Евгений Шварц. Не в сказку попал

Евгений Шварц. Биография Шварца. Биография Евгения Шварца.

Из драматургов своего поколения, не доживших до “оттепели”, Шварц остается самым цитируемым и востребованным в театре.

На первый взгляд Евгений Львович Шварц создал свои самые знаменитые пьесы по сказкам, которые были сочинены намного раньше Шарлем Перро, Братьями Гримм и самым любимым автором Евгения Львовича — Гансом Христианом Андерсеном. Но, как говорилось в одной книге, посвященной Шварцу, “…во всех случаях, когда он обращался к детям, к нему внимательно прислушивались взрослые”. После того, как перо и ум Шварца прикасались к, казалось бы, фантастическим историям с выдуманными персонажами, оказывалось, что драконы и голые короли вполне себе прекрасно живут среди нас, и не только живут, но капитально влияют на наши представления о добре и зле.

Евгений Шварц. Биография Шварца. Биография Евгения Шварца. Николай Черкасов в роли Дон Кихота. Кадр из фильма Григория Козинцева по сценарию Евгения Шварца, 1957 г.
Николай Черкасов в роли Дон Кихота. Кадр из фильма Григория Козинцева по сценарию Евгения Шварца, 1957 г.

В пьесах Шварца со Злом сражались герои-одиночки. Не обязательно молодой и полный сил рыцарь Ланцелот (“Дракон”), но и вполне потрепанный Дон Кихот, и маленькая девочка Герда, и, наконец Принцесса из “Обыкновенного чуда”, потому что именно ее любовь победила чары самого Волшебника и глупость ее собственного батюшки. По мере сил сражался и сам Евгений Шварц, сжимая в своих вечно дрожащих пальцах не меч, а остро отточенные карандаши. “Человек, ужаснувшийся злу и начавший с ним драться, как безумец, всегда прав” — так он жил и по этому принципу творил.

Неудачник

Евгений Шварц. Биография Шварца. Биография Евгения Шварца. Семья Шварц, 1915 г.
Семья Шварц, 1915 г. Источник: Wikipedia.

Женя Шварц родился 21 (по новому стилю) октября 1896 года у очень молодых людей. Его отцу Льву Борисовичу Шварцу на тот момент было 22, матери, Марии Федоровне — вообще 19. Глава семьи учился в Казанском университете, из которого за несколько лет до рождения Евгения Шварца за революционную деятельность был исключен Владимир Ульянов (Ленин). То ли в этом университете действительно был так силен народовольческий дух, то ли после Ленина университет попал под особое внимание полиции, но Льва Борисовича Шварца тоже заподозрили в вольнодумстве, несмотря на его очень востребованную специальность — хирург. Вместе с молодой женой-акушеркой и маленьким сыном он был вынужден часто менять место жительства. Примерно к 1906 году Шварцы наконец осели в глубоко провинциальном Майкопе. К этому времени у Евгения появился брат Валентин.

Своих родителей Шварц вспоминал как людей очень талантливых. Супруги принимали участие в любительских спектаклях, отец умел играть на скрипке, но мать Евгений считал гораздо более одаренной и “по-русски сложной”. Маме в шесть лет он заявил что будет романистом — не писателем, не прозаиком, а именно “романистом”. А еще у маленького Жени была интересная особенность — как только в том, что ему читали, назревал несчастливый финал, он зажимал уши и всячески протестовал. Интересно, что в пьесах Шварца (а не в киносценариях по его произведениям) финалы очень часто грустные или, что называется, открытые.

Родители на самом деле были уверены, что из их старшего сына ничего путного не выйдет, и предсказывали ему судьбу неудачника. На подростка это производило тяжелое впечатление. Вероятно, поэтому, став профессиональным писателем, Шварц очень спокойно относился к тому, что его не причисляли к “великим”.

По настоянию родителей он пытался выбрать профессию юриста и даже поступил в Московский университет. Но деньги, которые шли из Майкопа, Шварц оставлял в театрах, в результате чего явился в отчий дом в стоптанных ботинках. На дворе стоял 1916 год, и молодого человека призвали в армию.

Белогвардеец и актер

Шварц всегда вел дневники, но несколько лет из его жизни долго оставались тайной даже для близких друзей. Много позже выяснилось, что Шварц воевал на стороне Белого движения, в марте 1918 года в составе Добровольческой армии участвовал в штурме Екатеринодара (ныне Краснодара), был тяжело контужен. С тех пор у него начали трястись руки.

До сих пор толком не известно, как Шварцу удалось пережить те страшные месяцы. Он долго лежал в госпитале и оказался студентом Ростовского университета (донская столица в это время находилась под контролем немцев). Зимой 1920 года Ростов-на-Дону был взят большевиками, а студента Шварца снова призвали, на этот раз в Красную армию. Но поскольку он был не годен к строевой, ему поручили что-то вроде организации армейской самодеятельности. Образовалась труппа “Театральная мастерская”, туда пришла работать очень красивая актриса Гаянэ Халаджиева, в которую Шварц влюбился. Однако папа и мама девушки не хотели, чтобы та выходила замуж за еврея, хотя родители Евгения и он сам были крещены в православной вере. Шварц без возражений крестился в армянской церкви.

