Марина Ладынина. “Свинарка” и ее “пастух”

Posted On By aut-aut
Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина

Судьба ворвалась к Марине через двери автобуса, и у нее было некрасивое лицо женатого мужчины.

Не самая известная актриса Марина Ладынина и рядовой режиссер Иван Пырьев встретились, когда фортуна явно повернулась к ним спиной. По сути и ей, и ему грозил “волчий билет” в профессии. Тем удивительнее, что через несколько лет на них посыпался дождь из Сталинских премий. Уже первая их совместная картина “Богатая невеста” сопровождалась огромным успехом у зрителей, а главное — горячим одобрением Сталина. На 20 лет они превратились в звездную пару №2 советского кино. Хотя почему номер 2? Многие зрители предпочитали “народные” комедии Ивана Пырьева псевдоголливудским фильмам, которые снимал Григорий Александров.

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. Григорий Александров и Любовь Орлова
В центре — Григорий Александров, перед ним, в шляпке — Любовь Орлова, на демонстрации 7 ноября 1935 г. Источник: Wikipedia.

Марина нисколько не уступала официальной звезде эпохи и жене Александрова Любови Орловой. Она была хороша собой, прекрасно пела, если требовалось — осваивала вождение трактора и мотоцикла и без страха держала в руках новорожденных поросят. В фильмографии Орловой и Ладыниной примерно поровну фильмов. Но если в последней своей картине Любовь Петровна в 70 лет изображала тридцатилетнюю, вызывая неловкость и сочувствие у зрителей, то Марина Алексеевна покончила с главными ролями, не отметив 50, и запомнилась молодой и красивой. 

Тем не менее биография Орловой так и остается звездной, а судьбу Ладыниной называют трагической. Почему и правда ли это?

Старшая сестра

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. В фильме “Вражьи тропы”, режиссеры Иван Правов, Ольга Преображенская, 1935 г.
В фильме “Вражьи тропы”, режиссеры Иван Правов, Ольга Преображенская, 1935 г.

Родиной Марины Алексеевны является деревня Скотинино, что на Смоленщине. Там она и появилась на свет 24 июня (по новому стилю) 1908 года в крестьянской семье. Позже, став знаменитой на всю страну, Ладынина застеснялась названия малой родины и предпочитала указывать сибирское село Назарово, куда родители подались в поисках лучшей доли, скорее всего благодаря Столыпинской реформе. Из чего явно следует, что семья была очень бедной, тем более что после Марины у Алексея Дмитриевича и Марии Наумовны родились еще трое детей.

Царские реформы сменились большевистскими, и Марине повезло пойти в школу. Девочка оказалась очень способной, обожала книги. Когда она умудрялась читать — одному богу известно, потому что на ней как на старшей было много тяжелой работы и по дому, и в нехитром крестьянском хозяйстве. Марина работала в поле, ходила за скотиной. Конечно, сыграть одну из знаменитых ролей — свинарки Глаши, ей было намного проще, чем Орловой, дальней родственнице Льва Толстого, — ткачиху.

В школе организовали театр. Ладынина не только играла, ей еще — как самой грамотной — поручили быть суфлером. Но девочка не просто “подавала” текст, она невольно вслух проигрывала те роли, которые читала, на нее даже обижались юные актеры.

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. Кадр из фильма Ивана Пырьева “Свинарка и пастух”, 1941 г.
Кадр из фильма Ивана Пырьева “Свинарка и пастух”, 1941 г.

Казалось бы, ей сразу стоило поступить на актрису. Но по суровым крестьянским законам она как старшая должна была позаботиться о семье, и Марина стала учительницей в селе Назарово. А потом решила податься на свою малую родину. И там, в Смоленске, у нее случилась встреча с актером театра Мейерхольда Сергеем Фадеевым. Мужчина подарил ей книгу Станиславского “Моя жизнь в искусстве”. После этого Марину уже ничто не могло удержать, тем более что местные власти решили направить ее в Москву для повышения квалификации. Но Марина отправилась не в педагогический институт, а прямиком в ГИТИС. В приемной комиссии заседала сама Серафима Бирман, но девочка из глухой провинции произвела такое впечатление на педагогов, что ей уже на первом туре поставили пометку “особо одаренная” и освободили от других экзаменов. 

Осторожно, двери закрываются

Марина Ладынина начала сниматься вовсе не у Пырьева, с которым она познакомилась в 1935 году. Ее первое появление на экране случилось в 20 лет. Основатели Московского Художественного театра, Станиславский и Немирович-Данченко, любили девушку и были уверены, что у нее большое будущее на сцене. Поэтому к съемкам относились так себе, однако понимали: для Марины это способ немножко заработать. Тем более она была такой хорошенькой, глазастенькой шатенкой. Кстати, один из корифеев МХАТа, Василий Лужский, отмечал, что в глазах Марины “есть этот блеск свободы”. Запомним и пойдем дальше.

В 1934 году она получает роль в спектакле “Егор Булычов и другие” по пьесе Максима Горького. Сам автор, “буревестник революции”, присутствует на премьере и хвалит дебютантку. Молодая актриса начинает пожинать первые плоды славы, пока еще крохотные. Она выходит замуж за актера Ивана Любезнова.

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. С Иваном Любезновым в фильме Ивана Пырьева “В шесть часов вечера после войны”, 1944 г.
С бывшим мужем Иваном Любезновым Марина Ладынина снялась в фильме Ивана Пырьева “В шесть часов вечера после войны”, 1944 г.

В середине 30-х в стране еще не было Большого террора, но актеры МХАТа всегда находились “под колпаком” — ведь знаменитый коллектив регулярно выезжал в зарубежные гастроли, актеров приглашали на приемы в посольства. То ли на Ладынину обратил внимание некий итальянец, то ли просто НКВД решил использовать ее в качестве осведомителя, а она отказалась — но у нее начались большие неприятности. Ее фактически лишили ролей. Муж в это время был где-то в отъезде. Марина, никогда не боявшаяся черной работы, стала ходить по знакомым, стирать и гладить за деньги.  И однажды в квартире своих друзей, живших на улице Горького (ныне Тверская,) она увидела мужчину, который очень ей не понравился. Это был Иван Александрович Пырьев.

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. Иван Пырьев
Иван Пырьев (в центре) в Чехословакии в 1947 г.

Он тогда совершенно не был “Иваном Грозным”, а его любовные подвиги никого не интересовали. Уроженец Алтая, он начинал как актер, попал даже к Мейерхольду, но потом решил стать режиссером. С самого начала ему не везло на этом поприще. Первые сатирические комедии были очень неудачными, и в середине 30-х он снимает “Партийный билет”, где действительно видна рука мастера. В главной роли — тогдашняя жена Пырьева Ада Войцик, обладавшая красивой холодноватой внешностью.

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. Ада Войцик в фильме Ивана Пырьева “Партийный билет”, 1936 г.
Ада Войцик в фильме Ивана Пырьева “Партийный билет”, 1936 г.

Фильм, весь из себя идейный шпионский детектив, не понравился главному зрителю СССР. После такого вердикта от Сталина вполне можно было распрощаться с режиссурой, и Пырьев мучительно думал: что снимать дальше? Картин и так выпускалось довольно мало, тематика вообще была строго ограничена. И вдруг Пырьева озарило — или не озарило, а родилось в результате длительных размышлений — что нужно снимать комедии из сельской жизни. Ведь закадычный друг Ивана Григорий Александров на тот момент выпустил “Веселых ребят” и снимал “Цирк”, то есть застолбил “голливудскую” жилу с песнями, плясками и волшебными превращениями главных героев.

Возможно, в случайно встреченной им Марине Иван Пырьев увидел свою музу. Трудно сказать, в какой степени после шести лет в столице и нескольких допросов в НКВД в Ладыниной сохранялся налет провинциальности. Но то, что она была растеряна и напугана и ничего актерского в ней, почти превратившейся в прачку, не было — это точно. И когда Марина пошла домой, Пырьев кинулся за ней. Поскольку режиссер совершенно не понравился молодой женщине, она с облегчением убедилась, что двери ее автобуса захлопнулись перед носом “нахала”. Но водитель резко затормозил, двери открылись и Пырьев залетел в салон со словами “Это — судьба!”.

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. Кадр из фильма Ивана Пырьева “Богатая невеста”, 1937 г.
Кадр из фильма Ивана Пырьева “Богатая невеста”, 1937 г.

Этот союз складывался, как впоследствии и распадался, очень драматично. Во-первых, Пырьев был женат и горячо любил маленького сына Эрика. Во-вторых, Марина была замужем. В третьих, она все-таки хотела быть театральной актрисой, с коровами и поросятами уже навозилась, и играть колхозницу в будущем фильме “Богатая невеста” ей не улыбалось. Но не зря же все говорили о магнетизме некрасивого Пырьева. Он не только уговорил Марину на съемки, заставив перекрасится в блондинку, но и сумел влюбить в себя. При этом уходить из семьи режиссер не спешил. 

Ада Войцик, которая, вероятно, раньше остальных поняла, что Пырьев — большой любитель женщин, однажды позвонила в общежитие к Марине. Она не скандалила, только сказала: “Увидите, однажды он вас тоже бросит”. В результате Марина решила не говорить Пырьеву, что ждет ребенка. Андрей родился в 1938 году. Этот период из жизни звездной четы слегка покрыт мраком, но утверждали, что официально Пырьев и Ладынина расписались только в 1952-м. Хотя уже во время съемок “Трактористов” (1939 г.) их воспринимали как супружескую пару.

Серебряный век

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. Клара Лучко (слева) и Екатерина Савинова в фильме Ивана Пырьева “Кубанские казаки”, 1949 г.
Клара Лучко (слева) и Екатерина Савинова в фильме Ивана Пырьева “Кубанские казаки”, 1949 г.

Марина Алексеевна и Иван Александрович сделали вместе девять фильмов и получили на двоих 11 Сталинских премий. Со стороны они, как и Александров с Орловой, выглядели витриной советского образа жизни, но в реальности быт этой пары сопровождался тяжелыми конфликтами, и поначалу — вовсе не из-за измен Пырьева. Иван Александрович вступил в партию в 1956 году, Марина Алексеевна не была там никогда. Все свои регалии она прятала в ящик стола и надевала их лишь тогда, когда избежать этого было невозможно. Когда после фильма “Богатая невеста” арестовали сценариста Аркадия Добровольского, Марина буквально кричала на мужа, чтобы тот похлопотал за товарища и, видимо, сопровождала свой монолог тем, что думает по данному поводу. Пырьев же умолял ее говорить потише — не дай бог, соседи услышат и донесут. В результате Ладынина, узнав, куда этапировали сценариста, поехала к начальнику лагеря и дала несколько концертов. За это ей разрешили передавать Добровольскому продукты и какие-то вещи. Отсидев 21 год, Добровольский пошел не домой, а к Ладыниной, и упал перед ней на колени.

Знаменитый искусствовед Виталий Вульф, друживший с Мариной Алексеевной, восхищался ее скромностью и безупречным вкусом. Через всю жизнь она, девочка из “медвежьего угла”, пронесла любовь к поэтам Серебряного века, читала эти стихи друзьям, а потом, когда стало можно, — на концертах. При этом ее муж который быстро согрелся в лучах славы, отличался своеобразным поведением на съемочной площадке, часто грубил актерам, не делая исключения и в отношении собственной жены. Однажды Марина Алексеевна просто ушла из павильона, и это слегка отрезвило Пырьева. 

Каким был их брак на самом деле, до сих пор сказать никто не может. Уж точно он отличался от отношений между Орловой и Александровым, которые всегда звали друг друга на “вы”. Возможно, Пырьева вполне устроила бы такая странная манера общения. 

Виталий Вульф рассказывал, что она иногда звонила ему и спрашивала: “Я вас ничем не обидела во время последнего разговора? Я ведь могу вспылить, наговорить лишнего”. Сын Марины Алексеевны и Ивана Александровича Андрей в одном из редчайших интервью сказал, что нрав его матери начал портиться с возрастом, когда она стала стареть. Впрочем, Орлова так же панически боялась морщин, наверное, как любая красивая женщина…

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. Людмила Марченко и Олег Стриженов в фильме Ивана Пырьева “Белые ночи”, 1959 г.
Людмила Марченко и Олег Стриженов в фильме Ивана Пырьева “Белые ночи”, 1959 г.

Много позже стало известно о том, что Иван Пырьев приставал к молодым актрисам, снимавшимся у него. Вера Васильева сама рассказывала, что она еле вырвалась из цепких объятий режиссера, а сибирячка Екатерина Савинова просто-напросто отвесила ему пощечину. В связи с этим многие называют “пророческим” последний фильм этой семейной пары, называвшийся “Испытание верности” (1954 г.). И непременно добавляют, что в это время Пырьев увлекся молоденькой актрисой Людмилой Марченко. 

Марина Ладынина. Марина Ладынина биография. жизнь Марины Ладыниной. актриса Марина Ладынина. Марина Ладынина в фильме Ивана Пырьева “Испытание верности”, 1954 г.
Марина Ладынина в фильме Ивана Пырьева “Испытание верности”, 1954 г.

Очень, конечно, интересно, как такое могло случиться. На тот момент Людмиле Марченко было 14 лет. Но она действительно снялась у Пырьева в экранизации Достоевского “Белые ночи” в 1959 году и, по воспоминаниям Андрея Ладынина, настойчиво добивалась режиссера, тем более что он выхлопотал ей отдельную квартиру. Правда, в ней Людмила принимала гораздо более молодых и симпатичных мужчин.

Но Ладыниной-то вряд ли от этого было легче. Мир кино тесен, слухи разлетаются мгновенно. И однажды она совершила неблаговидный поступок — написала, по сути, донос на мужа в ЦК КПСС, изложив историю с Марченко, которая уже была замужем за другим и успешно снималась у других режиссеров. Кстати, слухи о том, что Пырьев закрыл дорогу в кино всем актрисам, которые ему отказали во взаимности, на самом деле сильно преувеличены.

Такого предательства Пырьев жене не простил и в конце концов ушел. Дата расторжения их короткого официального брака варьируется. Андрей Ладынин называл 1962 год. На тот момент ему самому было 24. И то, что он ушел жить к отцу, конечно, не выглядит историей брошенного “ребенка”, как это пытаются представить. По его словам, Марина Алексеевна просто не захотела жить с сыном и невесткой и очень боялась стать бабушкой. Хотя в старости гордилась успехами внука….

Интересно, что в 1965 году Марина Ладынина сыграла саму себя в фильме режиссера Эрика Пырьева, то есть у первого сына своего мужа. А когда в 1968 году Иван Александрович скончался, успев жениться в третий раз, Марина Алексеевна пришла попрощаться — не публично, до начала официальной церемонии. Сопровождали ее Эрик и Андрей.

Пока позволяли силы, она ездила на творческие встречи, хорошо зарабатывала. В последние годы ей очень помогала Наина Ельцина. И сыном, и внуком она тоже не была забыта. Так что слухи об одиночестве и нищете знаменитой актрисы — тоже очередной миф.

Судьба отпустила ей долгие годы жизни, она скончалась в 2003 году, не дожив три с половиной месяца до 95-летия. После картины Эрика Пырьева Ладынина никогда не снималась, хотя ее звали в очень хорошие проекты, например, Николай Губенко рассчитывал, что она сыграет в его картине “И жизнь, и слезы, и любовь…”. Но Марина Алексеевна сразу отказала, узнав, что сюжет — о доме престарелых. Зря она так переживала из-за возраста. До конца жизни Ладынина сохранила привлекательность, а ее глаза оставались большими и сияющими.

Подписаться на нас в соцсетях

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *