22 октября исполняется 30 лет со дня смерти знаменитого советского актера, непревзойденного исполнителя ролей «простых рабочих парней»
Говорят, что Рыбников в день смерти сходил в баньку, выпил рюмочку и лег спать, как оказалось, навечно. Счастливая смерть, но не в 59 же лет. Да и страна, которая его обожала, почти не заметила этого ухода. Начинались лихие 90-е…
Металлург Саша Савченко с Заречной улицы, монтажник Коля Пасечник из «Высоты», знатный лесоруб Илья Ковригин из «Девчат» были его визитными карточками, но они в какой-то степени и погубили актерскую карьеру Рыбникова. Он хотел и готов был делать намного больше. Уже в зрелые годы удивил острохарактерным эпизодом: сыграл кляузника в фильме «Выйти замуж за капитана». Оказалось, многие и не знали всех возможностей Рыбникова-актера. Точно так же почти никто не знал подлинную жизнь Николая Николаевича, сколько в ней было моментов, когда он мог исчезнуть навсегда, сколько жертвенной и высокой любви.
Вплавь из горящего Сталинграда
В фильме «Высота» есть момент, где герои вспоминают свое военное детство. Рыбникову было что вспоминать и не по сценарию. Так получилось, что в начале войны вместе с матерью и братом он перебрался из города Борисоглебска Воронежской области в Сталинград. Отец в это время уже был на фронте. Когда Сталинград запылал, то 11-летний Коля, не умеющий плавать, самостоятельно преодолевал Волгу. Отчасти спасло его то, что желающих уйти было много, но они плыли на лодках и плотах, нагруженных тем, что удалось увезти. Люди спешили, и им сильно мешал мальчишка, постоянно цеплявшийся то за один, то за другой борт. Колю били веслами прямо по рукам. Чудом он оказался на другом берегу вместе с родными. Но, получив похоронку на отца, мать Коли умерла от сердечного приступа. Братьев приютила тетка, а после войны они вернулись в Сталинград.
Позже упорство и смелость Рыбникова нередко проявлялись на съемках. В «Высоте» он без специальных перчаток спустился по длинному тросу, в кровь ободрал ладони, но режиссер попросил второй дубль, и Рыбников, никому ничего не сказав, повторил. В «Девчатах» в сцене, где Тося приносит обед на делянку, у Рыбникова ложка примерзла к губам, ведь шли натурные съемки на зимнем Урале. Рыбников также сделал два дубля, а потом выплюнул много крови на снег.
Возможно, ранняя смерть матери побудила Колю сначала поступить в медицинский, хотя он еще в детстве проявлял артистические способности. Но через год Рыбников решился и пошел во ВГИК, прямо на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.
Коля и Клара
На своих педагогов он произвел яркое впечатление практически сразу. Уже принятый, Рыбников увидел, что в коридоре плачет симпатичная девушка. Это была будущая жена Рыбникова Алла Ларионова. Но тогда Коля, повинуясь какому-то внутреннему порыву, побежал к Герасимову и Макаровой и попросил прослушать Аллу еще раз. Возможно, слёзы украсили и без того приметные глаза Ларионовой, в общем, ее приняли.
История любви Рыбникова и Ларионовой давно известна, но мало кто знает о его отношениях с однокурсницей Кларой Румяновой. Увы-увы, Клара больше прославилась как актриса, озвучившая десятки знаменитых мультфильмов, но в юности это была красивая девушка с решительным характером и большими перспективами в профессии. Ради будущего Клара бросила молодого мужа в Ленинграде и сделала аборт. Она осмелилась возражать всесильному руководителю «Мосфильма» Ивану Пырьеву. Тощий и нищий Рыбников, известный на курсе своими бесконечными розыгрышами, был для нее малоинтересен. Чтобы ошеломить девушку, Рыбников занял денег и купил ей золотые часики, которые Клара выкинула в окно. Позже эта история, слегка в измененном виде, вошла в фильм «Девчата».
Дебют с Петром I
Актерская биография Рыбникова начиналась вовсе не с простых рабочих парней. Герасимов, который давно мечтал о проекте, связанном с Петром I, поставил со своими учениками литературную композицию. Роль молодого императора он доверил не самому высокому тщедушному Рыбникову. Но молодой актер вложил в образ столько нерва и характера, что перед глазами зрителей вставал именно Петр I. Позже некоторые наработки Рыбников перенес в фильм «Тревожная молодость», где играл отрицательную роль.
Какая чудная игра
Рыбников был талантливым, как бы сейчас сказали, пародистом. Вместе с друзьями он придумал что-то вроде стендапа, но весьма не безобидного. Рыбников сидел в шкафу и, подражая голосу знаменитого диктора Юрия Левитана, с помощью технического приспособления делал по радио объявления, которые слышали в разных комнатах общежития. Например, мог озвучить подробности личной жизни кого-то из студентов. А однажды объявил о многократном понижении цен с 1 апреля. Дело было в 1951 году, нищие студенты радостно захлопали и закричали здравицы в честь товарища Сталина.
Естественно, немедленно затеяли расследование, и Рыбникова исключили из ВГИКа. Позже Петр Тодоровский использовал эту историю в фильме «Какая чудная игра», там виновников расстреляли, и это не преувеличение. Скорее всего, от судебного процесса Рыбникова спас авторитет Сергея Герасимова. Николая даже восстановили в институте.
Николай и Алла
После того как Румянова дала Коле от ворот поворот, он как-то по-новому взглянул на Аллу Ларионову. В 1952 году, еще во времена студенчества, Алла сыграла Любаву в фильме «Садко», и вся страна ахнула: какая красавица. А ведь сама Алла Дмитриевна рассказывала, что до поры до времени никто ее красавицей не считал, и у Герасимова с Макаровой были «претензии» к форме носа и чересчур полным губам.
История любви Рыбникова и Ларионовой уже пересказывалась в самых разных вариантах, есть вполне себе шекспировские по накалу. Абсолютная правда в том, что Алла Ларионова очень долго не была счастлива в любви. У нее был роман с актером Иваном Переверзевым, они вместе снимались в Минске, Ларионова ждала от него ребенка. И вот Переверзев куда-то отъехал со съемок на несколько дней. Как потом выяснилось, чтобы официально жениться вовсе не на Алле.
Каким-то образом это всё стало известно Рыбникову, и в самом конце 1956 года Николай рванул в Минск. В новогоднюю ночь он сделал предложение, которое было принято скорее с благодарностью, чем с большой любовью, а 2 января уже знаменитых актеров беспрекословно расписали в одном из минских загсов. У Аллы родилась дочь Алена, которая носит фамилию Рыбникова и которая росла в огромной любви со стороны приемного отца. Позже у супругов появилась дочь Арина.
На седьмом небе
Веселый и компанейский на экране, в жизни Рыбников вовсе не был рубахой-парнем. Жестко отшивал тех, кто панибратски хлопал его по плечу и звал выпить. Хотя на официальные творческие встречи со зрителем ездил охотно, ведь ролей становилось все меньше, и такие встречи, где Рыбников непременно пел «Когда весна придет, не знаю…» и «Не кочегары мы, не плотники…», были источником заработка.
С годами он пополнел, на роли парней уже не годился. Кроме того, женившись, Рыбников очень хотел сниматься вместе с Аллой, но даже по молодости его звали в такие фильмы, где типаж Ларионовой категорически не подходил. Когда его пригласили в «Девчата», он давил на режиссера Юрия Чулюкина, чтобы в роли Анфисы тот снял Аллу Дмитриевну. Чулюкин отказал, Рыбников злился и играл «вполноги». Потом ему стало стыдно, и по его просьбе некоторые эпизоды пересняли.
К сожалению, такие совместные фильмы супругов, как «Седьмое небо» и «Семья Ивановых», несмотря на обилие знаменитых актеров, стали проходными и даже вызвали негативные отзывы критиков.
В 1990 году Рыбникова вроде бы пригласили в совместный советско-американский проект. Николай Николаевич был счастлив, он специально похудел. Ведь Рыбников был не только гурманом, но прекрасным кулинаром, особенно славились его соленья, батарея которых размещалась в гараже. Однажды Николай Николаевич попросил свою «лапусю» – так он неизменно называл жену – сострочить на машинке штук 15 «фартушков»: в них гости должны были лепить пельмени. В общем, в этой семье всегда любили хорошее застолье. Но ради новой работы Рыбников, что называется, зашил рот наглухо.
Ну, и как это часто бывало в те годы, все договоренности сорвались. 21 октября Николай Николаевич опять отправился на творческую встречу со зрителями. «Не откажите мне в любезности, пройтись со мной слегка туда-сюда, а то погибнут в неизвестности – да! – моя любовь и красота». Наверняка эта песня там звучала. Через несколько дней гроб с телом Рыбникова стоял в Доме кино.