Некрасивая дочь разведенных родителей, обманутая жена, актриса, которую покинул любимый режиссер, — все это не только не помешало, но и помогло ей стать выдающейся женщиной.
Подписаться на нас в соцсетях
Галина Волчек умела давать интервью. Низкий хрипловатый голос делал ее интонацию особенно доверительной. Никогда не избегала вопросов о “личном”. Но на самый жгучий вопрос так и не ответила. А может быть, она сама не могла объяснить, как это — утоптать все коровьи лепешки, подкинутые судьбой, и сделать из них пьедестал.
Папина дочка
Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Родители познакомились во время учебы в Государственном техникуме кинематографии (позже ВГИК). Борис готовился стать оператором, Вера — сценаристом.
Галина всегда подчеркивала, что она — папина дочка. Став взрослой, не понимала, как могли сойтись такие разные люди, как ее родители. Красавица Вера Исааковна Маймина была очень сдержанной и строгой. Полную противоположность по характеру ей составлял супруг. К тому же Борис Волчек очень быстро стал любимым оператором знаменитого режиссера Михаила Ромма, пропадал в киноэкспедициях, а вот о сценариях Веры Майминой так никто и не услышал…
Военные годы Галя провела в Алма-Ате, а когда семья вернулась в Москву, обнаружилось, что у матери и у отца отдельная личная жизнь. В 13 лет девочка услышала, что родители расходятся, и сразу заявила, что останется с отцом.
Быт в семье Бориса Израилевича и Гали вела домработница Таня. Борис Волчек очень долго не приводил никаких женщин, во второй брак вступил, когда Гале было уже за 20. Он старался быть примерным и строгим отцом. У мужского портного заказывал одинаковые по фасону костюмы для себя и для дочери. В двубортном пиджаке с широкими плечами Галя и отправилась поступать в Школу-студию МХАТ.
О том, что она мечтает стать актрисой, Галина сообщила одному-единственному человеку. Отнюдь не отцу. Ее второй семьей были Роммы, а его дочь Наташу Галя называла сестренкой. Вообще в их доме на Полянке жил весь цвет советской кинематографии, Галя все время сравнивала себя с артистками и понимала, что она на них совершенно не похожа. Полумужские костюмы, чулки “в резиночку”, не по возрасту крупная фигура, большой нос… Но мечтала только о театре.
Галя даже школу закончила экстерном, чтобы побыстрее поступить. Однажды она попросила Михаила Ильича прослушать ее. Ромм страшно удивился: Галочка, оказывается, хочет не в Литературный институт, а на сцену. Но внимательно прослушал и написал записку Александру Михайловичу Кареву, который набирал курс в Школе-студии МХАТ. Однако поступала Волчек не по блату — записку она отдала наставнику намного позже. Что там было, так и осталось тайной.
“Донкихотша”
В Школе-студии она познакомилась с Евгением Евстигнеевым, актером, который приехал из Владимира, где очень успешно играл в местном драмтеатре. За необыкновенный талант его зачислили сразу на второй курс, но поначалу над провинциалом смеялись все кому не лень. У Евстигнеева были свои представления о том, как должен выглядеть интеллигентный человек, попавший в “богемную” среду. Единственный костюм фиолетового цвета, галстук он надевал поверх застежки-молнии.
Галя сразу поняла, что к ним пожаловал необыкновенный актер. Между молодыми людьми начался роман, который весьма удивил студентов. Галя Волчек, девушка из известной московской семьи, и нелепый Евстигнеев, что называется, “от сохи”.
Из них двоих Галю первую пригласили сниматься. Она сыграла в фильме Козинцева “Дон Кихот” и получила приличный гонорар. На все деньги Галина купила жениху хороший костюм и модную шляпу. И Евстигнеев выглядел в этих вещах так, как будто носил их всю жизнь.
А вот домашние Галиного избранника не приняли. Особенно усердствовали новая жена отца и Таня. Домработница с присущей ей простотой заявила: “Мы думали, Галька за самостоятельного выйдет… А этот… Не стыдно ему лысым ходить? Хоть бы шапчонку какую надел!”.
