Сегодня мы “открываем” увлекательный роман, многие страницы которого российская императорская династия с удовольствием переписала бы, будь у них такая возможность.
Александр Николаевич Романов, он же Александр II Освободитель. Годы жизни 1818-1881. Годы правления 1855-1881. При нем в России было отменено крепостное право и осуществлены так называемые “Великие реформы”. Погиб в результате террористического акта 13 (по н.ст.) марта 1881 г.
Отец — император Николай Павлович, он же Николай I. Годы жизни 1796-1855. Годы правления 1825-1855.
Мать — Александра Федоровна. Годы жизни 1798-1860.
Дядя со стороны отца — император Александр I. Годы жизни 1777 — 1825. Годы правления 1801 — 1825.
Бабушка по отцу — императрица Мария Федоровна, вдова Павла I. Годы жизни 1759 — 1828.
Пасхальный подарок
Петр Соколов. Портрет Александра Николаевича в возрасте 10 лет.
Ева, по наущению змея, отведала плод с древа познания и добра, соблазнила Адама, а потом была изгнана из Рая. Немецкая принцесса обошлась вишневой косточкой. Выплюнув ее в присутствии русского Великого князя, она очаровала его и долгие годы чувствовала себя как в раю. Не зря ее все называли императрицей-Золушкой. Однако, как это часто бывает, реальность подмяла сказку под себя и навела свои порядки.
…Тот, кого мы знаем как Александра II, родился 29 апреля 1818 года в Москве, хотя к тому времени столицей страны и местом проживания императорской фамилии был Санкт-Петербург. Дело в том, что весной многочисленная венценосная семья во главе со вдовствующей императрицей, властной Марией Федоровной, отправилась в Белокаменную, ещё не оправившуюся после наполеоновских пожаров, встречать Пасху. То есть как бы поддержать город своим вниманием.
Молодая жена Великого князя Николая Павловича Александра Федоровна была на сносях, и Мария Федоровна не простила бы себе, если бы что-то случилось без её всё контролирующего глаза. Вдовствующая императрица понимала: жена ее третьего по счету сына Николая может родить престолонаследника. Ведь у царствующего тогда Александра детей, по крайней мере, законных, не наблюдалось. Официально бездетным считался и второй сын Марии Федоровны — Константин.
Конечно, в те времена не было никакого УЗИ, одни лишь “народные приметы”. Что уж там предсказывали Александре Федоровне по форме живота или еще по каким-то признакам, мы не знаем. Но разрешилась она здоровеньким мальчиком. Настоящий пасхальный подарок не только всей семье, но и всей стране.
Николай, тогда еще Великий князь, не имел никаких планов на престол. Разница в возрасте между ним и самым старшим братом, императором Александром, была более 18 лет. Николай практически не помнил отца, Павла Петровича, погибшего от рук убийц. Богом и примером для подражания для него был Александр. И первенца он назвал, конечно же, в честь брата.
Хит-парад благородных девиц
Но уже через семь лет обожаемый всеми родственниками император Александр I скончался. Константин задолго до этого отрёкся от престола. В самом начале царствования судьба подбросила молодому Николаю Павловичу суровое испытание в виде восстания декабристов. За считанные дни Великий князь, до этого интересовавшийся лишь военным и инженерным делом и нежно любивший жену, поменялся и характером, и лицом. А затем начала меняться и страна.
Но это не имеет прямого отношения к нашему рассказу. Нам важно, что с 1825 года маленького Сашу начинают воспитывать как прямого наследника престола. К нему приставляется полковник Карл Мердер, а также один из умнейших государственных деятелей Михаил Сперанский, министр финансов Егор Канкрин и другие. Но командовал “в детской” тот, кто в 1817 году взял под свою опеку прибывшую в Россию немецкую принцессу Шарлотту Прусскую, будущую Александру Федоровну. Юная невеста Николая в ту пору нуждалась в учителе русского языка. В этом качестве знаменитый поэт, основоположник русского романтизма Василий Жуковский не сильно преуспел. Но дружбу и уважение своей подопечной приобрел навсегда. И Александра Федоровна без колебаний назначила Жуковского руководителем всего воспитательного процесса своего первенца.
Франц Крюгер. Портрет 15-летнего Александра Николаевича, 1833 г.
То ли благодаря тесному общению с поэтом-романтиком, то ли потому, что мама его была женщиной доброй и улыбчивой, но Александр рос довольно сентиментальным, восторженным, обожал слушать пение птиц и вообще воспринимал мир поэтически. Не удивительно, что с ранних лет этот симпатичный паренек, обладавший хорошим ростом, спортивной фигурой и выразительными глазами, стал влюбляться. Первое серьезное чувство настигло его уже в 15 лет. Далеко ходить не нужно было — при дворе “работало” множество прекрасных фрейлин, которых часто выбирали из самых достойных воспитанниц Смольного института.
До поры до времени Николай и Александра Федоровна сквозь пальцы смотрели на бесконечные увлечения наследника. Тем более что все чувства моментально отражались на лице Александра и родители, будучи “в курсе”, ненавязчиво контролировали процесс. Как правило, все, отмеченные юным Александром, дамы по мере необходимости выдавались замуж. Но вдруг юноша не на шутку увлекся фрейлиной собственной сестры Марии Ольгой Калиновской. Вот что писала о ней другая сестра Александра, Ольга Николаевна:
“У нее были большие темные глаза, но без особого выражения; в ней была несомненная прелесть, но кошачьего характера, свойственная полькам, которая особенно действует на мужчин. В общем, она не была ни умна, ни сентиментальна, ни остроумна и не имела никаких интересов. Поведение ее было безукоризненно и ее отношения со всеми прекрасны, но дружна она не была ни с кем”.
Роман начался во время китайского маскарада и развивался буквально в восточном стиле — с многочисленными подводными течениями. Во всяком случае, мать и отец не имели представления, насколько все серьезно. Дошло до них лишь тогда, когда наследник объявил о своих брачных планах.
Перед глазами Александра был опасный пример собственного дяди: Великий князь Константин Павлович, объявленный Указом от 1799 года вторым по очереди наследником престола (тогда царствовал Павел Первый и прямым наследником был его старший сын Александр) всю сознательную жизнь отбивался от оказанной ему чести. Более того, он закрутил страстный роман с полькой Жанеттой Грудзинской, в конце концов добился развода с законной женой, немецкой принцессой, и женился на даме своего сердца. Понятно, что никаких политических выгод такой союз России не приносил. Царство Польское и так было частью империи.
Музыкой навеяло
Литография с изображением Великого князя Александра Николаевича от 1840 г.
Николай I и его супруга решили отправить сына подальше от Петербурга. Сначала он совершил большое путешествие по стране, кстати, Александр оказался первым русским самодержцем, побывавшим в Сибири. А затем по воле родителей цесаревич отправился в Европу: отточить дипломатические навыки и подыскать себе невесту.
Путешествие было весьма приятным, но вот потенциальные невесты… Список желательных кандидаток был у сопровождавшего цесаревича адъютанта Виельгорского. И все они Александру не нравились, он думал об Ольге, которая в это время оставалась при петербургском дворе. Но ничего не поделаешь, пришлось ехать в очередное место — Дармштадт, широко известный как поставщик невест для русского императорского семейства.
Герцог Людвиг Гессенский принял Александра на высочайшем уровне. В честь таких гостей давали оперу “Весталка”. Кстати, ее автор — тот самый композитор Спонтини, который сочинил музыку для представления по романтической поэме “Лалла-Рук”. В этом представлении в Берлине, в 1820 году, блистали молодые Николай Павлович и Александра Федоровна, так что все было очень даже символично.
Хау. Портрет Марии Александровны 1841 г.
Итак, тащится по улицам Дармштадта огромный кортеж с герцогским семейством и по этикету надо всех познакомить с высоким гостем. К тому же жена герцога — родственница Романовых, она родная сестра Елизаветы Алексеевны, жены покойного императора Александра I. Ничего удивительного, с таким активным брачным обменом пол-Пруссии приходилось родственниками нашим монархам и членам их семей. Но молодой Александр не намерен продолжать эту традицию. Он рассчитывает через пару часов, после окончания оперы, покинуть этот скучный Дармштадт и забыть его как страшный сон. Однако при знакомстве дело доходит до девушки, почти девочки, лицо которой обрамлено длинными локонами. В отличие от других, она не наклеила заранее подобострастную улыбку. Более того, она сидела и ела… вишни, нимало не заботясь о том, что сочными ягодами может измазать рот.
Видимо, девушка и не смотрела на русского “принца”, по воспоминаниям, отцу пришлось тронуть ее за руку. И она, смутившись, выплюнула в другую руку косточку. Этот жест поразил русского гостя в самое сердце.
Тайны принцессы Марии
Неизвестный художник. Портрет Вильгельмины Баденской, матери русской императрицы Марии Александровны.
Глезер. Портрет официального отца Марии Александровны, герцога Людвига II Гессенского.
Опять же, мы не знаем, как именно герцог представил Александру эту девушку-подростка. Возможно, торжественно произнес ее полное имя: Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария. Возможно, добавил: “моя дочь”. Но вот насчет этого у всей Европы были большие сомнения.
Неизвестный художник. Портрет предполагаемого отца Марии Александровны, барона фон Сенарклена де Гранси.
Дело в том, что герцог Людвиг Гессенский и его жена Вильгельмина Луиза Баденская после 15 лет брака стали жить отдельно. Любви там особой никогда не водилось: муж был намного старше жены, да еще приходился ей кузеном. В 1820 году Вильгельмина приобрела себе имение и зажила там с собственным камергером, бароном Аугустом фон Сенарклен де Гранси. И родилось у нее в этом отшельничестве четверо детей, выжили из которых только двое. Одна из них — та самая, которая ела вишни.
Она появилась на свет 8 августа 1824 года, то есть на момент знакомства с Александром Марии (так ее будут звать при русском дворе) всего 15 лет. Официально она — дочь герцога, но только благодаря тому, что в свое время многие высокопоставленные представители европейских дворов, и в том числе наша Елизавета Алексеевна, буквально заставили Людвига признать отцовство. Детство своё Мария провела с матерью, очень уединённо, и с малых лет она не испытывала никакого влечения к “придворной” жизни.
Обычно рассказывают о том, что Александр влюбился в нее с первого взгляда и начал атаковать родителей восторженными письмами. Сразу скажем, что родители в восторг не пришли, хотя, казалось бы, должны были радоваться: немецкая принцесса, а не какая-то польская фрейлина. Но сомнительная родословная Марии была, как мы сказали, хорошо известна.
“Милая Мама, что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю её, и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот моё решение!” — пылко пишет Александр.
Но ведь он и про Калиновскую говорил примерно то же самое. И Александра Федоровна, впервые в истории русского императорского двора, лично едет в Дармштадт, чтобы на месте разобраться в сути дела. В конце концов она сама немка, ее вокруг пальца не обведешь!
Но неожиданно юная Мари обворожила будущую свекровь. Видимо, Александра Федоровна, любившая поэзию Гете, Шиллера, Пушкина, а больше всего — Лермонтова, угадала в девушке качества, необходимые настоящей русской императрице: умение любить, терпеть и прощать. Ведь самой Александре Федоровне приходилось стоически переживать и мимолетные увлечения мужа, и как раз в то время зародившийся длительный роман Николая с фрейлиной Варварой Нелидовой. Но того, что доведется вынести Марии Александровне, не мог предвидеть никто…
Полюбить — так королеву
Хейтер. Виктория со своим спаниелем по кличке Дэш.
Однако нам далеко до мрачного будущего. Мы отправляемся вслед за еще молодым и беззаботным Александром в Лондон — надо навестить не кого-нибудь, а саму королеву Викторию. Мы ее в основном знаем по поздним изображениям. Эта женщина, которая дала свое имя целой эпохе, выглядит на них именно как эпоха: большая и суровая. Но в 1839 году Викки было 20 и она еще не была замужем. Хотя очень хотела. Мать свою она терпеть не могла — та обеспечила Виктории “тоскливое” детство и систему воспитания, основанную на сплошных запретах и условностях. И даже королевский статус не мог защитить девушку от деспотизма герцогини, немки по происхождению.
Известие о том, что в Великобританию прибывает русский наследник престола, оставило Викки равнодушной. Отношения России и Англии давно были запутанными, о чем говорить с Александром, как любезничать — девушка не понимала. Но перед ней предстал высокий, большеглазый, очень любезный молодой человек, который обратился к королеве на прекрасном французском языке. В дар царственной англичанке были преподнесены шкатулки, усыпанные драгоценными камнями, и перстни с бриллиантами. Ну, кому бы не понравилось?
Они провели вместе несколько дней. Королеву было не узнать: она танцевала с гостем на балах, чего раньше себе не позволяла. Молодые люди посетили театр и, как дети, держались в темноте за руки. В общем, Виктория сильно увлеклась русским принцем, а он… Утверждают, что одному из своих приближенных Александр поведал о своем желании жениться на Виктории. Это, конечно, удивительно, если принять во внимание незаконченный роман с Калиновской и вспыхнувшую симпатию к Марии Гессенской. Еще Александр самолично оставил письменную характеристику английской королевы такого содержания: “очень мала ростом, талия нехороша, лицом же дурна, но мило разговаривает”.
27 мая 1839 года Виктория и Александр виделись последний раз. Ласково простившись друг с другом, они выразили надежду, что теперь отношения между их странами будут намного лучше. Но этого — не случилось. Став взрослым и взойдя на престол, Александр не испытывал по отношению к своей политической сопернице никаких теплых чувств. Ну и, к слову, Николай Павлович никогда бы не согласился на брак своего сына с английской королевой. Александр стал бы при ней всего лишь принцем-консортом. Эта роль вскоре досталась кузену Виктории саксонскому принцу Альберту.
Поминальный хлеб
Неизвестный художник. Портрет Маргариты Михайловны Тучковой (до пострига).
Вернувшись в Петербург и увидя вновь Ольгу Калиновскую, ветреный наследник завел старую песню. В ситуацию пришлось решительно вмешаться самому Николаю I. В результате Калиновскую “попросили” из столицы. Известно, что она вышла замуж за сына композитора Огинского, написавшего знаменитый “Полонез”.
Не ведавшая ни о чем Мария Гессенская прибыла в Санкт-Петербург в сентябре 1840 года. Она старательно учила русский язык и постигала каноны Православия.
…За год до этих событий император Николай прибыл на торжественное открытие памятника близ села Бородино. Он увидел новый монастырь и познакомился с женщиной, благодаря которой монастырь появился. Это была Маргарита Михайловна Тучкова, урожденная Нарышкина. Маргарита Михайловна потеряла во время войны 1812 года своего мужа, генерала Александра Тучкова. Тело его так и не было найдено. В то время у Тучковой был грудной ребенок, который через 15 лет умер. Брат ее был обвинен по делу декабристов. Пережив столько страданий, Маргарита Михайловна решила удалиться от мира. В построенном ею близ села Бородино женском монастыре она приняла постриг в 1838 году.
Потрясенный ее судьбой Николай Первый не только немедленно даровал прощение ее брату, но и попросил Маргариту Михайловну, теперь уже инокиню Меланию, стать крестной матерью для супруги наследника, которая после крещения в Православие получила имя Марии Александровны.
Почти полувековая разница в возрасте не помешала двум женщинам стать родственными душами. До самой смерти Маргариты Михайловны Мария Александровна писала письма своей наставнице, а Тучкова ушла из жизни в 1852 году.
По одной из версий, именно в Спасо-Бородинском женском монастыре начали выпекать столь любимый в России хлеб, который считался поминальным. Семена кориандра сыпали в тесто, и хлеб был как бы “прострелен” картечью. Кто же знал, что такой же горькой и израненной окажется жизнь “самой православной из русских императриц” Марии Александровны…
Отличный контент! Редкий приятный бонус в нынешнем интернете
Представляю сколько усилий вы вложили в это, спасибо за замечательную статью