Его превосходительство Юрий Соломин. Порода вне моды

18 июня свое 85-летие отмечает народный артист СССР, Герой Труда России, художественный руководитель Государственного Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин

Апгрейд и тюнинг во всех местах по всем направлениям – важная часть нашей жизни. Постоянно обновляться, выглядеть «супер», пусть с незажившими косметическими швами, неестественными зубами и губами. Лица, наряды, гаджеты, машины, театры, друзья – всё должно вписываться в тренд, бренд и мейнстрим. Но иногда забирает такая тоска по подлинному, пусть устаревшему, зато прочному, проверенному десятилетиями. Хочется побыть с людьми и явлениями, которые не держат нос по ветру и, может быть, поэтому не исчезают на этом самом ветру. Один из таких, безусловно, Юрий Соломин.

Эти разные годы

Кадр из культового фильма Евгения Ташкова «Адъютант его
превосходительства». В роли разведчика Павла Кольцова Юрий Соломин.
1969 г.

Он красив и благороден. В очень зрелом возрасте стал, может быть, даже красивее лощеного «адъютанта его превосходительства» Павла Кольцова. Когда Юрий Мефодьевич начинает интервью и вспоминает родную Читу, сразу закрадывается мысль о предках – ссыльных декабристах или «бывших». Декабристы действительно присутствуют, но очень косвенно: в доме, где жила семья Соломиных, когда-то имел квартиру доктор, приехавший лечить «разбудивших Герцена».

Зинаида Рябцева познакомилась со своим будущим мужем, Мефодием Соломиным, в Ленинградской консерватории. Любовь была такая, что, когда Зина из-за болезни потеряла голос и жестко стал вопрос об отъезде в родную Читу, муж поехал за женой.

Он стал работать хормейстером, а ей удалось превратиться в прекрасного аккомпаниатора. Основным местом работы четы Соломиных был Дом пионеров, где старший сын Юра, появившийся в 1935 году, облазил все уголки и прошел через все кружки. Но Зинаида Ананьевна считала, что Юрий должен стать врачом: уж больно ловко он вытаскивал занозы.

Однако занозой в его собственном сердце стал документальный фильм «Мастера Малого театра». Окончив школу, юноша вместе с отцом сели на поезд и добирались до столицы восемь суток. Цель была одна – Щепкинское училище при Малом театре.

Вера Пашенная в роли генеральши Епанчиной в фильме Ивана Пырьева
«Идиот», 1958 г.

После второго тура, допущенный к третьему, счастливый Юра бежал к отцу, но тот огорошил парня: на Ярославском вокзале, где ютились отец и сын, выкрали все документы, деньги и билеты на обратную дорогу. И тут случилось чудо. Им встретились знакомые из Читы, взявшие несчастного земляка под руки и отволокшие его в Министерство путей сообщения. Сибиряки нигде не теряются. Билеты, по крайне мере, выхлопотали. Но на двоих и на ближайший день. Юрий набрался храбрости, пошел к знаменитой гранд-даме Малого театра, народной артистке СССР, по сути, хозяйке училища Вере Николаевне Пашенной, рассказал о том, что случилось, и спросил: ехать ли ему вместе с отцом? На что Пашенная ответила: «Оставайтесь».

На одном из первых занятий рядом с ним села опоздавшая – девушка Ольга с роскошной косой. Они соединились на 65 лет. Ольга Николаевна умерла год назад, в мае.

Бывший Императорский, ныне Государственный Малый театр России,
расположенный в Театральном проезде, г. Москва. Источник: Wikipedia.
Автор: Ludvig 14

Одна жена, одна дочь, пианистка, одна внучка и одно-единственное место работы: Малый театр. Да, сегодня об этой глыбе обожающие (и непременно фотографирующие) себя в театре отзываются с насмешкой. Но есть и те, кто приходит сюда «подышать» классикой. С 1988 года Юрий Соломин руководит этим театром, огромной труппой, в которой, слава богу, не переводятся мастера. Соломину очень трудно, потому что Малый – это особые законы, это, наверное, последний из московских могикан, где традиции подминают под себя всё и всех. Но он взвалил и честно тащит на себе эту ношу. Не оставил ее даже тогда, когда в смутном 1990 году стал последним советским министром культуры. Сумел добиться того, что из разоренного бюджета страны на культуру выделили два процента. Но когда через год власти решили совместить культуру с туризмом, уволился. Совмещение не состоялось.

Юрий Соломин до сих пор преподает в Щепкинском училище и еще недавно ставил спектакли и выходил на сцену.

Эти разные лица

Когда говорят о Соломине-киноактере, первым делом вспоминают «Адъютант его превосходительства», вопрос «Дядя Паша, вы шпион?» и ответ Соломина, ставший мемом: «Видишь ли, Юра…» Военных всех званий, чекистов, разведчиков, сомневающихся интеллигентов Юрий Мефодьевич играл в избытке, но есть несколько картин, где перед нами совершенно другой Соломин и где видно, как однобоко советский кинематограф использовал его талант.

Юрий Соломин (Трактирщик Эмиль) и Екатерина Васильева (Эмилия) в
фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо», 1978 г.

В 1978 году вышел фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Казалось бы, зачем Марку Анатольевичу, в распоряжении которого была россыпь звезд, приглашать на небольшую комическую роль Трактирщика того, кто постоянно играет бравых вояк? Наконец, зачем соглашаться Соломину, который только что работал у самого Куросавы в фильме, получившем «Оскар»? Зачем ему петь про «цветочки я обидеть не могу»?

Олег Янковский и Юрий Соломин в фильме «Обыкновенное чудо»

Один блогер в Интернете высказал гениальную мысль: Захарову нужен был актер, чей персонаж оказался бы выше и духовнее Волшебника в исполнении Олега Янковского. Волшебник увлекающийся, страстный, но не добрый человек. Он передвигает своих героев в придуманной им же истории и готовится к несчастливому финалу. А Трактирщик, который поначалу вроде бы и не живет, а доживает, неожиданно обретший потерянную любовь, исполнен действительно волшебной, может быть, чеховской, веры. Он ненавязчиво возражает Волшебнику, постоянно предваряя это словами «Извини, я не хочу лезть в твои дела, но…». Где требовалось, Трактирщик был смешным и даже шаржированным, но финал этой истории остался во многом за ним и за его верой.

Кадр из фильма «Скандальное происшествие в Брикмилле», режиссер
Юрий Соломин, 1980 г.

…Сейчас фильм в постановке самого Соломина «Скандальное происшествие в Брикмилле» проще найти в Сети, чем в телепрограмме. Найдите, не пожалеете, эта картина актуальна как никогда. Она о безупречном и пунктуальном банковском служащем, который в один прекрасный момент по дороге на работу решает жить так, как велит душа, а не счет в банке и мнение окружающих. Это смешной и очень мудрый фильм про жизнь и про любовь.

Кадр из фильма «Летучая мышь», экранизации одноименной оперетты
Иоганна Штрауса. Юрий Соломин (Генрих Айзенштайн) и Виталий
Соломин (директор театра Фальк). Режиссер Ян Фрид, 1979 г
.

И, конечно, фееричная «Летучая мышь», где Юрий Соломин блестяще сыграл самовлюбленного дурачка Генриха Айзенштайна, которого обвела вокруг пальца собственная жена. Редкая возможность увидеть вместе на экране братьев Соломиных, Юрия и Виталия, веселых, танцующих, задирающих друг друга, бесконечно и разнообразно талантливых.

Эти разные Соломины

Виталий Соломин в сериале «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (начат в
1979 г.). Режиссер Игорь Масленников

Тема «загадочных» отношений между братьями Соломиными поселилась в Интернете давно. Вероятно, подняли ее люди, которые дня не могут прожить без родных братьев и сестер, опекают племянников паче собственных детей и вообще являются примером поддержания родственных отношений в быту и на производстве. На наш скромный взгляд, они лезут не в свое дело.

Виталий Соломин младше брата на шесть с половиной лет. Мать мечтала вырастить из него пианиста, Виталик же забросил музыкальную школу. Он был неплохим боксером и мог бы связать жизнь со спортом. Но пошел выступать перед выездной комиссией именно Малого театра, и, когда у него не всё получилось, позвонил в Москву Юре. Старший брат в это время жил с женой в коммуналке, но все равно вызвал брата к себе, не только дал приют, но и шлифовал ему вступительный репертуар. Напрасно, кстати, потому что на экзаменах все та же Пашенная, услышав про нового Соломина из Читы, волевым решением тут же приняла Виталия в Щепкинское училище. Что характерно, снова не ошиблась.

Виталий Соломин в роли Чацкого в телеверсии легендарного спектакля
Малого театра «Горе от ума». Режиссеры – Виталий Иванов, Михаил
Царев, 1977 г.

У кого повернется язык сказать, что Виталий Соломин прожил несчастливую жизнь в кино и в театре? Его слава позволяла ему работать где угодно. Вполне вероятно, что его актерский диапазон жаждал чего-то большего, чем каноны Малого. И он уходил в театр Моссовета на два года, но, как только в 1988 году Юрий Соломин был избран худруком, Виталий вернулся в Малый театр, проработал там 14 лет и умер буквально на его сцене.

Очень любят обсуждать, что якобы Соломин-младший с большим трудом поставил мюзикл «Свадьба Кречинского». Интересно, в каком театре легко ставят спектакли, которые идут вразрез с традициями именно этого учреждения культуры? И что бы сказали о Юрии Соломине, если бы он в одночасье поступил не как худрук и хранитель устоев государственного театра, а как брат своего брата? Но ведь поставили, и Виталий играл там блестяще главную роль, оказавшуюся роковой для его здоровья.

Говорят, что на отношения между братьями очень влияла и цементировала их Зинаида Ананьевна, которая всегда полагалась на Юру. А вот после ее смерти все пошло не так. Очень не хочется вторгаться в деликатные сферы, но вполне возможно, что у жен братьев было мало общего. А ведь во многих семьях за поддержание контактов с родней отвечают именно супруги очень занятых мужей.

Виталий Соломин и его супруга Мария в ролях Бони и Стасси в фильме
Яна Фрида «Сильва», экранизации одноименной оперетты Имре
Кальмана, 1981 г.

Юная актриса Маша Леонидова стала второй женой Виталия Соломина. Она была младше своего мужа более чем на семь лет, а разница в возрасте с Ольгой Соломиной составляла 18 лет. Ольга Николаевна, хоть и отказалась ради семьи от карьеры актрисы, всегда была соратником мужа по работе, преподавала вместе с ним и принимала деятельное участие в жизни Малого театра. Марии Антониновне Виталий Соломин запретил сниматься, дабы избежать соблазнов, и разрешил ей выйти на съемочную площадку считанные разы.

В их семьях всегда был разный уклад. Главное, что в обеих выросли хорошие талантливые девочки, сейчас жены и матери. И, вполне возможно, представители младшего поколения без вмешательства доброхотов как-нибудь разберутся в своих родственных связях.

3 thoughts on “Его превосходительство Юрий Соломин. Порода вне моды”

  1. Спасибо, за блестящий и очень мудрый текст! Получила большое удовольствие, как всегда!

  2. Прочитала и сразу столько воспоминаний нахлынуло! Кадры из фильмов, музыка, даже голос Юрия Соломина звучит в голове, это наше детство, и юность и вся наша молодость! Спасибо огромное такую дивную статью!

  3. Уважаемые Наталья и Ольга, спасибо прежде всего вам, за то, что читаетене по диагонали, за то, что делитесь впечатлениями, и за добрые слова, конечно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *