Всем, для кого в эти дни раздается последний звонок, посвящается.
Официальная премьера фильма состоялась 10 января 1977 года. Но уже в разгар весны счастливые обладатели портативных магнитофонов переписали себе песни из картины, дискуссии о противостоянии главных героев вели не только кинокритики, но и уважаемые в стране педагоги, а песня “Когда уйдем со школьного двора” зазвучала на выпускных вечерах и продолжает это делать уже почти полвека.
Успех картины, которую в первый год в прокате посмотрели 34 миллиона человек, был тем более удивителен, что режиссера фильма Владимира Меньшова знали по пяти ролям в не самых популярных картинах. Ситуацию маститые киношники восприняли как розыгрыш без кавычек. И уж конечно, они не могли себе представить, что следующий фильм Меньшова завоюет “Оскар” и вообще каждая его картина будет событием.
Ну, а мы сегодня, в пору “последних звонков” и в преддверии выпускных вечеров, вспоминаем, как создавался и с какими трудностями выходил этот культовый фильм о мальчиках и девочках из девятого “Б” и их классном руководителе Марье Васильевне Девятовой.
По чужим головам
В 1972 году маститый кинодраматург Семен Лунгин не по заказу, а по вдохновению написал сценарий про конфликт в старшем классе московской школы.
Девятиклассник Олег Комаровский — лидер, но вовсе не “душа” компании. Он жесткий, местами циничный. Его отец — инженер, которого Олег жалеет за то, что родитель не сделал карьеру. Олег же упорно идет на золотую медаль, чтобы поступить в престижный вуз. Пройдет лет 15, и такие Комаровские уверенно шагнут в бизнес и будут там ходить по чужим головам, а то и жизням.
Олег тщательно отбирает себе “фолловеров”. Тая Петрова (по прозвищу Юродивая) в эту касту до поры до времени попасть не может: она без конца болеет, а на уроках появляется, закутанная до бровей шарфом. Зато хорошенькие Даша и Алиса в постоянной свите Комаровского, как и мальчик из состоятельной семьи Илья Вардзиели. Причем это не те дети, по которым, как тогда говорили, “плачет ПТУ”. Нет, они прилично учатся, знают французский, классическую литературу и музыку. То есть с интеллектом у них все в порядке, а вот с моральными принципами — большой вопрос.
Фильм начинается с двух событий. В классе появляется Игорь Грушко, переехавший из Новосибирска, Комаровский тут же крестит новичка в “сибирского валенка”. Но пока что его самого волнует другое. Их избранная тусовка решила собраться на вечеринку — не с дешевым портвейном “три семерки”, а с новомодными коктейлями. Девочки тревожатся, что не успеют подготовиться к объявленной контрольной по математике, но Олег находит выход. В день контрольной нужно обмануть учительницу и сказать что она ни о чем не предупреждала. С точки зрения девятиклассников Марья Васильевна, которой вскоре стукнет 55, — глубокая старуха, у нее вполне может быть склероз.
На уроке девятиклассники один за другим врут учительнице в глаза, и только Тая не может солгать и начинает плакать. Марья Васильевна понимает, что в классе заговор, и ставит всем, кто соврал, единицы. На дворе уже конец года, естественно, оценки в четверти и в году из-за этого будут снижены. И хоть это только девятый, а не десятый класс (тогда учились 10 лет), Комаровский знает: золотой медали ему не видать.
В это время выясняется, что “сибирский валенок” не так прост. Он прекрасно играет на гитаре, сочиняет песни и мечтает создать свой ансамбль. Постепенно к нему перебегает часть “свиты” Комаровского, даже девочки начинают интересоваться новичком. Олега это бесит. Кроме того, ему нужно кровь из носа исправить единицу. Он направляет мощное обаяние на Таю — любимицу Марьи Васильевны.
У самой учительницы нет семьи, к своим ученикам она относится не то что по-матерински, но как взрослый мудрый человек. Поначалу ее тревожит, что Игорь Грушко и его приятели “уходят” от реальной жизни в музыку, но потом женщина начинает их понимать. Все это время между ней и Комаровским идет молчаливое противостояние. И вот в юбилейный день рождения учительницы Тая Петрова перед уроком подходит к Марье Васильевне и начинает просить за Олега, в которого успела влюбиться. Узнав, что “Марья” отказала, взбешенный Олег прямо посреди поздравления говорит учительнице жесткие слова, грубо обзывает Таю и выбегает из класса. За ним убегает Игорь Грушко, и между парнями в раздевалке происходит драка.
Человек “не на своем месте”
После выхода “Розыгрыша” заговорили о том, что фильм попал одновременно в сердца и головы. Прекрасные песни Александра Флярковского на стихи Алексея Дидурова, милые лица юных актеров, Игорь Грушко с гитарой наперевес, несущийся за Комаровским словно рыцарь с мечом, — это было очень романтично. Но в то же время в фильме чувствовалась неясная тревога, — наверное, по поводу того, куда же нас заведут в будущем респектабельные Олеги и Даши, у которых за душой нет ничего святого.
Возможно, это было и в тексте сценария Семена Лунгина. И хотя по его сценариям до этого было снято много хороших фильмов, в том числе о детях и подростках (“Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”, “Внимание, черепаха!”, “Жил певчий дрозд”), именно за “Розыгрыш”, утвержденный на “Мосфильме”, никто не хотел браться. По мнению режиссеров, для “школьных” фильмов существовала студия имени Горького. Во-вторых, работать с молодыми всегда сложно. В третьих, фильмов о школе было много. И наконец одним из таких фильмов была картина Динары Асановой “Не болит голова у дятла”, где главный герой тоже музицировал, правда, на ударной установке. А Асанова всегда снимала с “подтекстом”. И еще одна потенциальная картина, где взрослые дети “самовыражаются” с помощью музыки, даже казалась многим опасной.
Наконец сценарий, который считался неперспективным, был предложен Владимиру Меньшову. Владимир Валентинович, на тот момент не самый популярный актер, мечтал снимать кино, но у него даже не было полного режиссерского образования — только аспирантура во ВГИКе. Правда, ему симпатизировал Николай Сизов, генеральный директор киностудии “Мосфильм” — из-за игры Меньшова в фильме “Человек на своем месте” про председателя колхоза. Вот такие фильмы котировались высоко.
Сначала Сизов предложил Меньшову несколько производственных историй, но качество сценариев было откровенно сомнительным. “Ну хорошо, хочешь авторитетного сценариста, берись за “Розыгрыш” Лунгина” — примерно так сказал Николай Трофимович. Меньшов не впал в восторг, но это было меньшее из зол. Возможно, гендиректор “Мосфильма” вздохнул с облегчением. Сценарий, которому было уже пять лет, пристроил. Меньшову поддержку оказал. Не справится — какой с дилетанта спрос. Но Николай Трофимович, видимо не подозревал, на кого нарвался.
Марья, она же Эльза, она же Августа
Новичок должен слушаться “старших”, и Меньшову сразу назвали актрису на главную взрослую роль, математички Марьи Васильевны. Это была только что получившая звание народной артистки СССР Лидия Смирнова. В молодости хорошенькая Лидия бесподобно играла многочисленных “блондинок”, потом перешла на характерные роли в комедиях “Женитьба Бальзаминова”, “Дядюшкин сон”, “Деревенский детектив”. Но Меньшов хотел совершенно другой типаж. Его заветной мечтой было заново открыть для кино Евгению Ханаеву.
Евгения Никандровна на тот момент имела звание заслуженной артистки РСФСР, в масштабах огромного Советского Союза это была первая ступенька, на которой остались стоять очень многие замечательные актеры. И то — Ханаеву отметили в основном за роли на сцене МХАТа. А в кино у нее были работы в экранизации спектаклей или эпизоды.
Любопытно, что некоторых героинь Ханаевой в кино звали Эльза, Августа, Гизелла. Видимо, в ней уже с молодости чувствовалась белая кость и “нездешность”, Меньшову нужна была учительница, которая при рядовой внешности была аристократкой по духу, при собственных твердых принципах умела понять других, не похожих на нее. И главное — обладать той внутренней силой, которая побеждает комаровских и им подобных.
Меньшов пошел на честную хитрость. Он провел пробы со Смирновой и Ханаевой. И тут уже худсовет признал правоту дебютанта.
Впоследствии Евгения Никандровна великолепно сыграла у Меньшова мамашу Родиона Рачкова в фильме “Москва слезам не верит”. А вообще после “Розыгрыша” в фильмографии Ханаевой не было перерывов и малозначащих ролей. В 1987 году она была удостоена звания народной артистки СССР.
Добры молодцы и красны девицы
Долгое время маститые режиссеры, приступая к фильмам о старшеклассниках, отправлялись в театральные училища или во ВГИК. Все же со студентами, которых хоть чему-то успели научить, намного проще. Но Меньшов быстро понял, что 19-летние абсолютно непохожи на 16-летних, и, глубоко вздохнув, объявил кастинг на съемки.
Школьник из Красногорска Дима Харатьян больше всего в жизни любил спорт и гитару. В пионерском лагере он создал ансамбль “Аргонавты”, наверняка влюбил в себя всех девочек, с некоторыми продолжал общаться и после лагеря. Одна из них, Галя, в отличие от Димы, больше всего любила кино и мечтала там сниматься. Галя, узнав, что приглашают на фильм, где будет “мальчик с гитарой”, немедленно позвала Диму, в надежде, что оба окажутся среди избранных.
Но Галя не прошла сразу. Фотографию Харатьяна, как потом выяснилось, Меньшов неоднократно перекладывал из стопки “совсем непригодных” в стопку “надо попробовать еще раз”. В конце концов Дмитрий был утвержден на роль Игоря Грушко.
Самое любопытное, что поющий и играющий на гитаре юноша не смог выдавить из себя ни звука, ни аккорда, когда стали записывать песни к картине. В “Розыгрыше” звучит вокал Вячеслава Киселева и участников ансамбля “Добры молодцы”.
Сегодня Харатьян — один из самых успешных актеров своего поколения, хотя ему пришлось пройти, как говорится, через огонь, воду и очень непростые медные трубы.
Исполнитель роли Комаровского Андрей Гусев 1958 года рождения, к моменту съёмок “Розыгрыша” он успел поступить в Московский институт стали и сплавов, но у него уже был шестилетний стаж в кино и столько же фильмов, сколько у актера Меньшова. Андрей сыграл просто великолепно, не дрогнул в сцене с Олегом Табаковым, который играл Комаровского-старшего. Андрей Федорович снимается до сих пор, крайняя его роль — в сериале “Чернобыль”.
Наташа Вавилова была пятым ребенком в многодетной московской семье, и ни о какой кинокарьере для дочери родители не то что не мечтали, а всячески от нее открещивались. Но девочка была редкой красавицей. Однажды, прямо в магазине, к ней обратились со знаменитым вопросом “Хочешь сниматься в кино?”. Так она оказалась в картине “Такие высокие горы”, в эпизодической роли.
Картина делалась на “Мосфильме”, в картотеке студии остался снимок девушки с огромными грустными глазами. Владимир Меньшов решил, что именно такой и должна быть “юродивая”, а на самом деле просто очень интеллигентная и восторженная Тая Петрова.
Потом последовал ряд маленьких эпизодов, родители не теряли надежды, что вскоре этот кинематограф кончится навсегда. И когда тот же Меньшов в 1979 году позвал Наташу в фильм “Москва слезам не верит”, встали стеной. Уговаривать маму и папу поехал сам Алексей Баталов, против него уже никто не смог устоять.
Наталья Вавилова стала очень востребованной и популярной у зрителей. Уже на съемках “Розыгрыша” в нее были влюблены все мальчики. Но замуж она вышла за режиссера Самвела Гаспарова, с которым познакомилась как раз во время съемок фильма “Москва слезам не верит”.
