Ровно 45 лет назад на телеэкраны страны вышел фильм, которому было суждено стать самым новогодним и по-настоящему культовым
Каждый год 31 декабря недотепистый московский хирург Женя Лукашин идет в баню и, нечаянно напившись, попадает в Ленинград. Мы за этим наблюдаем, наизусть зная все реплики, ноты, повороты сюжета. Иногда кто-то в сердцах бросит: «Опять эту «Иронию…» показывают!». Но если вдруг не покажут – даже страшно представить. Как будто и не Новый Год.
А ведь ничего этого могло бы и не быть. Фильм называли аморальным, не подходящим для советских людей. Последние поправки, для того чтобы картина вышла в первый вечер 1976 года, Эльдар Рязанов вносил за несколько часов до премьеры! Мы расскажем вам о сложном пути, пройденном создателями фильма, и о том, как в конечном итоге родились персонажи, которых теперь невозможно представить с иными лицами и иными голосами.
Пьеса для заработка
Эльдар Рязанов в юности мечтал стать писателем, поэтому периодически рука его тянулась не только к режиссерскому мегафону, но и к перу. Самого гармоничного соавтора он нашел в лице Эмиля Брагинского. «Берегись автомобиля» и «Зигзаг удачи» – их общие «дети. И вот в 1968 году Брагинский предложил Эльдару написать пьесу специально для заработка. В сюжете требовался минимум действующих лиц и декораций, тогда любой театр поставит такое с удовольствием. И действительно, историю про баню в СССР «подхватили» более ста театров. Авторам исправно отчисляли положенные гонорары, но в 1974 году у Брагинского случился инфаркт, он не мог некоторое время работать, и Рязанов решил творчески и материально поддержать друга: сделать из пьесы фильм.
Не забудь почитать! А напоследок он сказал…Смех и слезы Эльдара Рязанова
Однако «Мосфильм» решил, что три часа бытовой комедии – это слишком тягостно для зрителей в кинотеатре, и Рязанов обратился в Гостелерадио, где его предложение, назло киношникам, с восторгом приняли.
Мужчина и женщина
Эльдар Александрович мечтал поработать с Алисой Фрейндлих. Еще в 1961 году он предлагал актрисе сняться в «Гусарской балладе», но Алиса ждала ребенка. Фрейндлих – коренная ленинградка, интеллигентная, с прекрасными вокальными данными. Кому, как не ей, играть поющую учительницу из города на Неве. Но нашлись чиновники, которые сочли, что Фрейндлих на экране недостаточно красива! Не прошла пробы Людмила Гурченко, о попытках своей будущей любимицы Светланы Немоляевой режиссер отозвался «хуже некуда». Все его спрашивали: кого ты хочешь найти? А Рязанов, который, будучи женатым, в этот момент был влюблен в Нину Скуйбину, отвечал: женщину, ради которой можно изменить жизнь за одну ночь!
Имя польки Барбары Брыльской прозвучало случайно. В этот момент она снималась в советском фильме и располагала мультивизой в СССР. Нашему зрителю она приглянулась в мелодраме «Анатомия любви», где присутствовали откровенные сцены. Конечно, Брыльска была для советских мужчин все равно что инопланетянка.
Рязанов не был знаком с ней, но добыл телефон. Актрису настолько поразило, что к ней обратился не продюсер, не ассистент, а непосредственно создатель фильма, что она тут же согласилась.
На роль Евгения Лукашина пробовались прежде всего артисты с интеллигентным лицом: дворянин по крови Петр Вельяминов, Станислав Любшин и даже Олег Даль. Как ни странно, внешне хрупкий и тоже неземной, Даль на экране смотрелся чересчур жестко. Но зато благодаря ему в фильм попала Ольга Науменко, сыгравшая Галю. Пробы вместе с легендарным Олегом Далем настолько вдохновили актрису, что она была тут же утверждена.
Своему давнему другу Андрею Миронову Рязанов готов был предложить роль Ипполита, причем без проб. Но Андрей Александрович хотел играть только Лукашина. Режиссер коварно выбрал сцену, где Женя рассказывает Наде, как его одноклассница вышла замуж не за него, а за его друга Павла. По словам Рязанова, даже через смешной парик, усы и очки в Миронове явно проглядывался «опытный сексуальный волк», поверить в выбор девушки было совершенно невозможно.
И тогда ассистент режиссера Наталья Коренева, мать известной актрисы Елены Кореневой, начала настойчиво рекомендовать Андрея Мягкова. Рязанов знал, что Мягков артист не откуда-нибудь, а из самого «Современника», но в кино он играл молодого Ленина и Алешу Карамазова, а тут требуется нечто совершенно другое. Однако пробы прошли настолько убедительно, что один из чиновников потом выговаривал Рязанову: «Как вы могли утвердить Мягкова? Ведь он даже на пробы явился пьяным!».
Кстати, Людмила Гурченко и Андрей Миронов все же появились в «Иронии судьбы…». По телевизору Надя и Ипполит, по замыслу Рязанова, смотрят фрагмент фильма «Соломенная шляпка» с участием этого блистательного дуэта.
Действующие лица…
После отказа Миронова от роли Ипполита Рязанов был уверен, что жениха Нади сыграет Олег Басилашвили. Дело в том, что Эльдар Александрович однажды побывал на спектакле с участием Басилашвили в ленинградском БДТ, был потрясен и в порыве написал расписку: в каждом следующем фильме будет снимать Олега Валерьяновича. Пробы прошли прекрасно, на актера сшили костюмы…Но внезапно пришла телеграмма из Ленинграда: у Басилашвили умер отец. В это же время скончался один из ведущих актеров БДТ Ефим Копелян, и весь репертуар перестроили таким образом, что Олег Валерьянович не в состоянии был ездить в Москву.
Тогда Рязанов обратился к актеру, с которым уже работал в трех фильмах, – Юрию Яковлеву. Популярность артиста на тот момент зашкаливала – только что вышел фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Яковлев имел полное право встать в позу и спросить, почему его не позвали с самого начала. Но интеллигентнейший Юрий Васильевич моментально согласился. И сыграл одну из своих самых знаменитых ролей. А сколько фраз, произнесенных его голосом, ушли из фильма в народ!
Мамочек главных героев сыграли очень любимые и почитаемые Эльдаром Александровичем актрисы Любовь Добржанская и Любовь Соколова. А на роли друзей Жени Рязанов пригласил своих собственных друзей – Александра Ширвиндта, Георгия Буркова и Александра Белявского. Для Белявского это был первый опыт работы с Рязановым, потом он продолжился еще в нескольких картинах. Так же произошло с Лией Ахеджаковой. На роль подруги главной героини, учительницы Тани, нужна была актриса с внешностью-«биографией». По Тане видно, что она одинока и вряд ли у нее есть какие-то перспективы в личной жизни. Зато уже в следующей картине, «Служебный роман», Лия с блеском сыграла уверенную в себе секретаршу Верочку.
Валентина Талызина к тому моменту была, можно сказать, членом команды Рязанова. Но о том, что именно она будет говорить за главную героиню, и речи поначалу не шло, хотя сразу стало ясно: низкий, хрипловатый и отличающийся заметным акцентом голос не может принадлежать романтичной учительнице русского языка. Многие советовали Рязанову не ходить далеко и довериться мастерству Талызиной, но Рязанов не понимал: как это в некоторых сценах на озвучании актриса будет говорить сама с собой? Однако Валентина Илларионовна сумела так поменять собственный тембр, озвучивая Надю, что никто из зрителей ничего не заподозрил.
Правда, потом Талызина искренне не могла понять, почему Барбара Брыльска получила Государственную премию наряду с Рязановым, Мягковым, Брагинским, композитором Микаэлом Таривердиевым и оператором Владимиром Нахабцевым! Ведь говорили и пели за нее совершенно другие люди.
…и исполнители
Долгое время мы не знали, что Эльдар Рязанов пишет стихи, но песни и музыка всегда играли отдельную роль в его фильмах. Режиссер решил, что в «Иронии…» будет восемь песен, это считалось очень много, и он пригласил сразу четверых композиторов. Но Андрей Петров, Ян Френкель и Исаак Шварц почти сразу отказались, а вот Микаэл Таривердиев пришел в такой восторг от сценария, что песни сочинил чуть ли не за сутки.
Для записи женского вокала он порекомендовал тогда еще мало известную Аллу Пугачеву, с которой работал в фильме «Король-олень». Алла Борисовна в то время моталась по провинциальным гастролям, приезжала даже слегка простуженная, но сработала так, как хотел Таривердиев.
И надо же было такому случиться, что за полгода до премьеры «Иронии…» Алла Пугачева покорила весь мир на конкурсе «Золотой Орфей» песней «Арлекино», исполненной в совершенно другой манере! Конечно же, в фильме голос Пугачевой практически никто не узнал.
В «Служебном романе» мы убедились, как прекрасно поет Андрей Мягков, но в «Иронии судьбы» за него пел бард Сергей Никитин.
Не рождественская сказка
Телевизионное начальство, хоть и было радо «переметнувшемуся» Рязанову, потом стало сомневаться: а нужна ли комедия про пьяного, который влез к незнакомой женщине и изменил хорошей невесте? Но уже тогда требовалось показать что-то новенькое и не слишком серьезное на Новый Год. Рязанова попросили записать вступительное слово, где режиссер убеждал зрителей: это картина не о пользе пьянства, а о любви. Случайно Эльдар Александрович произнес слова «рождественская сказка», и 1 января 1976 года ему пришлось ехать на студию и переозвучивать «рождественская» на «новогодняя», потому что Рождества в СССР не было.
Финальные кадры фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» проплыли по экранам около девяти часов вечера 1 января 1976 года, потом началась программа «Время», а уже через две минуты в «Останкино» пришли первые телеграммы от восхищенных зрителей. Фильм получил Государственную премию, Госкино потребовало, чтобы из него сделали версию для кинотеатров, но там пришлось пожертвовать некоторыми сценами. Наконец уже в наше время было снято продолжение, которое, возможно, и нашло своего зрителя, но такого места в сердцах людей, безусловно, занять не смогло.