Все мы под колпаком у Мюллера. Почему «Семнадцать мгновений весны» смотрят и будут смотреть

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме

11 августа 1973 года на телевизионных экранах советских людей впервые появилась сага о разведчике Штирлице.

Картина вышла в разгар отпускного сезона, казалось бы, она должна была пройти не очень заметно, но уже в первый раз, по некоторым подсчетам, ее посмотрели от 50 до 80 млн человек. В пионерлагерях взрослые, не желая пропускать серии, усаживали перед экранами целые отряды. В санаториях и домах отдыха сдвигали ужин и отменяли вечерние «танцы». Потом дети, возвратившиеся с каникул, начали играть во дворах в «Штирлица и Мюллера». Мальчиков, появившихся на свет в тот момент, делали тезками сценариста картины Юлиана Семенова. Именно так произошло, например, с известным певцом Юлианом, мама которого оказалась в роддоме 15 августа 1973 года.

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Юлиан Семенов (Ляндрес). Фото архива Культурного фонда Юлиана Семенова. Источник: Wikipedia

Телевизионное начальство подверглось такой письменно-телефонной бомбардировке, что запустило повтор уже через три месяца. С тех пор «Семнадцать мгновений весны» показывают по разным каналам, по одной серии, по две и все сразу, и каждый раз фильм задерживает у экрана тех, кто знает его наизусть. И приобретает новых фанатов. Попробуем разобраться, в чем же магия этой картины.

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица. Кадр из фильма

Тайные «родители»

Смешно сказать, но во многом сериал появился благодаря жесткому противостоянию двух всемогущих министров – председателя КГБ Юрия Андропова и главы МВД Николая Щелокова. Оба заступили на свои должности практически одновременно, Щелоков – в 1966-м, а Андропов весной 1967 года. Оба хотели вернуть своим ведомствам уважение и престиж, утраченные после разоблачения культа личности и обнародования масштабов репрессий. И оба понимали, что без помощи искусства тут не обойтись. При этом надо учесть, что Андропов сочинял стихи, а Щелоков был тонким ценителем прекрасного. Он покровительствовал певице Галине Вишневской, виолончелисту Мстиславу Ростроповичу и писателю Александру Солженицыну даже в тот момент, когда эти корифеи стали подвергаться гонениям в СССР.

По инициативе Щелокова и Андропова постоянно выходили прекрасные фильмы то о доблестных милиционерах, то о героических разведчиках – «Майор Вихрь», «Щит и меч», «Следствие ведут ЗнаТоКи» и многие другие. Создание таких картин, где необходима документальная и историческая точность, невозможно без доступа в архивы, без многочисленных консультаций. И, конечно, подобные фильмы требуют значительного финансирования.

Первый роман о разведчике Исаеве Юлиан Семенов выпустил в 1966 году. Говорят, что ему лично позвонил Юрий Андропов, похвалил и предложил помощь в работе с документами. А уж став председателем КГБ, Юрий Владимирович имел все возможности инициировать создание многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны».

Главный режиссер

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Татьяна Лиознова. Кадр из докфильма «ВГИК: педагоги и студенты говорят о профессии», созданного в 1979 г.

Татьяну Лиознову сегодня называют культовым советским режиссером, а на момент начала съемок своей главной картины 46-летняя женщина имела всего шесть снятых лент, причем самые известные в то время – «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе» – были о женских судьбах. Право поставить «штирлициану» Лиознова буквально выгрызла. Она умела бороться: когда-то ее хотели отчислить из ВГИКа, потом, в 1949 году, очень быстро уволили со студии им. Горького, скорее всего, из-за национальности. И Татьяна вместе со своей матерью жили тем, что шили и продавали одежду.

Лиознова никогда не была официально замужем, воспитывала приемную дочь. Но она вовсе не являлась сухарем и «синим чулком». Прочитав сценарий Семенова, Татьяна Михайловна потребовала дописать туда «человеческие сцены». Благодаря ей в картине появились такие персонажи, как фрау Заурих и молоденькая немка Габи, влюбленная в Штирлица.

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Габи (Светлана Светличная), фрау Заурих (Эмилия Мильтон) и Штирлиц (Вячеслав Тихонов). Кадр из фильма

Кстати, и знаменитая добавленная сцена встречи нашего разведчика с женой тоже, вероятно, появилась по настоянию Лиозновой. В некоторых источниках указывается, что ей, а не Вячеславу Тихонову генерал-разведчик Цвигун рассказал о том, как устраивались подобные встречи нашим резидентам. В любом случае без режиссерской воли Татьяны Лиозновой этот эпизод в картине точно бы не появился.

Композитор

Легендарная сцена встречи Штирлица с женой под музыку Микаэла Таривердиева. Источник You Tube

Тонкий мелодист Микаэл Таривердиев был приглашен Татьяной Лиозновой. Самым важным для фильма было найти лирическую тему далекой родины. Как только Таривердиев ее «почувствовал», он уже буквально не вставал из-за рояля. Ведь изначально предполагалось, что каждая серия будет открываться новой песней. Микаэл Леонович написал восемь песен, но в результате в картину вошли две, «Не думай о секундах свысока» и «Я прошу, хоть ненадолго…»

Первым песни к фильму записал тогда суперпопулярный Муслим Магомаев. Существует несколько версий, почему эти записи так и не попали в картину. По одной из них, «американизировано-эстрадный» голос Магомаева не ложился на образ советского разведчика. По другой – Магомаев перепутал слова, а перепеть не успел, из-за того, что уезжал на стажировку за границу. И, наконец, третья версия гласит: Муслим сказал, мол, эта музыка очень напоминает композицию Фрэнсиса Лея из фильма «История любви».

Потом пробовали Вадима Мулермана и даже, говорят, Валентину Толкунову. Но всех победил Иосиф Кобзон.

А вот история с так называемым «плагиатом» стоила Таривердиеву немало здоровья. После выхода фильма в Союз композиторов пришла настоящая телеграмма с текстом «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей». Советскому Союзу только не хватало международного скандала с капиталистической страной. Бедный Таривердиев потратил много времени, чтобы узнать, чья же это жестокая шутка. Ведь в конце концов даже сам Лей написал письмо и объяснил, что это совершенно иная мелодия. А в числе «подозреваемых» упоминали знаменитого мастера розыгрышей композитора Никиту Богословского.

«Кино и немцы»

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Олег Табаков в роли Шелленберга. Кадр из фильма

«Вы болван, Штюбинг!». Эта реплика актера Павла Кадочникова из фильма «Подвиг разведчика» в свое время была таким же мемом, как «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться». До Лиозновой все фильмы о войне и разведчиках, замечательные, увлекательные, в основном изображали наших противников если не вояками-идиотами, то напыщенными и бесчеловечными. Татьяна Михайловна, маленькая и хрупкая, видимо, обладала большим мужеством. Иначе она бы не выбрала на главные «фашистские» роли таких актеров. И в этом перпендикулярном кастинге, наверное, главный секрет картины.

Судите сами: Табаков, сыгравший начальника внешней разведки Шелленберга, за год-два до этого играл государственных советских деятелей Бухарина и Усиевича, а также покорил зрителей суперположительным Искремасом в картине «Гори, гори, моя звезда». Шутил он или нет, но часто рассказывал: после «Семнадцати мгновений» родственники Шелленберга лично поблагодарили актера за образ «милого дяди Вальтера».

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Василий Лановой в роли генерала Вольфа. Кадр из фильма

Василий Лановой – генерал Вольф – в 1970 году играл в незабываемых «Офицерах». Василий Семенович долго не соглашался на роль фашистского генерала, ведь он мальчишкой пережил все ужасы оккупации. Но его сразил аргумент Лиозновой: надо играть врага умного и по-своему патриота, иначе почему мы воевали с ними четыре года, а Европа все шесть?

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Юрий Визбор в роли Бормана. Кадр из фильма

Юрий Визбор, сыгравший Бормана, был к тому времени известен даже не столько как актер. Он был всенародно любимым бардом, его песни звучали за столами, у туристских костров, на комсомольских стройках. Во время съемок «Мгновений» он начал сочинять одну из своих самых знаменитых лирических вещей «Милая моя, солнышко лесное». Кстати, его дочь Татьяна в момент выхода картины находилась как раз в пионерском лагере. Она писала отцу, что фильм смотрят все отряды. И мальчишки, которые быстро выяснили, что она – «дочь Бормана», даже грозились побить ее, если фашистский гад помешает Штирлицу.

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Леонид Броневой в роли Мюллера. Кадр из фильма

Леонида Броневого на съемки привел Григорий Лямпе. Актеры вместе работали в Театре на Малой Бронной. У Лямпе была роль физика Рунге. Зная, что картина «многолюдная», Лямпе позвал Броневого, которого не звали практически никуда. Лиознова тоже не пришла в восторг, но стала пробовать Леонида Сергеевича на роль Гитлера. Эту же роль она хотела предложить бесконечно обаятельному Леониду Куравлеву. Но в итоге Куравлев сыграл безупречного и безэмоционального служаку Айсмана, а из Броневого неожиданно вышел юморной шеф гестапо. Это, конечно, потрясающий выбор Лиозновой и актерская победа Броневого.

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Кадр из фильма. В роли Гитлера Фриц Диц

Кстати, о Гитлере. Сыграл его бедолага Фриц Диц. Он младше своего мерзкого соотечественника на 12 лет. В молодости вступил в коммунистическую партию. Естественно, с приходом Гитлера к власти актер Диц был уволен, уже в 1935 году он был вынужден эмигрировать из Германии.

Впервые роль Гитлера Диц сыграл в 1955 году. А потом еще клеил отвратительные усики целых шесть раз, четырежды – в советских картинах. Он ненавидел эту роль, тем более что никакой особой актерской задачи перед ним не ставили. Фриц умер через шесть лет после премьеры «Мгновений».

Семнадцать мгновений весны: интересные факты о любимом телефильме
Отто Меллис (Хельмут) в фильме «Семнадцать мгновений весны»

А вот актер Отто Меллис, сыгравший благородного солдата Хельмута, спасшего Кэт и ее ребенка, ушел от нас совсем недавно, 26 апреля 2020 года. Любопытно, что именно весной 1945-го его родители застрелились, поддавшись немецкой пропаганде, обещавшей мучительную смерть всем жителям Германии после вступления русских в Берлин. Оставшись сиротами, Отто и его брат пошли работать…к советским солдатам, помогали ухаживать за лошадями. Впоследствии Меллис жил и работал в ГДР.

Хочешь еще?

One thought on “Все мы под колпаком у Мюллера. Почему «Семнадцать мгновений весны» смотрят и будут смотреть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *