Мартынюк

Георгий Мартынюк. Следствие по делу Пал Палыча Знаменского

3 марта исполнилось бы 80 лет самому любимому из знаменитых «знатоков»

Мартынюк до старости обладал очень благородной внешностью. А в молодости был просто неотразим: простому уральскому парню достались высокий рост, густые волосы, выразительные глаза и голос.

Кадр из фильма «Метель», 1964 г., режиссер Владимир Басов

В 1964 году режиссер Владимир Басов снимал актера – уже во второй раз – в экранизации повести Пушкина «Метель». Мартынюк играл загадочного полковника Бурмина. Когда съемочная группа работала в Суздале, в местных женщинах, по-видимому, ожила генетическая память, и при виде Мартынюка в гусарском мундире они буквально кричали «ура» и в воздух чепчики бросали. Мог ли он знать, что совсем скоро еще один «киношный» мундир сядет на него настолько ловко, что подкинет и одновременно отнимет работу на целых 18 лет!

Как рождались «ЗнаТоКи»

Во времена Брежнева министром внутренних дел был Николай Анисимович Щелоков, которого сейчас замазали коричневой вонючей смесью. На самом деле это был незаурядный человек, фронтовик, но отнюдь не солдафон. Николай Анисимович знал волшебную силу культуры и искусства, с их помощью он задумал запечатлеть в умах советских людей образ идеальных работников милиции. Такова была предыстория появления сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи».

Предполагалось, что это будут четыре телеспектакля, объединенные общими героями – следователем, инспектором угрозыска и криминалистом прекрасного пола.

Актеры утверждают, что любовь сыграть много легче, чем дружбу, поэтому «троица» в реальной жизни должна была состоять из тех, кто давно между собой знаком и испытывает взаимную симпатию. Героев нашли в Московском театре на Малой Бронной: приятелей Георгия Мартынюка и Леонида Каневского и их коллегу Анну Антоненко. Однако Антоненко собралась рожать, и один из сценаристов порекомендовал на роль эксперта Зиночки Кибрит красавицу Эльзу Леждей, у которой в кино были в основном эпизоды.

Эльза Леждей в фильме «Павел Корчагин», 1956 г., режиссеры – Александр Алов, Владимир Наумов

Смешно, что роль внешне несерьезного, но очень цепкого инспектора Томина отвели Каневскому, которого все зрители СССР обожали за сыгранного контрабандиста в «Бриллиантовой руке».

Леонид Каневский в фильме «Бриллиантовая рука», режиссер Леонид Гайдай, 1967 г.

Главным в этой троице изначально должен был стать Пал Палыч Знаменский, следователь «особого типа» – проницательный, человечный, сомневающийся и при этом жутко принципиальный.

Четырьмя телеспектаклями дело не ограничилось, успех был настолько оглушительным, что решили отснять еще несколько. Ленты были черно-белыми, действие в основном разворачивалось в кабинетах и допросных.

Примерно к шестому выпуску Каневский взмолился «освободить» его от роли Томина, и весельчака инспектора было решено было убить в восьмой серии. Но после смертельного ранения Томина «Останкино» стали бомбить письмами, угрожая разбить телевизор, развестись и сделать еще что-нибудь жуткое, если очаровательный Шурик не оживет.

Авторы и артисты попали в очень затруднительную ситуацию. По идее, у непотопляемых «знатоков» должна была быть личная жизнь. Чтобы сценарии не разбухали от сюжетных линий, изначально у Зиночки с Пал Палычем намечался роман. Но в МВД объяснили, что муж и жена по закону не имеют права работать в одной следственной бригаде. Зиночка сходила замуж так, что ее супруга зрители за 18 лет ни разу не увидели. У Томина вообще была только мама. У Пал Палыча осталась очаровательная мама в исполнении Веры Васильевой, младший брат, а его служебный образ дополняли любовь к собаке, рыбалке и коллекционированию марок.

Вера Васильева и Георгий Мартынюк в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи»

Но, начиная с девятого дела, приватная жизнь главных героев практически ушла из виду, все краски драматургов доставались преступникам и потерпевшим. Не случайно в «Знатоках» с удовольствием играли звезды советского искусства: Георгий Менглет, Борис Тенин, Анатолий Ромашин, Людмила Чурсина, Наталья Тенякова, Наталья Гундарева, Марина Неелова, всех не перечислишь. Но они создавали яркий образ и уходили в другие роли, а Мартынюк, Каневский и Леждей оставались, как будто и впрямь чудесным образом навсегда переквалифицировались в милиционеров.

Дело № 14 «Подпасок с огурцом». В кадре слева направо: Никита Подгорный, Борис Тенин, Лилия Толмачева. Режиссер Вячеслав Бровкин, 1979 г.

Жена, вечно дежурившая в тюрьме

На экранах сериал стартовал в 1971 году. Это был не самый счастливый период в жизни Мартынюка, хотя поначалу всё складывалось очень неплохо. Он приехал поступать в ГИТИС из далекого Чкалова (сейчас Оренбург). Без всяких знакомств сразу стал студентом. В институте познакомился с очаровательной Валентиной Марковой. Молодые люди поженились, родилась дочь Лиза.

Георгий и Валентина верили в успех: он сыграл в трех фильмах самого Владимира Басова, в том числе в «Щите и мече», у нее был яркий эпизод в «Балладе о солдате», Валентина много играла в Театре им. Станиславского. Мартынюк работал на Малой Бронной.

Валентина Маркова в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате», 1959 г.

Но появление «Знатоков» всё изменило. Серии снимались одна за другой, кроме того, актеры выезжали, чтобы вжиться в роли, на места преступлений, присутствовали на допросах. Постепенно их популярность стала зашкаливать. Актеров перестали пускать на допросы, потому что реальные преступники, если им не нравился тон следователя, немедленно обращались к «Пал Палычу». Мартынюку могли выписать авиабилет на фамилию Знаменский. Позже, когда в 1977 году он получил в театре роль вора-рецидивиста, публика смеялась на протяжении спектакля. Он уже был сам не рад тому, что происходит в его творческой и личной жизни.

Валентину ведь никто не звал в кино. Благодаря мужу она получила «долгоиграющую» роль в сериале – дежурной в тюрьме. Маркова честно «отдежурила» пять серий, и брак распался. Близкие Мартынюку люди говорили, что изначально Валентина не любила своего мужа, а он был человеком очень нежным, ранимым и мечтал о доме, который стал бы для него настоящим тылом.

Невидимые миру слезы

Через какое-то время Мартынюк во время лечения познакомился с врачом по имени Ниеле. Существует легенда, что так звали ангела-хранителя, и эта женщина действительно стала таковой для Георгия Мартынюка.

У Ниеле была собственная дочка. Татьяна сразу признала отчима, дружила с ним. А вот родная дочь Лиза, несмотря на все попытки наладить отношения, вела себя очень резко. Постепенно Ниеле как медик догадалась об истинных причинах поведения девушки, но не сообщала мужу о страшных подозрениях. Многое окончательно прояснилось, когда Лиза в 20 лет ушла из жизни. Она приняла смесь сильнодействующих снотворных и наркотиков. По одной из версий, девушка страдала от несчастной любви.

Мартынюк постоянно корил себя за то, что недосмотрел, хотя никто не мог его упрекнуть в нежелании общаться с девушкой. После ее смерти он с трудом выдерживал, когда коллеги рассказывали о собственных детях.

Позже супруги чуть не потеряли Татьяну, которой диагностировали онкологическое заболевание. К счастью, ее удалось вылечить, у Татьяны есть сыновья, которых Мартынюк считал родными внуками.

Дело №22 «Мафия», режиссер Геннадий Павлов, 1989 г.

Но всё это время на экране перед нами был выдержанный, умный и благородный Пал Палыч. На другие роли Мартынюка практически не звали, разве что в театре удавалось отвести душу. Самое ужасное, что с годами роль лишилась каких бы то ни было красочек и оттенков. Томин хотя бы периодически внедрялся в преступную среду, в слова Кибрит вносились некие женские моменты, а Пал Палычу оставалось только задавать вопросы и слушать с неизменной сигаретой. Зрители даже не дали женить Знаменского, известив авторов, что его супругу они «возненавидят».

Чего не знали о знаменитом сыщике

Не все коллеги Мартынюка были в восторге, что рядом с ними – сам майор, а позже полковник Знаменский. Но в основном Георгия Яковлевича в театре любили. Он был на редкость порядочным человеком, терпеть не мог несправедливость. Когда на Малой Бронной началась травля великого режиссера Эфроса, Мартынюк, хоть и не ходил в его любимчиках, горячо вступился за Анатолия Васильевича.

В 1974 году Мартынюку удалось ненадолго «вырваться» из МУРа и сыграть роль метрдотеля в лирической комедии «Свадьба как свадьба», режиссер Юрий Сергеев

У Мартынюка были явные поэтические способности. Его эпиграммы не уступали по язвительности знаменитым эпиграммам Гафта, он писал тексты для театральных капустников. Однажды театр был на гастролях, и некоторых актеров поселили в номера без удобств. Администрация предложила компенсировать это материально. Мартынюк моментально отреагировал: «Мы получим кало-ссальные деньги!».

Возрождение и смерть

В 1989 году сценаристы сериала уже не могли угнаться за реальной действительностью. Постаревшие «знатоки» со своей интеллигентностью вряд ли подходили для борьбы с рэкетирами и киллерами. Сериал умер сам собой. Но в 2002 году его было решено реанимировать. К тому времени уже не было в живых Эльзы Леждей. Место Зинаиды Яновны Кибрит, якобы погибшей в автокатастрофе, заняла эксперт Китаева. Однако запала хватило только на два дела.

В начале 2000-х актер сыграл Феофана Прокоповича в сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов»

Одной из причин было то, что у Мартынюка прогрессировала болезнь легких, которая в конце концов переродилась в рак. Всенародный любимец Пал Палыч Знаменский скончался 13 февраля 2014 года. На его похоронах играла знаменитая музыка Георгия Свиридова, написанная к фильму «Метель».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *