Проруха на Петруху. Поломанная жизнь актера Николая Годовикова

6 мая исполнителю одной из главных ролей в «Белом солнце пустыни» могло бы исполниться всего 70 лет

«Белое солнце пустыни» греет зрителей так же, как и 50 лет назад, в момент выхода на экраны. Его по-прежнему смотрят и без конца цитируют – «Таможня дает добро», «Восток – дело тонкое», «Махмуд, зажигай!» и т.д. Кажется, там нельзя изменить ни одного слова и ни одного лица. Между тем очень многие участники съемочной группы не были профессиональными актерами. Знаменитой «Катерине Матвеевне» подарила свою внешность редактор телевидения Галина Лучай, жен Абдуллы играли баскетболистка, работница завода, продавщица.

Галина Лучай в фильме «Белое солнце пустыни», 1969 г., режиссер Владимир Мотыль

Но у них были крошечные роли. Однако одну из центральных, роль красноармейца Петрухи, режиссер Владимир Мотыль доверил тоже непрофессионалу – слесарю Николаю Годовикову, обладателю шикарной «типажной» внешности. Это было не первое его попадание на экран, но впервые на такую выигрышную роль. Казалось, теперь ставшему знаменитым Годовикову уготована прямая дорога в кино и к дальнейшей славе…

Ваше благородие, госпожа Удача

Николай родился в ленинградской рабочей семье. Отец был электриком, мать – токарем. Сын рос в круглосуточном детском саду, где, видимо, были хорошие воспитатели, которые очень рано научили пацаненка читать и декламировать стихи. В школьном возрасте он занимался в Доме пионеров, посещая занятия в хоре и в студии художественного слова. Когда в 15 лет он узнал, что на «Ленфильме» идут пробы мальчишек на роли в фильме «Республика ШКИД», то подговорил приятеля пойти вдвоем и посмотреть, что там происходит.

Кадр из фильма «Республика ШКИД», 1966 г., режиссер Геннадий Полока. Николай Годовиков второй справа

Чуть ли не накануне проб Годовиков пытался в магазине стырить лотерейные билеты. Лотерея была тогда одной из немногих возможностей выиграть, например, ковер, холодильник или даже машину. Купить это в магазине просто так было практически невозможно. Колю «засекли», привели в милицию. Там его поставили на учет, но на пробы все-таки отпустили.

В принципе, в «Республике ШКИД» рассказывалось о бывших хулиганах-беспризорниках. Тем более что Годовиков, в отличие от своего приятеля, не испугался очереди из кандидатов, которая, по его воспоминаниям, насчитывала около 500 человек. Он получил в фильме несколько маленьких ролей, и там же его отметил режиссер Владимир Мотыль. Владимир Яковлевич пригласил парня в свой фильм «Женя, Женечка и «катюша», но роль Годовикова пришлось практически уничтожить при монтаже. Мотыль пообещал, что обязательно пригласит Николая в следующую картину.

Юрий Чернов в роли Сыромятникова в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», 1968 г.

Однако конкурентами Годовикова в «Белом солнце пустыни» оказались уже очень популярный Савелий Крамаров и только что сыгравший в фильме «Доживем до понедельника» Юрий Чернов. Попробовав и того, и другого, Мотыль решил, что идеально подходит именно Николай, с его абсолютно русским и каким-то солнечным лицом.

Жарко обнимала ты, да только не любила

Ближе к концу съемок у Годовикова случился конфликт с администраторами картины. Версии остались разные. Одни утверждают, что якобы по наводке молодого артиста пропало что-то ценное. Годовиков говорил, что администраторы бросили его в Кисловодске и ему пришлось самостоятельно добираться в Ленинград, чуть ли не без денег. И он устроил скандал. В итоге была ликвидирована бумажка, охранявшая Годовикова от призыва в армию. Фильм он увидел, когда картину привезли в их военную часть.

Кадр из фильма «В то далекое лето», 1974 г., режиссер Николай Лебедев

После «Белого солнца пустыни» за пять лет непрофессиональный актер снялся еще в пяти картинах, но роли были несопоставимы с ярким Петрухой, гибель которого оплакивали миллионы зрителей. Он был уже женат, росла дочь, но жизнь молодой семьи не сложилась. Николай вел холостую жизнь в коммуналке и устраивался то на одну, то на другую работу. Однажды он по пьянке подрался с соседом, и тот нанес Николаю ранение «розочкой» – разбитой бутылкой. Эта травма еще больше испортила жизнь Годовикова. Он не мог устроиться на хорошую работу. Соседи сообщили куда следует о том, что бывший «Петруха» тунеядствует, а за это в Советском Союзе давали срок.

Просидев год, Годовиков освободился, но был направлен на принудительные работы в Ленинградскую область в город Приозерск. На свободе он пробыл всего четыре месяца. На этот раз его посадили за кражи.

Через четыре года он вышел на свободу и снова женился. Теперь у Годовикова родился сын. Жизнь вроде стала налаживаться. Николай Львович даже решил поступить на режиссерский факультет Ленинградского культпросветучилища, его даже, спустя 13 лет, пригласили на две ролишки в кино. Но снова развалилась семья, а затем и биография. В 1991 году Годовиков снова сел за кражу, уже как вор-рецидивист.

Не везет мне в смерти — повезет в любви

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни». Николай Годовиков (Петруха) и Павел Луспекаев (Верещагин)

Во время этой отсидки случилось у Годовикова судьбоносное знакомство – с работницей ленинградского «Метростроя» Людмилой. Потом он назвал ее ангелом-хранителем. Видимо, Годовиков не отличался сильным характером. Не случайно во время съемок в «Белом солнце пустыни» он как к отцу тянулся к Павлу Луспекаеву, исполнителю роли таможенника Верещагина. Павел Борисович, бывший партизан, столько пережил на фронте, что хватило бы не на одну судьбу. Ему чудом не ампутировали руку, а однажды он, в ходе разведывательной операции, несколько часов пролежал в снегу, обморозил ноги. Ему не было сорока, когда ему ампутировали ступни.

В «Белом солнце пустыни» Луспекаев сумел сняться без костылей, шагал по раскаленному песку. Разве его жизнь была легче, чем у начинающего актера и шпаны Годовикова? Но Павел Борисович привязался к этому мальчишке, которого знал еще с «Республики ШКИД». Годовиков называл встречу с Луспекаевым лучшим, что случилось с ним. Возможно, проживи Павел Борисович дольше, судьба Годовикова тоже была бы иной, но Луспекаев умер практически во время премьеры картины, не дожив даже до 43.

Кадр из фильма «Шеф», 2011 г. Режиссеры Анатолий Артамонов, Олег Ларин. Это последняя картина Николая Годовикова

К счастью, третья жена, Людмила, сумела наставить Годовикова на путь истинный. Он тоже поступил на «Метрострой», при этом играл в театре и начал постепенно сниматься в сериалах. Даже в возрасте под 60 купил и научился водить машину.

Увы, Людмила страдала от сахарного диабета. Болезнь доконала женщину прямо в первый день 2015 года. Годовиков поддерживал отношения только с падчерицей и ее мужем. Он пережил третью жену менее чем на два года. Годовиков умер 23 ноября 2017-го от рака почек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *