В жизни Юрия Мефодьевича было всего две любви — семья и Малый театр.
Как актер и режиссер Соломин всегда работал для публики, но никогда — на публику. Он был из тех, кто не желал угождать толпе, не считал нужным жить и творить в угоду моде и мейнстриму. Возможно, за это судьба даровала ему долгие годы в искусстве и жизнь в любви. Соломин ушел от нас 11 января 2024 года в возрасте “двух бесконечностей” — 88 лет.
Эти разные годы
Он до глубокой зрелости был красив и благороден. Все его интервью начинались с воспоминаний о родной Чите, и сразу закрадывалась мысль: там, в генетике, точно не обошлось без ссыльных декабристов. Но лучшие представители русского дворянства присутствовали в жизни Соломина опосредованно: в доме, где жила семья Соломиных, когда-то имел квартиру доктор, приехавший лечить «разбудивших Герцена».
Мать, Зинаида Ананьевна Рябцева, познакомилась со своим будущим мужем, Мефодием Викторовичем Соломиным, в Ленинградской консерватории. Любовь была такая, что, когда Зина из-за болезни потеряла голос и для нее жестко встал вопрос об отъезде в родную Читу, муж поехал за женой. Чем не декабрист?
Он стал работать хормейстером, а ей удалось превратиться в прекрасного аккомпаниатора. Основным местом работы четы Соломиных был Дом пионеров, где старший сын Юра, появившийся 18 июня 1935 года, облазил все уголки и прошел через все кружки. Но Зинаида Ананьевна считала, что Юрий должен стать врачом: уж больно ловко он вытаскивал занозы.
Однако занозой в его собственном сердце стал увиденный в детстве документальный фильм «Мастера Малого театра». Окончив школу, юноша вместе с отцом сели на поезд и добирались до столицы восемь суток. Цель была одна – Щепкинское училище при Малом театре.
После второго тура, допущенный к третьему, счастливый Юра бежал к отцу, но тот огорошил парня: на Ярославском вокзале, где ютились отец и сын, выкрали все документы, деньги и билеты на обратную дорогу.
И тут случилось “обыкновенное” чудо. Им встретились знакомые из Читы, взявшие несчастного земляка под руки и отволокшие его в Министерство путей сообщения. Сибиряки нигде не теряются. Билеты, по крайне мере, выхлопотали. Но на двоих и на ближайший день. Юрий набрался храбрости, пошел к знаменитой гранд-даме Малого театра, народной артистке СССР, по сути, хозяйке училища Вере Николаевне Пашенной, рассказал о том, что случилось, и спросил: ехать ли ему вместе с отцом? На что Пашенная ответила: «Оставайтесь».
На одном из первых занятий рядом с ним села опоздавшая – девушка Ольга с роскошной косой. Они соединились на 65 лет. Ольга Николаевна умерла в мае 2019 года.
Одна жена, одна дочь, пианистка, одна внучка и одно-единственное место работы: Малый театр. Да, сегодня об этой глыбе обожающие (и непременно фотографирующие) себя в театре отзываются с насмешкой. Но есть и те, кто приходит сюда «подышать» классикой. Этим театром Юрий Соломин руководил с 1988 года. И ни разу не нарушил его неписаные законы. Возможно, именно из-за принципиальности Соломина в 1990 году ему предложили стать министром культуры СССР. Никто еще не знал, что он окажется последним министром культуры разваливающейся страны. Он пытался сохранить “классику” в большом и лучшем смысле этого слова, даже добился того, что из разоренного бюджета на культуру выделили два процента. Но когда решили, что такой хороший министр может заодно еще и ведать туризмом, Юрий Мефодьевич отказался. С тех пор вся его профессиональная жизнь была посвящена Малому театру, Щепкинскому училищу, и иногда — кино.
Эти разные лица
Когда говорят о Соломине-киноактере, первым делом вспоминают «Адъютант его превосходительства», вопрос «Дядя Паша, вы шпион?» и ответ Соломина, ставший мемом: «Видишь ли, Юра…» Военных всех званий, чекистов, разведчиков, сомневающихся интеллигентов Юрий Мефодьевич играл в избытке, но есть несколько картин, где перед нами совершенно другой Соломин и где видно, как однобоко советский кинематограф использовал его талант.
В 1978 году вышел фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Казалось бы, зачем Марку Анатольевичу, в распоряжении которого была россыпь звезд из собственного театра, приглашать на небольшую комическую роль Трактирщика того, кто постоянно играет бравых вояк? Наконец, зачем соглашаться Соломину, который только что работал у самого Куросавы в фильме “Дерсу Узала”, получившем «Оскар»? Зачем ему петь про «цветочки я обидеть не могу»?
Один блогер в Интернете высказал гениальную мысль: Захарову нужен был актер, чей персонаж оказался бы выше и духовнее Волшебника в исполнении Олега Янковского. Волшебник увлекающийся, страстный, но не добрый человек. Он передвигает своих героев в придуманной им же истории и готовится к несчастливому финалу. А Трактирщик, который поначалу вроде бы и не живет, а доживает, а потом обретающий потерянную любовь, исполнен действительно волшебной, может быть, чеховской, веры. Он ненавязчиво возражает Волшебнику, постоянно предваряя это словами «Извини, я не хочу лезть в твои дела, но…». Где требовалось, Трактирщик был смешным и даже шаржированным, но финал всей этой истории остался во многом за ним и за его верой.
…Сейчас фильм в постановке самого Соломина «Скандальное происшествие в Брикмилле» проще найти в Сети, чем в телепрограмме. Найдите, не пожалеете, эта картина актуальна как никогда. Она о безупречном и пунктуальном банковском служащем, который в один прекрасный момент по дороге на работу решает жить так, как велит душа, а не счет в банке и мнение окружающих. Это смешной и очень мудрый фильм про жизнь и про любовь.
И, конечно, фееричная «Летучая мышь», где Юрий Соломин блестяще сыграл самовлюбленного дурачка Генриха Айзенштайна, которого обвела вокруг пальца собственная жена. Редкая возможность увидеть вместе на экране братьев Соломиных, Юрия и Виталия, веселых, танцующих, задирающих друг друга, бесконечно и разнообразно талантливых.
Эти разные Соломины
Тема «загадочных» отношений между братьями Соломиными поселилась в Интернете давно. Вероятно, подняли ее люди, которые сами-то дня не могут прожить без родных братьев и сестер, опекают племянников паче собственных детей и вообще являются примером поддержания родственных отношений в быту и на производстве. На наш скромный взгляд, они полезли не в свое дело.
Виталий Соломин был младше на шесть с половиной лет. В военном декабре 1941 года маленький Юра вместе с отцом вез на саночках из роддома появившегося братишку. В отличие от Юры, с “Виташей” было больше хлопот. Мать мечтала вырастить из младшего сына пианиста, Виталик же забросил музыкальную школу. Он был неплохим боксером и мог бы связать жизнь со спортом. Но пошел выступать перед выездной комиссией именно Малого театра, и, когда у него не всё получилось, позвонил в Москву Юре. Старший брат в это время жил с женой в коммуналке, но все равно вызвал брата к себе, не только дал приют, но и шлифовал ему вступительный репертуар. Напрасно, кстати, потому что на экзаменах все та же Пашенная, услышав про нового Соломина из Читы, волевым решением тут же приняла Виталия в Щепкинское училище. Что характерно, снова не ошиблась.
У кого повернется язык сказать, что Виталий Соломин прожил несчастливую жизнь в кино и в театре? Его слава позволяла ему работать где угодно. Вполне вероятно, что его актерский диапазон жаждал чего-то большего, чем каноны Малого. И он уходил в театр Моссовета на два года, но, как только в 1988 году Юрий Соломин был избран худруком, Виталий вернулся в Малый театр, проработал там 14 лет и умер буквально на его сцене. Именно художественному руководителю театра Юрию Соломину пришлось выйти к публике в антракте спектакля “Свадьба Кречинского” и объявить, что второе действие не состоится…
В чем-то он повторил судьбу младшего брата. Виталий Соломин, страдавший от тяжелой гипертонии, играл спектакли на уколах, за кулисами Малого часто дежурили врачи. Но он играл до последнего, и даже после того трагического спектакля еще месяц была надежда, что милый доктор Ватсон выкарабкается. Юрий Мефодьевич тоже держался до последнего. Он не позволял себе болеть, хотя возраст давал о себе знать, и видел он плохо.
6 ноября 2023 года Юрий Мефодьевич собирался ехать в театр, но прямо во дворе его настиг сердечный приступ. К приезду “скорой” он выглядел вполне бодро, но врачи настояли на госпитализации и лечении. Народному артисту даже пришлось отметить новогодние праздники на больничной койке. Однако он явно шел на поправку, контролировал все, что происходит в театре, и строил новые творческие планы. 10 января 2024 года Соломин, совершенно счастливый, вернулся домой и говорил, что в ближайшие дни поедет на работу. В ту же ночь Юрий Мефодьевич умер во сне. Потом его родные и друзья говорили, что он просто не мог умереть в каком-то чужом ему месте…
трогательная и эмоциональная история. Прочла с наслаждением
Спасибо большое за отзыв
Уважаемые Наталья и Ольга, спасибо прежде всего вам, за то, что читаетене по диагонали, за то, что делитесь впечатлениями, и за добрые слова, конечно.
Прочитала и сразу столько воспоминаний нахлынуло! Кадры из фильмов, музыка, даже голос Юрия Соломина звучит в голове, это наше детство, и юность и вся наша молодость! Спасибо огромное такую дивную статью!
Спасибо, за блестящий и очень мудрый текст! Получила большое удовольствие, как всегда!