Уже тогда проявилась яркая черта характера Галины Волчек — она принимала решения быстрые и бескомпромиссные. И сразу заявила, что уходит из дома. Перекантовавшись какое-то время на вокзале, молодые актеры сняли комнатенку, где и сыграли скромную, но веселую свадьбу.
Первобытный коммунизм
В это время вместе со своим педагогом Олегом Ефремовым Волчек, Евстигнеев и другие студенты мечтали о создании собственной студии, из которой потом и родился знаменитый театр “Современник”.
Сын Денис появился на свет через шесть лет после свадьбы, в 1961 году. По тем меркам 28-летняя Волчек была “старородящая”. Она так переживала, что, когда ей впервые должны были принести сына на кормление, тщательно причесалась: боялась, что новорожденный увидит маму некрасивой.
Евстигнеев оказался замечательным отцом. Каждый раз, выходя из дома, он покупал малышу воздушные шарики. И хотя они громко лопались и пугали Дениса, не принести ребенку хоть какую-то забаву Евстигнеев не мог. А денег у них было мало, тем более что значительная часть общего дохода уходила на съем квартиры.
Порядок, установившийся в “Современнике”, Галина Борисовна потом назвала “первобытным коммунизмом”. Это был первый в стране театр, который создали по инициативе “снизу”, и студийцы тщательно оберегали свою “самость”. Все решалось на общих собраниях. Артисты получали государственную зарплату, но часть денег перераспределялась в пользу тех, на кого активно ходил зритель. Строго следили чтобы число постоянных членов труппы не превышало 30 человек. В конце года жестко, прямо в глаза, разбирали творческие заслуги и промахи, некоторым сообщали, что они — кандидаты на увольнение.
Однажды такое заявили молодому Станиславу Любшину и нескольким его товарищам. Помочь им вызвалась Галина Волчек, и Ефремов увидел в ней явные задатки режиссера. В 1962 году он предложил ей поставить пьесу Гибсона “Двое на качелях”. Спектакль на десятилетия стал визитной карточкой театра. Он и сегодня идет на сцене “Современника”.
А тогда Галина Борисовна наотрез отказалась. Во-первых, она не собиралась в режиссеры. Волчек великолепно играла в “Вечно живых” Нюрку-хлеборезку, к счастью, этот спектакль сохранился на пленке. С оглушительным успехом шел “Голый король” по пьесе Шварца, где главную роль играл Евгений Евстигнеев, а Галина — Первую фрейлину. Ну и еще десяток наименований. Наконец у нее был маленький ребенок.
Впрочем, все дети современниковцев росли в театре. Денис Евстигнеев, Миша, сын Олега Ефремова и Аллы Покровской, Антон, сын Олега Табакова и Людмилы Крыловой. Труппа небольшая, режиссеров-чужаков приглашать не хотели, поэтому работали много и собственными силами. И в конце концов Галина согласилась.
“Двое на качелях”, чисто бродвейская пьеса, имела шумный успех. Волчек была счастлива. У нее чудесная семья, чудесный театр, где ей оказывают такое доверие…
Обыкновенная история
Но однажды две подружки-актрисы буквально заперли Галину в репетиционном зале для серьезного разговора. Новость о том, что у ее мужа давний роман с молодой красавицей актрисой Лилией Журкиной, оглушила женщину. Как так? Ведь она его “открыла”, она его буквально вылепила, они вместе пережили столько трудностей, столького добились. И Женя всё это предал? Она отказывалась верить. Но в 1965 году Ефремов повез всю труппу в Саратов, сниматься в фильме “Строится мост” и одновременно давать гастроли. Там Волчек поняла, что подружки сказали правду.
Однажды Евстигнеев поздно ночью явился в гостиницу, солгав, что играл в бильярд. Галина с ходу начала задавать ему неприятные вопросы и примерно в восемь утра наконец добилась признания в измене. Тогда Волчек вызвала Лилю из ее номера, собрала мужу чемодан, сообщила обоим, что больше они могут не скрываться. И подала на развод.
Впоследствии Галина Борисовна говорила о своем муже как о добром друге и гениальном актере. А вот о том, чего ей стоил развод, — никогда. Более того, после семейного краха она пригласила актера Евстигнеева в свои новые постановки — “Обыкновенная история” и “На дне”. В пьесе Горького Евгений Александрович сыграл одну из своих лучших театральных ролей — Сатина.
Коренные современниковцы считали, что у “Галки” слишком крутой характер, что надо было как-то перетерпеть и сохранить семью. Но будь она другой, возможно, не смогла бы преодолеть то, что было для нее даже страшнее предательства Евстигнеева.
Падение стены
Летом 1970 года “Современник” находился на гастролях. Олег Ефремов предупредил, что на несколько дней его вызывают в Москву, чуть ли не к самому министру культуры Екатерине Фурцевой. Екатерина Алексеевна обожала Ефремова, часто она единоличным решением давала добро спектаклям “Современника”, которые чиновники рангом пониже хотели “не пущать”. В общем, если труппа и ждала чего-то от поездки вождя в Москву, то исключительно хороших новостей в преддверии нового сезона.
Однако Ефремов вернулся и объявил: ему предложили возглавить Московский художественный театр. И тут же сообщил, что договорился: все, кто пожелает, могут перейти вместе с ним. Труппа заседала три дня и три ночи. Возможно, Ефремов был уверен, что его питомцы последуют за ним стройными рядами. Но актеры не только не согласились, но и ночами напролет говорили своему руководителю: “Олег, не уходи, ничего у тебя там не выйдет”. Кстати, по большому счету они оказались правы.
Но Ефремов мечтал возглавить МХАТ, в который его когда-то не приняли. Для “Современника” рушилась каменная стена, которая защищала его от чиновничьих бурь целых 15 лет. Ни у кого не было такого авторитета, таких заслуг, такого обаяния, как у Олега Ефремова.
Поначалу спешно создали правление, которое напоминало лебедя, рака и щуку из известной басни. Через два года после неуклюжих попыток прожить без единоначалия снова собрались и буквально выпихнули Волчек на должность главного режиссера. Все-таки у нее уже была Госпремия за постановку “Обыкновенной истории”.
Премия-то была, а в придачу к ней — пресловутый “пятый пункт” (национальность), женский пол и полное отсутствие партбилета. Секретарь райкома партии, вызвав Волчек на беседу, так и спросил: “Галина Борисовна, разве вы можете руководить театром?”. К тому же, это было начало 70-х, когда о женщинах, стоящих во главе театров, никто не слыхивал. Екатерина Еланская, Генриетта Яновская, Светлана Врагова, Татьяна Доронина — все они пришли намного позже. Зато вовсю гремели имена Георгия Товстоногова, Юрия Любимова, Валентина Плучека, восходила звезда Марка Захарова.
Но и оставлять бесхозным государственный театр “Современник” тоже не годилось. В общем, Волчек бросили, как котенка в реку. Сумеешь — выплывешь. А не сумеешь — мы тебя предупреждали.
Черный плащ
К тому моменту “Современник” мало напоминал себя прежнего. Уже на следующий год после Ефремова вслед за ним перешел во МХАТ Евстигнеев, чувствительно “обрушив” репертуар. Не прижился в театре выдающийся актер Олег Даль, которого Волчек поначалу просто обожала и долго прощала ему загулы и исчезновения. А потом почти никогда не упоминала его имя. Далеко не у всех старейшин, особенно у актрис, вызвал энтузиазм приход в труппу ярчайшей Марины Нееловой. Своим тяжелым характером славился Валентин Гафт. Впоследствии театр периодически развлекал общественность историями, когда тот или иной бывший любимец (чаще любимица) Волчек покидали коллектив, смачно хлопая дверью.
Как Волчек преодолевала все это и как собирала труппу в единый кулак — останется тайной для непосвященных. Известно, что в театре ее звали не только “мама Галя”, но и “ГБ”, “Волчица” и “Волчиха”. Один молодой актер рассказывал, что перед тем, как Волчек вызвала его к себе на беседу, он не спал всю ночь. Марина Неелова, дружившая с Галиной Борисовной, сделала передачу под названием “Я знаю всех Волчек” и слегка приоткрыла некоторые руководящие секреты. Оказалось, что как актриса Галина Борисовна очень послушная, смешливая и вообще прелесть невозможная. Зато режиссер Галина Волчек — суровая дама, напрочь лишенная чувства юмора, которая с первой репетиции входит в конфликт с актерами и кричит так, что мало не покажется.
В своих интервью Волчек часто говорила: “Я могу все простить, кроме предательства. Не по отношению ко мне — по отношению к театру”. Сама она пожертвовала для “Современника” всем, что у нее оставалось. Ее второй брак с ученым Марком Абелевым через несколько лет закончился по инициативе супруга — ему хотелось, чтобы Галина родила ребенка и поменьше пропадала на работе. Поначалу Марк терпеливо воспитывал Дениса и ждал жену с бесконечных репетиций и спектаклей. Потом начал ревновать. А потом познакомился с женщиной, которая умела быть просто женой.
Волчек перестала сниматься. Она считала, что роли ей предлагают однотипные и понапрасну отвлекают от театральных забот. Чашу терпения переполнил “Осенний марафон”, где Галина Борисовна гениально сыграла женщину-танк по имени Варвара.
Особенно обидно ей было, что на встрече со зрителями те говорили: “Ой, а вы в жизни-то намного симпатичнее, чего ж вас так изуродовали?!”. Галина Борисовна, увидев себя в фильме, тоже сильно расстроилась и побежала удалять крупную родинку на носу, которая на экране выглядела огромной.
Родинку заметили все, а вот то, что в год съемок “Осеннего марафона” Волчек, первая из советских режиссеров, была приглашена в США для постановки пьесы Михаила Рощина “Эшелон” — об этом не знал никто, потому что газеты хранили гордое молчание.
Перед той поездкой Галина Борисовна пришла к своему другу модельеру Вячеславу Зайцеву и предложила придумать для нее черный стильный плащ, который бы скрыл недостатки фигуры. Зайцев придумал, а заодно по совету Волчек сделал лейбл — оставил автограф на кусочке ткани и пришил его к плащу. В США этот автограф с недоверием рассматривали местные знаменитости. Во-первых, они были уверены, что советская режиссерша приедет в строгом костюме с пучком на голове, а во-вторых, увидев необычную одежду, подумали, что это, наверное, Карден.
Годам к 50, когда большинство женщин прощается с молодостью и красотой, Волчек стала неотразима. Она полностью соответствовала названию своего театра, который исключительно благодаря ей пережил второе рождение. Даже в 80 у нее была стильная прическа, яркий, но уместный мэйк ап, какой-нибудь обалденный шарфик и непременно — новые очки. А поскольку последние лет 30 Волчек была нарасхват у интервьюеров и часто рассказывала о своем детстве, начиная с того, что была некрасивой и неуклюжей, журналисты, как Станиславский, один за другим говорили “Не верю”.
Последний подвиг
В 2017 году Галине Борисовне Волчек вручили одну из высших государственных наград — Звезду Героя Труда Российской Федерации. Волчек было уже 84 года, на которые она не выглядела. Но…знаменитый режиссер приехала на торжественную церемонию в инвалидном кресле. Ее окончательно замучили боли в позвоночнике, а на операцию, которая опасна сама по себе и не дает стопроцентной гарантии, Галина Борисовна не решилась. В это время полным ходом шел капитальный ремонт здания “Современника”. И ей очень важно было успеть…
Судьба сделала ей такой подарок. Театр заново открыли в день 85-летия Галины Борисовны. Там и сейчас очень красиво, уютно, работает великолепный интерактивный музей, а значительная часть фойе занята экспозицией “Планета Волчек”, в честь великой женщины, которой уже нет на этой земле.
19 декабря 2019 года в театре праздновали день рождения художественного руководителя. Неожиданно Галина Борисовна обратилась к своим молодым артистам и… встала с инвалидного кресла. Она как будто завещала им всегда идти вперед, даже когда от боли, моральной и физической, темнеет в глазах.
Ровно через неделю ее не стало.