Не уходи далеко

Сергей Бондарчук. Полководец советского кино

Опубликовано От aut-aut
Сергей Бондарчук

25 сентября весь культурный мир отмечает век со дня рождения режиссера и актера Сергея Федоровича Бондарчука

Он был очень высоким, черноглазым, с красивой сединой. Обладал художественным талантом и одеться умел соответственно. Тем более, Бондарчук был одним из немногих, кто снимался за настоящей границей, а не только у режиссеров социалистических стран. Его любили незаурядные женщины. В общем, Бондарчук никогда не страдал комплексом Наполеона, но обладал даром Кутузова, не зря же он в своих фильмах легко двигал полки и армии, а в советском кинематографе занимал кресло главнокомандующего. Когда его решили свалить, то сделали это довольно подло. Не пригласили на съезд кинематографистов, чтобы там от души заклеймить с высокой трибуны. Клеймили не его одного. Кулиджанова («Когда деревья были большими», «Дом, в котором я живу»); Ростоцкого («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…»). Говорили: ваше время ушло, вы нас затираете, дайте нам снимать по-новому. Теперь уже тридцать с лишним лет снимают по-новому. А Бондарчук как был, так и остается выдающимся режиссером в мировом масштабе.

Тарас Шевченко

Сергей Бондарчук в фильме «Тарас Шевченко», режиссер Игорь Савченко, 1951 г.

Его родители были крестьянами. Отец «дорос» до председателя колхоза и мечтал, чтобы сын стал инженером. Но Сережу тянуло совсем в другую сторону. Правда, примитивный киноаппарат он своими руками сконструировал. Школу он закачивал в Ейске и ехать в Москву поступать побоялся. Зато не побоялся поссориться с отцом и пойти служить в Ейский драмтеатр и параллельно поступил в Ростовское театральное училище.

В Ростове он познакомился с Женей Белоусовой, дочкой большого человека. Поначалу все было хорошо, потом не очень, и, уходя на войну, Бондарчук считал себя свободным.

После Победы Бондарчук поехал в столицу, где во ВГИКе набирал курс Сергей Герасимов. Мэтр был поражен талантом возрастного абитуриента и в своем знаменитом фильме «Молодая гвардия» сразу же дал ему взрослую роль – подпольщика Валько. На этом же курсе училась и в этом же фильме снималась ослепительная блондинка Инна Макарова, в которую Бондарчук влюбился и очень трогательно за ней ухаживал.

Инна Макарова в роли Любки Шевцовой в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», 1948 г.

Сначала слава Макаровой намного превосходила популярность Бондарчука. Но в 1951 году Сергей играет заглавную роль в фильме «Тарас Шевченко». Эту картину посмотрел Сталин. Вождю привозили ленты, от которых были отрезаны титры – чтобы не тратить драгоценное время. По окончании Иосиф Виссарионович поинтересовался, кто же в главной роли? Ему ответили, что играет заслуженный артист РСФСР Бондарчук. «Нет, не заслуженный, а народный артист СССР» – распорядился Сталин.

Отелло

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в ролях Дездемоны и Отелло в фильме Сергея Юткевича «Отелло», 1955 г.

Семья Бондарчука и Макаровой, в которой росла дочь Наташа, стала одной из самых знаменитых в Союзе. Оба без конца снимались, выступали на творческих встречах, но у внешне благополучно пары дела обстояли не гладко. Во-первых, однажды на пороге их квартиры появилась женщина и «предъявила» Бондарчуку сына Алешу, о котором тот понятия не имел. Но и Бондарчук, и Макарова очень искренне отнеслись к ребенку. Для того чтобы официально усыновить мальчика, Бондарчук даже развелся с Инной и временно женился на Белоусовой. Говорят, что женщина всячески затягивала этот формальный брак, но, конечно, ничего для себя не добилась. Сыну же Бондарчук помогал исправно, хоть и издалека.

В 1955 году Бондарчук уехал сниматься в роли Отелло. Его партнершей стала молодая актриса неземной красоты – Ирина Скобцева. Несколько лет Бондарчук метался между двумя женщинами, но в конце концов ушел к Ирине.

Судьба человека

С юным актером Павлом Борискиным в фильме «Судьба человека», 1959 г.

В это же время Сергей Федорович осуществляет свою самую заветную мечту. Он в качестве режиссера экранизирует рассказ Михаил Шолохова «Судьба человека» и играет в фильме главную роль – простого мужика Андрея Соколова, который прошел плен, потерял на войне всю семью и потом познакомился с сиротой Ванькой. Сам Шолохов поначалу с большим недоверием отнесся к затее. Он не верил, что неопытный режиссер сможет передать на экране всё то, что автор вложил в судьбу Андрея Соколова. Но, когда увидел рабочий вариант фильма, заплакал. А позже в кинозалах плакали миллионы зрителей, и не только советских.

«Судьба человека», с ее трагедиями и надеждами, до сих пор никого не оставляет равнодушным. И, конечно, она тронула сердца многочисленных критиков. Первый же фильм режиссера Сергея Бондарчука принес ему Большой приз Московского кинофестиваля, Ленинскую премию и награды нескольких международных кинофорумов.

Война и мир

Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского, Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова. «Война и мир», 1967 г.

Триумф режиссера Бондарчука совпадает с премьерой в СССР американской версии «Войны и мира». Тогда страной руководил очень своеобразный лидер – Никита Хрущев. Он мечтал перегнать Америку во всех областях и, хотя сам был весьма далек от искусства, не мог смириться с тем, что произведение по роману русского классика создали «проклятые янки». Хрущев вряд ли задумывался над тем, каких средств требуют подобные фильмы, но, как говорится, дал делу ход. И вот министр культуры Фурцева собирает самых маститых режиссеров, среди которых теперь и Бондарчук, и излагает им волю партии: дерзайте, а мы выберем самого достойного из вас. Кто-то отказался, а Бондарчук, наоборот, загорелся идеей. За этими штампованными словами стоят испещренные рукой Бондарчука тома Толстого, раскадровки, которые напоминали живописные полотна. Ведь Бондарчук был хорошим художником, а в редкое свободное время мог и горшок из глины вылепить, и трубку из дерева вырезать.

