Премьера киноленты “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” состоялась 1 апреля 1967 года. Леониду Гайдаю удалось то, что не удавалось другим советским режиссерам — за первый год проката собрать у экранов 76,5 млн зрителей. “Кавказская пленница” отгремела так, что историю похищения “спортсменки, комсомолки и просто красавицы” посмотрел каждый третий житель страны. Многие знают ее наизусть, но мало кто догадывается, что за кадром разыгралась настоящая трагедия.
Зрители больше никогда не видели на экранах Труса, Балбеса и Бывалого
Съемки в “Кавказской пленнице” стали последними для знаменитой тройки: Балбеса, Труса и Бывалого. Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов так гениально сыграли мелких правонарушителей в короткометражках и киноленте “Операция Ы и другие приключения Шурика”, что в них влюбилась вся страна. На экране эта троица была не разлей вода, а в жизни актеры откровенно не ладили, что было особенно заметно на съемочной площадке.
Гайдай сомневался, нужно ли “спекулировать” успешными образами Труса, Балбеса и Бывалого в “Кавказской пленнице”. Да и с самими актерами возникла проблема. Например, Никулин поначалу категорически отказался сниматься, посчитав историю о похищении невесты чушью для того времени. Гайдай долго уговаривал актера, говорят, что заставил его хитростью, через руководство “Мосфильма”.
На съемках отношения известной троицы разладились окончательно. А у моргунова с Гайдаем и вовсе случился большой скандал.
Моргунов попал в “черный список”
Конфликт поставил крест не только на тройке, но и на карьере самого Моргунова. Режиссер не слишком-то приветливо относился к “зазвездившемуся” актеру. А у второго был довольно тяжелый характер. Отношения стали натянутыми еще во время “Самогонщиков”, но терпение Гайдая лопнуло, когда актер привел на закрытый просмотр отснятого материала поклонниц и начал отпускать нелестные комментарии. Скандал был жуткий. Гайдай выгнал Моргунова, порезал все сцены с участием его героя, а там, где не смог, поставил дублера. Например, именно дублер вносит через ворота во двор Крапивных холодильник — часть калыма за Нину.
Тяжелый характер Моргунова был притчей во языцех после этого случая. У актера, поругавшегося и с Министерством культуры, не срослось множество хороших проектов: крупные пробы заворачивали, отказывались снимать. Для зрителей Евгений Моргунов так и остался Бывалым, хотя в его фильмографии около сотни ролей.
Демьяненко больше не звали в большое кино, он стал заложником одной роли
Съемки в “Кавказской пленнице”, можно сказать, поставили крест на актерской карьере Александра Демьяненко, который сыграл роль Шурика. Он начинал карьеру как драматический актер, причем, довольно успешно. Фильм “Мир входящему”, где у него была роль лейтенанта Ивлева, получил несколько премий на кинофестивалях не только в СССР, но и за рубежом. Александру прочили головокружительную карьеру в советском кино.
Гайдай в Демьяненко сразу увидел именно такого героя, которого искал. Как говорил режиссер, он увидел человека, которому не нужно было перевоплощаться, играть… И Гайдай угадал: Шурика обожала вся страна. А актер стал заложником этого образа. Теперь, какую бы роли ему ни предлагали, все так или иначе напоминали интеллигентного “очкарика-растяпу”… Как, например, одна из главных ролей в фильме “Иван Васильевич меняет профессию…”.
Актер часто говорил: “Нет, я не Шурик, я другой”. Но ярлык приклеился навсегда. И режиссеры уже не могли разглядеть в Демьяненко более глубоких образов, о которых мечтал актер.
Варлей за глаза называли актрисой средней руки
Чтобы найти актрису на роль студентки Нины — спортсменки, комсомолки и просто красавицы, было сделано пятисот фотопроб. Известные актрисы театра и кино, юные выпускницы — Гайдай отвергал одну за другой. Пока не увидел Варлей, эквилибристку, которую на пробы чуть ли не с улицы привел Юнгвальд-Хилькевич, будущий режиссер “Трех мушкетеров”. После чтения монологов (а злопыхательств твердили, что после проб в купальнике) Гайдай тут же утвердил ее на главную роль.
У Варлей толком не было актерского опыта, и съемки давались ей с трудом. Роль Нины сделала ее знаменитой и секс-символом СССР, но так и не стала началом успешной актерской карьеры. Варлей снималась в “Вие”, “12 стульях” и других фильмах, но злопыхатели называли ее актрисой средней руки, а успех в роли Нины считали незаслуженным, ведь озвучивала ее Румянцева, песню “Где-то на белом свете” исполнила Аида Ведищева, а Варлей только “светила” лицом перед камерой. Как бы то ни было, но даже после окончания ЩУКИ, актриса не получала серьезных предложений. Хотя ради кино она оставила свой любимый цирк.