Сегодня про нее говорят, что она ни на кого не похожа. А когда Чурикова только начинала, вслед ей часто неслось: «На кого она вообще похожа?».
Почувствуйте, как говорится, разницу. Как только начинают спрашивать о секретах ее успеха, о рецептах красоты и причинах неугасимого света в глазах, она растерянно улыбается, ведь нельзя же в ответ рассказать целую жизнь. А комплименты своему мастерству старается пресечь и всегда утверждает, что она – рядовой сотрудник большого актерского цеха.
Кокетничает? Вряд ли. Просто, когда ее принимали в эти ряды, критерии были очень жесткие. И даже жестокие.
Бороться и искать, найти и не сдаваться
Бабушку Инны звали Акулина. Она была деревенской женщиной, но жизнь ее могла бы сложиться по-иному. Однажды в их село приехала комиссия отбирать в Хор им. Пятницкого «народные таланты». Акулине сразу сказали, что у нее абсолютный слух и прекрасный голос, но надо шлифовать, многому учиться…Услышав это, супруг обвел глазами детей и спросил: «А этих куда девать?». И Акулина не поехала. Единственное место, где она отводила душу, – деревенские свадьбы. Женщина могла уйти туда на несколько дней, чтобы попеть вволю. Она возвращалась, посыпая голову пеплом, виноватая, но не несчастная. Акулина осознавала свой дар и терпела ради него. И собственным примером научила, видимо, внучку.
Родители Инны Чуриковой были из крестьян, но получили высшее образование, чтобы работать на благо сельского хозяйства. Однако сначала Михаил Кузьмич, агроном-селекционер, ушел на финскую войну, потом собрался на Отечественную. Части формировали в башкирском городке Белебей, там и должна была появиться на свет будущая великая актриса. Елизавета Захаровна почему-то была уверена, что будет девочка, и собиралась назвать ее Анастасией. Но муж категорически воспротивился. На селе Анастасий звали преимущественно Настьками. Узнав, что русские женщины в Белебее часто выбирают для девочек имя Инна, остановились на нем.
После войны семья переехала в Подмосковье, Михаил Кузьмич работал механиком. Родители часто ездили с дочкой на демонстрации и парады в столицу. Пока электричка следовала к месту назначения, Инна развлекала весь вагон стихами и песнями. Но папе и маме в голову не приходило, что она станет артисткой.
Механика Михаила Чурикова постоянно просили что-нибудь починить, а благодарили известно, чем. И Елизавета не захотела жить с пьющим мужем. У нее был сильный характер, последствии Елизавета Захаровна Мантрова стала доктором сельскохозяйственных наук, профессором. Она дожила до 95 лет и уже в очень зрелые годы бесстрашно ездила к себе на работу – в Ботанический сад МГУ – на троллейбусе.
Конечно, Инна блестяще успевала по химии и биологии, мать была уверена, что дочь продолжит династию. Не сразу она смирилась с желанием Инны пойти в театральное училище. Но, когда все было «решено и подписано», вместе с дочерью подбирала ей вступительный репертуар и давала советы.
Елизавета Захаровна поведала об интересном эпизоде из студенческих времен Инны Чуриковой. Поскольку девушка училась в Щепкинском училище при Малом театре, то, как и все студенты, была занята там в массовках. В постановке «Грозы» ей выпала бессловесная роль нищенки. Просто стоять на сцене в отрепьях Инне быстро надоело, и девушка решила играть пьянчужку. Видимо, она делала это выразительно, потому что после спектакля помощник режиссера стал орать на молодую артистку. Дескать, что она себе позволяет в присутствии самой Веры Пашенной. А вот Пашенная, наоборот, поцеловала Инну и сказала, что у нее – большое будущее.
Не «прынцесса» – королевна
Но, когда пришла пора искать работу, брать это будущее в ведущие театры не спешили. Выпускница Чурикова показывается в Театр сатиры. Ее смотрит группа актеров и режиссеров, среди которых – уже легендарная Татьяна Пельтцер и еще не известный Марк Захаров. Обоим девушка кажется очень талантливой, но одна из актрис, видимо, обладающая большим влиянием в театре, высказывается резко против.
Чурикова поступила в Театр юного зрителя, где познакомилась и на всю жизнь подружилась с Лией Ахеджаковой. Сейчас Инна Михайловна вспоминает ТЮЗ как прекрасную школу для молодого актера, но, например, Ахеджакова рассказывает, что они много лет даже не разговаривали на сцене человеческими голосами, часто им приходилось гавкать, мяукать, хрюкать, играть куриные ножки сказочной избушки.
Стоит ли удивляться, что Чурикова с удовольствием принимала приглашения от кинорежиссеров, хотя поначалу те нещадно эксплуатировали внешние данные актрисы и постоянно стремились сделать ее смешной и нелепой. Снимавший «Морозко» Александр Роу велел высветлить Инне брови и ресницы. Кроме того, часть сцен снимали под Мурманском, с продуктами было очень плохо. В кадре Инна ест яблоко, а на самом деле это лук! Роль молока играл разведенный мел. Но все это мало волновало молодую Чурикову, ей нравилось играть яркий типаж. И она оказалась права. Фильму уже 55 лет, его помнят и цитируют, но только те сцены, где присутствует Марфушка.
В кино брода нет
В середине 60-х начинающий режиссер художественного кино, бывший документалист из Свердловска Глеб Панфилов и сценарист Евгений Габрилович задумывают оригинальный фильм о Гражданской войне, где главное место отведено не плакатным героям, а обычным, местами смешным людям. Панфилову нужна была особая актриса, он даже нарисовал лицо, о котором мечтал. Однажды по телевизору увидел именно такое лицо и велел ассистентам искать эту актрису по всей стране, а сам в это время ходил и рассказывал о своих поисках и о том, почему именно такая девушка должна воплощать этот сценарий.
Как-то он всё это бурно излагал Ролану Быкову, у которого первая супруга, Лидия Князева, была примой московского ТЮЗа. Быков подумал и сказал: есть та, которая тебе подходит, зовут Лидия Чурикова. Несмотря на то, что Быков перепутал имя, Инну нашли, и Панфилов просто остолбенел, потому что именно ее он увидел по телевизору и долго потом разыскивал.
После фильма «В огне брода нет», удостоенного ряда призов, последовала еще одна ставшая знаменитой картина – «Начало», где очень много параллелей с жизнью самой Инны. В фильме ей пришлось играть сразу две роли – ткачихи Паши Строгановой, талантливой актрисы из самодеятельности, и легендарной французской героини Жанны д’Арк.
«Начало» стало началом и семейного союза Инны Чуриковой и Глеба Панфилова. На момент их знакомства Панфилов был женат, его путь в большом кино только начинался, а развод для человека из мира кино в те времена был большой проблемой. Работаешь в искусстве – следовательно, работаешь на идеологию и должен быть примером во всех отношениях, хотя бы с виду. Но Глеб Анатольевич, его первая супруга и Инна Михайловна сумели выйти из этой ситуации как настоящие интеллигентные люди.
У молодоженов возникла идея снять отдельный фильм о судьбе Жанны, Чурикова из-за этого ушла из ТЮЗа и несколько лет играла в театре только по договору. Но замысел так и не нашел поддержки и у киношного начальства. И тут Инне позвонил Марк Захаров, который теперь возглавлял Театр им. Ленинского комсомола и собирался ставить спектакль «Тиль» по роману Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле».
Ребро Адама
Марк Анатольевич был убежден, что прекрасно сыгравшая Жанну Чурикова идеально подходит на роль средневековой девушки Неле. А ее партнером должен был стать Николай Караченцов.
После этого спектакля и Николай, и Инна стали любимцами театральной Москвы. Но мать Чуриковой вспоминала, что новые коллеги по театру с трудом перенесли успех дебютантов, одна актриса даже настрочила письмо в «Советскую культуру», где возмущалась «эстетикой спектакля». А еще в те времена было принято, что актерам пишут письма «благодарные зрители». Чаще всего зрители действительно восхищались, благодарили за роли, но были и такие, кто предлагал руку, сердце или хотя бы тело, кто-то просил денег взаймы. Находились и такие, кто авторитетно указывал, надо ли актеру работать в театре и в кино, и если да, то в каком именно амплуа. Увы, Инне Чуриковой довелось столкнуться с такими знатоками. Конечно, это очень больно ранило актрису.
Но теперь она всегда могла опереться на плечо Глеба Панфилова, а тот постоянно твердил, что Инна Чурикова действительно не красива. Она прекрасна.
У Чуриковой уже давно нет амплуа. Ее героинями можно любоваться и сострадать им, как например, в «Теме» или «Военно-полевом романе», «Ребре Адама» или «Плаще Казановы». Можно смеяться до упаду над Якобиной фон Мюнхгаузен или Прасковьей Кроликовой. Особняком, конечно, стоят ее классические роли – например, Васса Железнова. Такой Вассы раньше никогда не было, ее на театре обычно играли «великие старухи», а тут перед нами молодая, красивая, одновременно сильная и полностью уничтоженная женщина. Генеральша Епанчина в «Идиоте», Кручинина в «Без вины виноватые». В этом фильме Инна Михайловна играла со своим сыном Иваном и гордится его работой намного больше, чем собственной.
Можно как угодно относиться к продолжению «Утомленных солнцем», снятому Михалковым, но не будешь же отрицать, что обе части наполнены маленькими актерскими шедеврами. И, конечно, бесподобна Чурикова в роли старухи, пригревшей ненормального немца, говорящая «Ну, раз его расстреляете, то давайте и меня вместе с ним!».
В театре она уже давно играет королев, в жизни стала настоящей иконой стиля. Ее шляпки, чалмы, вуалетки восхитительны. Они еще более восхитительны потому, что из-под них на нас смотрят необыкновенные глаза Инны Чуриковой.
Я только что наткнулся на ваш сайт (на самом деле искал другой). Теперь не хочу покидать этот) Спасибо! Зачитался минут на 40