«Война и мир» принесла Сергею Бондарчуку поистине вселенскую славу и «Оскар» за лучший иностранный фильм. Это была первая золотая статуэтка, приехавшая в Советский Союз. Но сам процесс съемок чуть не стоил Бондарчуку жизни. Актерский ансамбль несколько раз менялся, в конце концов роль Пьера Безухова режиссер решил сыграть сам, и это только увеличило напряжение. Во время съемок знаменитого бала Наташи Ростовой, где операторская группа ездила по огромному залу на роликовых коньках, Бондарчука отвлек незнакомый молодой человек. Режиссер вскипел: откуда на площадке посторонние? Но оказалось, что это приехал старший сын, Алексей.

Пленка периодически выдавала брак. В разгар съемок эпопеи сверху поступил приказ немедленно все бросить и подготовить первую серию для триумфального показа на Московском кинофестивале. В результате Бондарчук прямо в коридорах «Мосфильма» перенес клиническую смерть, а очнувшись, тут же заявил: «Теперь я знаю, как снимать Болконского под небом Аустерлица!».

И вот таких моментов, про которые можно делать отдельное кино, было предостаточно. Но зритель-то этого всего не знал. Внешне Бондарчук выглядел одним из самых благополучных советских людей и самых обласканных режиссеров. Он первым отказался сдавать государству свои заработки в валюте, хотя очень часто снимался и снимал за рубежом. Он ставил фильмы эпического размаха: «Ватерлоо», «Красные колокола».

В фильме «Они сражались за Родину» Шукшин сыграл последнюю роль. Он умер во время съемок. Бондарчук был в числе тех, кто добился захоронения не обладавшего высшими регалиями Шукшина на Новодевичьем кладбище. В кадре Георгий Бурков и Василий Шукшин. 1975 г.

При этом ему не дали приступить к работе над «Тарасом Бульбой» –  чтобы не обиделись «польские товарищи», потому что в этом произведении поляки выставлены в невыгодном свете. Когда Бондарчук работал над фильмом «Они сражались за Родину», от него требовали удалить из картины так называемый окопный юмор, и режиссер чуть ли не «послал» чиновников тем самым окопным языком. Потому что он видел эту войну своими глазами, а не из мягкого кресла в просмотровом кинозале.

Тихий Дон

Руперт Эверетт в роли Григория Мелехова. 1992 г.

В 1986 году на экраны вышел фильм Бондарчука «Борис Годунов». Мало того, что Бондарчук очередной раз сыграл великого человека – а до этого он воплощал на экране Тараса Шевченко, Ивана Франко, отца Сергия, кардинала Монтанелли – так еще и занял в картине всю свою семью: жену, дочь Алену и сына Федора. Но, положа руку на сердце, это делали многие советские режиссеры, а самые выдающиеся актеры при приглашении на съемку ставили условие дать роль членам их семей.

Но, когда в тот же год, 13 мая, собрался исторический V съезд Союза кинематографистов СССР, главные обвинения были предъявлены именно Сергею Федоровичу Бондарчуку. И только один Никита Михалков сумел выйти на трибуну и сказать очевидное: чтобы судить того, кто снял «Судьбу человека», «Войну и мир» и «Они сражались за Родину», надо иметь еще кое-что помимо апломба.

Дело происходило в СССР, деньги на кино давало государство, и Бондарчук-режиссер остался не у дел. Зато в 1990 году, когда уже начал скалиться капитализм, к нему обратились итальянские продюсеры – ведь Бондарчук много работал в Италии, например, у таких мэтров, как Росселлини. Ему предложили снять «Тихий Дон».

Экранизировать «войну и мир» донского масштаба Бондарчук мечтал очень давно, но ведь был знаменитейший фильм его учителя, Сергея Герасимова. Однако Бондарчук считал, что нужны новая эстетика и новое прочтение. Итальянские продюсеры тоже так считали, по-своему. На роль сердцееда Гришки Мелехова они назначили безумно красивого, с бездонными глазами Руперта Эверетта. Вот только этими глазами актер всю жизнь с любовью смотрел на мужчин и не скрывал этого. Аксиньей должна была стать француженка, хотя француженки обычно стремятся, чтобы их фигура походила на гибкое тонкое коромысло, а наши казачки тягали эти коромысла с ведрами как нечего делать.

Но самое ужасное ждало Бондарчука впереди. У продюсеров возникли конфликты с законом, и весь отснятый материал был изъят до окончания разбирательства.

Еще перед съемками «Тихого Дона» Инна Макарова, с которой Бондарчук сохранил родственные отношения, попросила своего второго мужа, выдающегося хирурга-пульмонолога Михаила Перельмана, заняться здоровьем Бондарчука. Перельман сразу увидел, что дело плохо, помимо язвы желудка и больного сердца, Сергею Федоровичу угрожало онкологическое заболевание. Но наступило новое время, продюсеры ждать не могли, и Бондарчук пожертвовал здоровьем и, по сути, жизнью ради «Тихого Дона». Закончить картину ему не довелось. Он умер 25 октября 1994 года в Москве, не от рака, а от инфаркта.

Через много лет «Тихий Дон» смонтировал сын режиссера, тоже режиссер и актер Федор Бондарчук. Сериал не имел того оглушительного успеха, который достался фильму Герасимова, хотя у него тоже есть свои поклонники.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *