8 февраля наша «самая обаятельная и привлекательная» празднует свой день рождения
В середине 70-х рыжеволосая, с бешеной энергетикой Ирина Муравьева стала любимицей зрителей, они с нетерпением ждали каждой ее новой роли. Сейчас Ирина Вадимовна отдает явное предпочтение театру, но забыть таких героинь, как Люда Свиридова, Нина Соломатина и Надя Клюева, невозможно. Их не просто помнят, их цитируют и вообще считают за близких родственниц.
Актриса говорит, что она совсем не похожа на своих персонажей. На самом деле это не так. Практически все те, кого она играла в кино, умели принимать решение, не оглядываясь на мнение даже самых близких людей. Такова и Ирина. Если бы было по-другому, она никогда бы не стала актрисой.
Вы нам не подходите
В семье Муравьевых росли две девочки: старшая – Людмила, и младшая Ира. Вадим Сергеевич добровольцем ушел на Великую Отечественную, а в мирное время стал военным инженером. Он и его супруга Лидия растили дочерей в строгой любви. С тройкой в дневнике домой лучше было не приходить, но опоздать к обеду было еще хуже.
Люда решила стать химиком, Ира же мечтала о профессии учительницы начальных классов. Но занятия в театральном кружке неожиданно натолкнули ее на мысль стать актрисой. Родители отнеслись к этому спокойно, не строили препятствий. Тем более что после школы Ирину не приняли ни в один театральный вуз, точно так же, как Нину Соломатину из «Карнавала». В этом фильме актрисе легко было «достать» из себя всё необходимое для роли, хотя 17-летнюю школьницу она играла, отметив 30-летие и родив старшего сына. В «Карнавале» мать ее героини ласково причитала над дочкиной внешностью, а реальная Ира просто-таки была убеждена, что она совершенно не красивая, но ведь артистки нужны разные!
Масла в пламя ее комплексов подлил знаменитый завкафедрой актерского мастерства Щукинского училища Владимир Шлезингер. Он перечислил почти все известные женские амплуа в театре, сказав, что ни для одного из них абитуриентка Муравьева не подходит, а про последнее сказал: а на это есть получше вас.
Через 10 лет Ирина Муравьева играла главную роль в телеспектакле «Доктор философии». Владимир Георгиевич тоже был занят в постановке. Конечно, Иру он не узнал. Ей очень хотелось напомнить встречу на экзаменах, но она удержалась.
Чисто английская Сюзанна
Целый год Муравьева работала в библиотеке, а потом снова отправилась в театральные вузы. Единственное место, где ей сказали «да», была студия при Центральном детском театре (ныне РАМТ), поэтому первыми ее ролями стали…мальчики.
В начале 70-х в ее жизни произошло сразу несколько важных событий. В театр пришел режиссер Леонид Эйдлин и поставил отличный спектакль «Сказка о четырех близнецах». Постановку экранизировали, и игру 23-Муравьевой неожиданно заметили многие режиссеры. Но Ира выбрала среди них самого главного: она вышла замуж за Эйдлина. Супруги прожили вместе более 40 лет и вырастили двоих сыновей.
Одним из тех, кто оценил мастерство Муравьевой, был режиссер Самсон Самсонов («Попрыгунья», «За витриной универмага», «Одиноким предоставляется общежитие»), приступавший к съемкам «Чисто английского убийства». По сюжету в дом смертельно больного лорда Уорбека съезжаются на Рождество несколько родственников и близких людей. Внезапно, отпив из бокала, падает замертво единственный сын и наследник титула Роберт. Убийце невдомек: Роберт тайно женился на юной красотке Сюзанне, дочке дворецкого в доме Уорбеков, и у них родился сын, который теперь наследует титул лорда.
Роль Сюзанны не самая главная, но Муравьева сумела показать черствую, расчетливую плебейку, которую совершенно не огорчает внезапное вдовство. Больше всего ей хочется выйти из кухни, где прячет ее отец-дворецкий, к знатным господам и заявить: я теперь миссис Уорбек, а вы – седьмая вода на киселе.
В жизни от Ирины Вадимовны, конечно, такого трудно ожидать, но как у актрисы задача у нее была примерно такая же. Ей очень важно было доказать, что она не затеряется в компании Леонида Оболенского, Алексея Баталова (потом они встретятся на картине «Москва слезам не верит»), Ивана Переверзева и Георгия Тараторкина. И Ирине это удалось.
А ровно через два месяца после телепремьеры, в феврале 1975 года, Ирина родила первенца Даниила.
Не учите меня жить
Именно в спектакле «Доктор философии» Владимир Меньшов увидел Муравьеву и решил предложить ей роль Людмилы в фильме «Москва слезам не верит». На эту яркую героиню пробовались такие звезды, как Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, но победила Муравьева, которая очень хотела играть. Однако, когда фильм вышел, актриса расстроилась. После монтажа, в процессе которого выпало много сцен, в частности из семейной жизни Гуриных, ей показалось, что Людмила вышла грубой, хабалистой охотницей на мужчин.
В то время она уже перешла в Театр им. Моссовета, где служил Георгий Тараторкин, а также Маргарита Терехова, Валентина Талызина, и с ужасом ждала, что скажут коллеги. Но оказалось, ее Людмила всем очень нравится, а реплики «Не учите меня жить, лучше помогите мне материально!», «Ляпай, но ляпай уверенно!», «С бумагой в стране напряженка!» и многие другие просто улетели с экрана в народ.
В этом театре Ирина однажды прошла нелегкое испытание. В знаменитом спектакле Анатолия Эфроса «Дальше – тишина» она должна была играть внучку героини Фаины Раневской. Репетировала великая актриса дома. Когда после первой встречи Фаина Георгиевна назначила Ире очередную дату встречи, это означало: выдержала экзамен! И всю премьеру Раневская взглядом и жестами тепло поддерживала «внучку».
Однако на втором спектакле вела себя уже совсем по-другому. Оказалось, Фаина Георгиевна почему-то ждала, что перед спектаклем Ира зайдет к ней в гримерку поздороваться, но ведь это было не принято. И на просьбу испуганного помрежа пойти и извиниться Муравьева, подумав, ответила отказом – ей было не за что извиняться. Удивительно, но это оказалось второе испытание от Раневской: сломается или нет? После этого инцидента никаких проблем между пожилой и молодой актрисами уже не было.
Абитуриентка с младенцем
Фильм «Карнавал» – вторая встреча Ирины Муравьевой и Татьяны Лиозновой, а Лиознова отбирала себе актеров так же тщательно, как, например, Эфрос. Буквально перед «Карнавалом» Муравьева снялась в прекрасном, но недооцененном фильме «Мы, нижеподписавшиеся». Там она, между прочим, сыграла не сослуживицу, а жену героя Леонида Куравлева, там же работала вместе с Юрием Яковлевым и Кларой Лучко.
Всего через год ее героине Нине Соломатиной предстояло ввалиться в «их» дом и заорать: «Давайте я вам окна помою! Я все могу, вы меня эксплуатируйте!».
Не забудь почитать! Леонид Куравлев. Такие, как он, украшают республику
Ради роли абитуриентки Ирина не только худела, но и научилась кататься на роликовых коньках. На обычных она умела с раннего детства благодаря маме, которая постоянно водила их с сестрой на каток. Но ролики – это совсем другое, и красивые ноги актрисы быстро покрылись синяками. Потом Муравьева уже уверенно управлялась с роликами и ей, наоборот пришлось изображать неумеху. Кстати, в «Самой обаятельной…» Ирина отказалась посещать занятия с тренером по настольному теннису, она и в жизни довольно неплохо владела малой ракеткой.
Одновременно со съемками «Карнавала» шли гастроли Театра им. Моссовета в Киеве. Туда специально приезжал балет «Ритмы планеты», репетиции шли на теннисных кортах, расположенных у гостиницы, чуть ли не по ночам. Но все жертвы были не напрасны. За роль Нины читатели журнала «Советский экран» назвали Ирину Муравьеву лучшей актрисой года. Правда, пока после премьеры шло голосование, кое-что изменилось, и на обложке журнала Ира появилась в компании сына Даниила и коляски, где лежал маленький Женя.
Самая дисциплинированная
Теперь трудно поверить, что Ирина совершенно не хотела играть обаятельно-привлекательную Надю Клюеву. Но режиссер Геральд Бежанов сделал ставку на самую популярную в эти годы актрису и в буквальном смысле упал перед ней на колени. Потом Ирину долго уговаривала директор фильма, плакала, что в случае отказа ее уволят, и Ирина скрепя сердце согласилась. Ну, и компания у нее была там практически из «родственников»: Александр Абдулов, Леонид Куравлев. А с Татьяной Васильевой они в 1978 году искрометно работали в музыкальном фильме «Дуэнья», где Васильева по роли тоже способствовала удачному замужеству Ирининой героини!
Работать с Бежановым иногда было сложно, он являлся одним из авторов сценария и очень болезненно воспринимал любое отступление от текста, которые легко позволяли себе Васильева и Абдулов. А вот главная звезда этого фильма Муравьева оказалась не только самой обаятельной и привлекательной, но и самой дисциплинированной. Фильм тоже стал «самым» – он вышел в лидеры проката 1985 года.
На суперпопулярность Муравьевой ставил и Леонид Квинихидзе в фильме «Артистка из Грибова», но, несмотря на прекрасный актерский ансамбль, фильм не имел большого успеха. Очень ярко Ирина Муравьева сыграла в 1991 году в «Тартюфе», роль остроумной и ловкой служанки Дорины как будто написана Мольером для нее. Но кому была нужна хорошая классика на сломе эпох!
В 1993 году Ирина Вадимовна ушла служить в Малый театр. Там она сыграла знаменитые женские образы: Раневскую, Аркадину, Гурмыжскую, Мамаеву, в кино же легко перешла на возрастные роли, а потом и на роли бабушек. Абсолютно без комплексов: в жизни семья для Муравьевой всегда на первом месте. Когда у нее росли дети, она никогда не соглашалась сниматься далеко от Москвы. Театр – совсем другое, там актер служит.
Муравьева похоронила мужа в 2014 году. В утешение ей растут внуки. Она не воюет с возрастом, не признает пластических операций. В театре к своему недавнему юбилею сыграла премьеру «Всегда зовите Долли», и зрители были в восторге, потому что темперамент и комедийное дарование Ирины Вадимовны никуда не делись.
По моему это очень интересная тема