
Куда подевались изобретения гениального русского самоучки.
Подписаться на нас в соцсетях
Изобретатели на Руси всегда были сродни шутам. И отношение к ним было приблизительно одинаковое: если сделают что-то забавное, то хорошо. Но если чересчур умничают и напрягают своего покровителя, то пеняй на себя. Как там у Булгакова в пьесе “Иван Васильевич”? “У меня был такой, крылья сделал… Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает!”.
В этом смысле Ивану Петровичу Кулибину повезло. Он жил долго и знал милость государыни Екатерины. Но вот почему-то изо всех его изобретений, значительно опередивших по мысли время, сегодня можно увидеть лишь часы с курантовым механизмом. И сама фамилия Кулибина больше упоминается в шутку, как бы с маленькой буквы — в отношении тех, кто изобрел что-нибудь ненужное. А если хотят сказать об Иване Петровиче хорошее, то непременно, для пафоса, что ли, называют его “русским Архимедом”, “русским Леонардо да Винчи”, а не так давно в этот перечень добавился Илон Маск. Поистине, нет пророка в своем Отечестве.
Мука и муки творчества
Иван Кулибин родился 21 апреля (по новому стилю) 1735 года в Нижегородском уезде, в старообрядческой семье. Воспитанный в строгих правилах, Иван Петрович до последних дней жизни не пил и не курил. Ему было предписано пойти по стопам родителя, мелкого купца, и заняться торговлей мукой. Рассудив, что сыну хватит азов грамоты и арифметики, Петр Кулибин отдал его в обучение местному дьячку.
Иван не смел ослушаться, но гораздо больше, чем торговля, его влекли различные технические “штучки”. Не имея сколь-нибудь основательных начальных знаний, он сам изучил слесарные и токарные премудрости, а особенно его интересовали часовые механизмы. В нижегородской Строгановской церкви были установлены куранты, и юный Кулибин раз за разом лез на колокольню, чтобы постичь секреты немецких мастеров. Но попытки собрать часы самостоятельно оборачивались неудачей — нужны были специальные дорогостоящие инструменты. Иван зарабатывал, починяя по просьбе соседей домашнюю утварь, но, видимо, возможностей купить необходимое оборудование до поры до времен у него не было.

Однажды отец, все еще надеясь сделать из парня хорошего купца, отправил 17-летнего Ивана в Москву, где молодому человеку повезло попасть в часовую мастерскую Лобкова. Там он приобрел несколько подержанных станков и инструментов.
Когда Ивану было 23, батюшка скончался. Теперь уже ничто не мешало открыть Кулибину собственную мастерскую. Вскоре он женился на девушке Наталье из мещанской семьи, пошли дети. Надо было зарабатывать деньги, но заказы почти не поступали, к тому же Кулибин тратил средства на самостоятельное изучение физики и математики.
Повезло, когда к нему обратились от губернатора Нижнего Новгорода Якова Аршеневского. Справившись со сложными часами градоначальника, Кулибин стал востребованным мастером, даже нанял ученика. И, возможно, он так и остался бы процветающим “Левшой” нижегородского разлива, если бы не Екатерина II.
Курьезная штучка

Напомним, что государыня взошла на трон в 1762 году в результате государственного переворота. Это мы знаем теперь наверняка, а тогда люди жили сплетнями, и долетали они в том числе до Европы. Слишком быстро и при туманных обстоятельствах умер муж Екатерины Петр III, продержавшийся в императорах полгода. К тому же в 1754 году Екатерина родила сына Павла, и, по идее, должна была быть не императрицей, а регентшей при наследнике, что в ее планы абсолютно не входило. В общем, Екатерина всеми силами старалась доказать, что иного правителя России не требуется.
Так, она замыслила поездку по Поволжью в сопровождении иностранных послов, приуроченную к пятилетию ее царствования. Задолго до срока в регион полетели гонцы с распоряжениями починить, покрасить, построить, а заодно порадовать государыню диковинками. Вот тогда Аршеневский и предложил Кулибину смастерить для императрицы часы. Спонсором выступил богатый купец Михаил Костромин.
Время шло, и Кулибин уговорил Костромина на дополнительные траты. В результате у мастера появились изготовленные ими микроскоп, миниатюрный телескоп и электрическая машина. Часы тоже были почти готовы. Они были величиной с гусиное яйцо и помещались в корпусе из серебра с позолотой. Кулибин “научил” свое изделие отбивать временные промежутки, но главной диковинкой был вмонтированный в механизм театр-автомат, показывающий представление на религиозный сюжет. А еще часы исполнили кантату, сочиненную Кулибиным. Между прочим, он еще и стихи писал.
Теперь временно оставим Кулибина и последуем за Екатериной II. Триумф ее, который должны были наблюдать австрийский, испанский, шведский и прочие послы, на каждом шагу оборачивался скандалом. То новая постройка сломается, то в красивом монастыре монахи перепились, везде грязь и вонь. Прибыв в Нижний, государыня получила четыре приветственных адреса и 200 жалоб, а всего их за время путешествия поступило около 600.
Понятно, какое настроение было у императрицы. Смекнув, что ему несдобровать, губернатор Аршеневский испросил разрешения подвести к монархине местного самоучку с припасенным даром. Вместе с Иваном Кулибиным часы преподносил купец Костромин, так было условлено заранее.
Обожавшая “курьезные”, то есть забавные, штучки императрица наконец-то пришла в восторг. Вот за этим она и отправилась по Руси. Ее даже не огорчило, что часы Кулибина не были окончательно доведены до ума. Она милостиво позволила мастеру завершить работу и пожаловать к ней в Петербург.

Окончательно часы были готовы к апрелю 1767 года. Сейчас они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа, но почему-то многие принимают за изобретение Кулибина часы “Павлин” английских мастеров Кокса и Юри. Диковинная механическая птица была приобретена Потемкиным, за бешеные деньги ее доставили в Россию в 1781 году с многочисленными поломками. Кулибин их практически заново собрал, но автором этих часов он не является. У него своя собственная слава.
“Сделание моста”

Буквально на следующий день после встречи с императрицей в Петербурге Иван Петрович получил должность руководителя механических мастерских Императорской академии наук. Вместе с ним в столицу переехала жена и дети. Забегая вперед, скажем, что с Натальей Иван Петрович прожил счастливо 26 лет, от этого брака родилось семеро детей. После смерти Натальи Кулибин женился еще дважды, в третий раз — в 70-летнем возрасте, всего у него было 14 сыновей и дочерей.
О Кулибине до нас дошло очень мало сведений. Известно, что он на всех торжественных приемах появлялся в длиннополой старообрядческой одежде, носил бороду, и за это над ним посмеивались. Тем не менее Иван Петрович слыл прекрасным и остроумным собеседником. Ну, еще бы, он всю жизнь учился самостоятельно и знал столько, сколько не снилось иным академикам.
Императрица поначалу назначила Кулибину годовое жалованье в 300 рублей — это было в пять раз меньше, чем получал профессор, но впоследствии жалованье удвоили — и предоставила казенную квартиру. Государыня хотела от него только одного — чтобы побольше появлялось всяких “курьезных” штучек для развлечения. То есть фейерверки, бутафория и все в таком роде. Могла она выписать, например, дорогой телескоп, пролив бальзам на душу Ивана Петровича — ведь он всегда стремился изучить новые сложные устройства. Но в основном Кулибин должен был чинить или изготавливать насосы, навигационные приборы, точные весы и прочие механизмы.
Судьба же его основных изобретений довольно печальна. Например, чертежи особенных фонарей были украдены, над трехколесной самокатной машиной в основном смеялись. Чудом сохранились ее чертежи, по которым модель восстановили, и сейчас ее “дубликат” хранится в Политехническом музее.
Наибольшего сожаления заслуживает участь деревянного одноарочного моста через Неву, спроектированного Кулибиным. Сейчас, когда одна из главных достопримечательностей Северной столицы — изумительные мосты, трудно представить, что первое постоянное сооружение подобного рода было открыто только в 1850 году. Это бывший Николаевский, затем Лейтенанта Шмидта, ныне — Благовещенский мост.
В разное время в городе возникали так называемые плашкоутные мосты, то есть сформированные из плоских судов. В пролетах между судами настилали деревянные бревна, которые и составляли полотно моста. Эти конструкции были крайне ненадежны, а в период ледостава и ледохода их требовалось демонтировать. В общем, горожане передвигались либо с помощью лодочников, либо по льду.
«Множество народа в прохождении по Большой Неве имеют нужду, проходят с великим страхом, а некоторые из них и жизни лишились… Начал искать способ о сделании моста» — вот что написал Кулибин государыне. Ему были выделены деньги на создание модели в масштабе 1:10. Предполагалось, что это будет деревянный одноарочный мост длиной 298 метров. В то время самый длинный мост располагался в Европе и насчитывал 119 м в длину.
15 декабря 1778 года модель прошла испытание грузом более 60 тонн. Все пришли в восторг, поахали, поохали, но денег на настоящий мост так и не нашлось. 17 лет простояла модель во дворе Дома академиков, а затем, забавы ради, была перекинута через канал возле Таврического дворца.
Вечный двигатель

В 1793 году Кулибин начал работу над созданием так называемого оптического телеграфа для передачи световых сигналов. Телеграф “упокоился” в Кунсткамере, зато через 40 лет для установки подобной системы в Россию приехали французы и получили 120 тысяч рублей.
Нет, Кулибин не бедствовал, регулярно получал медали и премии, хотя известно, что однажды Екатерина выписала ему деньги из казны на уплату долгов. Видимо, покупка сложных приборов и материалов для испытаний не всегда вписывалась в бюджет. К тому же Кулибин был никудышным коммерсантом, свои чертежи он публиковал открыто, ничего не таил. Ну и не удивительно, что периодически его изобретения просто-напросто крали.

Он мог озолотиться, например, на изготовлении протезов. В 1791 году он сделал “механическую ногу” 20-летнему офицеру Сергею Непейцыну, пострадавшему при штурме Очакова. Благодаря искусству Кулибина, Непейцын смог не только ходить без опоры, ездить верхом и даже танцевать. Он принял участие в войне 1812 года и дослужился до звания генерал-майора.
…Екатерина старела, дряхлела. Неоднократно ее выручал лифт, сооруженный Кулибиным и возивший государыню в верхние покои Зимнего дворца. Но в 1796 году государыня умерла, а Павел Первый больше был сосредоточен на военном деле и почему-то не сообразил, что знания Кулибина ему и здесь не помешали бы. Однако изобретатель был уже немолод. Он подал в отставку и отправился к себе в Нижний Новгород. Там он занимался созданием “водохода”, но модель, как водится, сгнила, а купцы не захотели давать денег на строительство настоящего судна: проще было нанять бурлаков.
В конце жизни Кулибин “заболел” недугом многих изобретателей — он собрался явить свету вечный двигатель. На это ушли все его накопления и остатки некогда крепкого здоровья. Он умер 11 августа 1818 года, до последнего пытаясь делать записи и чертежи. Его вдове даже пришлось занять деньги на похороны.
Несмотря на то, что Нижний хоронил своего кудесника с большим почтением, широко о Кулибине стало известно лишь после его смерти, когда в 1819 году журналист Павел Свиньин опубликовал книгу “Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения”.