Его называли “Королем комедии”, а он мечтал о роли Отелло.
Открытая, как его лицо, наполненная добротой и юмором, как его роли, – такой со стороны кажется судьба народного артиста СССР Михаила Ивановича Пуговкина. На самом деле в ней было немало тайн, начиная от настоящего дня рождения и фамилии и заканчивая взаимоотношениями с единственной дочерью.
Михайлов день
Официальным днем рождения Пуговкина считается 13 июля 1923 года, но говорят, что в паспорте актера стояла дата 21 ноября, когда православные отмечают Михайлов день. Вроде бы появился Миша на свет в разгар летней страды, в это время у его родителей, жителей села Рамешки Костромской губернии, было полно работы, и до загса, чтобы записать младенца, они добрались только осенью. Еще одна неясность – с фамилией. Откуда-то появилась версия, что по-настоящему она звучала как Пугонькин, хотя последняя жена актера считала это легендой. В любом случае многомиллионная страна полюбила его именно под смешной и доброй фамилией Пуговкин.
…Односельчане смотрели на Миньку, который лихо танцевал на любой деревенской свадьбе, и говорили: “Будешь артистом!”. Но театр в его жизни был другого рода. Отец Иван Михайлович запивал, и в эти минуты был скор на расправу с женой и сыновьями. Минька, без конца занятый по дому и по крестьянскому делу, смог окончить только три класса школы в соседнем селе.
Но чего только не намешано в русском характере. Когда пришла первая серьезная беда, вся семья сплотилась. В середины 30-х тяжело заболела мать, лечение требовалось длительное и непременно в Москве. Пуговкины погрузились на телеги, добрались до столицы и гуртом поселились у родственников. В родные края им вернуться было не суждено. Наталья Михайловна так до 90 лет и прожила у сестры в ее многочисленной семье.
А пока что мужчины устраиваются на завод, и Миша, приписав себе пару лет, становится учеником электромонтера на Московском тормозном заводе, а в свободное время пропадает в Клубе им. Каляева на Новослободской улице. Однажды в драматическом кружке ему сделали замечание, мол, умываться надо, молодой человек. Постепенно столичная и творческая жизнь обтесывали сельского парня. В 16 лет он заменяет заболевшего артиста в любительском спектакле, выучив роль за одну ночь, и его приглашают во вспомогательный состав Театра-студии на Сретенке.
Вся мужская часть семьи негодовала: на заводе зарплата под 500 рублей (выше средней рабочей по стране в то время), а в театре – 75. И только мать благословила: “Если душа просит, иди в артисты”.
Вот такие пироги
В 1941 году режиссер Григорий Рошаль приступил к экранизации романа Горького “Дело Артамоновых”, ассистенты искали артистов с колоритными лицами и нашли Пуговкина. Увидев молодого актера, Рошаль прямо залюбовался: у вас, сказал, не просто лицо, а целая кинобудка!
22 июня снимали как раз Михаила: его эпизодический герой должен был “переплясать” главного на свадьбе. Отсняли, а потом всех пригласили в кабинет, где было радио. Так актеры узнали, что началась война.
Все мужчины семьи Пуговкиных ушли на фронт. Михаил отправился добровольцем. Позже Пуговкин рассказывал Александру Панкратову-Черному, что по молодости и по актерскому нутру во многом смотрел на происходящее как на зрелище и свято верил: с ним ничего не случится. Действительно, за первые несколько месяцев он не получил ни царапины, зато в августе 1942 года его ранили настолько тяжело, что встал вопрос об ампутации ноги.
К счастью, врачи нашли консервативный путь и ногу молодому артисту сохранили. Из госпиталя в Тбилиси до Москвы Михаил добирался на костылях. Дома он узнал, что братья сгорели в одном танке. Не вернулся с войны и отец. У матери он теперь был одним-единственным защитником.
В это время Наталья Михайловна работала в пекарне. Каждый вечер она тайком выносила с работы жареный пирожок, чтобы положить его в огромный чан “на бульон”, который должна была хлебать вся большая родня. Кто-то донес, и женщину арестовали. Михаил, который сроду не умел ничего просить, взял и написал самому Сталину. И Наталью Михайловну очень быстро освободили.
“Арригинальный”
Пуговкин сразу поступил в Московский театр драмы, будущий Театр им. Маяковского. Однажды там репетировали спектакль и пытались загримировать ведущего артиста с аристократической внешностью под “простака”. Режиссер посмотрел на эти бесплодные усилия и сказал: “Зачем красавцев гримировать под Квазимодо, если у нас есть Пуговкин?”
Насчет своей внешности Михаил Иванович не обольщался, всю жизнь ее одновременно благодарил – за типажность – и вышучивал. В глубине души он считал, что идеально сыграл бы Василия Теркина, на полном серьезе уверял, что вот Дездемону он-то душил бы так, что пол зала кинулось бы ее спасать, говорил, что в “Гамлете” есть еще и могильщики. Иногда, очень редко, приглашали его на серьезные роли, как ни странно, отпетых уголовников, но в основном фамилия Пуговкина для зрителя означала: будет очень смешно и тепло на душе. А сколько поколений повторяли его экранные реплики “Арригинально!”, “Бац-бац, и мимо”, “Житие мое” и многие другие..
…В том же 1943 году в Москве открывается Школа-студия МХАТ, и Михаил, несмотря на три класса образования, идет на вступительные экзамены. Поначалу приемная комиссия была настроена скептически, но затем сам Иван Москвин оценил его талант и пошел на хитрость: в высоких инстанциях сказал, что абитуриент Пуговкин потерял аттестат на фронте.
К сожалению, студенчество Михаила длилось недолго, он завалил несколько предметов и был отчислен. Несмотря на тяжелое ранение, его снова призвали в армию, на этот раз в глубокий тыл – поднимать самодеятельность в танковом училище. Но уже в июле 1945 года, после Победы, Пуговкин становится гражданским человеком.
Любимец женщин
Своеобразная внешность не мешала Пуговкину иметь успех у красивых талантливых женщин. В Школе-студии он влюбился в очаровательную Надежду Надеждину. Молодые люди поженились и отправились покорять провинциальные подмостки в Мурманск. В 1947 году у них родилась дочка Лена. Приехавшая посмотреть на внучку теща обнаружила: в доме есть нечего, да и дом-то – один матрас, ребенок вечно голодный. Бабушка увезла девочку к себе в Смоленск, но ситуации в семье это не улучшило.
К сожалению, Михаил, как и его отец, выпивал, а во хмелю устраивал красавице жене постоянные сцены ревности, даже если она по роли “любилась” с кем-то на сцене.В 1949 году они решили попытать счастья в Москве и устроились в Театр им. Ленинского комсомола. Но Михаилу там давали заметные роли, а Надежде – почти ничего. К тому же Пуговкина все чаще стали приглашать в кино, пусть и на эпизоды, а картины про Ивана Бровкина и “Девушка с гитарой” сделали его любимцем зрителей.
Актер все чаще ездит на гастроли и творческие встречи и однажды знакомится с известной певицей Александрой Лукьянченко, которая была старше на 11 лет. Женщина состояла в браке со своим аккомпаниатором, у нее выросли две дочери. Отличавшаяся статью, строгой красотой и самодисциплиной Александра Николаевна абсолютно не собиралась менять свою жизнь. Но так получилось, что в купе, где она ехала с мужем, дали место и Михаилу Пуговкину. Глядя на попутчика, женщина подумала: привести бы его в порядок, интересный бы получился мужчина.
А вышло, что “в порядок” Пуговкина пришлось приводить именно ей. Сначала они встречались тайком, а потом дело пошло к двум разводам и новой свадьбе. Говорят, что Пуговкин написал Надеждиной: одно твое слово – и я вернусь. Но она ничего не ответила.
46-летняя Александра Лукьянченко оборвала карьеру певицы и стала для Пуговкина не просто женой, а имиджмейкером и продюсером. Она приучила его к элегантной одежде, к хорошей музыке, литературе. В актерской среде Пуговкина всегда считали очень начитанным. А самое главное – она сумела побороть алкогольную зависимость мужа. Не удивительно, что актера все чаще стали приглашать в кино, и в 1960 году он окончательно покидает театр.
Сирота при живых родителях
Все было бы прекрасно, за исключением одного. Дочь Лена практически не общалась с отцом, но и матери она мешала. Надежда Владимировна всё пыталась обрести актерское счастье и в конце концов устроилась в Омский театр. Тащить в новый город девочку-школьницу она не решилась. У актрисы была какая-то комната в столичной коммуналке. Туда она и привезла 15-летнюю Лену, показав девочке, где школа, а где ближайший магазин. Лена боялась Москвы, боялась соседей, редко выходила на кухню и питалась в основном всухомятку, месяцами ожидая появления матери.
Взаимоотношения Пуговкина с дочерью остались тайной за семью печатями. Чувствуется, что Елена Михайловна Прибрежецкая, которая рано вышла замуж и, несмотря на уже популярного отца, не осталась Пуговкиной, обижена на Михаила Ивановича даже спустя много лет после его смерти. С его второй семьей она сблизилась только после замужества, и то благодаря усилиям Александры Николаевны. Елена на всю жизнь запомнила, как ей, 18-летней, отец сказал: “Больше я тебе денег давать не должен, ты уж действуй сама”. Хотя когда родился внук, упросил назвать мальчика Мишей.
Отношения более-менее наладились. Но в 1991 году Александра Николаевна умерла, и это стало ужасным ударом для Пуговкина. Как и многие мужчины-актеры, он был не сильно приспособлен к быту, к тому же вторая жена всегда все вопросы решала сама. А тут мало того что ее не стало, так и на дворе еще 1991 год, умирает Советский Союз, а вместе с ним – советское кино.
Король без королевства
Спасаясь от внезапного одиночества, Михаил Иванович едет в Ялту сниматься в очень сомнительном фильме “Болотная street, или Средство против секса”. Там он заводит тесную дружбу с Ириной Константиновной Лавровой. Ирина в разводе, у нее двое взрослых сыновей, внуки, надо крутиться. И она, в отличие от многих мужчин, не терялась, занималась организацией концертов известных артистов на южном побережье. Наверняка благодаря двоюродному брату актеру Юрию Медведеву у нее были необходимые связи.
По рассказам, Ирина, которой тогда не было и 50, активно помогала Пуговкину в Ялте, обустраивала его быт в гостинице. Конечно, ему требовалась женская забота, к тому же, как и всякий артист, он хотел, чтобы его любили, ценили, восхищались. И хотя в хорошие фильмы Пуговкина уже не звали, Ирина обеспечила своему новому мужу стабильный заработок: Пуговкин постоянно “делал чес” по всем санаториям Ялты и окрестностей. Оказалось, что он вообще всю жизнь мечтал жить именно в этом городе.
Пуговкин стал частым гостем у мэра города. Почему-то возникла необходимость в некоем “Центре Михаила Пуговкина”. К слову, и в Москве, где впоследствии жили Ирина Константиновна с Михаилом Ивановичем, и в Ростове-на-Дону, где вдова поселилась после смерти супруга, были организованы подобные “мемориалы”, и все они прогорели. Ну потому что самым лучшим “музеем Пуговкина” являются его многочисленные фильмы, которые, слава богу, до сих пор показывают и смотрят.
В общем, к 1999 году мечта о жизни в Ялте испарилась, хотя Пуговкин уже стал достопримечательностью города и даже получил гражданство Украины. Но в результате супруги переехали в Москву. В это время Пуговкин снимается в очень раскрученном режиссерском проекте Александра Абдулова “Бременские музыканты” в роли Короля. Фильм попал под обстрел критики, но Абдулов и Пуговкин очень сблизились. И безмерно популярный Александр Гаврилович пошел к тогдашнему мэру Москвы Лужкову просить столичное жилье для пожилого друга.
Юрий Михайлович выделил семье небольшую, но престижную квартиру в Глинищевском переулке, в доме, где когда-то жили мхатовские старики. Однако было решено, что в центре Москвы слишком пыльно, и жилье на Тверской превратилось в две квартиры в Сокольниках. В одной из них расположился “Киноцентр Михаила Пуговкина”.
Впоследствии именно эти квартиры стали предметом жесточайших разборок на страницах журналов и в телеэфире между дочерью Пуговкина и его третьей женой. Как выяснилось, в Москву перебрались внуки Ирины Константиновны, которые почему-то обрели фамилию Пуговкина, а потом и его жилье. Куда-то делся и земельный участок на Истре, подаренный тогдашним главой Подмосковья Громовым. Выяснилось и то, что все имущество Михаил Иванович переписал на последнюю супругу, не оставив дочери и внуку ровно ничего.
Елена Михайловна винит вдову отца за то, что при ней Пуговкин снова начал выпивать (и это подтверждали другие люди), и это обостряло его тяжелейший диабет. А также за то, что она полностью разрушила их отношения. В свою очередь Ирина Константиновна, которая якобы по воле мужа уехала на Дон, где Пуговкин воевал, уверяет: Елену интересовало только наследство и она буквально “вытрясала” из отца нужное ей завещание.
…Свой 85-й юбилей Михаил Иванович встретил уже тяжело больным человеком, много месяцев не встававшим с постели. Он умер через 12 дней после торжественной даты, 23 июля 2008 года. А две женщины даже 10 лет спустя продолжали выяснять отношения.
Спасибо!
Очень я его любила. Доброе у него лицо