31 июля исполняется сто лет со дня рождения народной артистки СССР Любови Сергеевны Соколовой
Про таких, как она, наивные кинозрители раньше писали письма в редакции: «Скажите, где режиссер взял эту талантливую колхозницу? Я тоже после работы хожу в Дом культуры на художественную самодеятельность и хочу сниматься в кино!»
Ее почти никто не помнит молодой, изысканной. А ведь у нее была роль Ольги в «Трех сестрах», и «Маскарад», и «Хождение по мукам», и «Тихий Дон». Но для всех она осталась «простой советской женщиной», то в косынке, то в полушалке, в ватнике или облезлом пальтишке. Актриса без сожаления прятала свои роскошные волосы, играла без украшающего грима. Но – только положительных героинь. Она повидала столько горя и зла, что не хотела нести его на экран.
Роковая крыса
Люба Соколова действительно родилась в полукрестьянской семье в городе Иваново-Вознесенске (сейчас «город невест» Иваново). И, хотя девочка занималась в художественной самодеятельности, учитель литературы видел в ней другой талант. По совету педагога Люба отправилась в Ленинград и поступила в педагогический имени Герцена на литературный факультет.
Однако как только на довоенном «Ленфильме» открылась актерская мастерская Сергея Герасимова, побежала туда. Из 1200 человек были приняты 22, в том числе Люба Соколова и Георгий Араповский. Георгий был коренной петербуржец, дворянских кровей, высоченный и плечистый. Он моментально влюбился в девушку с шикарными косами и синющими глазами. Араповский был такой сильный, что легко носил свою молодую жену на 6-й этаж.
Богатырская стать и погубила Георгия во время блокады. Вот Любы хватало на то, чтобы стоять у слесарного станка на авиазаводе, таскать тех, кто падал от голода, дежурить на крышах. А большой и сильный Георгий не мог прожить на уменьшающемся пайке. Вскоре он слег. Однажды Любе принесли блокадную роскошь – труп маленькой крысы. Она очень хотела съесть ее сама, но отнесла Юрочке. Мужчина, у которого видимо, уже разум мутился от голода, проглотил грызуна в один присест. И тут же умер.
Похоронить мужа ей было не под силу. Она собрала чемоданчик и пошла по городу, мечтая как-нибудь умереть. Но ее остановил старичок. Почему-то он сказал, что Люба проживет еще долго, и продиктовал адрес. Соколовой было все равно, она добрела до этого адреса, и там ее приняли. Она помогала по хозяйству и даже имела кусок хлеба. А потом ее вывезли по «Дороге жизни».
Люба добралась до своего Иванова и какое-то время с трудом понимала, что происходит вокруг. А потом вдруг услышала, что пережившим блокаду разрешают без экзаменов поступать в институты, и на этот раз отправилась в московский ВГИК. Сила жизни вернулась, Люба даже подрабатывала носильщиком на вокзалах, ведь рассчитывать на чью-либо помощь она не могла.
Ей еще не было 30, а из ее глаз, казалось, навсегда ушла молодость и радость. Поэтому первые ее фильмы были о войне, в том числе «Баллада о солдате» и «Летят журавли». Ее фамилию порой даже не указывали в титрах, но для картин участие Любови Соколовой было необходимой и достоверной краской.
«Любовь Сергеевну хочу»
В 1957 году Григорий Рошаль начинает снимать фильм «Хождение по мукам», где одну из ролей играет Соколова. Вторым режиссером у Рошаля работает очаровательная Мери Анджапаридзе, грузинская княжна, жена большого метростроевского генерала. Но Мери успевала все – и режиссировать, и дом вести, и своему сыну Гии Данелии протекцию составить. А Гия к тому времени отучился на архитектора и понял, что хочет быть режиссером. Мери привлекла его к работе над «Хождением по мукам». Георгий набирался опыта, а в свободное от съемок время актеры с удовольствием проводили время в его компании: Гия мастерски травил анекдоты, пел и играл на гитаре.
Почти 40-летняя Люба к тому времени давно поставила на себе крест. Как бы молчаливо призналась себе, что не видать ей ни мужа, ни детей. И вдруг «самый обаятельный» Гия Данелия начинает за ней настойчиво ухаживать. Да еще наврал, что они почти ровесники, хотя был моложе на целых девять лет.
