Куравлев давал интервью очень редко, но если соглашается, то не заботится о том, насколько выигрышно поставили на него свет, достаточно ли красивы речевые обороты. Говорил, как думал, мог и расплакаться, если тема беседы затронула до глубины души. Например, воспоминания о Шукшине. Однажды он произнес: «Я по-шукшински открыт» и тем самым сказал о себе практически всё. Невозможно назвать героев Шукшина и самого Куравлева простачками, хотя вроде бы у них близко и смех, и слезы.
Актер всегда скупо говорил о личной жизни, предпочитал, чтобы зритель представлял его по ролям. Вспомним некоторые из них, в любом случае они вобрали в себя всё, что пережил и передумал Леонид Вячеславович.
Из Лебяжьего сообщают, 1960 г.
Отец Куравлева – слесарь, мать – парикмахер. Что уж такого «настригла» Валентина Дмитриевна, неизвестно, но в 1941 году ее сослали на Кольский полуостров по обвинению в контрреволюционной деятельности. С тех пор Леня усвоил: болтать нужно поменьше.
В школе он с трудом осваивал точные науки и очень заинтересовался сообщением двоюродной сестры: если поступать на артиста, то ничего сложного учить не нужно, только басню или стихи. Леня выбрал не самую известную басню Крылова «Слон в случае». Случай вышел не счастливым, его не приняли.
Куравлев стал студентом ВГИКа только через два года, но нисколько об этом не жалел. Его однокурсницами были прекрасные Софико Чиаурели и Светлана Дружинина, а на режиссерском в это время учились Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Оба сняли Куравлева в своих дипломных работах. Тарковский – в совместном с Александром Гордоном фильме «Сегодня увольнения не будет», а Шукшин – в картине «Из Лебяжьего сообщают». Интересно, что герой Куравлева там был заикой, а потом он «заикался» в знаменитом фильме «Живет такой парень». История про шофера Пашку Колокольникова получила приз Венецианского кинофестиваля, а Шукшин стал одним из самых важных людей в жизни Куравлева.
Когда деревья были большими, 1961 г.
К Леониду Вячеславовичу совсем не подходило амплуа «герой-любовник», но он неоднократно играл влюбленных. Один из самых трепетных – Ленька в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», его партнершей была необыкновенная Инна Гулая.
В жизни Куравлев относился к редчайшим актерам-мужчинам, которые женились один раз и навсегда. Свою избранницу он встретил в 16 лет на катке. Нина стала педагогом, преподавала английский язык, дослужилась до директора школы. Супруги никогда не афишировали свою жизнь, семья для Куравлева была отдельной державой, куда он кого попало не пускал. Нина Васильевна ушла из жизни в 2012 году, от этой трагедии актер так и не смог оправиться.
Ваш сын и брат, 1965 г.
Здесь Куравлев играет вроде бы непутевого, а на самом деле трагического героя Степана, который сбегает из заключения накануне окончания срока, потому что ему невмоготу без родной деревни. Пока односельчане гуляют по случаю «освобождения», за Степаном приходит милиция…
ШШукшин высоко ценил мастерство Куравлева и мечтал, чтобы Леонид сыграл главную роль в фильме «Печки-лавочки», который вышел в 1972 году. Но к тому времени актер хотел несколько сменить амплуа. Поначалу Шукшин воспринял это чуть ли не как предательство. Однажды они столкнулись лицом к лицу и чуть не подрались, но Куравлев успел сказать, что эту роль должен играть сам Шукшин. И Василий Макарович неожиданно согласился и даже обрадовался.
Вий, 1967 г.
«Вий» считается одним из первых советских фильмов ужасов. Его задумал снимать лично руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев, но не смог выкроить время и доверил картину Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Чувствуется, что «Вию» уделялось пристальное внимание, спецэффекты по тем временам были потрясающими. Для Леонида Куравлева был фильм памятен еще и тем, что он спас Наталью Варлей.
Снималась сцена полета Панночки в гробу, и актриса из-за технических неполадок чуть не упала с большой высоты. Куравлев мгновенно среагировал и поймал Варлей на руки. После этого он еще неделю не мог работать из-за сильных болей.
Золотой теленок, 1968 г.
Шура Балаганов – один из неотразимых криминальных героев в исполнении Леонида Куравлева. Это первая экранизация Ильфа и Петрова в СССР, и многие до сих пор не представляют себе другого Бендера (Сергей Юрский) и другого Шуру. Фильм снял Михаил Швейцер, знаковый режиссер в жизни Куравлева. Он сыграл в нескольких фильмах Михаила Абрамовича, в том числе в «Маленьких трагедиях» по произведениям Пушкина.
Неподсуден, 1969 г.
Не часто вспоминают этот фильм и эту работу Леонида Куравлева, а жаль. Здесь он сыграл абсолютного подлеца, предавшего лучшего друга и обманувшего любимую женщину.
Двенадцать месяцев, 1972 г.
