
Перефразируя старинную пословицу, можно сказать: “Береги soft skills смолоду”.
Подписаться на нас в соцсетях
Эти два звонких иностранных словечка, означающие “гибкие навыки”, давно прописались в резюме и в приглашениях на работу. Наличие таких качеств ассоциируется с востребованностью и успешностью, получается, soft skills — это некие золотые ключики, с которыми легко и беспроблемно шагается не только по карьере, но и по жизни.
На первый взгляд, то, что скрывается за данным понятием, выглядит достаточно просто. Однако для многих приобретение гибких навыков оказывается крепким орешком, который все труднее разгрызть с годами. Всё потому, что на самом деле они закладываются еще с детства. Начиная с раннего возраста, их можно успешно развивать, а можно в ту же безоблачную пору утратить навсегда и потом пытаться восстановить с помощью различных методик. Но вот беда — не у всех получается.
Поэтому наш сегодняшний разговор, дополненный комментариями профессионального психолога, — с родителями маленьких детей и подростков.
Что такое “гибкие” навыки и чем они отличаются от “жестких”
С так называемыми жесткими навыками, или hard skills, все достаточно просто. Это те умения, которые приобретаются для овладения конкретной профессией. Сюда можно отнести, например, изучение тех или иных компьютерных программ, работу с графическими редакторами, владение столярными инструментами, умение играть на фортепиано, знание анатомии и множество других узкопрофессиональных навыков. Большинство из них поддаются жесткой оценке, измерению, к ним можно применять определенные критерии в условиях конкуренции и т.д.
Soft skills — это то, что нельзя измерить. На самом деле, согласно исследованиям ученых, 85 процентов успеха в карьере зависит от гибких навыков. Таких, как коммуникабельность, критическое мышление, эмпатия, умение работать в условиях стресса или многозадачности, лидерство, самоорганизация, постоянное личностное развитие и многое другое. Согласитесь, что без этих качеств даже самый выученный работник может превратиться в обузу для всего коллектива.
Какие гибкие навыки можно и нужно развивать у детей и подростков

Коммуникабельность
Это не просто умение болтать на разные темы. В понятие коммуникабельности входит способность четко доносить информацию, а для этого нужно иметь развитую речь, хорошую дикцию, умение выразить свое желание, задать вопрос и понять собеседника. Это один из основных soft skills, который требуется развивать у ребенка с того момента, когда он начинает говорить.
Работа в команде
Не стоит ждать, пока ваш ребенок пойдет в детский сад и тем более в школу, и там его “жизнь научит”. Навык работы в команде можно развивать с раннего возраста в условиях семьи, даже малочисленной. Обязательно нужно общаться с ребенком, объяснять ему свои желания и интересоваться его потребностями. Малыш должен понимать, что все люди разные, но при этом все хотят, чтобы им было хорошо, и надо постоянно искать компромисс. Например, взрослые устают и им нужно помогать, поэтому у ребенка должны быть посильные обязанности — убирать за собой посуду, складывать собственную одежду, игрушки. Даже на самой небольшой жилплощади ребенок должен иметь личное пространство и при этом уважать чужое.
Лидерство
Лидер не тот, кто постоянно “якает”, а тот, кто несет ответственность. Даже если ребенок воспитывается единственным взрослым, ему можно объяснить, кто отвечает за благополучие в этой маленькой семье, что для этого делается, какие шаги предпринимаются для выхода из сложных ситуаций. Рано или поздно возникнет момент, когда ребенок проявит желание “побыть взрослым”, и надо дать ему такую возможность, даже если он справится плохо. Если все время говорить ребенку “я сделаю быстрее”, “это опасно”, “у тебя вся жизнь впереди, еще наготовишься (наработаешься, наубираешься)” и т.д., к подростковому возрасту вы получите сами понимаете кого.
Самостоятельный поиск информации
Казалось бы, в эпоху Интернета такой проблемы не существует, на самом деле она не только не исчезла, но и обрела обратную и очень “толстую” сторону — получение массы ненужных и даже опасных для психики ребенка сведений. Пока ребенок не имеет безграничного доступа к гаджету, обязательно учите его пользоваться словарями и энциклопедиями, вырабатывайте уважение к экспертному, достоверному суждению. Подростку порекомендуйте сайты и приложения, которыми вы воспользовались и о которых можете аргументированно рассказать. Конечно, это не гарантия от обилия сетевой “шелухи”, но все же какие-то шаги в данном направлении можно и нужно предпринять.
Позитивное мышление
Гораздо проще написать, как его уничтожить. Это бесконечные одергивания, критика, негативные сравнения с другими детьми. В результате из ребенка вырастает абсолютно не уверенный в себе человек, к тому же весьма завистливый, недоброжелательный и следовательно неуспешный ни в чем. Старайтесь хвалить своего ребенка, отмечать его прогресс, пусть даже самый маленький — хорошо заправил постель, по сравнению со вчера проехал лишние полтора метра на роликах, выучил стишок и т.д.
Что по этому поводу думает психолог

Как мы уже убедились, все выглядит одновременно просто и сложно. Поэтому за некоторыми подсказками мы обратились к психологу, учителю-дефектологу Екатерине Колисовой.
— Да простят меня ученые мужи, но я все-таки начала бы с того, что лет эдак 20 назад слов soft skills никто не употреблял, а качества, которые они обозначают, были так же востребованы. Хочу подчеркнуть, что это именно личные качества, а не навыки. Навык — это усвоенная способность выполнять действие с определенными результатами. Качества — то, что заложено в человеке и может корректироваться в процессе работы над собой. Понятие soft skills гораздо больше подходит под второе определение. И надеяться здесь только на бизнес-тренинги не стоит. То есть вы можете усвоить ряд приемов, которые в тот или иной момент позволят вам более успешно совершить некое действие. Но как только у вас исчезнет мотивация, например, в виде получения зарплаты или премии, вы утратите этот скилл.
Поэтому действительно очень важно развивать soft skills с самого раннего возраста. Психика ребенка намного более гибкая, чем у взрослого, ребенок до определенного возраста легко позволяет себя воспитывать.
Какой-то определенной даты старта здесь не существует, потому что все начинается с общения с ребенком и личного примера. Если то и другое отсутствует или происходит эпизодически, процесс будет прерван, что называется, на эмбриональной стадии.
Прежде чем “прокачать скиллы”, нужно их определить. Но делать это можно, только предъявив ребенку как можно большее разнообразие мира. Для этого не обязательно ездить в кругосветное путешествие. Черты характера, способности можно разглядеть уже в первые месяцы жизни. Один ребенок засыпает под музыку, другой любит мягкие игрушки и теплое одеяло, третьему интересно все, что сверкает. Это еще только наметки, картина полнее раскроется в процессе совместного чтения и игр.
Очень часто родители спрашивают: а что предложить ребенку, чтобы у него развивались логика (творческие способности, эмпатия и все то, что мы перечислили в гибких навыках)? Вначале нужно попробовать самые разные игры, занятия и понять то, как ребенок в них себя проявляет. Например, многие родители выполняют с малышом упражнения для развития мелкой моторики. Один будет складывать фасолинку к фасолинке, другой попытается изобразить с их помощью кошку. Один строит из кубиков пирамиду, другой — поезд. И то, и другое прекрасно. Очень важно понять, что невозможно сделать “универсального солдата”, и всегда в отдельном человеке будет преобладать либо логическое, либо творческое мышление. Развить их в одинаковой мере невозможно. Но какие-то качества в ребенке можно развить до стадии хороших способностей или даже таланта, а другие — действительно “прокачивать”, постоянно тренировать, чтобы они были.
Очень важный момент — совместное чтение или просмотр мультфильмов, кино. Именно в такие моменты воспитывается такое важное качество, как эмпатия, — умение сопереживать, ставить себя на место другого. Постоянно обсуждайте сюжеты, спрашивайте, кто понравился, кто — нет и почему. Если ребенок плачет над каким-то героем, не бросайтесь его утешать, и уж тем более — стыдить. Расспросите, что именно вызвало такую реакцию, похвалите за умение сочувствовать. Но при этом обсудите, как можно было бы помочь, что предпринять.
Если говорить о навыке работы в команде, многие родители надеются на развивающие центры, детские сады, на крайний случай — на школу. Это неправильно. Дисциплина — только маленькая часть умения работать в команде, а от ребенка в детском учреждении дисциплина требуется больше всего. Воспитатель или педагог не имеет возможности осуществить индивидуальный подход к ребенку, это может сделать только тот, кто непосредственно воспитывает малыша дома.
Мы постоянно говорим о том, что ребенку надо обязательно создавать среду, в которой он мог бы быть успешен. Часто мамы и папы, особенно папы, предпочитают действовать другими методами. Например, малоподвижного ребенка отдать в спорт, необщительного — в театральный кружок. Как в загадке про мешок золота и мешок ума, каждый должен взять то, чего не хватает. Взрослым людям, действительно, очень часто стоит выйти из зоны комфорта и попробовать то, чем они никогда не занимались. А вот с ребенком нужно поступать очень осторожно. Например, если ребенок полный, возможно, лучше отдать его в секцию дартса, в борьбу, другие силовые виды, туда, где у него могут быть перспективы, несмотря на лишний вес, и при этом он будет физически активен и сможет испытывать азарт от соревнований. Или отвести ребенка не в театральную студию, а в кружок художественного слова, где более индивидуальный подход. К тому же в процессе таких занятий вырабатываются навыки хорошей памяти и четкой дикции.
В любом случае, если ребенок активно сопротивляется, плачет, постоянно “заболевает” перед тем, как отправиться заниматься выбранной родителями активностью, лучше сменить род деятельности, иначе можно искалечить психику собственного чада. Если же ребенок испытывает удовольствие от занятий, то от родителей требуется активная, искренняя поддержка, и не только на словах. Вывешивайте рисунки, выставляйте поделки, кубки или медали ребенка на видное место, хвалитесь перед знакомыми так, чтобы он слышал. Учтите, что ребенок быстро загорается, но так же быстро гаснет, и без вашей заинтересованности любое увлечение испарится.
Иллюстрации к материалу созданы с помощью Шедеврум.

Это было отлично. Спасибо за ваши размышления.