В альбомах артистки никогда не было ее детских фотографий.
Подписаться на нас в соцсетях
Кто из нас не любит почитать о “главных соблазнительницах”, “главных разлучницах” и даже “главных стервах” советского кино. Надо сказать, что многие из негласно титулованных столь сомнительными званиями даже гордились ими и старательно декларировали собственное первенство. А вот красавице актрисе Нине Руслановой слава в этом смысле выпала совсем другая: ее называли самым известным в стране подкидышем. Когда сразу после войны на станции Богодухов нашли завернутого в тряпки младенца, никому и в голову не могло прийти, что пищащая брошенка — будущая народная артистка, которая сыграет более полутора сотен киноролей.
День рожденья — грустный праздник
В 2019 году на телезрителей обрушилась сенсация: у Нины Ивановны Руслановой нашлись родственники! Жительница села Уинское Пермского края Людмила Коновалова случайно услышала, как знаменитая актриса рассказывала в популярной передаче об обстоятельствах своего детства. Людмила Константиновна всегда помнила трагедию собственного отца. Как он с первой женой и крошечной дочерью ехал через всю страну на поезде в 1945 году. СССР уже отпраздновал Победу, но голод и разруха никуда не исчезли.
То ли от недоедания, то ли на нервной почве у молодой матери пропало молоко. К счастью, в том же вагоне ехала женщина с грудным ребенком, она и подкармливала малышку, которую звали Галиной. На каком-то украинском полустанке Константин Антоненко пошел за водой. Когда уже поезд тронулся, он обнаружил, что Галочки нет. Жена сказала, что оставила ребенка на станции и что так будет лучше: у них уже есть сын, которого надо поднимать, а Гале добрые люди пропасть не дадут. Мужчина вскоре развелся, и у него появилась новая семья.
Чем закончилась эта история, мы расскажем позже. Та, которую мы знаем как Нину Русланову, попала в детдом. В общих чертах можно себе представить, чем были военные и послевоенные детдома. У многих из тех, кто туда угодил, родители погибли прямо на глазах во время бомбежек. Кто-то помнил папу и маму, а кто-то рос, даже не представляя, как они выглядят. Кого-то, наверное, находили или усыновляли, а кому-то предстояла сиротская жизнь.
Не слаще, скорее всего, была и участь воспитателей. Либо вдовы, либо те, кто проводил своих женихов на фронт и получил похоронку… Конечно же, среди них было много женщин с большим сердцем, стремившихся обогреть сирот, но Нине такие не достались.
Как вспоминала актриса, своих воспитательниц они называли “воспетками”. Черты одной из них — грубость, абсолютную внешнюю бесчувственность, за исключением безграничного фанатизма — актриса много позже “передаст” товарищу Поляковой из фильма “Завтра была война”.
Однажды эта “воспетка” за какой-то проступок сильно ударила девочку об стену. В детдоме даже малыши умели за себя постоять, и Нина обозвала женщину фашисткой. На что та съязвила: уж кому-кому, а тебе стоило бы помолчать. Мол, масть твоя белобрысая прямо указывает на то, что прижили тебя от немца, поэтому ты здесь и оказалась. А остальные дети, которым такое слышать было не впервой, охотно подхватили. Маленькую Нину и били, и даже в землю закапывали. Отсюда ее характер, которые коллеги потом назвали, мягко говоря, резким.
Имя и отчество такие ей дали потому, что Нин было много, а Иван — вообще самое популярное у русских людей имя. Фамилия же ей досталась неожиданно.
Нина всегда участвовала в концертах. Однажды на подобное мероприятие приехала инспекторша. Подозвав девчонку, которая и пела, и плясала, и кульбиты на сцене крутила, начальница спросила: как фамилия? Фамилию Нина не знала. И инспекторша сказала Нине и окружающим взрослым: фамилия будет Русланова — как у очень известной тогда певицы. Которая, кстати, сама в детстве попала в сиротский приют и там из Прасковьи Лейкиной стала Лидией Руслановой. А день рождения Нина выбрала сама. Она увидела в календаре яркий, праздничный листок, оформленный в честь дня сталинской Конституции. Так датой рождения Нины Ивановны Руслановой стало считаться 5 декабря 1945 года.
Клятва на крови
В 14 лет она поступила в ремесленное училище на штукатура. В стране повсюду возводились “хрущевки”, любая профессия, связанная со строительством, сулила хорошие перспективы. Вообще-то в глубине души Нина мечтала стать геологом, ей это казалось такой романтичной профессией! Но еще сильнее хотелось выступать на сцене. И она пошла в харьковское театральное училище.
Когда Русланова была на первом курсе, в город приехала Студия Юрия Завадского. Нина познакомилась с начинающим актером Юрием Беркуном. Услышав, как большеглазая спортивная девушка читает стихи и поет, Юрий набрался смелости и пошел к самому Завадскому, а тот написал рекомендательную записку руководителю Щукинского училища Борису Захаве.
Перед педагогами предстала сильно “хэкающая” девушка, завявившая что-то типа: “Я знаю, у вас недобор мальчиков, так я соХласна иХрать мужские роли”. Те посмеялись, но провинциалку взяли.
Курс у них был убойный: Александр Кайдановский, Леонид Филатов, Борис Галкин, Владимир Качан, Иван Дыховичный и, конечно, юная звезда Наташа Варлей. Она поступила в училище, уже снявшись в “Кавказской пленнице”. Ее огромные глаза смотрели с киноафиш всех кинотеатров страны. А Нина в это время подрабатывала уборщицей в поликлинике, и даже кровати нормальной у нее в общаге не было — только раскладушка.
Чем-то эта девчонка тронула Александра Кайдановского, которого сейчас принято называть гением с трудным характером. Оказалось, что он тоже жил на Украине, несколько месяцев, после развода родителей, учился в интернате, а потом поступил на сварщика. Кайдановский предложил девушке “стать братом и сестрой”. Они даже провели довольно дикий обряд: надрезали себе руки, смешали кровь в чашке и по очереди выпили. Однако кровь оказалась не водицей. Саша помогал Нине действительно как брат, он же дал ей роль Гертруды в своем студенческом спектакле “Гамлет”. До самой кончины Кайдановского они сохраняли замечательные отношения…
Будьте моим мужем
В 1967 году в жизни Руслановой случилось важное событие: ее дважды позвали на съемочную площадку. Но в короткометражке “Возвращение” у нее была безымянная роль, а вот режиссер Кира Муратова предложила одну из главных героинь в своем первом полноценном фильме “Короткие встречи”.
До этого Муратова снимала только “короткий метр”, и вместе со своим мужем. Легко себе представить чувства Киры Георгиевны, которая, наконец став хозяйкой на съемочной площадке, увидела, что молодая актриса Русланова не лезет за словом в карман, а проще говоря, грубит. Нину даже хотели заменить, но фильм без нее получался “не тот”.
В картине снимался молодой Высоцкий, который написал для фильма несколько песен. Да еще и играл он геолога! В общем, все складывалось почти так же, как в заветных мечтах, и Нина была уверена: после премьеры она проснется такой же популярной, как Наташа Варлей. Но фильм на 20 лет лег “на полку”, и только в 1987 году за свою первую роль Русланова получила “Нику”.
На излете студенческой жизни Нина вышла замуж. Ее уже привлекали в спектакли Театра им. Вахтангова, при котором, собственно, и существует Щукинское училище. А в зрительном зале места нередко занимали студенты. Особенно на тех спектаклях, где играла Нина. Это были так называемые “правильные” советские пьесы, не пользовавшиеся особой популярностью, билеты на них стоили дешево. За Ниной стал ухаживать Геннадий Рудаков, студент-технарь. Многие говорят, что тогда он выглядел настоящим “ботаником” и плохо комплектовался с громкой и резкой актрисой. Но тем не менее они поженились.
Русланова сразу не поладила со свекровью, которая совершенно не желала иметь невестку-актрису, как она говорила, “актрисульку”. Нина вовсе не была белоручкой или бесхозяйственной. Но у нее еще не имелось имени, зато были занятия, съемки, репетиции, спектакли. А еще она долго не могла родить. От тяжелого детства у нее остался порок сердца, врачи запретили иметь детей, но в 1976 году Нина, несмотря на запреты, родила дочь Олесю.
Семейную жизнь это не укрепило, через три года супруги разошлись. Однако Геннадий Рудаков, из “ботаника” превратившийся в успешного юриста и бизнесмена, всю жизнь заботился о Нине Ивановне. Он говорил: “Мы в ответе, за тех, кого приручили”.
Стоило ли считать Нину Русланову прирученной? Вряд ли. В чем-то она была похожа на свою героиню из “Зимней вишни” Ларису, которая убежденно говорила: “Семья — это я и мой ребенок!”. Через несколько лет после развода у Руслановой начались длительные отношения со звукооператором Рафкатом Габитовым. Тот жил в Питере, Русланова — в Москве, и актрису всё устраивало.
Трудный характер
В Театре им. Вахтангова Русланова проработала 15 лет и не получила ни одной главной роли в звездных постановках этого коллектива. Потом устроилась в Театр им. Маяковского, но рассталась с ним через три года. Сама актриса говорила, что театр — это не её, сцена — это постоянный репертуар, дисциплина, а она — птица вольная. Конечно, запомнили ее благодаря кино.
Больше всех она любила свою Катьку-аэропорт из сериала “Цыган”. Считала, что все женщины такие, как Катька, что независимость — это показное и каждой нужен мужчина, ради которого любящая женщина расшибется в лепешку.
Но коллеги вспоминали, что в жизни Русланова чаще проявляла именно “особость”. После ее смерти пошли гулять истории, как она ссорилась с Михаилом Ульяновым в театре и с Андреем Мироновым на съемках фильма “Будьте моим мужем”, Алла Сурикова, режиссер этой комедии, вспоминала — однажды Русланова заявила: “Всё, я уезжаю!”. И только находчивость одного из членов киногруппы не дала нарушить съемочный процесс.
Но было и другое. Например, гонорары актриса часто отправляла в детские дома, именно в те, в которых воспитывалась, — а она их сменила шесть за свое детство. С необыкновенной нежностью Русланова говорила о Евгении Евстигнееве, с которым снималась в “Собачьем сердце”. Дружила и играла в нескольких фильмах со Станиславом Любшиным. Та же Кира Муратова сняла ее еще в семи своих картинах, неоднократно приглашали актрису Алексей Герман и Георгий Данелия, у которых она играла даже эпизоды. И с Андреем Мироновым они прекрасно партнерствовали в драме “Мой друг Иван Лапшин”. Между прочим, одним из близких друзей Руслановой был Станислав Садальский, который сам за словом в карман никогда не лез.
Ну, и тот факт, что Русланова, находясь, что называется, в зените славы, без сомнений пошла в дипломную работу Юрия Кары. В тот самый фильм “Завтра была война”. И возможно, благодаря ей комиссия, принимавшая короткометражку, решила: надо делать полноценное кино.
Нерастаявшая вишня
В цветущем возрасте Русланова не так уж чтобы часто играла матерей, но в жизни она была хорошей матерью. Дочь Олеся ходила в разнообразные кружки и секции, иногда Нина пристраивала ее на небольшие роли в кино. Но в переходном возрасте Олеся доставила матери много неприятностей. Уже поступив в Щукинское училище, девушка решила… инсценировать собственное похищение с помощью друзей. Расчет был на то, что ставший успешным бизнесменом отец не поскупится и выложит 30 тысяч долларов. Горе-похитителей быстро задержали, но для некоторых из них участие в этой инсценировке обернулось реальным тюремным сроком. А Руслановой и ее первому мужу пришлось напрячь все свои связи, чтобы Олесю не привлекли к уголовной ответственности.
Со временем отношения матери и дочери стали такими, как и положено у нормальных людей. Сегодня Олеся Геннадьевна носит фамилию Русланова. В 2009 году Нина Ивановна дождалась внука. Когда она узнала о рождении Костика, то упала в обморок прямо с телефонной трубкой.
Вскоре ее разбил инсульт. Как рассказывает дочь, ее маленький сын учился говорить вместе с бабушкой — только та осваивала звуки заново. Нина Ивановна сумела вернуться на экран. Она сыграла еще в двух фильмах, но это далось актрисе настолько тяжело, что картина 2014 года “Вий” стала последней в ее огромной фильмографии.
Русланова, вся жизнь которой проходила на съемках, в театре, потом в антрепризе, в студиях озвучания и на творческих встречах с трудом переносила свою невостребованность. Отчасти грели душу приглашения на ток-шоу. Несмотря на проблемы со здоровьем, она старалась хорошо выглядеть и интересно рассказывать о себе. Вот тут-то и появились те, кто назвал себя родственниками актрисы.
Как у нас водится, столь деликатное дело было обставлено с большим телевизионным размахом, с публичным оглашением результатов по исследованию ДНК, все как полагается. Действительно, анализ показал, что с вероятностью в 73 процента Нина Русланова и Людмила Коновалова (Антоненко), а также ее сестры, являются родными людьми. Это довольно высокий процент, учитывая то, что потенциальное родство у них по отцу, а не по матери.
Будучи здоровой и успешной, Русланова часто отвечала на вопросы о своем детстве. Говорила, что прощает неведомых ей родителей, бросивших крохотного ребенка на произвол судьбы. Мол, неизвестно, какие у тех были обстоятельства. Коллеги же уверяли, что она всю жизнь пыталась хоть что-то узнать, найти каких-то родственников. Казалось бы… Однако в тот момент, когда всё случилось, Русланова отнюдь не обрадовалась, а буквально пришла в ужас. Она была уже больна и больше всего боялась, что новоявленные сестры претендуют на ее скромную однушку, которая располагалась в бывшем общежитии Театра им. Вахтангова.
Общаются ли сегодня Олеся Русланова и сестры Антоненко, неизвестно. Нина Ивановна так и не увиделась ни с кем из новой родни. Она умерла 21 ноября 2021 года. Согласно выбранной дате рождения, ей было тогда 75 лет.