Одна из «сказочных» ролей Куравлева. Леонид Вячеславович обожал сказки. В его огромной библиотеке очень много книг этого жанра и особое место занимают «Сказки Пушкина».
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, 1972 г.
Во многом из-за роли Робинзона Куравлев отказался от «Печек-лавочек» Шукшина. Ему было безумно интересно примерить на себя биографию жившего века назад английского моряка. А режиссер Станислав Говорухин, объясняя свой выбор, говорил: «Зрители должны полтора часа смотреть фактически на единственного актера, переживать за него, и на это способен только Куравлев».
Иван Васильевич меняет профессию, 1973 г.
При всем нашем восхищении Андреем Мироновым, которому сначала предназначалась роль Жоржа МПри всем нашем восхищении Андреем Мироновым, которому сначала предназначалась роль Жоржа Милославского, никого иного, кроме Куравлева, теперь в этом образе представить нельзя. В фильме много личных находок актера – фраза «Храните деньги, в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть!», пачка «Мальборо», не по сценарию появившаяся в «эпохе» Ивана Грозного, – именно эти сигареты предпочитал режиссер Леонид Гайдай. Впоследствии Леонид Иович снимал Куравлева практически во всех своих фильмах, а в последнем повысил его до роли президента СССР Горбачева.
Семнадцать мгновений весны, 1973 г.
Поначалу Куравлева пробовали на роль Гитлера, но потом, как кто-то сказал, «этого антихриста Куравлев не осилил». Актер был глубоко верующим, при этом жалел об утраченных ценностях, которые традиционно считались советскими: дружба народов, сочувствие к людям, оступившимся в жизни, равнодушие к материальным благам.
Итак, не «осилив» Гитлера, Куравлев стал играть Айсмана, служаку, потерявшего глаз. Актер восхищался режиссером Татьяной Лиозновой, ее поистине мужским характером, железной дисциплиной, которая устанавливалась на площадке. Куравлев сыграл еще в одной картине Татьяны Михайловны – «Мы, нижеподписавшиеся – абсолютно другой образ, прораба-романтика Леню Шиндина.
Афоня, 1975 г.
Культовый фильм Георгия Данелии и культовая роль Куравлева. Много лет ему вслед кричали «Афоня!», чем страшно бесили актера. Эту роль он «выиграл» у Владимира Высоцкого, с которым потом снимался в «Место встречи изменить нельзя», а также у Николая Караченцова, Виктора Проскурина и многих других. Теперь Афоня и его приятель Коля в исполнении Евгения Леонова увековечены в памятнике, который стоит в Ярославле, на месте съемок. Через два года Данелия пригласил Куравлева в «Мимино» на крохотный, но запоминающийся эпизод. Абсолютно «русопятый» актер сыграл роль армянского профессора Хачикяна, который пеняет Рубику: «Такие, как ты, позорят республику!».
Ищите женщину, 1982 г.
Еще одна история любви, но разворачивающаяся на фоне убийства. Уморительный полицейский инспектор Гранден, который постоянно кашляет и чихает на своего прелестного оппонента, Алису Постик. Это была встреча двух однокурсников по ВГИКу, а работу с Софико Чиаурели Куравлев назвал для себя, уже в то время суперпопулярного артиста, уроками, повысившими его мастерство.
Самая обаятельная и привлекательная, 1985 г.
В этом фильме Леонид Куравлев снялся со своей дочерью Катей. Помните, как Надя Клюева с коллегами приезжает в командировку и поселяется в гостиничном номере вместе с милой девушкой Ларисой? Это был дебют молодой актрисы. После семи фильмов Екатерина Леонидовна отказалась от актерской карьеры и стала психотерапевтом. По смерти Нины Васильевны Куравлевой она полностью взяла на себя заботу об отце. У артиста есть еще и сын, названный в честь Шукшина, Василием. Он инженер и отец троих сыновей.
Барышня-крестьянка, 1995 г.
В 90-х годах актер, как и многие его коллеги, был вынужден сниматься в проходных ролях. Но ему удалось попасть в картину Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994 г.). Очень жаль, что по какой-то чисто воландовской прихоти фильм остался практически не известным.
В это же смутное время известный режиссер Алексей Сахаров снял прелестный фильм «Барышня-крестьянка» по повести любимого Куравлевым Пушкина. Там замечательно сыграли молодые Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Екатерина Редникова, а главные возрастные роли достались мэтрам – Леониду Куравлеву и Василию Лановому.
Сибирский цирюльник, 1998 г.
Мы завершаем наш обзор именМы завершаем наш обзор именно этим фильмом, хотя Леонид Вячеславович еще долго снимался, он ушел из кино после смерти любимой жены, сыграв 227 персонажей. Но все же участие в таком проекте, как «Сибирский цирюльник», – это знаковое событие в жизни Леонида Куравлева. Во-первых, Михалков всегда отбирает самых лучших. Во-вторых, Куравлев играет вахмистра. А это человек, на котором держится порядок, считай жизнь. Очень здорово, что жизнь нашего кино 60 лет держалась на Куравлеве.
Cпасибо