Когда Наташе было всего 27, на съемках произошло ЧП — актриса упала с лошади. Потом выяснилось, что она получила травму позвоночника средней тяжести. Через две недели девушка уже была готова сниматься, но, оказалось, режиссер за это время, перестраховавшись, нашел другую исполнительницу. Наташа, видимо, и в жизни, оказалась такой же ранимой, как ее Тая Петрова. Она разочаровалась в кинематографе, снялась еще в паре картин. Детей у Вавиловой не было, всю душу она вложила в семейную жизнь и благотворительную деятельность.
Профессиональной актрисой стала и исполнительница роли Даши Дина (Евдокия) Германова. В основном ее актерская биография связана с Театром Олега Табакова.
Все отмечали дарование Николая Константинова (исполнитель роли друга Игоря Шурика Корбута). Одновременно с “Розыгрышем” он снялся в еще одной картине, потом получил главную роль в фильме “Доброта”. Но он был еще и талантливым художником. К сожалению, молодого человека быстро засосала “богемная” среда. Известно, что в жизни Константинова появились запрещенные вещества и алкоголь. Однажды его жестоко избили. В 2013 году вышла передача про несостоявшуюся звезду, где местом действия была психиатрическая больница.
Колоритный Арсен Михайлов (сыграл Илью Вардзиели) больше никогда не снимался и посвятил себя ювелирному делу. Сашу Жильцова (роль — Андрей Никитин) мы увидели в фильме “Москва слезам не верит”, он сыграл бойфренда Сашеньки Тихомировой. Но потом выбрал ветеринарию.
“Просто сел с тобой случайно я”
Помимо Евгении Ханаевой и молодых актеров в фильме прекрасно сыграли Зиновий Гердт, Ирина Мурзаева, Наталья Фатеева и даже сам Владимир Меньшов (тренер в бассейне). Но не менее “главные” роли в картине принадлежат песням.
Владимиру Меньшову нужен был поэт, который чувствует мир так же обостренно, как подростки. И ему посоветовали Алексея Дидурова, который успел поработать в “Комсомольской правде” и журнале “Юность”, но больше всего любил музыку и сочинял хорошие песни. Его ценил сам Булат Окуджава. Достаточно сказать, что уже после фильма “Розыгрыш” Дидуров организовал рок-кабаре, где выступали Виктор Цой, Александр Башлачев, Майк Науменко, которые были кумирами, но не имели тогда никакого официального признания.
Видимо, было в Дидурове что-то, внушающее подозрение начальникам от кино, Меньшову отказали сразу и велели искать более “приличного” поэта. Но Владимир Валентинович настойчиво отвергал все появлявшиеся варианты. Уже потом все знали: если Меньшов что-то решил — он не отвернет. Благодаря его настойчивости стихи Дидурова все же были приняты, но музыку Алексею Алексеевичу написать не удалось — у него не было соответствующего образования.
Однако Александр Флярковский, человек, окончивший консерваторию, тонко почувствовал все нюансы стихов Дидурова и создал такие разноплановые композиции, как “Просто сел с тобой случайно я…”, “Стрижи”, “Бабочки”, “Когда роняет капли первый дождь…” и, конечно, незабываемый вальс “Когда уйдем со школьного двора…”.
Лучшим свидетельством попадания в “целевую аудиторию” было то, что молодые люди, посмотрев “Розыгрыш”, шли на фильм повторно, вооружившись небольшими кассетными магнитофонами, — записать песни прямо в кинозале. Качество, конечно, было сомнительным, но ведь не ждать, когда фирма “Мелодия” очухается. Тем более что песен было всего ничего и на большой виниловый диск они “не тянули”.
…“Розыгрыш” получил приз ЦК ВЛКСМ как лучший фильм 1976 года, что доказывает — в комсомоле имелись весьма неглупые люди. Евгения Ханаева на фестивале в Риге была удостоена премии за лучшую женскую роль, а Семен Лунгин наконец-то получил диплом за пролежавший пять лет сценарий.
В 1978 году Лунгин, Меньшов, Ханаева и оператор Михаил Биц получили Госпремию РСФСР имени Крупской и отправились отмечать это дело. Так, что Владимир Валентинович потерял медаль лауреата. Как оказалось, на счастье и на большую творческую жизнь.