
“Занимайтесь столько, сколько я, и вы достигнете того же” — лукаво посоветовал великий композитор нам, своим потомкам.
Подписаться на нас в соцсетях
Совершенно не известно, при каких обстоятельствах, кому и в какое время были сказаны Бахом эти слова. Но явно он не имел в виду место, которое займет уже в XIX веке, когда его наконец признают гениальным сочинителем. В зрелые годы Бах получил титул “королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора”, однако гораздо больше его ценили как великолепного исполнителя органной музыки и, если можно так сказать, музыкального организатора. Произведения Иоганна Себастьяна во многом не поняты современниками, а потом были почти забыты. Зато именно его сочинения, наряду с произведениями Моцарта и Бетховена, были записаны на диск и отправлены в 1977 году с космическим зондом “Вояджер” бороздить просторы Вселенной — в поисках внеземных цивилизаций и их обитателей. Остается надеяться, что инопланетяне окажутся понятливее тех, кому повезло жить в одно время с Иоганном Себастьяном Бахом.
Ничей ручей

Одна из версий происхождения фамилии Бах — немецкое слово “der Bach”, что означает “ручей”. На самом деле Бахов было целое море. Известно, что они дали миру более 50 известных музыкантов, причем в именах многих первым именем стояло “Иоганн”. Так, отец нашего героя, Иоганн Амброзиус и его брат-близнец Иоганн Кристоф, появились на свет в семье органиста и композитора и с малых лет занимались музыкой.
Амброзиус удачно женился на дочке эрфуртского скорняка Марии Элизабет Леммерхирт. Тесть был богатым и влиятельным человеком, что способствовало карьере Иоганна Амброзиуса. В 1671 году супруги переехали в Эйзенах, где глава семьи получил должность городского музыканта. У них было восемь детей, младшим из которых стал Иоганн Себастьян, появившийся на свет 21 (по юлианскому) или 31 (по григорианскому календарю) марта 1685 года.

На тот момент в Эйзенахе проживало аж шесть тысяч человек. Амброзиус играл в городской капелле, преподавал и, естественно, занимался музыкой со своими детьми. Семья пользовалась покровительством местного герцога и жила в достатке.
Маленький Иоганн Себастьян обладал прекрасным голосом и талантливо играл на скрипке. Однако, когда мальчику было девять лет, умерла его мать. Иоганн Амброзиус женился вторично, взяв вдову с двумя детьми. Но 20 февраля 1695 года не стало и его самого.
Старший из сыновей, Иоганн Кристоф, к тому времени устроился органистом в небольшом тюрингском городке Ордруфе. Он уже был женат, но пришлось взять под опеку осиротевших младших братьев. Каким воспитателем был Иоганн Кристоф, история умалчивает. Вообще о жизни Иоганна Себастьяна Баха, особенно о детстве и юности, известно, очень немного. Сохранилось несколько то ли фактов, то ли легенд, и одна из них утверждает: маленький Иоганн Себастьян был настолько увлечен музыкой, что втихаря таскал ноты, имевшиеся в распоряжении старшего брата, и переписывал их при свете луны.
Известно, что Иоганн Себастьян учился в гимназии и под руководством брата постигал тонкости игры на органе и клавире. Первые композиции для этих инструментов Бах сочинил примерно в 14 лет. Его кумиром был немецкий композитор и органист Дитрих Букстехуде.
Бах получил неплохое образование в городе Люнебург, в школе при церкви Святого Михаила. Здесь он свел знакомство с органистом Георгом Бемом. Вскоре юный Иоганн Себастьян сам прославился как виртуозный исполнитель произведений для органа и получил приглашение опробовать новый инструмент в городе Арнштадт.
Ему было всего 18. Ничего удивительного, что, представ перед комиссией, которая должна была его прослушать, Иоганн Себастьян решил их разыграть. Он специально извлек из органа самый громкий и неестественный звук. Комиссия решила немедленно прогнать парня, но через несколько минут переменила мнение. Баху предложили неплохие условия, которые позволяли ему наведываться в Любек, где играл сам Букстехуде.
Сохранился документ, согласно которому в Арнштадте Иоганн Себастьян подрался с местным фаготистом. Характер у Баха был прямой и вспыльчивый, при случае он резал правду-матку, что всегда осложняло ему жизнь и карьеру. Так, он критиковал арнштадтский хор, а фаготисту досталось за полное отсутствие музыкальных способностей.
Еще через какое-то время Бах самовольно удлинил свой отпуск на несколько месяцев, застряв в Любеке. После этого ему пришлось искать новое место работы, и таковым стала должность органиста церкви в городе Мюльхаузен.
Свобода только в тюрьме

Иоганн Себастьян никогда не терял связи с кланом Бахов, и невесту нашел себе среди родни. 17 августа 1707 года он повел под венец троюродную сестру Марию Барбару, обладавшую хорошим сопрано. Считается, что Мария Барбара, благодаря мужу, стала первой женщиной, которой было позволено петь в церкви.
В Мюльхаузене Бах написал праздничную кантату “Господь — мой царь”. Вообще за свою жизнь он создал около 300 произведений в этом жанре, до нас дошло примерно 200 кантат Баха. Но только эта издана при его жизни. А все потому, что была приурочена к инаугурации нового консула.
Несмотря на хорошее жалованье, через год Бах решил перебраться в Веймар. Это был такой же крохотный город, как и все остальные, но там расположилась резиденция герцогов. А именно от власть имущих зависело благосостояние музыкантов. В Веймаре ему предложили должность придворного органиста и устроителя концертов, а заодно жалованье в 150 гульденов, плюс снабжение дровами, углем, ячменем, пшеницей, рыбой, а также пятью литрами пива в день.
В этом городе родились его сыновья, которых Бах назвал, можно сказать, оригинально — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. Всего у него и Марии Барбары было семеро детей, трое из которых, увы, умерли в нежном возрасте.
Бах никогда не выезжал за пределы Германии, но, благодаря путешествиям герцогов, он получил в свое распоряжение сочинения Вивальди и Корелли. Эта музыка, а также знакомство со скрипачом фон Вестхофом значительно повлияли на музыку Баха, Он приобретает славу виртуозного клавесиниста, но по-прежнему никто не восторгается им как композитором, хотя в тот момент Бах начал работу над своей знаменитой “Органной книжечкой”, в которую войдут 46 хоральных прелюдий для органа.
К тому же герцог не назначил Баха придворным капельмейстером, как тот мечтал. В общем, Бах снова “кладет на стол заявление”. Однако герцог не спешит отпускать музыканта и даже для острастки сажает его в тюрьму на целый месяц. Говорят, что этому заточению Бах почти обрадовался. У него появилась куча свободного времени, и чуть ли не там он задумал свой “Хорошо темперированный клавир”.
Заветное место капельмейстера Бах получил в городке Кетен у местного князя Леопольда, большого любителя музыки. Здесь Бах писал в основном светскую музыку.
Князь часто брал своего капельмейстера в поездки. Однажды они были в Бранденбурге, где в то время правил некий Кристиан Людвиг. Он так впечатлился исполнением Баха и некоторыми его сочинениями, что предложил композитору написать “итальянский концерт в немецком стиле”. По всей видимости, после этого появились шесть “Бранденбургских концертов”, возможно, часть из них была сочинена раньше и ожидала своего часа. Надо сказать, что час этих ныне всемирно известных произведений пробил нескоро. Получив музыкальный подарок, выписанный каллиграфическим почерком, Кристиан Людвиг “похоронил” его в своей библиотеке. Слава богу, что партитуры были обнаружены спустя сто лет.
Гораздо более печально завершилось путешествие Иоганна Себастьяна с герцогом в Карлсбад. Жарким июльским днем 1720 года музыкант узнал, что за время его недолгого отсутствия скоропостижно скончалась любимая жена. Баху даже не довелось присутствовать на ее похоронах.
Последняя дорога

В 1721 году Бах женится на 20-летней Анне Магдалене Вильке, которую кетенский герцог нанял в качестве певицы. Она обладала не только хорошим голосом, но и красивой внешностью и на редкость прекрасным характером. Анна Магдалена быстро нашла общий язык с детьми мужа от первого брака и особенно подружилась с падчерицей Катариной Доротеей.
Анна безропотно согласилась на переезд в Лейпциг. Для нее это означало конец певческой карьеры, так как в этом городе не было театра. Пришлось довольствоваться пением в церкви, переписыванием нот для мужа и домашними концертами. На них иногда находил время Бах, получивший после продолжительного кастинга место кантора в церкви Святого Фомы.

Обязанностей у него было не счесть. Помимо преподавания пения и еженедельных концертов в двух главных церквях Лейпцига, Бах должен был заботиться о хоре талантливых мальчиков, которых город якобы взял на свое обеспечение. На самом деле воспитанникам не хватало кроватей, а многие из них даже страдали чесоткой. Кроме того, Бах как кантор церкви отвечал за то, чтобы мальчики владели латынью. Половину жалованья, которое, кстати, было ниже, чем в Кетене, музыкант тратил на преподавателя.
Считалось, что Бах и его воспитанники могут прилично заработать, выступая частным образом на свадьбах и похоронах. Для таких мероприятий Бах специально сочинял оригинальную музыку, кроме того, каждую неделю он создавал новую кантату, которую нужно было не просто сочинить, но еще и записать, и выучить вместе с хором. Со временем Иоганн Себастьян стал еще и руководителем студенческой Музыкальной коллегии.
В Лейпциге Бахом были написаны знаменитые “Страсти по Матфею”, Месса си минор, цикл “Искусство фуги” и многие другие произведения. Совершенно непонятно, откуда он брал время, но в конце концов его могучий организм не выдержал. Бах начал слепнуть. В 1750 году он обратился к тогда очень известному офтальмологу Тейлору, который дважды прооперировал композитора, причем без анестезии. 28 июля, от осложнений после операции, Бах умер. Похоронили его на городском кладбище при церкви Святого Иоанна.
Бах, сочинявший прекрасную духовную музыку, был глубоко верующим человеком и наверняка надеялся, что после смерти обретет хотя бы покой. Но — увы. Как будто рок витал и над ним самим, и над всем, что было с ним связано. Могилу композитора почему-то “потеряли” и случайно обнаружили лишь в 1894 году. Прах перезахоронили здесь же, но во время Второй мировой войны здание церкви было разрушено во время ковровой бомбардировки. Удивительно, но саркофаг с телом Баха не пострадал. В 1949 году он наконец обрел покой в церкви Святого Фомы, которой отдал столько сил, таланта и здоровья.
…Сразу после его кончины вдову с тремя маленькими детьми выселили из “служебного” жилья. В последние годы ей помогали добрые соседи. В 59-летнем возрасте Анна Магдалена скончалась в доме призрения.

Произведения Баха не то что были забыты окончательно, но считались “старомодными” и использовались в основном для обучения. К тому же значительная часть музыкальных рукописей была утрачена, многие обвиняют в этом старшего, и самого талантливого сына Баха, Вильгельма Фридемана.

Наследие Баха спас случай. В 1809 году на свет появился Феликс Мендельсон, учителем которого был композитор Карл Цельтер. Он давал своему питомцу для “разминки” какие-то произведения Баха, а бабушка преподнесла Феликсу на день рождения копию манускрипта “Страстей по Матфею”. Мендельсон пришел в восторг и в 20-летнем возрасте сам продирижировал этим произведением. С тех пор началось триумфальное возвращение Баха в мировую культуру.
Интересно, что именно Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, которая стала первым высшим музыкальным учебным заведением в Германии. Бах мог об этом только мечтать. Но зато сегодня Бах считается одним из величайших композиторов за всю историю, а Мендельсона помнят в основном по “Свадебному маршу”. Возможно, его второе рождение еще впереди…