“Семнадцать мгновений весны”. А вас, Штирлиц, я попрошу остаться

“Семнадцать мгновений весны”

Премьеру шпионского сериала планировали ко Дню Победы 1973-го, но отложили на август из-за визита Леонида Брежнева в ГДР и ФРГ. Когда картина вышла на экраны, телезрители мгновенно растащили реплики актеров на цитаты, а “Останкино” завалили письмами с просьбами повторного показа.

Захватывающий сюжет, звездный состав актеров, аутентичность в каждой детали — сериал о советском разведчике можно пересматривать бесконечно, каждый раз открывая для себя новые грани.

Сериал стал самым дорогим в истории советского кино

Считается, что картина появилась благодаря председателю КГБ СССР Юрию Андропову. Он как-то в разговоре с писателем Юлианом Семеновым похвалил его политические детективы, но посетовал, что нет чего-то подобного о разведке. В качестве помощи предложил доступ к архивам КГБ — неслыханное по тем временам (да и по нынешним) дело. Писатель ухватился за возможность и начал одновременно работать над книгой и сценарием. Кстати, “рука” КГБ прослеживается в каждой детали шпионской эпопеи — фильм лично консультировал первый заместитель председателя комитета госбезопасности.

Броневой мастерски сыграл свою роль, но, как потом оказалось, его исторический “прототип” был высоким худощавым горбоносым брюнетом.
Кадр из фильма “Семнадцать мгновений весны”.

Книга “Семнадцать мгновений весны” была издана в 1968-м, а уже через два года начались съемки. Сначала Юлиан Семенов продал сценарий “Ленфильму”, но Татьяна Лиознова, которая к тому времени входила в число самых кассовых режиссеров советского кино, убедила его отозвать и отдать сценарий ей. Кстати, “Семнадцать мгновений весны” считается самым дорогим советским сериалом — если бы съемки проходил в наше время с таким же размахом, как тогда, то понадобилось бы не меньше 100 тысяч долларов на одну серию. Еще бы, только для Тихонова была отшита сотня рубашек, на студии им. Горького построили огромные павильоны, съемки натуры происходили в Германии, Прибалтике и Грузии – и все это длилось целых два года.

Но, несмотря на размах и бюджет, режиссер сталкивалась с трудностями на каждом шагу. Когда она получила сценарий Юлиана Семенова, то пришла в ужас – там не было и половины того, что ей понравилось в книге. На предложение переписать сценарий писатель ответил отказом и спокойно уехал в Болгарию охотиться на кабанов. Татьяне Лиозновой пришлось самой это сделать. Она была этому одновременно и рада и нет — по ее воспоминаниям, это полностью развязало ей руки, но работать приходилось не меньше 12 часов в сутки.

Штирлицем мог стать Остап Бендер 

Штирлица мог сыграть Арчил Гомиашвили, которого мы знаем по роли Остапа Бендера из “12 стульев” Леонида Гайдая. К тому времени он был очень популярен, и “продвигал” его на эту роль сам писатель. Говорят, Арчил Гомиашвили так хотел сыграть разведчика, что регулярно водил съемочную группу в дорогие рестораны и приударил за режиссером киноленты. Но несмотря на то что Татьяна Лиознова не смогла устоять перед обаятельным грузином, она отклонила кандидатуру “грузинского разведчика”, чем сильно обидела актера. 

Радистку Кэт могла сыграть Ирина Алферова, если бы не загранкомандировка.
Кадр из фильма “Семнадцать мгновений весны”.

На роль Штирлица всерьез рассматривали кандидатуры Олега Стриженова и Иннокентия Смоктуновского, но первый не захотел оставлять МХАТ, а второй — уезжать на целых два года из родного Ленинграда. А Вячеслав Тихонов, который идеально вписался в образ, попал на съемки случайно – по рекомендации одного из ассистентов режиссера. 

“А был ли мальчик?”

Кстати, разведчика Штирлица не существовало в действительности. Его образ был вымышленным, но, говорят, что прототипом для писателя стал сотрудник гестапо и офицер СС Вилли Леман, который работал на СССР по идейным соображениям. Он был близок к Гитлеру, но в декабре 1942-го его внезапно арестовали, после чего он исчез. Нет никаких сомнений, что офицера казнили за работу на СССР, так что режиссер оставила финал открытым, чтобы зритель сам решил, как сложилась судьба разведчика. 

Ходит байка, что когда Леонид Брежнев посмотрел фильм, он так расчувствовался, что приказал разыскать Штирлица, чтобы представить его к госнаграде. Когда Андропов сказал ему, что Штирлиц — лицо вымышленное, генсек искренне расстроился. Но Андропов не забыл этот разговор, и когда сам стал генеральным секретарем, распорядился наградить режиссера и почти весь актерский состав.

В фильме могла появиться Фаина Раневская

Режиссер дотошно подбирала актеров на роли. К примеру, радистку Кэт могла сыграть Ирина Алферова, если бы не загранкомандировка. На роль Фрау Заурих режиссер хотела Фаину Раневскую (собственно, этого образа изначально и не было, но Татьяна Лозовая попросила писателя его дописать), но та, прочитав сценарий фильма, сказала: “Это что за идиотство?” и напрочь отказалась от роли, в “которой нечего играть”. 

Олег Табаков идеально вписался в роль мудрого, симпатичного и остроумного Шелленберга – шефа Штирлица. Кадр из фильма “Семнадцать мгновений весны”.

Леонид Куравлев почти без проб был утвержден на роль Гитлера, но отказался его играть по этическим соображениям. В результате его сыграл немецкий актер Фриц Диц, который к тому времени стал “штатным Гитлером” мирового кинематографа. 

А вот добродушный Олег Табаков настолько идеально вписался в роль мудрого, симпатичного и остроумного Шелленберга – шефа Штирлица, что ему впоследствии пришло письмо от племянницы, которая благодарила его за то, что, пересматривая картину, может взглянуть на “дядю Вальтера”.

Многим зрителям пришелся по душе Леонид Броневой в роли Мюллера. Его реплики вроде “А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!” или “В общем, дело тухлое, но постарайтесь его покопать”, мгновенно растащили на цитаты. Он запомнился нервным подергиванием головы, которое появилось у него из-за того, что ему достался мундир меньшего, чем требовалось, размера и узкий воротник впивался в шею. Броневой мастерски сыграл свою роль, но, как потом оказалось, его исторический “прототип” был высоким худощавым горбоносым брюнетом. При подборе актеров у съемочной группы просто не оказалось фотографии реального лица.

“Чей же ты, дурашка?” и другие курьезы на съемках 

Съемки были напряженными, но не обошлось и без курьезов. К примеру, в кадре, где Штирлиц мчится на автомобиле, он на самом деле стоит на месте, а авто дружно раскачивает десяток человек, включая режиссера. Понятно, что без шуток они не обходились, в то время как Тихонову надо было сидеть с серьезным выражением лица. Но с серьезностью его очень выручала таблица умножения — на всех кадрах, где Штирлиц изображает глубокую задумчивость, актер умножает семизначные цифры.

У Вячеслава Тихонова был дублер рук. Дело в том, что на руке актера была выбита татуировка “СЛАВА” (как говорится, еще никогда Штирлиц не был так близок к провалу), которую гримерам никак не удавалось скрыть. И все манипуляции руками в кадре за Тихонова исполнял художник Феликс Ростоцкий. Кстати, его руки “сыграли” пишущие руки профессора Плейшнера, которого играл Евгений Евстигнеев с отвратительным почерком.

Знаменитая сцена, где Штирлиц разговаривает в лохматым псом, появилась случайно. Во время съемки парковки автомобиля к Вячеславу Тихонову подбежала собака, которая гуляла неподалеку с хозяином. Актер не растерялся и устроил маленькую импровизацию, а пес ему в этом охотно подыграл, уткнувшись носом в ладонь после слов “Чей же ты, дурашка?”. Сцена получилась настолько милая, то режиссер включила ее в фильм.

Один раз Вячеслава Тихонова едва не арестовали, когда он решил прогуляться в гриме от отеля до съемочной площадки. Дело было в Берлине, и когда прохожие увидели человека в форме штандартенфюрера СС, тут же взяли его под руки и начали звать полицию. Повезло, что на съемочной площадке заметили “пропажу” и отбили актера у разгневанной толпы.

Повторный показ состоялся всего через три месяца

По данным Гостелерадио СССР, в 1973-м сериал посмотрели более 200 миллионов зрителей. Во время показов улицы пустели, правоохранители фиксировали снижение уровня преступности по стране, а коммунальные службы – меньшее потребления воды и электроэнергии. 

Леонид Куравлев почти без проб был утвержден на роль Гитлера, но отказался его играть по этическим соображениям. Кадр из фильма “Семнадцать мгновений весны”.

“Семнадцать мгновений весны” смотрели не только в СССР, но и за границей. Ходит байка, что Фидель Кастро заметил, как высокопоставленные чиновники отпрашиваются у него в одно и то же время. Когда он узнал, что они бегут домой смотреть советский сериал, который показывают без повтора, запросил в СССР копию для членов своего правительства.

В союзе повторный показ 12-серийного сериала “Семнадцать мгновений весны” состоялся через три месяца после премьеры — это рекорд. На “Останкино” были вынуждены пойти на этот шаг, так как телезрители буквально завалили письмами с просьбами пустить киноленту еще раз на экраны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *