Фронтовик, конферансье, любимый актер Тарковского. Неизвестный Николай Гринько

Сегодня мы рассказываем об актере, который прошел войну от первого до последнего дня

Дети обожают его за Папу Карло и профессора Громова, создавшего Электроника. Эстеты – за участие в фильмах Андрея Тарковского. Андрей Арсеньевич написал о нем: «Несуетливая душа – тонкая и богатая». Такие люди не любят привлекать к себе внимание. Может быть, поэтому Гринько не получил звания народного артиста СССР, а из его военных наград известна только медаль «За боевые заслуги» и орден Отечественной войны. Очень скоро, 22 мая, исполнится сто лет со дня рождения Николая Гринько, человека, который достойно жил и очень тихо ушел.

В роли профессора Громова в фильме Константина Бромберга «Приключения Электроника», 1979 г.

Забракованный отцом

Гринько родился 22 мая 1920 года в семье, которая имела прямое отношение к искусству. Может быть, не к самому элитарному – его родители были актерами передвижных украинских театров. Мальчик с детства заболел сценой, но папа авторитетно утверждал, что способностей у сына к этому делу не видит.

Одна из первых киноролей Николая Гринько. Офицер в фильме Владимира Денисенко «На Киевском направлении», 1967 г.

Когда Николаю было 20 лет, его призвали в армию, а потом началась Великая Отечественная. Гринько служил на боевом аэродроме механиком и стрелком-радистом на бомбардировщике дальнего действия. В наградном листе сказано, что гвардии старшина Гринько – отличный организатор художественной самодеятельности.

Рост будущего актера насчитывал примерно 195 см. Сам он очень редко вспоминал войну, но все его родные и друзья удивлялись: с таким ростом в военном самолете Гринько был идеальной мишенью для огня противника. Ему удалось уцелеть, и после войны Николай приступил к осуществлению давней мечты.

Маленький оркестрик под управлением любви

Он окончил всего-навсего студию при Запорожском театре, числился при киностудии им. Довженко, но его никто не снимал. Возможно, как раз из-за роста: операторам трудно ловить в камеру такую «жердь». Тогда Гринько устроился в эстрадный оркестр конферансье. Он подобрал себе невысокого напарника, вместе они смотрелись комично и имели большой успех у публики. У Гринько уже была жена, но, видимо, жизнь не больно-то радовала: будущий знаменитый актер пил запоем.

Так бы он и сгинул в безвестности, если бы не одна встреча. Как-то раз на пороге бухгалтерии Гринько столкнулся с маленькой девушкой яркой восточной наружности. Это была скрипачка оркестра по имени Айше Чулак-оглы. Юное дарование было турчанкой по крови, моложе на 12 лет и ниже на полметра.

Такие разные, они стали единым целым на 30 лет. Первая жена Николая Гринько долго не могла смириться с разводом, шантажировала супруга, но Айше оказалась решительной. Она, как настоящая восточная женщина, перечеркнула смычком карьеру, бросила Консерваторию и стала Гринько и мамой, и ребенком. Своих детей у пары, к сожалению, не было.

Настоящий «американский» актер

Александр Демьяненко и Николай Гринько в фильме «Мир входящему», 1961 г. Режиссеры – Александр Алов, Владимир Наумов, 1961 г.

Одно время на Украине работал тогда еще малоизвестный режиссер Владимир Наумов. Сейчас он народный артист и лауреат Госпремии. Наумов и Гринько подружились, и Владимир Наумович пригласил Николая в фильм «Мир входящему». Гринько играл американца – шофера «студебеккера».

На кинофестивале в Венеции в 1961 году фильм получил специальный приз за лучшую режиссерскую работу и приз критики. А иностранные зрители активно интересовались: кто этот американский актер, сыгравший шофера? Они были уверены, что Гринько – иностранец. Американцы даже решили подарить актеру настоящий «студебеккер», но Госкино вежливо объяснило, что советские мастера искусств в таких подарках, конечно же, не нуждаются.

В это время тоже еще не известный Андрей Тарковский собирался снимать свой первый полнометражный фильм. Это была картина о войне «Иваново детство». Посмотрев «Мир входящему», Тарковский решил пригласить на роль подполковника, опекающего сироту Ивана, именно Николая Гринько.

В фильме Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 г.

Знакомство было более чем прохладным. Гринько, страстный рыбак, собирался съездить половить, как вдруг к нему в квартиру заявился Георгий Натансон, второй режиссер у Тарковского, и буквально умолил актера поехать попробоваться. Гринько считал, что ему в фильме делать особо нечего, и при любом удобном случае ездил рыбачить. В съемочной группе у него не было единомышленников, и он даже уговаривал 14-летнего Колю Бурляева. Но мальчик не захотел вставать в четыре утра.

Гринько посмотрел потом фильм почти случайно и был потрясен: у какого же режиссера он, оказывается, поработал!

«Сталкер» и другие

С Димой Иосифовым в фильме «Приключения Буратино», 1975 г., режиссер Леонид Нечаев

Гринько сыграл в советском кино примерно 150 ролей. Он снимался у Параджанова, Тодоровского, Кончаловского, Ролана Быкова и Леонида Быкова, у Алова и Наумова, у Данелии, но в основном в эпизодах. Он идеально играл адмиралов, ученых, профессоров – мудрых интеллигентных людей. Не случайно одни из его самых известных ролей – добряк Папа Карло из «Приключений Буратино» и профессор Громов, «отец» Электроника.

С Мариной Влади в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», 1969 г.

Но сам Николай Григорьевич выделял считанные свои работы. Одна из них, безусловно, роль Чехова в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», где его партнершей была Марина Влади. Позже она называла Гринько актером мирового масштаба. Но Гринько действительно был настолько интеллигентным и ненавязчивым в жизни и на экране, что далеко не каждый мог оценить его особую манеру и интонацию.

А вот нервный, желчный и странный Тарковский ценил. Многие говорили, что с помощью Гринько Андрей Арсеньевич добивался уникальной атмосферы в кадре. Не секрет, что у этого режиссера были свои любимцы, и одним из них, безусловно, являлся Николай Григорьевич Гринько. Например, в фильме «Солярис» Тарковский попросил специально для актера написать роль отца Криса.

Кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер», 1979 г. Слева направо: Николай Гринько, Анатолий Солоницын, Александр Кайдановский

Последним фильмом, который они сделали вместе, был «Сталкер». Картина снималась долго. Тарковский мог заставить актеров голодать несколько дней для появления лихорадочного блеска в глазах. Часть сцен снималась на очистных сооружениях целлюлозно-бумажного комбината. Некоторые связывают ранние смерти некоторых участников этого фильма именно с тяжелейшими условиями съемок.

В это время Гринько страдал от тяжелого гастрита. Ему надо было не голодать, а питаться по часам, но он терпел. Однако из-за постоянного холода у Гринько отказали голосовые связки, и Тарковский жестко решил его переозвучить. Николай Григорьевич очень обиделся.

Одна из последних работ Николая Гринько. Кадр из фильма «Предлагаю руку и сердце», 1988 г. Режиссер Виктор Соколов. В кадре со Светланой Немоляевой

Никто не знает, откуда у Гринько взялась лейкемия – рак крови. Ему было всего 68 лет. Он сгорел очень быстро. Умер Гринько 10 апреля 1989 года в своем любимом Киеве, откуда не соглашался переезжать ни за какие блага. Это было время «парада суверенитетов» и других бурных политических событий. А Гринько был «всего лишь» народным артистом Украины.

Айше продала кое-что и установила прекрасный памятник на Байковом кладбище. В 2013 году ее прах был погребен рядом с мужем.

На Байковом кладбище в Киеве. Автор: Max kulikoff. Источник: Wikipedia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *