
И, кстати, взрослым тоже не помешает!
Подписаться на нас в соцсетях
Классика, в каком бы виде искусства она ни выступала, — по своей природе аристократка. Поэтому посторонним не навязывается и предпочитает изысканное общество. Но как дама исключительно благородная, не отказывает тем, кто к ней обращается. И если из вашего обихода по каким-либо причинам исчезла классическая музыка, никогда не поздно начать ее слушать. Хотя бы ради собственных детей. Если взрослому неискушенному человеку классическая музыка способна в основном создать определенное настроение, то для ребенка это и еще и бесценный источник развития и обучения.
К сожалению, огромное большинство родителей полагает, что классическая музыка утомительна и даже вредна для детских ушек. Поэтому сегодня мы развеиваем распространенные заблуждения с помощью нашего постоянного консультанта — психолога, учителя-дефектолога Екатерины Колисовой.
— Екатерина, с какого возраста ребенок начинает слышать звуки музыки?
— Давно доказано, что плод, находящийся в утробе матери, к 16-й неделе беременности различает внешние звуки, а во второй половине своего внутриутробного развития уже и реагирует на них. И это не только голоса близких родственников. Любая звучащая музыка через нейроэндокринную систему оказывает на еще не родившегося малыша такое воздействие, что у него, в зависимости от ритма и громкости, меняется частота дыхания, тонус мышц, а также моторика желудка и кишечника. Вот почему беременным все время советуют окружать себя “прекрасным” и очень рекомендуют слушать произведения, например, Вивальди или Моцарта.
Но сразу хочу заметить: ребенка — не обманешь. И если будущая мамочка насильно заставляет себя слушать ту или иную мелодию, с тоской думая — когда же это кончится, — ребенок автоматически испытывает неудовольствие.
— А почему важна именно классическая музыка, чем хуже, например, электронная?
— Воздействие музыки на наш слух, а в конечном итоге на мозг — предмет бесконечных исследований, они проводятся постоянно, что лишний раз доказывает важность темы. И раскрыть ее в коротком разговоре невозможно, здесь должны высказываться ученые, музыковеды, композиторы и исполнители. Мы сейчас говорим о том, как влияет музыка на маленького ребенка. Первым в нашей стране эту тему начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Он доказал, что классическая музыка, начиная с колыбельных, которые писали Брамс, Чайковский, Мусоргский и даже Стравинский, не только развивает детей, но и оздоравливает их.
В идеале, конечно, самое полное воздействие на взрослых и детей оказывает прослушивание “живого” исполнения. Недавно в Цюрихском университете проводились исследования под руководством профессора когнитивной и аффективной нейробиологии Фрюхольца. С помощью магнитно-резонансной томографии ученые сравнивали влияние живой фортепианной и записанной музыки на аудиторию. И пришли к выводу, что прослушивание “живого” пианиста вызывает более сильную и устойчивую активность в миндалевидном теле мозга, которое, если говорить просто, в том числе отвечает за формирование эмоций. Кстати, в биографиях очень многих выдающихся людей, совершенно не обязательно композиторов, можно прочитать о том, что в их детстве присутствовали домашние концерты. Сейчас, к сожалению, даже пианино в доме становится раритетом. Но все равно важно вместе с ребенком слушать музыку, даже в записи. А примерно в четыре года ребенка, если есть возможность, стоит отвести на настоящий балет, с увлекательным и понятным сюжетом, например, “Щелкунчик” или “Чиполлино”.
— А как же традиционные детские припевки, потешки?
— Это не менее важная часть “музыкального” воспитания. Как говорится, всему свое время. Припевки, потешки, с их простыми словами, повторяющимися звуками необходимы для формирования так называемой “лепетной” речи ребенка на первом году жизни. Классика, в которой присутствует богатая палитра настроений, ритмов, инструментов, отвечает за развитие ассоциативного мышления, эмоции, воображение. Совершенно точно, что ребенок, слушающий в детстве хорошую музыку, будет обладать лучшей памятью, более грамотной речью и ему будет намного легче справляться со школьными сочинениями. Даже если его увлечения будут находиться в области техники или естественных наук.

— Как правильно организовать домашние музыкальные занятия с ребенком? Может быть, лучше довериться профессионалам — музработникам детских садов?
— Честно говоря, мой личный опыт говорит о том, что сегодня музыкальные занятия в детских садах в основном сводятся к репетициям утренников. И даже если с детьми работает настоящий энтузиаст своего дела, ему все равно не под силу найти индивидуальный подход к каждому ребенку. А главная цель начального музыкального образования — это показать малышу, что мир вокруг нас постоянно “звучит”, и звучит по-разному: грустно, весело, тревожно, громко, тихо. И так же, как мы учим сыновей и дочерей есть ложкой, чистить зубки, мы, родители, должны научить их слушать и слышать. Ну, и я уже не говорю о том , как замечательно влияют разговоры о музыке на общий фон взаимоотношений родителей и детей.
Конечно, нельзя специально усаживать малыша и говорить: вот сейчас мы с тобой кое-что прослушаем, а потом будем гулять (обедать, смотреть мультики). Это сразу создаст у малыша соответствующее настроение, причем оно может колебаться от скуки до тревожности. “Музыкальные” навыки, как и многие другие, лучше преподносить в форме игры. Можно начать с простых инструментов, которые продаются в виде игрушек, — дудочка, барабан, колокольчик. Ребенка, который активно взаимодействует с предметом, можно попросить повторить те или иные звуки. Кстати, в этом плане настоящее богатство — советские мультики про животных. Например, курочка бежит под звук колокольчика, мишка топает под барабанную дробь.
С ребенком постарше можно слушать такие произведения, как, например, “Болезнь куклы” Чайковского, и задавать вопросы: какая музыка, веселая или нет, быстрая или медленная? Тебе понятно, почему музыка именно такая? А в старшем дошкольном возрасте, мне кажется, ребенку не составит труда поговорить о “Временах года” Чайковского или Вивальди и ответить на вопросы, как композитор передает особенности того или иного состояния природы.
— Может ли музыка оказывать лечебное, терапевтическое воздействие на ребенка?
— Мне как дефектологу приходится иметь дело с гипервозбудимыми детьми. Занятия с ними я часто начинаю с музыки Моцарта. Но все-таки хочу подчеркнуть: при том, что музыку дети слушают неосознанно, та или иная мелодия воздействует на каждого ребенка по-разному. Поэтому даже самую известную и красивую колыбельную нельзя считать гарантией того, что малыш немедленно успокоится и заснет. Тем более если мама включит музыку и уйдет заниматься своими делами. Если малыш будет чувствовать присутствие родного человека, “запах мамы”, тогда и звуки музыки будут ассоциироваться у него с самым прекрасным, что есть в мире. И, возможно, в будущем музыка действительно станет для него неотъемлемой частью этого мира.
Произведения, которые рекомендуется слушать вместе с детьми дошкольного возраста:

- С. С. Прокофьев сборник “Детская музыка”
- Р. Шуман “Детские сцены”
- А. Вивальди “Весна” (из цикла “Времена года”)
- В. А. Моцарт — “Турецкое рондо”
- В. А. Моцарт — “Марш жрецов” (из оперы “Волшебная флейта”)
- И. С. Бах “Шутка”
- И. С. Бах — Прелюдия и фуга №1 (сборник “Хорошо темперированный клавир”)
- Людвиг ван Бетховен — “К Элизе”
- Э. Григ — “Утреннее настроение”
- Н. А. Римский-Корсаков — “Полет шмеля” (“Сказка о царе Салтане”)