Евгений Шварц. Биография Шварца. Биография Евгения Шварца. Николай Гумилев. Фото из следственного дела. 1921 г.
Николай Гумилев. Фото из следственного дела. 1921 г. Источник: Wikipedia.

Молодые актеры играли пьесу Николая Гумилева “Гондла”. Каким-то образом спектакль посетил художник-авангардист, член знаменитого объединения “Мир искусства” Юрий Анненков. И написал короткую рецензию в петроградском журнале, в том числе вот такие строки: “Запомнилось имя очаровательной исполнительницы роли Леры — Халаджиевой, артистки своеобразной и яркой…”

Шварцу же доставались роли, где надо было быть очень худым. По мнению сына Корнея Чуковского, Николая, актерского таланта у Евгения Львовича не было. Оставим это на совести не самого известного писателя. А вот Гумилев страшно удивился, что его пьесу играют какие-то ростовские актеры, и буквально накануне расстрела, который поэт, естественно, предвидеть не мог, во время путешествия в Севастополь посетил “Театральную мастерскую”. 

Актеры совершенно оторопели, увидев человека, который вошел и сказал “Я — Гумилев”.  Сезон уже закончился, актеры прочли Николаю Степановичу некоторые монологи. Тот пришел в восторг и сказал “Я вас тут не оставлю”. Гумилев успел рассказать об интересном коллективе самому наркому культуры Луначарскому, и “Театральная мастерская” официально была приглашена в Петроград. Причем актеры решили, что везти с собой деньги, которые в 1921 году дешевели каждый день и исчислялись миллионами, не имеет смысла. На все, что у них было, они накупили подсолнечного масла и тащили его с собой с берегов Дона на берега Невы.

Когда они прибыли, Гумилев уже был расстрелян. Несмотря на это, они открылись спектаклем “Гондла” и имели успех. Но весной 1922 года труппа распалась, актеры искали счастья в разных городах, а вот Шварц с Гаянэ остались в Петрограде. Впоследствии женщина стала эстрадной артисткой, а Шварц после неудавшейся театральной карьеры работал грузчиком, продавцом книг, трудился в железнодорожном депо. И даже умудрился устроиться литературным секретарем к Корнею Чуковскому, который тогда был очень популярным. Впоследствии Шварц опубликовал портретный очерк о Чуковском под названием “Белый волк”, где изобразил знаменитого “дедушку Корнея” отнюдь не таким сладким, как это обычно делали в официальной литературе.

Детский писатель

Евгений Шварц. Биография Шварца. Биография Евгения Шварца. Янина Жеймо и Фаина Раневская в фильме Н. Кошеверовой и М. Шапиро “Золушка”, 1947 г.
Янина Жеймо и Фаина Раневская в фильме Н. Кошеверовой и М. Шапиро “Золушка”, 1947 г.

Семейная жизнь складывалась неудачно. Впоследствии, написав пьесу “Золушка”, Шварц придал Мачехе черты Гаянэ. Но, возможно, не от хорошей жизни молодой женщине приходилось “бегать, упрашивать, очаровывать”.  Шварц азартно внедрялся в знаменитые литературные группировки, потом поехал на Донбасс, где свел тесную дружбу с главным “обэриутом” Николаем Олейниковым. Оба талантливых литератора впоследствии работали под руководством Самуила Маршака, “ответственного” за создание советской детской литературы. Особых денег это не приносило, хотя Шварц писал детские стихи и рассказы, был очень хорошим и внимательным редактором. Но…про него говорили, что рассказывает он лучше, чем пишет.

30 мая 1928 года Шварц оказался в гостях, где встретил Екатерину Зильбер. Екатерина Ивановна на тот момент была замужем за солидным человеком, братом писателя Вениамина Каверина. Женщина находилась в глубочайшей депрессии. Незадолго до этого вечера у нее умер маленький сын, она даже хотела наложить на себя руки — ведь врачи ей сказали, что детей больше не будет. Каково же было удивление ее мужа и остальных, когда через несколько минут после знакомства со Шварцем женщина начала смеяться.

Спустя некоторое время Екатерина ушла от мужа, но влюбленный в нее Шварц все еще не мог развестись с Гаянэ: та ждала ребенка. После рождения дочери Наташи Евгений Львович ушел от первой жены, но ради дочери они продолжали общаться. Впоследствии Шварц проводил с Наташей много времени, особенно на каникулах, и подруги девочки даже не догадывались, что ее отец — “приходящий”. Евгений Львович дожил и до появления двух любимых внуков.   

…В самом начале молодая семья пережила страшную трагедию Несмотря на приговор врачей, Екатерина забеременела, но через несколько месяцев ребенок умер в утробе. Несколько лет женщина тяжело болела, все время нужны были деньги. Шварц начинает наконец создавать свои замечательные пьесы. В 1934 году появился знаменитый ныне “Голый король”. Однако при жизни Шварца эту пьесу не только не поставили, но даже и не издали. Лишь при Хрущеве, в 1960 году “Голого короля” поставил молодой театр “Современник”. Из-за ажиотажа на этих спектаклях дежурила конная милиция, а исполнитель главной роли Евгений Евстигнеев стал настоящей звездой.

Храброе сердце

Вместе со своим другом Николаем Олейниковым Шварц написал несколько сценариев про девочку Леночку, которую играла взрослая актриса-травести Янина Жеймо. После войны Шварц по просьбе своего друга, знаменитого ленинградского режиссера Николая Акимова, напишет оригинальный сценарий “Золушка”. В этом фильме Янина Жеймо сыграет свою самую знаменитую роль, а текст разлетится на цитаты.

В 1937 году многие друзья Шварца — Олейников, поэты Николай Заболоцкий, Даниил Хармс и другие — подверглись обвинениям в контрреволюционной деятельности. Олейников был расстрелян, Хармс умер не то в тюрьме, не то в психушке в блокадном Ленинграде, Заболоцкий пять лет сидел в лагерях. Все эти годы его жена и дети жили в доме Шварцев. А когда на собрании от Шварца потребовали осудить Олейникова, скромный и интеллигентный Евгений Львович в буквальном смысле закричал на окружающих.

Евгений Шварц. Биография Шварца. Биография Евгения Шварца. Марина Неелова и Олег Даль в фильме Н. Кошеверовой “Тень”.
Марина Неелова и Олег Даль в фильме Н. Кошеверовой “Тень”.

То, что Шварц избежал участи многих своих друзей, вполне можно назвать “обыкновенным чудом”. У властей было достаточно поводов заподозрить драматурга в неблагонадежности. В 1940 году он выпускает пьесу “Тень”, которую с блеском поставил в Театре комедии Николай Акимов. Но спектакль был запрещен сразу после премьеры.

Однако, когда началась война, Шварц, несмотря на 45-летний возраст и вечно трясущиеся руки, идет записываться в добровольцы. Причем он снова кричал, на этот раз — на военкома. “Вы не имеете права меня не брать!”. Но тот ответил, что со своими руками Шварц скорее выстрелит в соседа. Тогда Евгений Львович решил не уезжать из Ленинграда и разделить судьбу города. Во время бомбежек они дежурили на крышах вместе с Екатериной Ивановной. 

В первые месяцы войны Шварц, несмотря на то, что Ленинград быстро оказался в блокаде, создавал антифашистские скетчи, написал несколько военных пьес, работал на радио. В декабре 1941 года друзья настояли на том, чтобы писатель с женой уехали в эвакуацию. Какое-то время Шварцы жили в Кирове, а потом отправились в Сталинабад (ныне Душанбе), где находилась труппа Ленинградского театра комедии. Там Шварц начал писать знаменитую пьесу “Дракон”.

Евгений Шварц. Биография Шварца. Биография Евгения Шварца. Олег Янковский в фильме Марка Захарова “Убить дракона”, 1988 г.
Олег Янковский в фильме Марка Захарова “Убить дракона”, 1988 г.

Удивительно, что какое-то время цензура считала эту вещь “антигитлеровской”. И только потом кто-то прозорливый увидел, сколько опасных ассоциаций содержит очередная сказка Шварца. “Дракон” был запрещен, а запрет на его постановку был снят только в 1962 году.

Евгений Шварц. Биография Шварца. Биография Евгения Шварца. Евгения Симонова и Александр Абдулов в фильме Марка Захарова “Обыкновенное чудо”, 1978 г.
Евгения Симонова и Александр Абдулов в фильме Марка Захарова “Обыкновенное чудо”, 1978 г.

Шварцу не довелось увидеть на сцене многие свои произведения. В последние годы он страдал от сильных болей в сердце. Тем не менее когда к нему обратился Григорий Козинцев с просьбой сделать из объемного и многослойного романа Сервантеса “Дон Кихот” киносценарий, Шварц с блеском выполнил задачу. В 1956 году состоялась премьера “Обыкновенного чуда” на сцене Московского театра-студии Киноактера, а роль Медведя играл молодой красавец Вячеслав Тихонов.

Шварц умер 15 января 1958 года после многочисленных инфарктов. Последними его словами были: “Катя, спаси меня!”. Спасти мужа Екатерина Ивановна не смогла. Но она честно подготовила к изданию полное собрание его сочинений, установила на могиле памятник в виде креста, а весной 1963 года намеренно приняла смертельную дозу снотворного.

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *