Судьба отметила ее сразу, с момента появления на свет, которое случилось 29 февраля в городе Вене.
Люди, родившиеся в эту уникальную дату, по гороскопу являются Рыбами, которые в свою очередь считаются одним из самых загадочных и мистических знаков Зодиака. Ирина Петровна крайне редко дает интервью и никогда не говорит о личной жизни, в которой за последние 10 лет произошли два трагических события — безвременная смерть младшего сына и уход ее мужа Василия Ланового.
В возрасте 26 лет Ирина снималась в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского “Романс о влюбленных”. В этом фильме она произносила такие слова: “Жить — это гораздо большее мужество, чем умереть”. За 50 с лишним лет, отданные Купченко кино, ей часто приходилось проигрывать ситуации и воплощать образы, которые теперь можно назвать “гостями из будущего”. Сегодня мы вспомним некоторые из них.
“Дворянское гнездо”
режиссер Андрей Михалков-Кончаловский, 1969 год
Лиза Калитина, 19-летняя провинциальная дворяночка, становится невестой благородного и богатого вдовца Федора Лаврецкого. Первый опыт семейной жизни Лаврецкого был крайне неудачным: жена ему изменяла и в конце концов так закружилась в вихре парижских удовольствий, что, по сообщению французских газет, умерла в цветущем возрасте. Но в тот момент, когда Лаврецкий и Лиза готовятся идти под венец, ветреная супруга внезапно воскресает из мертвых. Лиза принимает решение навсегда удалиться в монастырь.
…Приступая к экранизации романа Тургенева, Кончаловский довольно быстро подобрал актерский ансамбль, но никак не мог найти главную героиню. Однажды к нему в павильон “Мосфильма” прибежал кто-то из съемочной группы и сказал, что видел “потрясающий типаж”. 21-летняя студентка Щукинского училища, которая пришла на студию подработать в массовке, неожиданно оказалась перед сидящим в кресле режиссером. Они долго молча смотрели друг на друга. Внезапно Купченко вспыхнула и сказала: “Я могу уйти”. Но Кончаловский уже понял, что перед ним — та самая Лиза.
Трудно сказать, были ли предки Иры дворянами. Те, кто рос с ней в одном киевском дворе, вспоминают, что была она обычной советской девочкой и часто угощала друзей дефицитным тогда шоколадом. Сейчас пишут, что ее семья не имела никакого отношения к искусству. Это неправда. Сестра матери Тамара на тот момент была довольно известной актрисой. Под фамилией Чернова она прославилась в 1950 году, сыграв в фильме “Смелые люди”.
Потом Тамара поступила в Театр им. Моссовета, где ей не часто перепадали заметные роли. Возможно, из-за ненадежности актерского хлеба отец Ирины летчик Петр Купченко, успевший послужить в столице Австрии, а потом обосновавшийся в Киеве, и мама Клара, учительница английского языка, в основном занимавшаяся домом, были категорически против того, чтобы дочь шла в артистки. Хотя Ира очень хотела стать балериной. Но ее рост в тинейджерском возрасте насчитывал немодные тогда и не годившиеся для балета 175 см.
Ира записалась в операторский кружок Дворца пионеров, но поступать решила на факультет иностранных языков. Слово родителей было законом для дисциплинированной девушки. Мама основательно подготовила Иру к экзаменам. До сих пор Ирина Петровна в совершенстве владеет английским. На этом языке она играла в фильме Михалкова-Кончаловского “Ближний круг” в 1991 году.
Однако, когда Ире было 18, отец умер, и мама с дочкой перебрались к родным в Москву. Наверняка Тамара Чернова внесла свою лепту в то, что Ирина подала документы в Щукинское училище. А в фильме “Дворянское гнездо” она сыграла мать Лизы. Кончаловский был потрясен их сходством.
Сегодня об Ирине Петровне известно, что она глубоко набожный человек, регулярно посещает храм. Однажды актриса призналась, что мечтала бы стать женой священника, иметь восемь детей и петь на клиросе. Но тогда…Во время съемок между женатым Кончаловским и Ириной начался роман, о котором все узнали после выхода мемуаров знаменитого режиссера. Андрей Сергеевич уверяет, что после быстрого окончания Ира “совершенно не переживала”. Однако она тут же вышла замуж за художника “Дворянского гнезда” Николая Двигубского. Он был из семьи эмигрантов, приходился двоюродным братом Марине Влади. Вполне возможно, для Ирины это было замужество “назло”. Брак очень быстро распался.
“Чужие письма”
режиссер Илья Авербах, 1976 год
Как часто бывало в истории советского кино, за “Дворянское гнездо” Кончаловский огреб от отечественных критиков и получил приз международного фестиваля. Но и хулители, и хвалители сходились в одном: дебютантка Купченко прелестна. Такая внешность, такой аристократизм, такое мастерство — эту актрису ждет большое будущее.
По крайней мере, Ирину после Щукинского училища взяли в Вахтанговский театр. Но тогда еще в зените славы находилась Юлия Борисова, блистала Людмила Максакова. Говорят, что именно с ней в ту пору имел роман премьер театра Василий Лановой, который развелся с первой женой Татьяной Самойловой и потерял в автокатастрофе вторую супругу, Тамару Зяблову.
В отличие от кино, в театре у Купченко не было громкого дебюта. Она играла то, что ей поручали, периодически отпрашиваясь на съемки. Кончаловский пригласил ее еще дважды — в “Дядю Ваню” и “Романс о влюбленных”. Пресса была прекрасная, но Ирина как бы становилась “актрисой одного режиссера”. Даже потрясающая игра у Владимира Мотыля в “Звезде пленительного счастья”, где она стала декабристской Екатериной Трубецкой, ее фантастическая сцена с Иннокентием Смоктуновским — “Велите нести кандалы” — не вдохновили режиссеров Театра им Вахтангова и не развеяли некоторый скепсис деятелей кино. Типа, аристократка из нее что надо, а сможет ли она играть современниц?
И вот на фоне этого выдающийся режиссер Илья Авербах запускается с картиной “Чужие письма”. История о том, как учительница-идеалистка решает перевоспитать добротой девятиклассницу из трудной семьи и пускает ее жить в свою квартиру. Девочка Зиночка буквально влюблена в учительницу. Постепенно она начинает наводить свои порядки в доме, где ее приютили. Она учит Веру Ивановну жизни, запрещает ей ходить на свидания. Однажды Зина находит письма, которые писал Вере любимый мужчина. Девица переписала их, заменив имя Веры на свое, и начала читать всему классу.
Сейчас трудно представить, сколько споров вызвал этот фильм. Видимо, Авербах уже тогда предчувствовал что-то такое про нашу школу, где в середине 70-х с виду царили тишь да гладь, да божья благодать. И, конечно, никто не мог предвидеть, что ровно через 40 лет Ирина Купченко сыграет заглавную роль в фильме “Училка”, где ее героиня найдет у своего ученика пистолет, запрёт класс и возьмет на “мушку” учеников, чтобы хотя бы таким образом поговорить с ними на важные темы. И никого такая “училка” не удивит.
Кстати, в “Чужих письмах” Ирина Купченко впервые снималась вместе с Олегом Янковским. Впоследствии они четырежды сыграют влюбленную или супружескую пару.
“Странная женщина”
режиссер Юлий Райзман, 1977 год
Еще не утихли дебаты о “Чужих письмах”, а Купченко снимается в фильме, где главная героиня оставила благополучного мужа, сына-подростка и ушла к любимому человеку. Однако новая жизнь не принесла ей счастья, и юрист Женя Шевелева в одиночестве уезжает на свою малую родину, мучительно пытаясь найти себя. Для советских женщин, да и для мужчин, такое поведение на экране было как отрезвляющий душ. Оказалось, что замужняя женщина и мать — тоже человек, со своими желаниями и мечтами. После этого фильма актриса стала получать письма примерно такого содержания: “Моя жена посмотрела, сказала, что давно разлюбила меня, и ушла”.
В “Странной женщине” Купченко играла сразу после рождения второго сына и впервые — вместе с мужем Василием Лановым. Их роман возник во время прогулок по московским переулкам. У обоих были собаки, вот их они и прогуливали. Лановому нравилась скромная и очень начитанная Ирина, а она была влюблена в тот образ, который Василий Семенович создал в “Алых парусах”, еще с детства. В общем, если даже и были у Ланового на тот момент романы, к 1972 году они закончились.
Василий Семенович играл того самого “любимого мужчину”, который послужил невольной причиной распада семьи героини. Все было сделано на высшем уровне, но после этого супруги решили больше не работать на одной съемочной площадке. Люди, близко знавшие их семью, говорили: Лановой был достаточно “громким”, конфликтным человеком, мог поругаться с режиссером, а Купченко из-за этого сильно переживала. Но, вполне возможно, причина была и в другом — банальной актерской ревности. Ирине начали предлагать неординарные роли у ведущих советских режиссеров, а Лановой прочно застрял на тот момент в амплуа обаятельных военных. Конечно, Василий Семенович оставался премьером Вахтанговского театра, красавцем и романтиком, но настоящую популярность актеру все же делает экран, а не сцена.
“Забытая мелодия для флейты”
режиссер Эльдар Рязанов, 1987 год
Купченко снималась у выдающихся режиссеров и с выдающимися партнерами. Кстати, у них очень интересный дуэт с Андреем Мироновым в фильме “Назначение”. А чего стоит “Отпуск в сентябре” и Олег Даль в роли ее супруга! Но актрисе тоже начали слегка приедаться роли не очень счастливых женщин.
Рязанов предложил ей отнюдь не комедийный образ. Елене из “Забытой мелодии…” изменил муж. Но здесь актриса использовала совершенно другие краски. В этом фильме Купченко не побоялась быть откровенно некрасивой и не обаятельной. Зато в другой своей картине, “Старые клячи”. Рязанов “вернул” Ирине Петровне ее аристократизм и интеллигентность и даже дал в любимые мужчины генерала с внешностью Валентина Гафта.
“Пара гнедых”
режиссер Сергей Крутин, 2010 год
Купченко рассказывала, что с самого начала решила для себя проблему перехода на возрастные роли. Она никогда не отказывалась играть героинь, которые были старше ее не только годами, но и жизненным опытом. Но со временем мудрость самой Ирины Петровны органично слилась с мудростью ее персонажей. И один из фильмов, в котором это ярко проявилось, — “Пара гнедых”. К сожалению, эта камерная и тонкая картина не очень известна. А жаль. Там Ирина Петровна абсолютно гармонично сработалась с представителями нового актерского поколения — Агнией Кузнецовой, которая играла ее внучку, и Ярославом Жалниным.
В жизни у Ирины Петровны тоже есть внучка Аня. Она — дочь младшего сына. Недавно женился старший сын Купченко и Ланового Александр. Хочется пожелать этой красивой женщине и выдающейся актрисе не только новых ролей, но и возвращения в ее дом покоя, смеха и счастья. И тогда мы, возможно, заново познакомимся с Ириной Купченко.