
Про него говорили: характер трудный, а судьба еще сложнее.
В жизни Леонида Сергеевича Броневого все уместилось между двумя декабрями. Он появился на свет в последний месяц 1928 года, 17 числа, в прекрасном городе Киеве, в обеспеченной и, казалось бы, образцовой семье. А умер 9 декабря 2017 года в ранге народного артиста СССР, популярнейшего киноактера и лауреата разнообразных премий. Посреди этих декабрей были многолетний голод, страх, отчаянная нищета, профессиональные неудачи. Надо же, его так долго никто не видел и не слышал, чтобы потом заговорить с неповторимыми интонациями Броневого: «Вы что не знаете, что в однобортном уже никто не воюет?», «А кто не пьет?!», «Голова предмет темный и исследованию не подлежит» и, конечно же, «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!».
Сказке конец

Первые воспоминания Броневого – прекрасная киевская улица Крещатик и летящие по ней правительственные автомобили. В них сидели дядьки – знакомые его отца, бравого чекиста Соломона Факторовича, вместе с братьями поменявшего еврейскую фамилию на революционно звучащий псевдоним. Братья и уговорили его пойти в «силовые структуры», они там сами занимали видные посты. Хотя жена, тонкая музыкальная натура, которую звали Белла Ландау, чуть не на коленях молила: иди в адвокаты.
Она как чувствовала, и в 1936 году, когда за мужем пришли, даже не плакала. И не простила. Соломону повезло: ему реально дали 10 лет без права переписки, но потом Белла не захотела возвращаться к супругу. Будучи в ссылке, развелась с ним, а сыну поменяла отчество.
Они лишились шикарной квартиры в центре Киева, были оставлены уроки в музыкальной школе («у мальчика же почти абсолютный слух!») и скрипка с загадочным клеймом «Амати». Пять лет прошло в городе Малмыж Кировской области, а сразу после возвращения в Киев им снова пришлось спешно бежать: началась война. Судьба занесла мать и сына в Чимкент, где Леонид фактически бросил школу и подрабатывал везде, где только можно было устроиться.
Нет личностной темы
Потом он за год прошел все школьные науки и вознамерился поступать в дипломаты. Но Белла Львовна положила перед ним анкету для абитуриентов и предложила подумать, как он ответит на вопрос о родственниках, находящихся в заключении. Единственный ближайший от Чимкента вуз, где таких вопросов не задавали, был Ташкентский театрально-художественный институт. После его окончания он сменил два театра на Урале. Несмотря на то, что Броневому доверили играть роль самого Сталина, он был нищим как церковная крыса.

От отчаяния Леонид написал в Москву знаменитому актеру Алексею Грибову. И этот великий человек не только ответил, но и встретил его в стенах Художественного театра, прослушал и даже предложил денег. Но гордый Броневой не взял. В Школу-студию МХАТ его приняли на третий курс, как имеющего уже одно высшее образование. Вместе с ним учились будущие «современниковцы» Галина Волчек, Людмила Иванова, но в свой новый знаменитый театр Олег Ефремов Леонида Броневого не позвал, сказал: «Нет у тебя, старик, личностной темы». И снова начались скитания по городам и весям.
Что-то забрезжило в Воронеже, где он, уже 30-летний, женатый и по-прежнему нищий, играл роль Ленина. Однажды городское партийное начальство побывало на спектакле и в тот же день распорядилось о предоставлении Броневому квартиры. Родилась дочка Валентина, жизнь наладилась. Но однажды супруга, актриса Валентина Блинова, упала на репетиции, и на месте ушиба развилась злокачественная опухоль.
У Покровских ворот

В 1962 году он, отец-одиночка с четырехлетней дочерью, решил все-таки переехать в Москву, где жили родственники умершей жены. В столичных театрах его никто не ждал. Зарабатывал он азартными играми: в домино, на бильярде, в карты. Главное было добыть рубль в день на питание. А потом удалось устроиться в Театр на Малой Бронной.
Через пять лет в этот же театр пришел уже становившийся легендарным режиссер Анатолий Эфрос. Человеческие отношения у Эфроса с Броневым не сложились, но творческие – вполне. К тому же у Броневого появился хороший товарищ, актер Григорий Лямпе, который еще и заведовал труппой на «Малой Бронной».

Именно он посоветовал Татьяне Лиозновой взять Леонида Сергеевича в фильм «Семнадцать мгновений весны». У Лямпе была роль физика, и он надеялся, что для его товарища тоже найдется работа. Однако к тому времени Лиознова была наслышана про ворчливый характер Броневого. Но посмотрела и решила….попробовать его на роль Гитлера.

После Сталина и Ленина актер уже ничему не удивлялся, а в итоге Татьяна Михайловна назначила Леонида Сергеевича на «пост» шефа гестапо Мюллера. Роль, по идее, была не слишком большая. К тому же многие актеры вообще не верили, что такой новаторский подход к изображению фашистов понравится высокому телевизионному начальству, думали, что фильм покажут по какой-нибудь самой не главной программе. Но они просчитались.
Тот самый Захаров
Так в 45-летнем возрасте неожиданно для многих и для него самого засияла звезда Леонида Броневого. Любопытно, что на первый съемочный день в «Мгновениях…» он уехал прямо с собственной свадьбы. Его спутницей стала верная поклонница Виктория, которая долго молча «провожала» Броневого из театра до дому, пока однажды актер не повернулся и не предложил поговорить…

До Мюллера артист появлялся на экране почти всегда в фильмах-спектаклях. Или, например, благодаря коллегам по театру Георгию Мартынюку и Леониду Каневскому, ему удалось сняться в целых двух сериях знаменитой саги «Следствие ведут ЗнаТоКи». Но перед приключениями Штирлица померкли даже такие проекты. Броневой стал получать по три-четыре предложения в год, а в 1978 году он встретился с Марком Захаровым в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» и с абсолютно серьезным лицом сыграл придурковатого герцога, помешанного на «свободной линии плеча».

Многие уверены, что Леонид Сергеевич всегда играл у Марка Анатольевича в театре, на самом деле мнительный Броневой долго не решался поменять труппу. Окончательно в «Ленком» он ушел только в 1988 году.
Захаров относился к Броневому поистине сердечно. И дело совсем не в ролях, которые получал Леонид Сергеевич на сцене «Ленкома». Ведь он перешел туда уже в 60-летнем возрасте и отнюдь не молодел. Нарастали проблемы с сосудами, постепенно отказывали ноги, потом актер даже вынужден был приезжать в театр в тапочках. Захаров выделил семье Леонида Сергеевича машину с персональным водителем, а сам так придумывал мизансцены, чтобы Броневого могли в буквальном смысле поддерживать окружающие артисты. В спектакле «День опричника», поставленном в 2016 году, Броневой играл, сидя в инвалидной коляске.

Но однажды с ним случилось самое страшное – он забыл на сцене текст. Марк Захаров долго мучился, прежде чем решился предложить старому товарищу отдохнуть от сцены и подлечиться. Как будто чувствовал, что без работы Леонид Сергеевич просто не сможет.
9 ноября 2017 года народный артист СССР попал в больницу в тяжелом состоянии. Несмотря на временные незначительные улучшения, ровно через месяц Леонид Сергеевич Броневой умер.