Люба поверила и переехала в квартиру на Чистых прудах, к неописуемой радости Мери: у Гиечки раньше имелась жена Ирина, даже дочка родилась, но молодые люди явно больше были настроены на карьеру, чем на быт и обиход. А у Любы и сердце и руки были золотые. Она быстро освоила рецепты грузинской кухни, ей не в тягость были многочисленнее гости. А уж после рождения сына Коли Соколова была на седьмом небе от счастья. Когда маленького Колю спрашивали, как его зовут, он отвечал мамиными словами: «Меня зовут Счастье Мое!»
Нетипичная жена режиссера
Коля носил двойную фамилию: Соколов-Данелия. Дело в том, что его папа и мама не были официально расписаны. Мери Анджапаридзе, которая всем сердцем любила невестку, не раз выговаривала Гие за эту ситуацию, но тот только отмахивался, мол, я уже был официально женат и ничего хорошего. А Любовь была вообще не требовательная, как сама любовь. С тех пор как родился Коля, она вообще не соглашалась на главные роли – лишь бы не разлучаться с семьей. У мужа безропотно играла роли, за которые бы другая жена режиссера никогда не взялась. Жена Травкина в «Тридцать три» в простом ситцевом платье и с платком на голове, заведующая детским садом в «Джентльменах удачи» (там Данелия был художественным руководителем), в белом халате и со строгим пучком.
А ведь Соколову без проб приглашали Михалков-Кончаловский, Митта, Шукшин, Ростоцкий, Фрэз, Нахапетов, Рязанов. Даже у Никиты Михалкова она сыграла крошечный эпизод в «Обломове». Просто стояла в толпе, которая провожала Андрея Штольца из отчего дома.
Любая современная девушка, воспитанная на гламурных журналах, не преминула бы строго разъяснить Любови Сергеевне, что нельзя себя так вести. Что мужей надо постоянно держать в тонусе, а дети должны знать: мама – самодостаточный человек, живущий интересной независимой жизнью. Наверное, это правда, но Соколова просто обрела то счастье, о котором мечтала, и боялась его потерять. Она прощала своему Гии романы на стороне. Тем более что Мери Анджапаридзе зорко охраняла нерушимость семьи.
Не святой Георгий
Вообще, конечно, отдавая дань гениальному режиссеру Георгию Данелии, нельзя не поразиться бардаку в его личной жизни. Впоследствии оказалось, что при живой Любови Соколовой за него собиралась выйти замуж писательница Виктория Токарева. А победила Галина Юркова, прославившаяся романами с известными мужчинами. Видимо, женщина она незаурядная, потому что однажды, когда уже матери не было в живых, Данелия все же пришел к Любе и сказал: «Я ухожу от тебя». И вроде даже как попросил «освободить жилплощадь». А может быть, он ничего такого не просил и 64-летняя Любовь Сергеевна ушла сама в маленькую квартирку, которая у нее имелась.
У нее оставался сын Коля, такой талантливый: и рисует, и играет, и кино снимает. И уже двух внучек ей подарил. Кто же знал, что через год после развода с Данелией Колю найдут мертвым.
Обстоятельства его гибели до сих пор излагают по-разному. Но упорно ходят слухи о том, что не обошлось без наркотиков. Любови Сергеевне пришлось очередной раз бороться с отчаянием и апатией, спасли женщину невестка и внучки.
Но жизнь нанесла ей еще один страшный удар: в 1994 году Соколова вместе со своей подругой Майей Булгаковой ехали на творческую встречу. Рядом с ними был администратор, который все время подгонял шофера. В результате машина попала в жуткую аварию, весь удар приняли на себя женщины. Булгакова умерла через несколько дней, не приходя в сознание. А Любови Сергеевне довелось узнать о гибели подруги после того, как она очнулась вся в гипсе. Актриса снова вспоминала слова таинственного старичка из блокадного Ленинграда: «Сейчас ты не умрешь».
После этой трагедии Любовь Сергеевна снялась еще в десятке фильмов. Прожила она не так уж и долго, ушла от сердечного приступа, не дожив до своего 80-летия один месяц и 25 дней.
Сейчас она приходит к нам каждый год 31 декабря в образе мамы Нади Шевелевой и еще в десятках прекрасных фильмов. Ведь, несмотря на отсутствие главных ролей, народная артистка СССР Любовь Соколова стала одной из самых снимаемых актрис, сыграв порядка 350 ролей в советском кино.