Послушайте, если звезды зажигают… почему они потом никому не нужны?
Подписаться на нас в соцсетях
Тамара Носова и Мэрилин Монро. На первый взгляд, между ними космос. Американской кинодивой восхищаются до сих пор, а Тамару Макаровну вспомнят, только если назвать суперхиты с ее участием — “Карнавальную ночь”, “Королевство кривых зеркал”, “Свадьбу в Малиновке” и, конечно, “Здравствуйте, я ваша тетя!”.
На самом деле у них очень много общего. Разница в возрасте — полтора года. Обе прошли через детский дом. Обе мечтали стать актрисами и стали. Обе запомнились яркими блондинками с манящими глазами и чувственным ртом. Но если из Мэрилин всеми способами лепили идеал красоты, то Носова, при своих шикарных природных данных, с удовольствием играла дурочек и дурнушек. Она не была секс-символом, зато народ называл ее королевой комедии.
Обеих любили знаменитые мужчины, обе не смогли выносить ребенка. Мэрилин судьба отвела 36 лет, Тамаре Носовой — почти 80. Но смерть и той, и другой до сих пор вызывает горечь и многочисленные вопросы — как могло случиться ТАКОЕ? А в принципе, ответ на поверхности: во всем виновато беспросветное одиночество.
“Ничего к тебе не испытываю”
Кто настоящие родители Тамары Носовой — и поныне тайна. Она никогда не любила рассказывать о семье. Известно, что Томочка была третьим ребенком. Она родилась 21 ноября 1927 года в Москве.
Когда девочке было всего полтора года, ее мать умерла. И отец пристроил потомство в детские дома. Хорошенькую Тамару быстро удочерила семья инженера-конструктора. Говорили ли ей, что она — приемная, или нет, — не известно. Но в возрасте 30 лет актриса увиделась со своим родным отцом. Желание проявил он, “внезапно” опознав в уже известной артистке собственную дочь. Тамара родство не отрицала, но сказала, что никаких чувств к этому человеку не испытывает.
О ее детстве известно не очень много. Говорят, что новые родители расстались, а приемная мать была женщиной строгой и требовательной. Тома быстро научилась занимать себя без посторонней помощи. В школе организовала драмкружок, причем эти спектакли с удовольствием смотрели взрослые. Ни война, ни эвакуация не смогли повлиять на решение идти в артистки. И в 1945 году она поступила во ВГИК в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Четверка по мастерству
Это был звездный курс — Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Сергей Гурзо, Екатерина Савинова, Евгений Ташков… Бибиков считал, что студентка Носова — прирожденная комедийная актриса. А вот Мордюкова, по его мнению, могла бы блистать в древнегреческой трагедии. Нонна играла в студенческом спектакле Анну Каренину. Но в то время Сергей Герасимов, набравший курс двумя годами ранее, собирался снимать студентов в фильме “Молодая гвардия”. К нему в картину пришли “бибиковцы”. Нонну он взял на одну из самых важных ролей — Ульяны Громовой, хотя изначально планировал отдать ее Кларе Лучко. Гурзо стал Сережкой Тюлениным. Тихонов и Носова получили небольшие роли, но Тамара была счастлива: лишь бы не комедия!
За время своего студенчества девушка снялась еще в трех картинах. Бибиков и Пыжова этого совершенно не одобряли. Вот что рассказывала сама Тамара Носова:
“Все годы учебы мне ставили только пятерки и даже пятерки с плюсом, чтобы хоть как-то выделить из рядов отличников. Поэтому когда на церемонии вручения дипломов было объявлено о четверке, весь зал вскрикнул. Никто не поверил своим ушам. Я буквально оледенела от такого сюрприза. Но спокойно поднялась со своего места, в абсолютной тишине подошла к столу педагогов, молча взяла диплом и вернулась назад”.
После этого Носова не общалась с педагогом 20 лет. Она с юности была такая: сказала — как отрезала.
Венский вальс и “Карнавальная ночь”
Так же решительно она вышла замуж сразу по окончании института. А чего ж не выйти, если позвал ее дипломат, старше на восемь лет. Они встретились в московском ресторане. Знал мужчина, что девушка актриса, или просто “запал” на белокурые локоны и бирюзовые глаза, но свадьба свершилась довольно быстро. Во-первых, дипработник, выезжающий за границу, обязан был быть женатым, чтобы избежать соблазнов в виде иностранной красотки, которая могла оказаться шпионкой. А Тамаре очень нравилось, что у нее будет обеспеченный муж. Тем более по тем временам уехать на несколько лет за рубеж, даже в дружественную социалистическую страну — это был звездный билет. А Носова еще и выбирала вместе с супругом. И в результате они оказались в Австрии.
Поначалу Тамара с удовольствием играла роль жены дипломата. Приемы, наряды… Но жизнь работников советского посольства в капиталистической стране была ограничена суровыми правилами. Иногда Тамара вырывалась в Москву. Она чудесно сыграла Марью Антоновну в “Ревизоре” и солдатку Акулину в “Шведской спичке”. Но муж настойчиво уговаривал покончить с актерством, ему нужна была спокойная и предсказуемая семейная жизнь.
Через пять лет они расстались, отчасти и из-за того, что Тамара закрутила роман с писателем Юрием Нагибиным. В шкафу у нее висели богатые шубы, на шее и на пальцах сверкали драгоценности, она рассекала за рулем “Волги” и верила в то, что жизнь — прекрасна.
Девушка с удовольствием пошла сниматься к молодому Эльдару Рязанову в “Карнавальную ночь”. И от всей души играла “служаку” в юбке, дурочку-секретаршу Тосю Бурыгину. Помните, как она пытается просунуть сквозь решетку лифта “сосисочку” для застрявшего там бюрократа Огурцова? А ее идиотские две косы, которые напрочь испортили очаровательное лицо? А маска обезьяны? Носова многое придумывала сама, отрывалась по полной.
Насколько она была в то время хороша, видно в фильме “Новые похождения Кота в сапогах”, где Тамара предстала в образе придворной дамы Двуличе.
Вскоре у нее начался бурный роман с актером Юрием Боголюбовым, сыном известного мхатовца. Но поскольку Тамара, по выражению своей закадычной подруги Нонны Мордюковой, “ни разу в жизни борща не сварила”, потенциальный свекор отговорил сына от брака.
Сплошные сказочники
Носова горевала недолго. Вскоре ей предложили сниматься в картине “Королевство кривых зеркал” по одноименной сказке писателя Виталия Губарева. В кабинете режиссера Александра Роу он увидел роскошную блондинку, которая вертела на пальце ключи от машины. Носовой в то время было 36, Губареву — уже за 50, он буквально потерял голову.
Тамара снялась в двух фильмах по сказкам Виталия Георгиевича. Второй и последней их совместной работой стал фильм “В тридевятом царстве…”. Говорят, что Губарев очень нравился матери Тамары Носовой, она понимала: дочери давно пора создать прочную семью и попытаться завести детей. Но якобы однажды, подбирая вместе с Губаревым актеров для нового фильма, Носова увидела фотографию украинского актера, а впоследствии режиссера и сценариста Николая Засеева-Руденко. То, какими глазами Тамара взглянула на эту фотографию, не понравилось писателю, в фильм Засеева-Руденко не взяли. Но актерская жизнь свела Николая и Тамару в Одессе. Это было в 1970 году. Они должны были целую неделю выступать с программой, и однажды вечером Тамара сама предложила Николаю остаться в её гостиничном номере.
Утверждают, что Засееву-Руденко она наконец-то решила родить ребенка, но две попытки закончились выкидышами. Все это грустно, но вообще-то мужчина был женат, кажется, даже не в первый раз. И в этой семье у него была маленькая дочь.
Но решительная Тамара поставила вопрос ребром: хватит уже разрываться на две семьи. Однажды она приехала к любовнику в Киев, взяв два обратных билета. Засеев-Руденко пообещал, что сейчас вернется с чемоданом, но маленькая дочка остановила его вопросом: “Папа, ты что — нас бросаешь?”.
Николай Викторович прожил до 88 лет, надо признать, что и в старости он оставался красивым мужчиной. Был трижды женат, в каждом браке становился отцом. Поскольку страшные и загадочные обстоятельства смерти Тамары Носовой одно время вызывали живой интерес документалистов, Засеев-Руденко принимал участие в нескольких фильмах, посвященных актрисе, и не скупился на откровения и эмоции. Так, он говорил, что если бы Тамара родила ему ребенка, то он бы никогда ее не оставил. Но для этого ей нужно было лечь на сохранение. Интересно, конечно, как он себе это представлял: актриса, которой хорошо за 40, знающая, что у ее любовника семья в другом городе, идет на огромный риск во имя полной неизвестности. Конечно, Носова этого не сделала. А после того самого разговора в Киеве твердо заявила Засееву-Руденко, что больше он ее не увидит. И вправду, она с ним не только не встречалась, но и, по словам режиссера, не отвечала на его звонки и не читала сценарии, которые он ей посылал.
“Тетушка из Бразилии”
Достоверно рассказать о дальнейшей жизни Тамары Макаровны не представляется возможным. “Эксперты”, которые обычно кочуют из одного документального фильма в другой, уверяют, что после этого разрыва Носова стала затворницей, а смерть приемной матери в 1982 году и вовсе превратила жизнь актрисы, не умеющей варить борщи, в бытовой кошмар. Но Носова еще не раз появилась на экране и выглядела очень даже хорошо. Сразу после разрыва с Засеевым-Руденко она сыграла знаменитую Донну Розу де Альвадорес из Бразилии, где в лесах много диких обезьян. В 1984 году у нее была заметная роль в “Тайне “Черных дроздов”, через год она играла Коробочку в “Мертвых душах”. Последняя дата в ее актерской биографии — 1999 год.
Как Носова провела последние годы — загадка. Вроде бы в самом конце жизни рядом с ней был племянник, хотя генетическое родство Тамары Макаровны с Анатолием Васиным не доказано. Кстати, уже после смерти актрисы у нее объявились родственники — так часто бывает с одинокими знаменитостями. Почему же так называемые родственники допустили, чтобы пожилая женщина, у которой явно развивались проблемы с психикой, жила среди тараканов и крыс, а ухаживали за ней социальные работники? Всё это стало предметом жгучего интереса только после ее смерти.
Умерла Носова 25 марта 2007 года в 15-й городской больнице от инсульта. Урна с ее прахом находится в колумбарии Ваганьковского кладбища. Вряд ли в тот момент театрально-кинематографической общественности было дело до смерти актрисы. Наверное, в этом есть какая-то мистика, но Тамара Носова родилась на один день позже, а умерла на один день раньше знаменитого Михаила Ульянова, с которым она снималась в нескольких фильмах…