Людмила Савельева. Чтоб сказку сделать болью…

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.

Жестокое искусство балета навсегда научило ее держать осанку и в нужный момент отрываться от земли.

Миллиарды людей в мире заняты своими делами. Но иногда они — пусть не все, но большая часть — как будто поворачивают головы в одном направлении и наблюдают за одним-единственным человеком. Тогда говорят, что мир охватила мания имени кого-то. Так было, например, с Юрием Гагариным и Валентиной Терешковой — первыми мужчиной и женщиной побывавшими в космосе.

Людмила Савельева не преодолевала земное притяжение в буквальном смысле. Но слава ее в какой-то момент стала космической. Это случилось после того как 117 стран закупили фильм Сергея Бондарчука “Война и мир”. Наверняка закупили, вооружившись огромным скепсисом, ведь за 10 лет до этого была снята американская версия романа Толстого, где Наташу Ростову играла очаровательная Одри Хепберн. Но случилось чудо — буквально вылетевшая на экран, пусть не черноглазая, как у автора, а голубоглазая Людмила Савельева покорила не только американцев, но и все концы света. Немного позже 1972 год был объявлен в Японии годом Савельевой, хотя в ее фильмографии на тот момент имелось пять картин. 

Как это часто бывает, к актрисе прочно пристало имя ее первой героини. Наташка — так звала Люсю Софи Лорен. А в разных странах женщины называли своих дочек Natasha, мечтая, чтобы они выросли такими, как “эта русская”.

Единственная из трехсот

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография. В фильме Сергея Бондарчука “Война и мир”.
В фильме Сергея Бондарчука “Война и мир”.

Чудом было то, что она родилась и выжила. Появиться на свет 24 января 1942 года в озябшем блокадном Ленинграде — это уже поступок. Отец воевал, выхаживали ее мать и бабушка, да еще была старшая сестра. Потом их вывезли по Дороге жизни.

После возвращения из эвакуации бабушка заметила, что Люся постоянно стоит перед репродуктором и ждет: когда заиграет музыка, а потом начинает танцевать. 

В 11 лет, она, девочка из обыкновенной семьи, где на тот момент росли уже три дочери, поступила в хореографическое училище (сейчас — Академия им. Вагановой).

Людмила была очень перспективной ученицей, ее отмечала профессор Ольга Иордан. Савельеву приняли в труппу знаменитого Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сейчас ему возвращено название Мариинский), не в кордебалет, а в солистки. И уже в 1964 году она попала на большой экран — танцевала нереиду в киноверсии “Спящей красавицы”. Тогда часто экранизировали знаменитые балеты, Люся и не думала, что вскоре главным делом ее жизни станет кино.

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  Ольга Иордан, балерина, балетный педагог.
Ольга Иордан, балерина, балетный педагог. Источник: Wikipedia.

Говорят, что Сергей Бондарчук искал Наташу Ростову среди 300 претенденток. При этом своим ассистентам он категорически запретил приводить на пробы “балетных”, дескать, играть все равно не умеют. Но для того чтобы казаться убедительной в образе барышни начала XIX века, мало одного драматического таланта. Поэтому ассистент Татьяна Сергеевна Лихачева наведалась и в Вагановское училище, и в Кировский театр. В результате в “Войне и мире” в главных ролях снялись две выпускницы балетного училища — Людмила Савельева и Ирина Губанова, сыгравшая Соню. Правда для Ирины это была 10-я картина, она уже стала известной молодой киноактрисой.

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  Ирина Губанова (слева) и Людмила Савельева в фильме “Война и мир”.
Ирина Губанова (слева) и Людмила Савельева в фильме “Война и мир”.

А для Люси все было в новинку. Первый раз ее пробовали в сцене из начала романа, Бондарчук проверял, сможет ли она превратиться в 13-летнюю девчонку, которая сует своему названному жениху Борису Друбецкому (Эдуард Марцевич) куклу. Впоследствии Сергей Федорович убедился: Савельева необыкновенно хороша именно в первых дублях, там проявляется вся ее искренность и непосредственность, которые потом покорили мир.

“Это не для тебя!”

В съемочной группе долго не подозревали, что молоденькая актриса, которой, естественно, положили самую низкую ставку, продолжает заниматься в балетном классе и танцевать на сцене “Мариинки”. Пока однажды Савельева не упала в обморок прямо на “Мосфильме”. 

Спрашивается, зачем было так себя истязать. Но ведь балетных с детства воспитывают через муштру, через боль, через вечное преодоление. Не можешь — уходи, значит ты не годишься для сказки, которая будет на сцене. К тому же Люся не могла забыть один эпизод. Позже о нем рассказал в своем “Серебряном шаре” Виталий Вульф. 

Еще не угодив в кино, Савельева танцевала в одном спектакле со знаменитой Натальей Дудинской. Великую балерину засыпали цветами, и один из роскошных букетов она великодушно отдала юной “вагановке”. После спектакля счастливая Люся выпорхнула из служебного входа в питерскую темноту. Кто-то грубо вырвал у нее цветы и прошипел: “Это было не тебе, а Дудинской!”. Она долго чувствовала себя так, как будто заняла чужое место.

Поэтому, оказавшись в цветнике советского кинематографа, который весь был призван на съемки “Войны и мира”, Люся и не думала жаловаться и чего-то требовать. Но после обморока она и сама понимала, что придется выбирать — съемки или балет. И, поколебавшись, выбрала кино.

С небес на землю вместе с “Оскаром”

Эпопею снимали целых пять лет. За это время Людмила Савельева вышла замуж за одного из самых популярных и красивых молодых актеров Александра Збруева. У того за плечами уже был тяжелый развод с красавицей актрисой Валентиной Малявиной. Но встреча с “Наташей Ростовой” излечила его горести. Они поженились, в 1967 году родилась дочка, которую акушерка тут же окрестила Наташенькой. Молодые родители не стали противиться.

Есть фотография, где, взявшись за руки, идут Александр Збруев и Людмила Савельева. Тогда еще не было виртуального хит-парада “самых красивых пар нашего кино”, но, безусловно, они расположились бы там на пьедестале. Они выделялись из толпы не бутиковыми нарядами и не “луи вюиттонами” в руках, а счастьем, которое буквально лилось из их глаз и которого не купишь ни за какие деньги.

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  Александр Збруев и Людмила Савельева.
Александр Збруев и Людмила Савельева. Фото с сайта kino-teatr.ru.

В 1969 году “Война и мир” впервые в истории советского художественного кино завоевал “Оскар”. Сначала, естественно, был конкурсный отбор. Но когда картина вошла в шорт-лист, Савельевой позвонили. Она была в этот момент в Аргентине, потому что киноэпопея триумфально шла по всему миру и всегда кто-то представлял картину. Но Бондарчук был где-то на съемках, да и кто лучше очаровательной “Наташи” мог бы олицетворить советский кинематограф в США? 

Перед церемонией ей подобрали воздушный белый наряд, а женщина, которая причесывала Люсю, сказала: “Если вашему фильму не дадут приз, нет в мире справедливости”. Но было еще четыре соискателя, в том числе картины Франсуа Трюффо и Милоша Формана. И когда объявили “Войну и мир”, Людмила чуть ли не в балетном прыжке вспорхнула на сцену.

Она так и летела обратно через океан. Пассажиры в самолете, конечно же, называли ее “Наташа” и просили потрогать золотую статуэтку. Люся не отказывала. А когда она сошла с трапа, ее тут же встретил чиновник из Госкино и без лишних слов забрал “Оскар”. Так ее снова опустили с небес на землю

Тонкая штучка Софи Лорен

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  С Марчелло Мастроянни в фильме Витторио де Сика “Подсолнухи”, 1970 г.
С Марчелло Мастроянни в фильме Витторио де Сика “Подсолнухи”, 1970 г.

Первый бал Людмилы Савельевой кончился примерно так же, как первый бал Золушки. Все кареты заняли место среди декораций, все наряды повисли в гардеробных, в павильонах вовсю снимали другое кино. Пять лет, в течение которых съемочная группа стала ее новой семьей, завершились. А ведь она пришла в кино 20-летней из закрытого мира балета и почти ничего не знала не только о своей новой профессии, но и о жизни. К тому же теперь ей стали предлагать роли девушек не таких классических, но очень похожих. 

Она же не знала, что в это время зарубежные режиссеры атакуют Госкино и предлагают Савельевой главные роли, например, в новой экранизации “Унесенных ветром”. Такое уже происходило с Татьяной Самойловой, которая тоже покорила мир после фильма “Летят журавли” 1957 года. Теперь уже можно сказать, что чиновники от кино сгубили судьбу этой уникальной актрисы, не пустив ее сниматься за рубеж — а вдруг она там останется?

Но, видимо, за 10 лет иностранцы изучили методы советских киноначальников. В частности, знаменитый итальянский режиссер Витторио де Сика, виднейший представитель неореализма, специально наведался в СССР, добился участия в телепередаче и заявил: я буду снимать Людмилу Савельеву вместе с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Так Люся, отвергающая сценарий за сценарием, попала в картину “Подсолнухи”. Она была тронута теплым отношением суперзвезд, и только потом кое-что поняла про характер Софи Лорен. Роль русской актрисы в “Подсолнухах” была значительно подрезана продюсером и по совместительству мужем Софи Карло Понти.

Шарфик “от Маргариты”

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  С Алексеем Баталовым в фильме Александра Алова и Владимира Наумова “Бег”, 1970 г.
С Алексеем Баталовым в фильме Александра Алова и Владимира Наумова “Бег”, 1970 г.

Но огорчалась Людмила недолго: в том же 1970-м на экраны выходят две картины по великим произведениям: “Бег” Булгакова и “Чайка” Чехова. 

Фильм “Бег” режиссеров Алова и Наумова был первой в СССР и одной из первых в мире экранизацией произведения Михаила Булгакова. Режиссерский дуэт очень придирчиво подошел к кастингу актеров и каждого защищал на худсовете. В “Беге” дебютировал доселе никому не известный Владислав Дворжецкий из Омска. Там сыграли выдающиеся роли Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов, а ближайшим партнером Людмилы был любимец всех женщин Алексей Баталов. 

Картину консультировала вдова Булгакова Елена Сергеевна. Однажды она пригласила некоторых актеров к себе домой и подарила Савельевой шелковый шарф. Эта изящная вещь от самой “Маргариты” заменила Людмиле Михайловне все награды, которые по праву мог бы получить этот фильм и которые он, конечно же, не получил. Ну как можно было наградить фильм о белоэмигрантах?

В “Чайке” Людмила Савельева работала вместе с Юрием Яковлевым, Аллой Демидовой, Ефимом Копеляном. В этом фильме ее героиня Нина Заречная произносит знаменитую фразу: “Умей нести свой крест и веруй”. Тогда она и не догадывалась, что эти слова через какое-то время станут эпиграфом к ее жизни.

Успех в кавычках и без

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  В фильме Владимира Вайнштока “Всадник без головы”, 1973 г.
В фильме Владимира Вайнштока “Всадник без головы”, 1973 г.

В фильмографии Людмилы Михайловны всего 23 фильма. После урожайного 1970-го стали появляться перерывы в три-четыре года, но потом выходил, например “Всадник без головы”, где Савельева играла Луизу Пойндекстер, демонстрируя талант не только актрисы, но и наездницы. Или великолепный телефильм Константина Худякова “С вечера до полудня” по пьесе Виктора Розова, там Людмила снова встретилась с Эдуардом Марцевичем и снова Марцевич сыграл ее несостоявшегося жениха и предателя. В этой же картине она играла заботливую сестру героя Леонида Филатова, а через несколько лет, тоже в фильме Худякова “Успех”, создала небольшую, но яркую роль его бывшей жены.

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  С Эдуардом Марцевичем в фильме Константина Худякова “С вечера до полудня”, 1981 г.
С Эдуардом Марцевичем в фильме Константина Худякова “С вечера до полудня”, 1981 г.

Она всегда придирчиво отбирала сценарии и бралась только за то, что интересно. Конечно, Савельева могла себе это позволить — ведь ее супруг Александр Збруев до начала двухтысячных снимался практически без перерыва и при этом стал звездой суперпопулярного театра “Ленком”.

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография. Наталья Збруева в фильме Михаила Козакова “Если верить Лопотухину”, 1983 г.
Наталья Збруева в фильме Михаила Козакова “Если верить Лопотухину”, 1983 г.

В 1983 году режиссер Михаил Козаков, уже снявший “Покровские ворота” и прослывший “зажигателем юных звезд”, выпускает симпатичную подростковую комедию “Если верить Лопотухину” и на главную девочкину роль приглашает 16-летнюю Наташу Збруеву. Зритель отмечает: красива и талантлива в родителей, природа явно не отдохнула.

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  Збруев и Савельева в фильме Георгия Николаенко “Шел четвертый год войны”, 1983 г.
Збруев и Савельева в фильме Георгия Николаенко “Шел четвертый год войны”, 1983 г.

Это был один из редких моментов, когда народ вспомнил, что “Ганжа” женат не на Светлане Афанасьевне, а на советской Наташе Ростовой. Тем более что как раз в 1983 году супруги чуть ли не впервые снялись вместе в фильме “Шел четвертый год войны”. Они вели весьма закрытую жизнь, и казалось, что все у них просто прекрасно: и роли, и популярность, и талантливая дочка.

От графини до княгини

Людмила Савельева актриса. Людмила Савельева биография.  В фильме Сергея Соловьева “Анна Каренина”, 2009 г.
В фильме Сергея Соловьева “Анна Каренина”, 2009 г.

Но прошло не так уж много времени, и выяснилось: у Александра Збруева роман с коллегой по театру Еленой Шаниной, в результате которого в 1992 году родилась дочь. В это время Збруеву было 54 года, выглядел он на 35. А Людмила Михайловна как раз отметила 50-летие, дату, которую женщины ненавидят не только за цифры, но и за болячки, и за депрессии, и за многое другое.

Сами актеры эту ситуацию практически не комментировали и спустя 30 лет все так же сохраняют интеллигентное молчание. Татьяна стала актрисой и играет в одном театре с отцом. Збруев и Савельева сохранили брак. Но упорно ходят слухи, что несчастная юношеская любовь и сестра на “стороне” тяжело повлияли на характер и жизнь Натальи Александровны. Она одинока и живет с родителями. Говорят также, что она нашла утешение в религии.

Людмила Михайловна крайнюю роль сыграла в 2009 году, и что любопытно — снова в экранизации знаменитого произведения Льва Толстого. Не так давно ушедший от нас Сергей Соловьев очередной раз пригласил актрису на съемочную площадку, доверив ей роль княгини Щербацкой в “Анне Карениной”. Савельева, несмотря на годы и невзгоды, остается настоящей аристократкой, и там, где нужна прямая спина и достоинство, ей практически нет равных.

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *