андреем Поляковым. Официально они не были расписаны, но считали себя настоящей семьей. И в 1955 году оба решили попытать счастья в Москве.
В те времена переехать в столицу было все равно что переселиться на другую планету. Работу в Москве невозможно было получить без прописки, а прописку не давали, если у тебя не было своей жилплощади. Известно, что Быстрицкой удалось устроиться в Театр им. Пушкина и что супруги мыкались по съемным углам и в конце концов разошлись из-за бытовых неурядиц. Что случилось далее с Поляковым — тайна, во всяком случае вряд ли ему предложили что-то, равноценное посту руководителя целого театра. А вот карьера Быстрицкой резко пошла на взлет.
Шекспировские страсти
Свою первую кинороль Элина сыграла еще в студенчестве, в 1950 году, и это тоже была роль врача, хоть и эпизодическая. Еще через год она получила эпизод в фильме “Тарас Шевченко”, где главную роль играл Сергей Бондарчук. До этой картины Сергей Федорович был мало известен. Но фильм посмотрел Сталин и распорядился немедленно присвоить актеру звание Народного артиста СССР, в обход всех регламентов.
Говорят, что именно на съемках “Тараса Шевченко” между Бондарчуком и Быстрицкой пробежала черная не просто кошка, а пантера. То ли Бондарчук решил за ней приударить, то ли высказал сомнения в ее способностях…В общем, Быстрицкая запомнила.
Надо сказать, что дебют Элины Авраамовны в кино не был феерическим. Однако лицо ее выглядело новым, интересным, особенно на фоне звездных блондинок игравших тогда главные роли. И в 1955 году она получила сразу два заманчивых предложения.
Одно — в фильм “Неоконченная повесть”, где ей дали главную роль участкового врача. Но это был не такой врач, который приходит, не моет руки, спрашивает “Что принимаете? Помогает? Принимайте дальше” и исчезает. Для Елизаветы Максимовны Муромцевой ее пациенты — как члены семьи, тем более что из-за бесконечной преданности работе она не может устроить личную жизнь. И вот под ее опеку попадает парализованный инженер-кораблестроитель, которому титулованные врачи предписывают покой. Однако участковый врач Муромцева не соглашается с авторитетами, лечит больного по своей методе и в конце концов поднимает его на ноги в буквальном смысле.
Роль была очень манкая, но вторую главную режиссер Эрмлер отдал Сергею Бондарчуку. В это время Быстрицкая получает еще одно приглашение: в экранизацию пьесы Шекспира “Двенадцатая ночь”, где задача была еще более интересной — сыграть одновременно девушку Виолу и ее брата-близнеца Себастьяна. Элина прошла пробы и потом отказалась от роли. Ее блестяще сыграла Клара Лучко. Видимо, будущую работу с Бондарчуком Быстрицкая восприняла как вызов.
На площадке “Неоконченной повести” вспыхнули по-настоящему шекспировские страсти. Противостояние между исполнителями главных ролей дошло до того, что режиссер даже в общих сценах вынужден был снимать каждого по отдельности. Однако зрители видели только влюбленные глаза Бондарчука и Быстрицкой, устремленные друг на друга.
Говорят, что после этой картины многие девочки решили пойти в медицинский. А сама Элина Быстрицкая в своей книге написала: плохие отношения с влиятельным Бондарчуком потом в какой-то мере стоили ей успешной карьеры.
Битва за “Дон”
В том же 1955 году знаменитый режиссер, актер и педагог Герасимов решает наконец осуществить замысел, который долго вынашивал, — снять фильм “Тихий Дон”. И сам фильм, и история его создания давно стали легендами. И о том, как на роль Аксиньи попала Элина Быстрицкая существует несколько версий.
Еще в самодеятельности Элина подготовила сцену из романа Шолохова, но преподаватель сказал ей, что ее дело — это “костюмные” роли, гордые южные красавицы, а не деревенские бабы. Но мы уже убедились: стоило кому-то сказать Быстрицкой “нет”, она поступала наперекор. Узнав о том, что идет кастинг на “Тихий Дон”, она лично обратилась то ли к самому Шолохову, то ли к Герасимову. Сама актриса говорила, что приехала к Герасимову и не смогла сыграть сцену, которую тот предложил. И только через полгода ей снова позвонили и утвердили на роль, потому что ее выбрал Шолохов. Еще Элина Авраамовна рассказывала, что дети писателя показывали ему фото из фильма “Неоконченная повесть” и говорили: “Вот она, твоя Аксинья!”.
Но был человек, который категорически не соглашался с таким мнением. Нонна Мордюкова, снявшаяся у Герасимова в “Молодой гвардии”, играла Аксинью в студенческом спектакле. Она была уверена, что маститый режиссер позовет ее, коренную кубанскую казачку на роль шолоховской героини. Возможно, Герасимов и позвал бы, но за несколько лет до съемок у него была очень неприятная история с Мордюковой, которая нанесла значительный удар по его гордости и чуть не стоила ему карьеры.
Герасимов влюбился в красавицу Нонну, когда та была еще студенткой, и даже отправился в станицу к матери девушки — свататься. Однако женщина подняла “престарелого” лысого жениха на смех и посоветовала “Нонке” выходить за однокурсника — красавца Славика Тихонова.
Сватовство Герасимова вызвало переполох в высших партийных кругах. Герасимов и его жена Тамара Макарова были статусной парой, и развод означал громкий скандал в советской культурной элите. Герасимову чуть ли не влепили выговор и посоветовали усмирить своего беса в ребре. Понятно, что как бы режиссер ни желал видеть Нонну Мордюкову Аксиньей, этого просто не могло произойти.
До конца жизни Нонна Викторовна отпускала в адрес Быстрицкой весьма нелестные комментарии. Но Аксинья в исполнении Элины Авраамовны царственной походкой прошлась по экранам, получила горячее признание у донских казаков. Говорят, что после этого нашей актрисой заинтересовался Голливуд, но, как это тогда было принято, американским режиссерам киноначальство ответило вежливым отказом, не поставив известность о предложениях саму актрису.
Слово не воробей
Звездные роли в “Неоконченной повести” и “Тихом Доне” позволили перейти Быстрицкой в один из самых тогда уважаемых театров страны — Малый. Правда, там молодую красавицу никто не ждал, особенно актрисы. Настоящая война развернулась между двумя примами — Быстрицкой и Руфиной Нифонтовой.
Но к тому времени Элина Авраамовна уже была под надежной защитой. Ее мужем стал дипломат и переводчик Николай Кузьминский. В отличие от подавляющего большинства советских людей, Кузьминский регулярно ездил за границу. Он привозил своей супруге потрясающие туалеты, обувь, духи. Это сделало актрису еще более яркой и вызывало невыносимую зависть у коллег прекрасного пола.
В Малом театре Быстрицкая то получала по несколько главных ролей в год, то уходила в тень на несколько лет. Она не держалась за роли, если ее не устраивал режиссер или работа партнеров. У нее не было авторитетов. Говорят, что единственный человек, перед которым она преклонялась, это — Маргарет Тэтчер. Когда “железная леди” английской политики уже удалилась на покой, Быстрицкая, во время поездки в Великобританию, получила от Тэтчер приглашение в гости.
Элина Авраамовна вела большую общественную работу, кстати, немало способствовала тому, что художественная гимнастика, президентом федерации которой она являлась, стала олимпийским видом спорта. Хотя сама Быстрицкая виртуозно играла в бильярд, и это тоже многое говорит о ее характере.
С Кузьминским она тоже рассталась. Ходили слухи, что у дипломата постоянно были молоденькие любовницы и одна из них чуть ли не подговорила мужчину отравить соперницу. Но близкие к актрисе люди утверждали: Кузьминский боготворил свою жену Якобы однажды, на 28-м году семейной жизни, между супругами произошел разговор. Одна из их общих знакомых разводилась из-за измены. Элина Авраамовна жестко высказалась о непостоянстве мужчин, а Николай Иванович неосторожно сказал, что и женщины не святые, мол, его секретарши сами “прыгали в постель”. Элина Авраамовна была у него третьей женой, возможно, лично перед ней Кузьминский и не был ни в чем виноват, но Быстрицкая не стала выяснять и развелась.
О чем она не узнала
Вот теперь она осталась по-настоящему одна. Ее младшая сестра Софья жила в Израиле, у той были дети и внуки, что создавало Быстрицкой иллюзию полной семьи, с которой она общалась в основном по скайпу. Хотя актриса долгие годы была еще полна здоровья, сил, а над ее красотой время, казалось, было не властно. При том, что она никогда не делала “пластики”. Быстрицкая, хоть и не получала интересных ролей в кино, но работала в театре, даже к 79-летию выпустила премьеру у довольно необычного для Малого театра режиссера Андрея Житинкина. Потом решила попробовать себя в качестве исполнительниц песен и романсов.
Быстрицкая дружила с певицей Людмилой Зыкиной, у которой тоже были слава, красота и …одиночество. Вокруг Людмилы Георгиевны роились администраторы и помощники, и с одной из них, Ксенией, Элина Авраамовна сблизилась после ухода Зыкиной.
На сегодня уже известно немало историй о том, как горячая дружба между “помощниками” и пожилыми одинокими звездами в конечном итоге оборачивалась скандалами вокруг наследства и чудовищными разоблачениями. Не миновала эта участь и Элину Авраамовну. Хотя ее, народную артистку СССР, ветерана войны, красавицу с царственной осанкой невозможно было представить в эпицентре чего-то “желтого”. Однако шоу под названием “Наследство Элины Быстрицкой” шло по телеэкранам не менее “триумфально”, чем подобные передачки, касавшиеся имен Алексея Баталова, той же Зыкиной и многих других. Говорили, что актрису перед смертью мучили голодом, не пускали к ней родственников, бесконтрольно тратили большие деньги с ее личных счетов. В итоге, уже после смерти Элины Авраамовны, которая случилась 26 апреля 2019 года, та самая помощница попала под суд и получила три с половиной года тюрьмы.