
Несмотря на мудреное название, этим навыком могут овладеть даже дети, но только благодаря грамотным родителям.
Подписаться на нас в соцсетях
Грамотность — ключевое понятие, если мы говорим о чтении. Не зная букв и не умея складывать их в слоги и слова, невозможно ничего прочитать. Но если иметь в виду аналитическое чтение, то здесь требуется “грамотность” более высокого порядка, позволяющая не только читать тот или иной текст, но и видеть там главное и даже, по необходимости, спорить с автором.
Откуда взялся термин “аналитическое чтение”
Впервые о нем заговорил американский педагог и философ, профессор Чикагского университета Мортимер Адлер. До того как стать профессором, он написал книгу о восприятии музыки. Потом в его обязанности входило реформирование университетских учебных планов. Видимо, у Адлера накопилось много претензий к студентам, которые “от сессии до сессии” живут, как правило, очень весело, потом на пару недель вставляют спички в глаза и пытаются усвоить то, над чем авторы учебников работали десятилетиями. В общем, в 1940 году Адлер написал труд под названием “Как читать книги”. Несмотря на простоту названия, там, видимо, содержалось много мудрых мыслей и советов, и через 32 года, в соавторстве с редактором Чарльзом Ван Дореном, Адлер переработал свое сочинение, которое до сих пор пользуется большой популярностью.
Как мы умеем или не умеем читать
По мнению Адлера, невозможно правильно прочитать книгу, если читающий не стоит хотя бы на одном уровне понимания с автором. Причем получение даже самого “наивысшего” образования вовсе не гарантирует такого умения. И многократное перечитывание одного и того же текста тоже не выход.
Ученый выделил четыре способа чтения.
- Подавляющему большинству свойственно элементарное чтение, проще говоря, мы понимаем, о чем речь, но не особенно вдумываемся в содержание.
- Вторая ступень — инспекционное чтение. Возможно, именно так вы сейчас читаете данный материал: увидели заголовок, заинтересовались, но, чтобы не тратить лишнего времени, выделяете только ключевую информацию.
- Далее следует то самое аналитическое чтение. Мы подробнее остановимся на нем немного позже.
- Но есть и высшая форма чтения — исследовательская. Она предполагает серьезную работу сразу с несколькими источниками. Например, человек, в совершенстве владеющий английским и русским языками, сравнивает подлинный текст шекспировского “Гамлета” и переводы Лозинского и Пастернака. Или изучает несколько взглядов на проблему, которая интересует читающего. Такое чтение предполагает солидный запас знаний по изучаемому вопросу и сформировавшуюся точку зрения на него. Это, можно сказать, чтение для гурманов. На него уходит много времени, а информация, получаемая при этом, касается совершенно определенной темы.
Далеко не всякий может позволить себе такую “роскошь”, но овладеть навыками так называемого аналитического чтения и за счет этого глубже воспринимать книги, художественные или научно-популярные, под силу каждому.
Аналитическое чтение как процесс
Адлер выделяет три подхода в аналитическом чтении: структурный, интерпретационный и критический. В целом они сводятся к тому, что для начала нужно четко представлять, для чего вы читаете ту или иную книгу, какие знания хотите получить — теоретические или практические. Если это художественная литература, нужно осознавать, в каком жанре она написана. Лучше заранее что-то узнать об авторе, почитать отзывы, понять, с какой целью автор написал свой труд. Важно ознакомиться с предисловием к книге и с ее оглавлением. То есть подготовиться к чтению так, как вы бы подготовились к важной встрече.
В процессе чтения Адлер рекомендует отмечать характерные приемы и аргументы, которые использует автор, то есть понять стиль изложения. И наконец, читатель-аналитик не должен воспринимать автора как лектора, с которым нельзя поспорить. Адлер утверждает, что, поняв предложения и аргументы, изложенные в книге, читатель поднимается до уровня понимания автора и теперь имеет право судить о достоинствах и точности текста.

Несколько лайфхаков для аналитического чтения
- Выписывайте понравившиеся цитаты.
- Не пропускайте незнакомые слова, сразу выясняйте их значение.
- Работайте с энциклопедиями и словарями.
- Не бойтесь мысленно спорить с автором.
- Напишите свои впечатления о прочитанном.
Сейчас многие заводят так называемые «читательские дневники», где отмечают, какие книги были прочитаны, выписывают из них всякие умные мысли и новые слова. Такой дневник станет отличным подспорьем.
Полезно ли аналитическое чтение детям
На самом деле первые навыки аналитического чтения дети получают еще в тот момент, когда не умеют читать, но только если им читают взрослые и обсуждают прочитанное. Разумные родители, бабушки и дедушки, прочитав ребенку сказку, обязательно спросят: понравился ли тебе главный герой? кто в этой сказке хороший? кого тебе жалко? почему ты думаешь, что этот персонаж поступил плохо? это смешная книжка или грустная? По сути это и есть аналитический подход к тексту.
К сожалению, как только ребенок начинает самостоятельно и бегло читать, традиции “семейного” чтения уходят в небытие. Ну, а в школе, когда за один вечер надо одолеть параграфы по физике и химии, выучить доказательство теоремы и монолог Чацкого, совершенно точно не до навыков “аналитического чтения”.
На самом деле развивать это умение у ребенка просто необходимо, потому что аналитическое чтение имеет целый ряд плюсов:
Польза аналитического чтения

- Развивает критическое мышление. Поскольку мы оцениваем и анализируем информацию, изучаем различные труды, то со временем накапливаем знания и уже можем замечать логические ошибки (в том числе и у автора, которого сейчас читаем). Мы приучаемся правильно работать с информацией, в частности, с первоисточниками, в том же Интернете отличать “копирайт” от экспертной точки зрения, выделять ключевую информацию в научной литературе и оценивать мастерство авторов художественных текстов. Вышеперечисленное очень помогает нам в «быту». Наш мозг «тренируется», мы легче устанавливаем причинно-следственные связи, а значит, чаще принимаем более обдуманные и взвешенные решения.
- Развивает воображение. Когда мы читаем, то мысленно создаем самые разные образы — «рисуем» пейзаж, описанный текстом, внешность главного героя, приписываем ему какие-то интонации. Чего уж говорить о тех моментах, когда мы раздумываем над сложными метафорами автора…
- Улучшает умение концентрироваться. Вдумчивое чтение длинных текстов — это как марафон пробежать. Иногда приходится «поднажать», чтобы сосредоточиться, переосмыслить прочитанное, заставить себя не отвлекаться. Это непростой процесс для нас, все больше привыкающих к коротким форматам (в идеале, когда еще нарисовали или сняли на видео). Но аналитическое чтение помогает выдерживать все более долгие «дистанции». А это потом помогает нам во многих других сферах жизни.
- У того, кто владеет навыками аналитического чтения, богатый словарный запас, нет проблем с дискуссиями и презентациями, такой человек всегда интересен как собеседник.
- Развивает эмпатию, мы лучше понимаем себя. Книги (особенно художественные) показывают множество человеческих характеров, объясняют мотивацию тех или иных поступков. Мы рефлексируем над какими-то моральными дилеммами, описанными в книгах, от того лучше понимаем себя и других. Что уж говорить о тех моментах, когда мы начинаем искренне сопереживать героям.
Подписаться на нас в соцсетях
Источник фото: Шедеврум.