
2 сентября «нашему многоликому» Валентину Иосифовичу исполняется 85 лет
На самом деле глаза у Гафта карие, но все равно напоминают два вулканчика, из которых вот-вот выплеснется обжигающая лава. И действительно, выплескивалась же. Те, кто думает, что мы – о хлестких эпиграммах, ошибаются. Во-первых, они гротескны, но объективны. Гафт высмеивал штампы своих коллег, а штампы присутствуют в игре даже самых великих. А бывали случаи, когда Валентин Иосифович просто бросался на оппонента с кулаками, даже на женщин, если они ему, по его мнению, срывали спектакль. До драки дело не доходило, но Гафт заработал себе особенную репутацию.

Сейчас уже Валентин Иосифович не лезет ни в какие поединки. Состояние здоровья актера давно оставляет желать лучшего, он оставил сцену своего любимого «Современника». Но наверняка продолжает сочинять. Ведь Гафт – настоящий поэт, лирик и философ. Многие вообще считают его очень нежным человеком с детской душой. А те давние вспышки характера, наверное, были проявлением обиды на судьбу – далеко не сразу она уготовила ему место любимого всей страной актера.
Бывают в жизни чудеса
Гафт – единственный ребенок у своих родителей, отца-адвоката и мамы-домохозяйки. Они переехали в Москву из украинских Прилук еще до войны и привезли с собой домработницу, опекавшую Валю как внука. В летние месяцы женщина непременно везла ребенка на свою родину, ради свежего воздуха и парного молока. Готовились они к отъезду и в начале лета 1941 года, билеты были взяты на 21 июня.
К огромному счастью, что-то с билетами оказалось не так. Отъезд отложили, а 22 июня уже началась война, и первые бомбы приняла на себя Украина. Гафт уверен, что только чудо спасло его от смерти в пятилетнем возрасте. А вот отец ушел на фронт и вернулся потом весь израненный.
Как и у всех мальчишек того времени, основным миром для Вали был двор, довольно специфический, ведь не зря же по соседству располагалась тюрьма «Матросская тишина». Хоть в школе Валя и «заболел» театром, это не мешало ему драться до выбитых зубов. Поступать в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ он явился, блистая золотыми фиксами во рту.

Накануне поступления Гафт чувствовал: не идет у него басня. И вдруг увидел прямо на улице знаменитого актера Сергея Столярова. Не нахальство, а стремление во всем «дойти до самой сути», которое позже перерастет в постоянное самоедство, заставило юношу обратился к корифею. Столяров сказал, что слушать басню на улице не станет, а вот домой к себе ждет. И, действительно, несколько раз принимал абсолютно постороннего ему парня и помогал.
Застенчивый убийца
В Щукинское училище Гафта все же не приняли, а вот в Школу-студию МХАТ взяли. Его однокурсниками были Олег Табаков, Евгений Урбанский, Майя Менглет. В красотку Майю они влюбились одновременно с Леликом Табаковым. Майя предпочла будущего Матроскина, но на дружбу молодых людей это не повлияло, и она продлилась до кончины Табакова в 2018 году.

Карьеры начинающих артистов складывались по-разному. Табаков еще в студенчестве успешно снимался, а вот у Гафта с кино не складывалось лет 15 точно. Первая его роль была в фильме «Убийство на улице Данте». Речь шла о Франции, и знаменитый Михаил Ромм подобрал актеров с не самой советской внешностью. Один красавец Михаил Козаков, товарищ Гафта по Школе-студии, чего стоил! Кстати, много позже Козаков снял друга в блистательной картине «Визит дамы».

Гафт был тоже хорош собой, но на площадке не знал, как встать и что сказать. В результате Ромму пришлось подбадривать новичка словами: «Ничего страшного, вы убийца, но такой…застенчивый».
Известно, что чрезмерная застенчивость – обратная сторона бешеного самолюбия. Гафт 12 лет, как он выражается, искал свой театр. Говорят, что в Театр им. Моссовета он приходил трижды. В последний раз – ровно на один день: утром устроился, вечером уволился.
Пробовал он себя и в Театре сатиры. Кстати, в знаменитом спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Валентин Иосифович был первым исполнителем роли графа Альмавивы, которую потом много лет играл Александр Ширвиндт. Говорят, у роли был совершенно другой рисунок, Альмавива у Гафта был страстно влюблен в Сюзанну и насмерть боролся с Фигаро.

Но Гафту всегда было очень важно, чтобы его любил режиссер, в смысле, постоянно замечал, пусть даже ругал бы, но не терял из виду. Но так получалось, что у Валентина Иосифовича постоянно находились соперники и соперницы, а иногда он сам рисовал себе этих соперников. Так, он в конце концов ушел от своего любимого Анатолия Эфроса, потому что у Эфроса была одна муза – Ольга Яковлева. Он разорвал договоренность с Данелией и не снялся в фильме «Кин-дза-дза!», уступив роль Юрию Яковлеву – казалось, что Данелия занимается только Евгением Леоновым.

И вдруг однажды к нему обратился Эльдар Рязанов, снимавший в то время «Гараж». Роль председателя правления гаражного кооператива, ветеринара Сидорина, должен был как раз играть Ширвиндт, но Александр Анатольевич был занят в театре. И так получилось, что именно с этого фильма началась всесоюзная слава Гафта, хотя к тому времени он очень ярко сыграл роли в фильмах «Дневной поезд», «Таня», и, конечно, уже был неподражаемый Брассет в «Здравствуйте, я ваша тетя!».
Вместе с популярностью началась и дружба с Эльдаром Рязановым, которая обернулась ролями в «О бедном гусаре замолвите слово», «Небесах обетованных» и «Старых клячах». Рязанов показал нам совершенно другого Гафта, без всякого прилипшего к нему отрицательного обаяния.
«Люблю нежней, но не для многих глаз»

На самом деле Гафт преданно и нежно любит своих друзей, в том числе и тех, кто давно ушел из жизни. С болью и восхищением он говорит об Олеге Дале, с которым много играл в «Современнике», и до сих пор жалеет, что мало с ним общался, мало учился. Евгений Евстигнеев и Ролан Быков – это тоже друзья и кумиры Гафта. Неизменный восторг у него вызывал Зиновий Гердт. В своей эпиграмме Валентин Иосифович назвал его «коленонепреклоненным». Невысокий, хромой, с огромной кудрявой головой, Гердт держался настоящим аристократом, был непревзойденным рассказчиком и с легкостью уводил женщин у своих более молодых, атлетичных и физически развитых друзей.
Из своей личной жизни Гафт не делал никакой тайны, разве что о романах в молодые годы не распространяется. От одного из них в 1971 году появился сын, Вадим. Но так получилось, что мама мальчика рассказала Гафту о ребенке через три года после рождения Вадима, в это момент она уезжала в Бразилию. Встреча со взрослым сыном случилась относительно недавно, разворачивалось все в рамках телевизионного ток-шоу. На наш взгляд, Валентину Иосифовичу подобные акции не очень идут. Но такова сегодняшняя жизнь. Теперь он знает, что в Бразилии у него есть не только сын, но и внук, родившийся, как и Гафт, 2 сентября и названный Валентином.
Дочь актера от второго брака покончила жизнь самоубийством в 29-летнем возрасте. Это известная история. Ольге было уже 29 лет, и попытки суицида у нее случались несколько раз. Валентин Иосифович, хоть и развелся со второй женой, никогда не рвал отношений с дочерью, гордился ее способностями балерины, восхищался красотой.
Однажды девушка уговорила отца устроить ее в театральное училище. Но тот, кого Гафт попросил прослушать Олю, высказал сомнение в ее актерских способностях. Принципиальный Гафт решил, что не стоит умножать многочисленное племя тех, на ком природа отдохнула. Позже он глубоко винил себя в этом, но вряд ли смерть Ольги связана с неудавшейся актерской карьерой…

Вот уже почти четверть века Валентин Иосифович счастлив со своей третьей супругой – актрисой Ольгой Остроумовой. Некоторые журналисты опрометчиво заявляют, что он влюбился в нее еще на съемках фильма «Гараж», но это не так. Ольга, хоть и сыграла к тому времени знаменитую Женьку Комелькову, была (и остается) очень скромной. Она ужасно стеснялась звездного «гаражного» окружения и в любую свободную минуту, вместе с таким же молодым Игорем Костолевским, пряталась среди огромных чучел, которыми была переполнена съемочная площадка.
Судьбоносная встреча Гафта и Остроумовой произошла в середине 90-х, на одном мероприятии. Причем Гафт пошел туда, узнав, что будет Ольга Остроумова: он был убежден, что такая актриса куда попало не пойдет. Точно такие же мотивы возникли у самой Ольги Михайловны, только при имени Гафта.
Оба к тому времени бы свободны, у Остроумовой был за плечами тяжелый развод с режиссером Михаилом Левитиным. Как это часто бывает, она последней узнала о его многочисленных романах, а ведь Ольга в буквальном смысле тащила на себе семью, часто и материально. Предательство мужа настолько отравило ей жизнь, что она ушла вместе с двумя детьми. И совершенно не думала, что в ее жизни появится новая любовь.
Гафт решился пригласить красавицу в кафе. Но, видимо, от жуткого смущения, не нашел ничего лучше, чем продемонстрировать Ольге свои великолепные бицепсы. Потом прошло еще четыре месяца, и наконец Гафт позвонил с самыми серьезными намерениями. Брак этих двух, на первый взгляд, очень разных людей, сложился абсолютно гармонично. Детей Ольги Остроумовой Гафт опекал как родных, а теперь уже их детей он считает собственными внуками.
Ольга Михайловна может бесконечно слушать, как Валентин Иосифович читает стихи, а он, в свою очередь, всегда следует ее замечаниям. И единственное, чего сегодня не хватает паре, – это здоровья Валентина Иосифовича, которого мы ему желаем от всей души.