
От героя до преступника — такой путь прошел один из самых популярных актеров советского кино.
Подписаться на нас в соцсетях
Юматов попал на фронт в 15 лет и служил сигнальщиком на торпедном катере. Его смывало за борт, катера не один раз уходили под воду или взрывались, он пережил ранения и контузию, но каждый раз выплывал в буквальном и переносном смысле. Накрыло его в том возрасте, когда ему, известному актеру, было положено почивать на лаврах и получать заслуженные кинематографические награды. Вместо этого Юматов получил тюремный срок за убийство, обстоятельства которого до сих пор не прояснились.
Твоим матросом хочу я стать

Он родился 11 марта 1926 года в Москве на Чистых прудах. Отец его работал на фармацевтическом предприятии, мать была кассиршей. В 11 лет Жора тяжело заболел воспалением легких, и его повезли в Севастополь. Мальчишка все дни проводил с местными рыбаками и твердо решил стать моряком. Вернувшись в Москву, прежде худенький и болезненный, он стал активно заниматься конным спортом и боксом.
С ранних лет Жора обожал собак. Тогда никто не знал, что однажды собака спасет ему жизнь, и из-за собаки же с ним случится самое страшное.
В мае 1941 года Георгий поступил в Военно-морскую школу. Началась война, его старший брат ушел на фронт, и вскоре семья узнала, что он тяжело ранен. Георгий мечтал отомстить и буквально “достал” начальство, чтобы его направили на курсы сигнальщиков — эту специальность можно было освоить быстрее остальных. Сигнальщик — тот, кто во время боя ведет наблюдение за определенным участком моря и с помощью флажков передает информацию.
Юматов был направлен служить на Черноморский флот. В мирное время он редко вспоминал о войне, и далеко не все, снимавшиеся вместе с ним, знали, что Юматов принимал участие в Евпаторийском десанте, в боях за Вену и Будапешт. Он был награжден медалью Ушакова, которая считается аналогом солдатской медали “За отвагу”.
Ловкий и совершенно бесшабашный, Жора отлично справлялся со своими обязанностями и никогда не терял хладнокровия. Но это в бою, а в другие моменты он мог завестись так, что мало никому не казалось.
Гример самой Орловой

На катере вместе с ним “служила” очередная подобранная дворняжка. Однажды на судно явился проверяющий и распорядился то ли утопить “муму”, то ли отправить ее куда подальше. В этот момент матрос Юматов как раз кормил собачонку. Рассказывают, что миска полетела в проверяющего. Неизвестно, что Юматову за это влепили, но через какое-то время его любимица во время боя от страха сама сиганула за борт. Ни минуты не раздумывая, Юматов бросился за ней. И в этот момент катер взорвался. Многие погибли, а он чудом остался жив.
Войну Юматов закончил 19-летним. В качестве трофея он привез домой собачку по кличке Ганс. С мечтой поступить в офицерское морское училище пришлось расстаться — туда принимали только членов партии. И он устроился работать грузчиком.
Как рассказывал искусствовед Виталий Вульф, в мае 1946 года приятель пригласил Жору посмотреть трофейный фильм в Театре киноактера. Это была первая годовщина Победы, тогда ее отмечали без особого размаха. Но Юматов ради такого праздника надел матроску и награды. После фильма друзья отправились в театральный буфет. И там бравого морячка увидел режиссер Григорий Александров, который сидел в кафе вместе со своей знаменитой супругой Любовью Орловой.
В тот год в кинематографические вузы поступали в основном бывшие фронтовики, либо совсем зеленые юнцы. Наверняка Александров решил, что такой типаж — совсем молодой красавец с военной выправкой — не должен пропасть для кино. И пригласил Юматова в свой фильм “Весна”. Роль гримера, колдующего над лицом героини Орловой, была крошечная, с одним-единственным словом “Разрешите?”. Позже шутили, что никто так вежливо не вошел в кинематограф, как это сделал Георгий Юматов.
Александров порекомендовал парня режиссеру и педагогу Сергею Герасимову. Но тот заявил: “Учеба такого только испортит”. И сразу пригласил в свой фильм “Молодая гвардия”.
Его Муза

Эта картина прославила многих юных актеров, прежде всего тех, кто сыграл главные роли, — Нонну Мордюкову, Инну Макарову, Сергея Бондарчука. У Юматова роль была не самая главная, но зато ему пришлось выполнять рискованные трюки, в частности, переплывать холодную реку. Ровесники, не бывавшие на фронте, смотрели на него с нескрываемым восхищением. Особенно, конечно, ровесницы.
На съемках Георгий влюбился в Музу Крепкогорскую. Это была девушка с непростым характером. По матери Муза являлась дворянкой и никогда не забывала об этом. Отец был аккомпаниатором у самого Шаляпина. По каким-то причинам в 1936 году Виктор Гаврилович Крепкогорский покончил с собой. Говорят, что он опасался ареста, уже тогда начались “чистки”, предвестники массовых репрессий. Маленькая Муза от потрясения временно перестала разговаривать. Мать усиленно баловала девочку, возможно поэтому Муза выросла довольно капризной. Она была очень хорошенькой, любила внимание и, поступив в артистки, мечтала прославиться.
Муза была убеждена, что Герасимов даст ей в “Молодой гвардии” центральную роль Любки Шевцовой, но режиссер выбрал другую свою студентку, Инну Макарову. А Крепкогорской выпало сыграть предательницу. Всю последующую жизнь Муза Викторовна была убеждена: эта роль роковым образом повлияла на ее творческую судьбу.

Но в 1947 году никто еще о своей судьбе ничего не знал. Съемки “Молодой гвардии” были в самом разгаре, юные актеры работали с огромным воодушевлением и весело проводили свободное время. Однажды Глеб Романов, игравший бравого молодогвардейца Ивана Туркенича, произнес таинственное слово “хиромантия” и предложил приятелям предсказать судьбу по руке.
Музе, которая в тот момент встречалась со студентом-биологом, Романов заявил, что ее уведут буквально из-под венца. Юматову предсказал долгие годы успеха, а потом помялся и добавил: на старости лет с Жорой случится что-то страшное. Все только смеялись и, конечно же, спросили, а с тобой-то что будет? Романов сказал, что он умрет молодым. И действительно прославившись после фильма “Матрос с “Кометы”, Глеб, прекрасно поющий и танцующий, угодил на гастролях в историю, получил срок. Его помиловали благодаря ходатайству Сергея Бондарчука. Но после этого мужчина прожил недолго и ушел в 45-летнем возрасте.

Однако пока что сбывались гораздо более приятные предсказания Романова. Муза действительно расталась со своим биологом и уступила “натиску” Георгия Юматова. Их свадьба была первой на съемках “Молодой гвардии”, потом поженились Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, Инна Макарова и Сергей Бондарчук. Их браки распались, а вот союз Юматова и Крепкогорской продержался 50 лет, до самой смерти Георгия Александровича. Хотя очень многие, включая близких родственников, недоумевали: разве можно назвать такую семейную жизнь счастливой?
Муза во время учебы получала повышенную “сталинскую” стипендию и рассчитывала: после окончания ВГИКа роли посыпятся на нее как из рога изобилия. Но доставались ей в основном эпизодики, а вот супруг, имевший за плечами шесть классов образования, не вылезал со съемочной площадки.
Невидимые миру слезы

В 1956 году он прославился на весь Союз, сыграв в картине “Разные судьбы”. Свидетельство этой славы запечатлел Владимир Меньшов в фильме “Москва слезам не верит”, в сцене, где Людмила и Катерина наблюдают за приездом знаменитых советских актеров на Московский международный кинофестиваль.
Своей славы Юматов стеснялся. Перед самой смертью он говорил, что в кино ему было страшнее, чем на войне, потому что в кадре надо работать “кровью”. Что стояло за этими словами, мы уже не узнаем. Многие отмечали великолепную органику Юматова, но, наверное, ему часто не хватало выучки, хотя зритель этого совершенно не замечал. К тому же для супруги он всегда оставался “простачком”, а заодно — и объектом профессиональной ревности. Кстати, после женитьбы Юматов заметно отдалился от собственной родни, об этом рассказывала племянница актера.
Юматов очень хотел детей. Но Крепкогорская постоянно ждала, что ей предложат звездную роль и делала один аборт за другим. Домашним хозяйством она не занималась, это делал муж в свободное от съемок время. Муза отправляла супруга к директорам гастрономов и универмагов — “посветить лицом” и добыть какой-нибудь дефицит из-под прилавка.

Семейные передряги Юматов переживал известным русским способом. Пить он начал еще на войне. И не то чтобы стал алкоголиком, но у него был бескомпромиссный характер. И в какой-то момент обязательно происходил “взрыв”, кончавшийся запоем.
Так Юматов потерял роль в фильме “Белое солнце пустыни”. Уже начав сниматься в роли красноармейца Сухова, актер с кем-то подрался, повредил лицо, и режиссер Владимир Мотыль вызвал в киноэкспедицию Анатолия Кузнецова.
Постепенно о Юматове начали ходить легенды в кинематографическом мире. С одной стороны, этот парень явно герой. Не все знают, что Юматов на съемках в буквальном смысле спасал своих товарищей. Однажды он вытащил из воды тонущую гримершу. В другой раз — вынес актера из горящих декораций. На съемках самого знаменитого юматовского фильма “Офицеры” он чудом сумел схватить за поводья двух лошадей, на которых скакали Алина Покровская и Василий Лановой. Во время эпизода животные испугались стрельбы, столкнулись и понеслись. Только находчивость Георгия Александровича спасла ситуацию, которая могла бы обернуться трагедией.
Кстати, в картине “Офицеры” есть сцена, где герой Юматова переодевается, и мы видим многочисленные шрамы на теле Алексея Трофимова. По сюжету они остались от боев в Испании, но это следы настоящих ран, полученных актером на войне. Однако покалеченное тело Юматова всегда оставалось поджарым, “кубикам” на его прессе завидовали коллеги. Юматов часто самостоятельно выполнял опасные трюки. Он одинаково достоверно играл военных, моряков, рабочих парней, в общем был находкой для любого режиссера.
В то же время говорили о сложном характере Юматова, о том, что он может сорвать съемки, уйти в запой. Такое чуть не случилось на легендарных “Офицерах”. Отчасти спасало то, что Юматов всегда просил дать хотя бы маленькую роль супруге — и Муза, которую Георгий Александрович обожал, держала мужа в ежовых рукавицах.
Но однажды Юматов ушел от жены. Муза очередной раз забеременела и клятвенно пообещала наконец родить, ей ведь было уже за 40. Срок перевалил за три месяца, когда раздался очередной “судьбоносный” звонок от режиссера. К официальной медицине обращаться уже было нельзя, и Крепкогорская отправилась на подпольный аборт. Рассказывают, что, узнав об этом, Юматов чуть ли не вытряс у подруги жены адрес и помчался туда, в надежде предотвратить операцию. Но не успел. А ту роль получила другая актриса…
Несколько месяцев он мыкался по квартирам друзей, Муза продолжала жить в их большой квартире на улице Черняховского, которую Юматов получил в конце 60-х. Она была уверена, что муж от нее никуда не денется. И оказалась права.
От героев былых времен…

Казалось, что уж после “Офицеров” Юматов доберется до вершин признания. Но якобы огромный успех картины, снятой на студии им. Горького, болезненно восприняли на “Мосфильме”, и одним из следствий этого стал запрет снимать Юматова на главной киностудии страны. Так или не так, теперь не разберешь. Но действительно больше заметных ролей у Юматова почти не было. Разве что в картинах “Петровка, 38” и “Огарева, 6”, снятых на той же студии им. Горького. Там Юматов снимался вместе с Василием Лановым, с которым они на всю жизнь подружились после “Офицеров”.
Удивительно, но актер, которого действительно обожала вся страна, только в 1982 году получил очень скромное по меркам Советского Союза звание “Народный артист РСФСР”.
Свято место пусто не бывает, особенно если речь идет о кумирах. Юматов потихоньку снимался и старел вместе с Музой. Говорят, что дом их, хоть и был очень гостеприимным, но там всегда было не убрано и не особо уютно. Говорят и про то, что Муза Викторовна любила выпить, а известная актриса и режиссер Наталья Бондарчук в одном из интервью жестко назвала ее “синяком” — так обычно называют пьяниц с большим стажем. Возможно, всё вместе — невостребованность, перемены в стране, которые Юматов ругал на чем свет стоит, и алкоголь — привели к трагедии, разыгравшейся 6 марта 1994 года.

В этот день Юматов похоронил очередную свою четвероногую любимицу — собаку по кличке Фрося. Помогал ему дворник, потом актер пригласил мужчину помянуть животное. Что произошло дальше, рассказывают по-разному. Юматов утверждал, что в какой-то момент дворник напал на его жену. Другие говорят, что гость, увидев фронтовые награды Юматова, сказал: “Не жалеешь, что в войне победили мы, а не немцы? Сейчас бы пиво хорошее пил”. В общем, что-то вызвало ужасный гнев Юматова, он схватил ружье, висевшее на стене, и застрелил дворника.
Однако друг семьи, сценарист Виктор Мережко позже утверждал, что выстрел совершила Муза Крепкогорская, но Юматов взял вину на себя. Он сам вызвал милицию и безропотно поехал в отделение.
Впоследствии, благодаря друзьям, в том числе Мережко и Лановому, статья “убийство” была переквалифицирована в “превышение пределов необходимой обороны». Юматов провел в заключении два месяца, потом был отпущен под подписку о невыезде. А в мае 1995 года, в честь 50-летия Победы, была объявлена большая амнистия, в том числе для участников Великой Отечественной войны.
После тюрьмы Юматов уже не оправился, ни морально, ни физически. Ему диагностировали аневризму брюшной аорты. Он умер 4 октября 1997 года и упокоился на Ваганьковском кладбище. Прошло меньше двух лет, и в той же могиле захоронили Музу Викторовну.