Если смотреть с лавочки у подъезда, Соловьёв человек грешный. Но за несколько фильмов ему простятся все грехи.
Подписаться на нас в соцсетях
Сергей Александрович был потрясающим рассказчиком. Его последняя жена, Татьяна Друбич, с которой он давно развелся, но всегда дружил, утверждала: режиссер “убил” в Соловьеве писательский талант. Все телепрограммы, хоть сколько-то претендовавшие на интеллектуальность, желали заполучить его к себе. Не только потому, что он снял культовые фильмы “Сто дней после детства”, “Чужая белая и Рябой”, “Асса” и многие другие. Он с большим юмором рассказывал о себе, с нежностью о бесчисленных друзьях и коллегах. Его собственный авторский цикл так и был назван: “Те, с которыми я… “. То есть люди, без которых не было бы режиссёра Сергея Соловьёва. О некоторых из них и о нём мы сегодня вспоминаем.
Родители
Брак отца, Александра Дмитриевича, и матери, Калерии Сергеевны, режиссёр называл большим чудом. Так получилось, что женатый работник СМЕРШа инспектировал что-то в маленьком городе Кемь и там влюбился в телефонистку, которая была на 17 лет моложе. С такой профессией для отца развод мог иметь большие последствия, но любовь оказалась сильнее. Сергей родился 25 августа 1944 года, в тяжёлое военное время.
Отца он запомнил как сурового, малоразговорчивого человека. Только раз сын видел, как Александр Дмитриевич плачет. Это произошло в день смерти Сталина и глубоко потрясло мальчика. В этот момент его “типичное” советское детство, как выяснилось, закончилось.
Ким Чен Ир
Сергей был ещё совсем маленьким, когда его отец участвовал в важной миссии. В Северной Корее нужно было “посадить на трон” человека, преданного советскому руководству. Таковым стал товарищ Ким Ир Сен. Будущий северокорейский вождь несколько лет жил в СССР, где в 1941 году у него родился сын, названный тогда Юрием. Впоследствии мир узнал его под именем Ким Чен Ира. Вот с ним маленький Серёжа Соловьев частенько играл и даже дрался, пока отцы организовывали многочисленные митинги.
Про Северную Корею Сергей Александрович вспоминал как про чудесную сказку. Дом, где внутреннее пространство легко трансформировалось, вишневый сад и няня-японка — в те суровые годы считанному числу советских детей выпадала подобная благодать.
Лев Додин
После войны отцу все же аукнется неравный брак. Александра Дмитриевича погнали из органов, слава богу, что не посадили. Семья переехала в Ленинград, где в школе N167 за одной партой с Сергеем оказался мальчик Лёва Додин. Сегодня это один из самых заслуженных театральных режиссёров, руководитель расположенного в Питере Театра Европы. А тогда по инициативе Лёвы мальчики пришли в театральный кружок Дома пионеров. Причем Сергей в основном играл положительных персонажей, а Лев — отрицательных.
Любимым предметом обоих была литература, потому что им нравилась учительница. В остальные дни Сергей частенько прогуливал. Однажды промозглым ленинградским утром он решил скоротать часы в кинотеатре. Показывали новый фильм “Летят журавли”. Нельзя сказать, что именно в тот момент Соловьев родился как режиссёр, но потрясение от картины было велико, так же, как и возникшее желание сунуть нос в волшебный мир кино.
Михаил Ромм
Как утверждал Соловьев, Ромм принял его в свою мастерскую во ВГИКе исключительно назло Хрущеву. Не впрямую, конечно. Дело в том, что заступивший руководить страной Никита Сергеевич не избежал соблазна всех вождей поруководить “важнейшим из искусств”. В общем, Хрущёв полагал, что в режиссёры надо приглашать людей с большим жизненным опытом. У многих этот опыт, по воспоминаниям Соловьёва, выражался в ярко выраженной синюшности кожных покровов, то есть люди были неравнодушны к алкоголю. У Соловьёва весь опыт заключался в том, что он играл детскую роль на сцене БДТ, и в двухлетней работе “куда пошлют” на Ленинградском телевидении. На фоне многих поступивших он казался мальчишкой. Но жизнь в московской общаге быстро компенсировала некоторые пробелы в “опыте”. Тем более что в скором времени Сергей женился на очень талантливой студентке Екатерине Васильевой.
Сергей Урусевский
После фильма “Летят журавли” кумиром Соловьёва навсегда стал гениальный оператор Сергей Урусевский. Кстати, позже Соловьев очень тщательно выбирал операторов, и его фильмы снимали Георгий Рерберг, Павел Лебешев, Леонид Калашников. Но тогда, в середине 60-х, даже став студентом ВГИКа, Сергей не смел мечтать о каком-то то близком знакомстве со своим кумиром. И вот однажды в общежитии его позвали к телефону. Звонил сам Урусевский и приглашал к себе домой.
Выдающийся оператор периодически ступал на территорию режиссуры, в тот момент он задумал фильм о Есенине. Ему требовался молодой свежий взгляд на биографию поэта. Оказалось, Михаил Ромм рекомендовал своего студента Соловьева, не только как режиссёра, но и как сценариста. Совместной работы так и не получилось, но беседы с Урусевским и то, как мастер заинтересованно и без всякого высокомерия общался с юнцом, потрясли Соловьёва.
Марианна Кушнерова
Соловьев всегда снимал тех, кого любил, и любил тех, кого снимал. Так, в его первом серьёзном фильме “Егор Булычёв и другие” играла Екатерина Васильева. Кажется, к тому моменту их студенческий брак завершился по обоюдному согласию. А вот в следующей картине, “Станционный смотритель”, вместе с Никитой Михалковым снималась молодая красавица Марианна Кушнерова. Она даже не решила, становиться ли ей профессиональной актрисой, когда Сергей Александрович влюбился в неё и очень быстро женился. У супругов родился сын Дмитрий.
В 26 лет Дмитрий сыграл в картине отца “Нежный возраст”, отчасти выступив как сценарист. Фильм родился в результате бесед отца и сына дачными вечерами, когда режиссёр культовой “Ассы” смог сравнить молодежь конца 80-х и конца 90-х. Из чего следует, что, несмотря на развод с Марианной, с сыном Сергей Александрович поддерживал не только родственные, но и дружеские, и творческие отношения.
А вот для Марианны Кушнеровой этот брак обернулся трагедией. На съемках “Ста дней после детства” Соловьев влюбился в 14-летнюю Татьяну Друбич. Пережив сильнейшее душевное потрясение, Марианна прекратила актерскую карьеру и позже стала киноведом и музейным сотрудником. Увы, ей довелось пережить, наверное, самое страшное — Дмитрий Соловьев умер в возрасте 43 лет от осложнений после гриппа.
Татьяна Друбич
Её часто называют музой Соловьёва, чего сам режиссёр терпеть не мог. Их отношения до сих пор “волнуют общественность”, которую больше всего интересует: совратил ли 30-летний Соловьев красивую одаренную девочку, попавшую на пробы к фильму “Сто дней после детства”, или дождался совершеннолетия любимой?
Вы знаете, Татьяна Люсьеновна Друбич никогда не выглядела жертвой. Она, конечно, уникальный человек в нашем кинематографе: окончив мединститут и став врачом (сначала эндокринологом, потом еще и гомеопатом), затем шагнув в бизнес, Друбич смогла сняться в 37 картинах, и отнюдь не только у Соловьёва.
Влезать в глубоко личное недостойно. Известно то, что Соловьев постоянно общался с Татьяной, будучи женатым на другой. Поженились они, когда Друбич исполнилось 23, у них есть дочь Анна, которая сейчас является профессиональным музыкантом и живёт в США. Через семь лет супруги развелись.
Соловьев категорически отказывался признать этот брак оконченным, они с Друбич всегда оставались близкими людьми. Когда умер Дмитрий, Татьяна Люсьеновна очень поддерживала бывшего супруга.
Юрий Соломин
Одни называют Соловьёва выдающимся режиссёром, другие, наверняка из зависти, считают вполне себе рядовым и непременно говорят: когда нужно было, Сергей Александрович охотно шёл на компромисс в искусстве. Соловьев и не отказывался. Например, советско-японский проект “Мелодии белой ночи” он взял, чтобы ему наконец разрешили снимать фильм “Спасатель”. Интересно, что некоторые критики не видят в “Мелодиях…” ничего конъюнктурного, а считают как бы продолжением “Ста дней после детства”. И там, и там герои одновременно счастливы и несчастливы в любви, только возраст у них разный.
Вот картину “Избранные”, которую Соловьев сделал по роману президента Колумбии (!) трудно назвать захватывающей, несмотря на участие Леонида Филатова и Татьяны Друбич. Зато гонорар позволил режиссёру купить жилплощадь в Москве, в чем он признавался без смущения.
После “Мелодий белой ночи” У Сергея Александровича сложились очень хорошие отношения с Юрием Соломиным, хотя они кажутся абсолютно разными. И в 1993 году Юрий Мефодьевич предложил Соловьёву поставить в руководимом им Малом театре “Дядю Ваню” А. П. Чехова.
Что интересно, на роль Сони Соловьев предлагал Елену Корикову, которая одно время была в близких отношениях с сыном Екатерины Васильевой. Но чуть ли не за месяц до премьеры Лена призналась, что ждет ребенка.
К кому бы, вы думали, обратился Соловьев? Конечно, к Друбич. Причем все Танины доводы, что у неё пациенты, работа и вообще она не актриса театра, тем более Малого, Соловьев пропустил мимо ушей. Наконец Татьяна согласилась, но в какой то момент, когда спектакль уже репетировали на сцене, выяснилось, что из зала её… не слышно. Друбич даже хотела отказаться от премьеры, но одна из участниц спектакля, актриса Елизавета Солодова, буквально отправила уже рассыпавшегося на молекулы Соловьёва и мужественно державшегося Соломина “пообедать” на пару часиков. За это время она просто-напросто открыла Татьяне некоторые секреты акустики театрального зала. И спектакль в конце концов состоялся, шел он около 10 лет. Кстати, это один из немногочисленных проектов, где вместе работали Юрий и Виталий Соломины.
Так вот, больше всего Соловьёва восхищало то, как интеллигентно и спокойно Юрий Мефодьевич встречал все неприятности, связанные с репетиционным процессом.
Станислав Говорухин
С Говорухиным Соловьев познакомился в 1962 году и говорил о нём примерно так: “Мы всю жизнь провели вместе и ни разу не были согласны ни в чем”. Чего удивляться, что, когда Соловьев предложил другу сыграть Крымова в “Ассе”, друг немедленно отказался. Между прочим, в это время он снимал Татьяну Друбич в своих “Десяти негритятах”. Кто уж там уговорил Станислава Сергеевича, неизвестно. Но, завершив работу над детективом, Говорухин и Татьяна приехали из Одессы в Ялту. Станислав тут же начал вести себя так, что Соловьев ему заявил: “ Слава, ты — артист, и твое место в буфете”. В отместку “артист” организовал бесконечный шахматный турнир на деньги с азартным по натуре оператором Павлом Лебешевым.
Кстати, сама идея фильма у Соловьёва родилась… из зависти. Ему было несколько досадно, что ради билетов на фильм Владимира Меньшова “Москва слезам не верит” люди стояли в очереди часами. А вот его совсем не сентиментальную картину о послевоенной жизни “Чужая белая и Рябой” встретили намного прохладнее.
И тогда Соловьев изобрёл свой рецепт “индийского кино”: богатый злодей, девушка, талантливый, но бедный юноша. Через одного из своих друзей Соловьев познакомился с самыми популярными представителями музыкального андеграунда и вывел на экран и их самих, и их творчество.
Успех фильма действительно был оглушительным, его называли “портретом поколения”. Но такими же портретами были и “Сто дней после детства, и “Нежный возраст”, и последняя короткометражка Соловьёва “Ке-ды”. Просто менялось время, зритель, кумиры, а кино как то незаметно превратилось в “обслуживающее”, а не воспитывающее искусство.
Сергей Соловьев ушел из жизни 13 декабря 2021 года. Говорят, что он тяжело болел. Несмотря на то, что “тех, с которыми он… “, было много, скончался режиссер в одиночестве, тело обнаружили родственники. Но на его похороны приехали все три бывшие жены.