Не уходи далеко

Михаил Боярский. Герой Советского Союза

Опубликовано От aut-aut
Михаил Боярский биография

26 декабря всенародный д’Артаньян отмечает свое 70-летие.

Кино постоянно дарило нам тех, в кого влюблялись всей страной. Безусловным феноменом был Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина. В 50-х девушки мечтали о муже работящем и обаятельном, как герои Николая Рыбникова. А потом вкусы как-то разделились. Одним нравились необычные персонажи из фильмов Тарковского, другим – тонкие и умные герои трех Олегов, Ефремова, Даля и Янковского, третьим – не безгрешные, но чертовски славные парни с лицом Леонида Куравлева или Александра Збруева. И вдруг появился ОН – одновременно красивый, отважный, хитрый, умеющий добыть славу и деньги из воздуха, обводящий вокруг пальца царственных особ и сражающий женщин наповал. Это был бедный французский дворянин, живший в XVII веке, по фамилии д’Артаньян с лицом и неподражаемым голосом Михаила Боярского. И страна пала, как крепость Ла Рошель.

Кто этот парень с гитарой?

Дедушкой Боярского был митрополит, а родителями – актеры. Церковь считала лицедеев прислужниками дьявола и хоронила их за оградой кладбища. При такой наследственности Миша Боярский был обречен вечно нарушать каноны. Он и не скрывает, что в детстве из него пытались сделать мальчика-паиньку, но не получилось. Миша учился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, исправно посещал спектакли родителей в Театре им. Комиссаржевской, тем не менее в подростковом возрасте предпочел музыку «Битлз» и нормальные дворовые радости. Ездил, как и все советские дети, к родным в деревню, и там полюбил лошадей.

Отец актера Сергей Боярский в фильме «Захудалое королевство», 1967 г.,
режиссер Глеб Селянин.

Не то чтобы Миша Боярский млел от актерской профессии, но, бывая в детстве за кулисами, убеждался: в театре – самая классная компания, самые красивые женщины. Окончив школу, подал документы в питерский ЛГИТМиК и в Школу-студию МХАТ. Его хотели видеть в Москве, но когда он явился в ленинградский вуз за аттестатом, то услышал горький упрек. Дескать, как же, и отец, и тетя с дядей, и брат (Александр Боярский, старший брат Михаила по отцу, трагически погиб в возрасте 42 лет – прим. ред.) учились в родном городе. И Михаил остался.

Мать актера Екатерина Мелентьева (Боярская) в фильме «Блокада», 1974-1977 гг., режиссер Михаил Ершов.

Ах, Алиса

Студентом он снялся в массовке в фильме «Держись за облака», рядом с Андреем Мироновым. Тогда Михаил не догадывался, какое место Андрей Александрович займет в его творческой и обычной жизни. Боярский вообще долго считал, что кино пройдет мимо него. Дело в том, что после распределения он, с подачи отца, пошел прослушиваться в Театр им. Ленсовета. В то время «Ленсовет» успешно конкурировал со знаменитым БДТ. Тандем главного режиссера Игоря Владимирова и ведущей актрисы Алисы Фрейндлих творил чудеса. Боярского Владимиров принял, но без энтузиазма, решив, что фактурный поющий парень пригодится репертуару, где очень часто шли спектакли с живыми песнями.

Михаил Боярский в телеверсии спектакля «Люди и страсти», 1978 г.,
режиссеры Игорь Владимиров, Нора Райхштейн.

Своих артистов Владимиров неохотно отпускал на съемки, в том числе собственную супругу Фрейндлих. Поэтому фамилии замечательных актеров этого театра в основном не на слуху. Больше всех повезло Алисе и, наверное, Анатолию Равиковичу, который уже в зрелом возрасте сыграл Хоботова в «Покровских воротах».

Анатолий Равикович в фильме «Покровские ворота», 1982 г.,
режиссер Михаил Козаков.

Именно с Анатолием Юльевичем у молодого Боярского возникла творческая дружба. Старший товарищ ценил младшего за то, что Михаил не халтурил даже в крошечных ролях и никогда не позволял себе появиться на сцене под хмельком (видимо, другие позволяли). Они вместе сочиняли театральные капустники и вместе в них играли. В один из таких праздничных вечеров Владимиров наконец разглядел, что Боярский не только красив, но и талантлив. Михаил начал получать роли, в том числе в знаменитом спектакле «Люди и страсти», где он выходил на сцену и пел с Алисой Фрейндлих.

Сейчас периодически раздаются намеки на то, что между Боярским и Фрейндлих был роман. Алиса Бруновна ничего не отрицает: да как же можно в Мишу не влюбиться, мол. Говорили, что именно она чуть ли не распорядилась назначить его на роль д’Артаньяна, на которую претендовали и Высоцкий, и Абдулов. Если так – спасибо Алисе Бруновне за снайперский глаз.

Но вот на роль в «Соломенной шляпке», где Боярский предстает в эпизодической роли итальянского певца, Фрейндлих действительно его рекомендовала: фактурный, похожий на итальянца и поет. В этом фильме Боярский снова играл рядом с Мироновым.

Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский в фильме «Соломенная шляпка», 1974 г., режиссер Леонид Квинихидзе.

Потом они вместе озвучивали мультики, работали в концертах и стали добрыми товарищами. В 1986 году они совершили незабываемую поездку на чемпионат мира по футболу в Мексику, где творчески поддерживали нашу сборную. Из этой поездки Михаил Сергеевич вынес столько историй о Миронове, что вот он бы и мог написать книгу о том, каким этот великий актер был щедрым, трогательным и стеснительным.

Внутренняя эмиграция

Постоянно пересекались пути Михаила Боярского и Николая Караченцова. Началось это с первой заметной роли Михаила в фильме «Старший сын». На роль приблатненного Сильвы актер попал чудом: ассистентка режиссера Виталия Мельникова шла по коридору студии и увидела Боярского, который в джинсовом прикиде пришел навестить приятелей и курил с ними. С криком «Я нашла идеального Сильву!!!» женщина побежала к Мельникову.

Николай Караченцов и Михаил Боярский в фильме «Старший сын», 1975 г.,
режиссер Виталий Мельников.

В «Собаку на сене» Боярского пригласили играть маркиза Рикардо, а страстного Теодоро предлагали сначала Далю и Янковскому. Неизвестно, почему не снялся Даль, но Янковский провалил пробу: он выглядел мешковато в историческом костюме, а своеобразный текст Лопе де Вега в его устах лишился страстности. В общем, Боярский «перешел» в секретари графини, а роль незадачливого маркиза сыграл Николай Караченцов, который тогда впервые запел в кино.

Михаил Боярский и Маргарита Терехова в фильме «Собака на сене», 1977 г.,
режиссер Ян Фрид.

Именно по роли Теодоро Боярского приметил Георгий Юнгвальд-Хилькевич, собиравшийся экранизировать «Мушкетеров». В глазах Боярского плескались страсть, ум и хитрость, а весь его облик был каким-то абсолютно не советским.

Любопытно, что экранизацию комедии Лопе де Вега историк моды Александр Васильев назвал «внутренней эмиграцией». То есть в воздухе тогда витала потребность куда-то, хотя бы мысленно, смотаться от пресных героев, которые посвящали любимым выполненные досрочно пятилетние планы, от блеклой одежды, заполонившей прилавки, от сценариев, где положительный персонаж не пил, не курил, не изменял. Теодоро легко бросает служанку ради графини, но назвать его неблагородным кабальеро язык не поворачивается.

В «Мушкетеры» Михаил тоже сначала попал на роль второго плана – графа Рошфора. Потом все сто раз поменялось, и мы увидели то, что смотрим и поём уже 40 лет.

И ветер холодит былую рану

Съемки в кино по Дюма чуть не разрушили брак Михаила Боярского с актрисой Ларисой Луппиан. О похождениях бравой четверки, а вернее – пятерки, потому что обучавший актеров правильному фехтованию и исполнивший роль де Жюссака Владимир Балон был неизменным участником этой «банды» – теперь хорошо известно. Лариса перенесла и многочисленные измены, и бесконечное пьянство супруга. Возможно, в этом ей помогла немецкая кровь.

Д’Артаньян, если судить по Дюма, погиб маршалом Франции, не имея семьи и законных детей. У Михаила Сергеевича жизнь сложилась по-иному. Однажды он пережил страшный приступ панкреатита, его еле спасли. Врачи категорически запретили алкоголь. Актер не сразу внял этим предостережениям, у него развился сахарный диабет, и теперь Боярский живет на ежедневных уколах инсулина. Но он не трубит о своих болячках и по-прежнему держит форму.

Маршалом он не стал, но его сын Сергей – депутат Госдумы, а супруга недавно возглавила в качестве худрука Театр им. Ленсовета. Актриса Елизавета Боярская – одна из самых востребованных в своем поколении. У Михаила Сергеевича и Ларисы Регинальдовны два внука и две внучки.

Боярский давно ушел из репертуарного театра. Он записал множество прекрасных песен, которые любят и сейчас. Редко снимается в кино, но постоянно появляется на телевидении. Михаил Сергеевич Боярский – народный артист России, он обеспеченный человек и достаточно обласкан властью. Ему дал автограф сэр Пол Маккартни, о чем юный Миша Боярский не мог даже мечтать. Боярский – самый известный в стране болельщик питерского «Зенита» и, несмотря на возраст, азартно пикируется с московскими «спартачами», подчас не выбирая выражений.

Владимир Балон и Михаил Боярский в фильме «Виват, гардемариы!», 1991 г.,
режиссер Светлана Дружинина.

Мушкетерская дружба длилась десятилетиями, но ушли из жизни Владимир Балон и Игорь Старыгин – Арамис, и это очень большая душевная боль для Боярского.

В 1987 году вместе с Андреем Мироновым и Николаем Караченцовым он снялся в «Человеке с бульвара Капуцинов». Этот фильм любят называть советским вестерном, но есть в нем и некий философский подтекст. Один из пионеров синематографа, мистер Фест (Андрей Миронов) своим благородством и подвижничеством вербует в союзники отпетого рейнджера Черного Джека (Михаил Боярский) и туповатого ковбоя Билли (Николай Караченцов). В конце Фест и перевоспитавшийся Джек скачут в неизвестные дали, чтобы нести другим людям искусство кино.

После премьеры прошло несколько лет. За это время умер Андрей Миронов и очень быстро умер великолепный кинематограф, даривший нам таких разных и таких прекрасных героев, в которых влюблялись девушки и которым подражали мужчины.

На излете СССР Михаил Боярский очень интересно сыграл заглавную роль в экранизации пьесы Мольера «Тартюф». 1992 г., режиссер Ян Фрид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *