
“То, что я и Гарибальди делаем в политике… то вы делаете в музыке. Мы все как умеем служим народу”
Джузеппе Мадзини, политик, писатель и философ — в письме к Джузеппе Верди.
Подписаться на нас в соцсетях
La traviata в переводе с итальянского означает “падшая”, “заблудшая”. И ничего удивительного, что в фильме “Красотка” миллиардер Эдвард Льюис повел свою возлюбленную, девушку легкого поведения, на всемирно известную оперу с таким названием. Авторы картины не слишком сосредоточились на музыке, зато показали слезы в прекрасных глазах Джулии Робертс — настолько восхитило ее услышанное. Ну, и конечно, все помнят неловкую реакцию Вивьен: “Это было так здорово, что я чуть не описалась”.

Интересно, какой конфуз произошел бы с героиней, узнай она, что премьера “Травиаты”, случившаяся 6 марта 1863 года в венецианском театре “Ла Фениче”, сопровождалась… несколькими хлопками. Изысканная публика намеренно стремилась унизить автора, Джузеппе Верди, и прежде всего — его любимую женщину. И это несмотря на предыдущие 17 опер композитора, 15 из которых были признаны шедеврами.

Однако Верди не смутил провал “Травиаты”. Как могло его задеть ханжество слушателей, если он к тому времени пережил самое страшное из того, что может обрушиться на человека. Другого такая трагедия отправила бы в петлю или вложила бы в руки бокал с ядом, но Джузеппе Верди не только устоял, но и стал одним из величайших композиторов в истории музыки.
Сила судьбы
Джузеппе родился 10 октября 1813 года. Его малая родина — деревня Ле Ронколе в Пармском герцогстве. До Ватерлоо Наполеона оставалось почти два года. Император уже был разбит в России, но не побежден окончательно. И формально герцогство находилось под диктатом Франции.
Это обстоятельство, а также то, что отец Джузеппе был трактирщиком, вскоре повлияет на судьбу будущего композитора. А пока он растет как все деревенские мальчишки. Спальня, где спят Джузеппе и его сестра, расположена над конюшней, благодаря этому там хотя бы тепло.
Представить Италию без музыки невозможно, и наверняка в раннем детстве Верди слушал бродячих исполнителей. Постепенно родители поняли, что их сын явно одарен свыше. Ребенку было шесть, когда Карло Верди и его жена, пряха Луиджа, поднатужились и купили сыну спинет, небольшой клавишный инструмент. Подарок был сильно потрепанным, и починить его взялся мастер Стефано Кавалетти. Он сам сохранил свое имя в истории, сделав на панели инструмента запись о подробностях ремонта. И добавил: “Я сделал это бесплатно, видя хорошие способности, которые проявляет молодой Джузеппе Верди. И этого с меня довольно. Год от Р.Х.1821”.
Потом Джузеппе стал ходить в местную церковь Сан Микеле и обучаться игре на органе. Иногда он даже заменял взрослого органиста.
…В 1862 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы Верди с говорящим названием “Сила судьбы”. Тема рока, проклятья, фатальной неизбежности присутствовала почти во всех его 26 операх. И, возможно, начало этому положил удивительный случай. Однажды маленький Джузеппе отвлекся на звуки органа и вовремя не помог священнику. Взрослый дядя не придумал ничего лучше, как сильно толкнуть ребенка. И Верди в сердцах сказал: “Чтоб тебя молнией убило!”. В те времена молния представляла собой серьезную опасность, и, действительно, через несколько лет она поразила того самого священника и, к сожалению, еще четверых прихожан.
На весьма необычного ребенка обращает внимание богатый торговец Антонио Барецци. Джузеппе отправили учиться в соседний город Буссето. В 14 лет он уже начинает сочинять, и Барецци пригласил юношу в свой дом — обучать игре на фортепиано дочь Маргариту. Конечно же, молодые люди полюбили друг друга, что совершенно не понравилось родителям девушки: они были состоятельными горожанами, а Верди — сыном деревенского трактирщика, хоть и очень одаренным. Антонио Барецци решил убить двух зайцев. Он схлопотал для Верди городскую стипендию и отправил его в 1831 году поступать в Миланскую консерваторию.
Сейчас это учебное заведение носит имя Джузеппе Верди, а тогда ему отказали в приеме. Причины называют разные. “Недостаточно одарен”, “неправильная постановка рук”, “чересчур великовозрастный”. Но скорее всего сыграло роль то, что, во-первых, Верди был простолюдином, а во-вторых, принадлежность Пармского герцогства Франции, в то время как Миланским управляли австрийцы. Относительно небольшая Италия была раздроблена на враждебные друг другу территории.
Несмотря на временное поражение, Джузеппе проводил много времени в Милане и, конечно же, ходил в “Ла Скала”. Он брал уроки у частных педагогов, при этом много читал. Не случайно позже Джузеппе Верди использовал в качестве либретто произведения своего любимого Шекспира, Виктора Гюго, Шиллера, Байрона.
…Тем временем Маргарита ждала и верила в лучшее. Наконец 4 мая 1836 года они женятся. Родители уже не противились: зять вырос в серьезного музыканта, ему покровительствовала дирекция “Ла Скала”. И молодой композитор получает заказ на оперу. В новой семье рождаются один за другим двое детей. Казалось бы, Верди достиг почти всего, о чем мог только мечтать.
Но вскоре после рождения сына умирает полуторагодовалая Вирджиния Мария Луиза. Примерно столько же прожил и Ицилио Романо. Супруги Верди потеряли сына 22 октября 1839 года, а меньше чем через месяц на сцене “Ла Скала” проходит премьера первой оперы композитора “Оберто, граф ди Сан-Бонифачо”. Оперу тепло принимают зрители — во многом потому, что главную женскую партию исполняет сопрано Джузеппина Стреппони.

Пышное имя Клелия Мария Жозефа итальянцы сократили до Джузеппины. На момент выступления в “Оберто…” женщина являлась любовницей антрепренера театра Бартоломео Мерелли. Она не была хороша собой и до встречи с Верди ни разу не была замужем, несмотря на рождение троих детей. Ее сопрано вызывало восхищение в операх Россини и Доницетти. Верди пока что далеко было до славы этих композиторов. Но Джузеппина тепло отнеслась к новичку.
Говорят, что чуть ли не она передала Верди либретто “Набукко”. Произошло это после того, как композитор вслед за двумя детьми похоронил молодую жену — ее унес энцефалит. От этой болезни умер и отец Джузеппины, но у нее оставались дети. А Верди был совсем один. Мерелли периодически встречал его на улицах Милана и не узнавал — настолько мужчина изменился после потери семьи.
Верди был связан с “Ла Скала” контрактом. Но вторая его опера провалилась — что не удивительно, учитывая трагические обстоятельства. И композитор упорно говорил антрепренеру, что не желает не то что сочинять, но и жить. Возможно, тогда он вспоминал проклятье, которое так опрометчиво сорвалось с его детских уст…

Джузеппе и Джузеппина
Наконец Мерелли удалось передать Верди либретто будущей оперы “Набукко”. Рассказывают, что, придя в опустевший дом, Верди швырнул листочки на стол. Они рассыпались в беспорядке, и на глаза ему попалась строчка “Лети, мысль, на золотых крыльях…”. Этот хор из третьего акта впоследствии станет неофициальным гимном новой, объединяющейся Италии. И во многих операх Верди будет звучать тема борьбы за свободу. Позже его назовут “Гарибальди в музыке”.

Имя Верди явится одним из символов национально-освободительного движения, получившего название Рисорджименто и завершившегося в 1871 году объединением Италии. Известно, что композитор помогал повстанцам, не только вдохновляя их музыкой. Став успешным и богатым, он создаст фонд для приобретения оружия.
Через какое-то время Джузеппе и Джузеппина стали парой — но не семейной. Верди казалось, что если он в глазах всего света официально назовет Джузеппину своей — судьба снова вмешается и лишит его любимой женщины. Джузеппина же ни на чем не настаивала, она наслаждалась поздней любовью. Ее даже не беспокоило то, что у нее постепенно пропадал голос. Главным было создать уют для любимого Джузеппе и помогать ему творить.
Но даже в почти родном для Верди Буссето, не говоря уже о других местах, люди не могли понять: как это — жить не венчанными? Стоило паре где-то поселиться — и в окна их домов начинали лететь камни. Доходило до того, что Джузеппина шла на рынок, а ей отказывались продавать товар.

Интересно, что Верди, писавший по этому поводу возмущенные письма своим друзьям и знакомым, все равно отказывался жениться официально. Зато, побывав в 1852 году на спектакле по роману Дюма-сына “Дама с камелиями”, композитор буквально загорелся идеей создать оперу, которую мы сегодня знаем как “Травиату”.
К тому моменту Верди давно отошел от “политических” либретто. Его занимали чувства и драмы обычных людей. История тяжело больной куртизанки, которая оказалась благороднее, чем окружавшее ее “приличное” общество, взволновала Верди. Конечно же, он думал и о своей Джузеппине.
По замыслу Верди, артисты должны были быть одеты в те же костюмы, что и публика, он хотел заставить всех поборников морали, сидящих в зале, смотреть на свое “отражение”. Но цензура несколько отдалила происходящее в опере от современности, а слушатели воспользовались моментом и выразили отношение к Верди и его союзу с бывшей примадонной. Однако кто помнит теперь их имена и кто не знает оперу “Травиата” и фамилию ее создателя?
Лети, мысль…


Верди таки женился на своей верной спутнице в 1859 году. Они уже 10 лет жили на вилле в Сант Агато, недалеко от Буссето. Верди перестал сочинять по опере в год и с удовольствием занимался сельским хозяйством на 900 гектарах земли.
Джузеппина умерла в 1897 году, через четыре года после того, как Верди создал свою заключительную оперу — “Фальстаф”. Много сил пожилой композитор отдавал еще одному своему детищу — Дому отдыха, или проще говоря, пансионату для пожилых одиноких музыкантов. Там, в Милане, до сих пор живут ветераны оперной сцены. Там бережно охраняют старенький спинет, с которого начался музыкант Джузеппе Верди. И там же располагается могила великого композитора.

21 января 1901 года, в роскошном номере миланского отеля, Верди упал без сознания. Врачи диагностировали инсульт. Шесть дней у постели композитора дежурили приемная дочь Мария и певица Тереза Штольц. Все миланские мостовые щедро засыпали соломой — чтобы стук колес не потревожил тяжелобольного гения. Но 27 января Верди скончался.
Через месяц траура прах Джузеппе и Джузеппины перевезли с городского кладбища в Дом музыкантов. Верди прожил очень долго и, конечно, тщательно расписал собственные похороны. Он хотел, чтобы церемония была скромной, а главное — чтобы никто не музицировал и не пел. Но 300-тысячная толпа, провожавшая композитора в его самый последний путь, запела:
Лети, мысль, на золотых крыльях;
лети, отдыхая на горах и холмах,
туда, где воздух напоен теплом и нежностью,
сладостным ароматом родной земли!