Классическая музыка для детей. Зачем и как детям слушать серьезную музыку

классическая музыка для детей. польза классической музыки для детей. какая музыка для детей. какую музыку послушать ребенку для развития мозга.

И, кстати, взрослым тоже не помешает!

Подписаться на нас в соцсетях

Классика, в каком бы виде искусства она ни выступала, — по своей природе аристократка. Поэтому посторонним не навязывается и предпочитает изысканное общество. Но как дама исключительно благородная, не отказывает тем, кто к ней обращается. И если из вашего обихода по каким-либо причинам исчезла классическая музыка, никогда не поздно начать ее слушать. Хотя бы ради собственных детей. Если взрослому неискушенному человеку классическая музыка способна в основном создать определенное настроение, то для ребенка это и еще и бесценный источник развития и обучения.

К сожалению, огромное большинство родителей полагает, что классическая музыка утомительна и даже вредна для детских ушек. Поэтому сегодня мы развеиваем распространенные заблуждения с помощью нашего постоянного консультанта — психолога, учителя-дефектолога Екатерины Колисовой.

— Екатерина, с какого возраста ребенок начинает слышать звуки музыки?

— Давно доказано, что плод, находящийся в утробе матери, к 16-й неделе беременности различает внешние звуки, а во второй половине своего внутриутробного развития уже и реагирует на них. И это не только голоса близких родственников. Любая звучащая музыка через нейроэндокринную систему оказывает на еще не родившегося малыша такое воздействие, что у него, в зависимости от ритма и громкости, меняется частота дыхания, тонус мышц, а также моторика желудка и кишечника. Вот почему беременным все время советуют окружать себя “прекрасным” и очень рекомендуют слушать произведения, например, Вивальди или Моцарта.

Но сразу хочу заметить: ребенка — не обманешь. И если будущая мамочка насильно заставляет себя слушать ту или иную мелодию, с тоской думая — когда же это кончится, — ребенок автоматически испытывает неудовольствие.

— А почему важна именно классическая музыка, чем хуже, например, электронная?

— Воздействие музыки на наш слух, а в конечном итоге на мозг — предмет бесконечных исследований, они проводятся постоянно, что лишний раз доказывает важность темы. И раскрыть ее в коротком разговоре невозможно, здесь должны высказываться ученые, музыковеды, композиторы и исполнители. Мы сейчас говорим о том, как влияет музыка на маленького ребенка. Первым в нашей стране эту тему начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Он доказал, что классическая музыка, начиная с колыбельных, которые писали Брамс, Чайковский, Мусоргский и даже Стравинский, не только развивает детей, но и оздоравливает их. 

В идеале, конечно, самое полное воздействие на взрослых и детей оказывает прослушивание “живого” исполнения. Недавно в Цюрихском университете проводились исследования под руководством профессора когнитивной и аффективной нейробиологии Фрюхольца. С помощью магнитно-резонансной томографии ученые сравнивали влияние живой фортепианной и записанной музыки на аудиторию. И пришли к выводу, что прослушивание “живого” пианиста вызывает более сильную и устойчивую активность в миндалевидном теле мозга, которое, если говорить просто, в том числе отвечает за формирование эмоций. Кстати, в биографиях очень многих выдающихся людей, совершенно не обязательно композиторов, можно прочитать о том, что в их детстве присутствовали домашние концерты. Сейчас, к сожалению, даже пианино в доме становится раритетом. Но все равно важно вместе с ребенком слушать музыку, даже в записи. А примерно в четыре года ребенка, если есть возможность, стоит отвести на настоящий балет, с увлекательным и понятным сюжетом, например, “Щелкунчик” или “Чиполлино”.

— А как же традиционные детские припевки, потешки?

— Это не менее важная часть “музыкального” воспитания. Как говорится, всему свое время. Припевки, потешки, с их простыми словами, повторяющимися звуками необходимы для формирования так называемой “лепетной” речи ребенка на первом году жизни. Классика, в которой присутствует богатая палитра настроений, ритмов, инструментов, отвечает за развитие ассоциативного мышления, эмоции, воображение. Совершенно точно, что ребенок, слушающий в детстве хорошую музыку, будет обладать лучшей памятью, более грамотной речью и ему будет намного легче справляться со школьными сочинениями. Даже если его увлечения будут находиться в области техники или естественных наук.

классическая музыка для детей. польза классической музыки для детей. какая музыка для детей. какую музыку послушать ребенку для развития мозга.
Классическая музыка, начиная с колыбельных, которые писали Брамс, Чайковский, Мусоргский и даже Стравинский, не только развивает детей, но и оздоравливает их. 

— Как правильно организовать домашние музыкальные занятия с ребенком? Может быть, лучше довериться профессионалам — музработникам детских садов?

— Честно говоря, мой личный опыт говорит о том, что сегодня музыкальные занятия в детских садах в основном сводятся к репетициям утренников. И даже если с детьми работает настоящий энтузиаст своего дела, ему все равно не под силу найти индивидуальный подход к каждому ребенку. А главная цель начального музыкального образования — это показать малышу, что мир вокруг нас постоянно “звучит”, и звучит по-разному: грустно, весело, тревожно, громко, тихо. И так же, как мы учим сыновей и дочерей есть ложкой, чистить зубки, мы, родители, должны научить их слушать и слышать. Ну, и я уже не говорю о том , как замечательно влияют разговоры о музыке на общий фон взаимоотношений родителей и детей.

Конечно, нельзя специально усаживать малыша и говорить: вот сейчас мы с тобой кое-что прослушаем, а потом будем гулять (обедать, смотреть мультики). Это сразу создаст у малыша соответствующее настроение, причем оно может колебаться от скуки до тревожности. “Музыкальные” навыки, как и многие другие, лучше преподносить в форме игры. Можно начать с простых инструментов, которые продаются в виде игрушек, — дудочка, барабан, колокольчик. Ребенка, который активно взаимодействует с предметом, можно попросить повторить те или иные звуки. Кстати, в этом плане настоящее богатство — советские мультики про животных. Например, курочка бежит под звук колокольчика, мишка топает под барабанную дробь. 

С ребенком постарше можно слушать такие произведения, как, например, “Болезнь куклы” Чайковского, и задавать вопросы: какая музыка, веселая или нет, быстрая или медленная? Тебе понятно, почему музыка именно такая? А в старшем дошкольном возрасте, мне кажется, ребенку не составит труда поговорить о “Временах года” Чайковского или Вивальди и ответить на вопросы, как композитор передает особенности того или иного состояния природы.

— Может ли музыка оказывать лечебное, терапевтическое воздействие на ребенка?

— Мне как дефектологу приходится иметь дело с гипервозбудимыми детьми. Занятия с ними я часто начинаю с музыки Моцарта. Но все-таки хочу подчеркнуть: при том, что музыку дети слушают неосознанно, та или иная мелодия воздействует на каждого ребенка по-разному. Поэтому даже самую известную и красивую колыбельную нельзя считать гарантией того, что малыш немедленно успокоится и заснет. Тем более если мама включит музыку и уйдет заниматься своими делами. Если малыш будет чувствовать присутствие родного человека, “запах мамы”, тогда и звуки музыки будут ассоциироваться у него с самым прекрасным, что есть в мире. И, возможно, в будущем музыка действительно станет для него неотъемлемой частью этого мира.

Произведения, которые рекомендуется слушать вместе с детьми дошкольного возраста:

классическая музыка для детей. польза классической музыки для детей. какая музыка для детей. какую музыку послушать ребенку для развития мозга.
  • С. С. Прокофьев сборник “Детская музыка”
  • Р. Шуман “Детские сцены”
  • А. Вивальди “Весна” (из цикла “Времена года”)
  • В. А. Моцарт — “Турецкое рондо”
  • В. А. Моцарт — “Марш жрецов” (из оперы “Волшебная флейта”)
  • И. С. Бах “Шутка”
  • И. С. Бах — Прелюдия и фуга №1 (сборник “Хорошо темперированный клавир”)
  • Людвиг ван Бетховен — “К Элизе”
  • Э. Григ — “Утреннее настроение”
  • Н. А. Римский-Корсаков — “Полет шмеля” (“Сказка о царе Салтане”)

Подписаться на нас в соцсетях

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *