Микаэл Таривердиев. Жизнь его – кинематограф, черно-белое кино

Микаэл Таривердиев: жизнь и творчество знаменитого композитора

15 августа исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого композитора.

Слегка перефразированная строчка Юрия Левитанского, которую мы вынесли в заголовок, прямо про Таривердиева. Во-первых, он написал музыку к 132 картинам, во-вторых, многие из них были черно-белыми. Например, «Мой младший брат», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и, конечно же, «Семнадцать мгновений весны». А в биографии Микаэла Леоновича, как на клавиатуре, постоянно чередовались темные и светлые полосы. Он прожил неполных 65 лет, и эти годы вместили в себя войну, арест отца, небывалую популярность и обвинение в плагиате. А один самых трагических эпизодов в жизни Таривердиева даже лег в основу фильма.

Последний рассвет

В этом году юбилей не только рождения, но и смерти Таривердиева. 25 июля исполнилось 25 лет с того момента, как композитор встретил свой последний рассвет. Это не метафора. Микаэл Леонович вместе с женой Верой находились в сочинском санатории «Актер», своем излюбленном месте отдыха. На этот день у супругов были обратные билеты в Москву, поэтому встали они рано. Микаэл Леонович успел полюбоваться видом, открывающимся с балкона, а потом ему стало плохо…

И так получилось, что не сняли о Таривердиеве громких юбилейных фильмов, которые показывают по главным каналам. Свои круглые даты Микаэл Леонович отпраздновал в советское время, но он же не был «придворным» композитором. Осталась только книга «Я просто живу», которую подготовила к печати его жена Вера.

Мика, он же Балик, он же Гарик, он же Бутылка

Елена Камбурова исполняет песню «Маленький принц», музыка М. Таривердиева, слова Н. Добронравова. Источник: You Tube

Вот, например, непонятно, почему мальчика назвали пышным именем Микаэл, а потом звали то Баликом, то Гариком. Правда, в Тбилиси, где он родился, детям любили давать звучные имена, например, двух маленьких его подружек звали Джемма и Джесси, и это в 30-х годах.

Мать Таривердиева Сатеник, самый дорогой для него человек, была армянкой, воспитывалась с боннами и гувернантками, а потом, как многие молодые люди из состоятельных семей начала XX века, увлеклась революционными идеями. Отец Левон Навасардович происходил из Карабаха. Он занимал высокую должность директора Госбанка Грузии, за что потом и поплатился лагерным сроком.

Но детство у Балика, как звала Микаэла мама, было замечательное. Он рано полюбил серьезную музыку, потому что его тетка училась в Консерватории. Мальчик часто ходил к соседям, у которых стоял рояль, и что-то наигрывал. Наконец сосед вышел из себя посоветовал родителям Микаэла купить пианино.

В школе его считали, как сейчас бы сказали, «ботаником». За длинную шею и узкие плечи одноклассники дали ему обидное прозвище Бутылка. Когда мальчишки после уроков собирались по своим серьезным мальчишеским делам, Мика хватал папку с нотами и шел в музыкальную школу, поэтому с ним почти никто не дружил. Хотя парень на самом деле увлекался и фехтованием, и боксом, и конным спортом, и плаванием, и даже однажды прыгнул с парашютной вышки. Но из-за маленького веса не смог приземлиться и повис в воздухе.

А увлечение плаванием впоследствии сделало Таривердиева виртуозом водных лыж. Этим же видом спорта прекрасно владел друг Микаэла Леоновича композитор Родион Щедрин. К разговору о юбилеях: когда Таривердиеву исполнилось 50 лет, они со Щедриным уехали в море на водных лыжах, захватив с собой шкалики с коньяком. И посреди безбрежного пространства отметили.

А еще Щедрин и Таривердиев были среди советских пионеров виндсерфинга. Однажды Родион Константинович подарил другу костюм для виндсерфинга, тогда страшнейший дефицит. И прямо в этот вечер Таривердиев залез в новом одеянии в собственную ванну, так ему хотелось попробовать.

Ереван не принял его

…Война впрямую не затронула Тбилиси, но во многих домах получали похоронки, везде было горе. А еще голод. В то время 14-летний Микаэл написал свои первые два балета, их даже поставили в театре и заплатили мальчику гонорар. На него он купил себе шляпу, для солидности. Позже Микаэл Таривердиев всегда славился элегантной одеждой.

В 1949 году отца арестовали, но не расстреляли и даже не сослали в Сибирь. Первые месяцы после ареста Сатеник Григорьевна вместе с сыном скитались по разным квартирам, чтобы их не забрали. Она потеряла должность в Главном статистическом управлении, но Таривердиев зарабатывал частными уроками.

Когда встал вопрос о продолжении образования – а оно могло быть связано только с музыкой, – мать мудро рассудила: не нужно парню, у которого отец находится в лагерях, соваться в Москву. Микаэл поступил в Ереванскую консерваторию, но, как он потом признавался, Ереван «не принял» его. Несмотря на национальность, Таривердиев на момент поступления даже не знал армянского языка, хотя потом выучил. В 1953 году, уже после смерти Сталина и освобождения отца, Таривердиев перешел в Московскую консерваторию, где выдержал солидный конкурс. Его педагогом стал Арам Хачатурян.

Человек идет за солнцем

Микаэл Таривердиев: жизнь и творчество знаменитого композитора
Кадр из фильма Михаила Калика «До свидания, мальчики». В ролях: Николай Досталь, Михаил Кононов и Евгений Стеблов, 1964 г.

Жили студенты голодно, и однажды Микаэлу предложили шикарный заработок: играть в ресторане. Официальный оклад, чаевые и дармовая еда. Но молодой человек сообразил: стоит согласиться – и втянешься на всю жизнь. Поэтому предпочел разгружать вагоны.

Так же подрабатывали тогдашние студенты ВГИКа. И вскоре к Микаэлу обратились будущие режиссеры, среди которых был Михаил Калик, успевший отсидеть несколько лет в лагерях за «национализм» и «терроризм». Вместе с Эльдаром Шенгелая и Эдуардом Абаловым Калик снимал учебный фильм о спасении утопающих, кстати, главную роль там исполнила молоденькая Люся Гурченко. А Таривердиев тогда написал свою первую киномузыку. Позже Микаэл и Михаил еще неоднократно сотрудничали в таких изумительных, «оттепельных», фильмах, как «Человек идет за солнцем», «До свидания, мальчики», «Любить…» Почти у всех фильмов Калика была жестокая судьба, их запрещали и уничтожали. В 1971 году Михаил Калик уехал в Израиль.

В Москве Таривердиев подружился с молодыми поэтами Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной, режиссером Андреем Тарковским. Он работал с Олегом Ефремовым в «Современнике» и Юрием Любимовым на Таганке. Это был время новых гениев. Тогда, конечно, никто не знал, как сложится их судьба. Но власти опасались этого горластого поколения, их без конца прорабатывали на самых разных уровнях, не печатали, не выпускали фильмы и спектакли.

Песню «Не исчезай» исполняют Галина Беседина и Сергей Тараненко. Музыка М. Таривердиева, слова А. Вознесенского. Источник: You Tube

Точно так же это касалось и Таривердиева, который первым стал класть на музыку стихи Вознесенского, сочинил оперу по повести Василия Аксенова, в общем, выбирал явно «не тех». Поэтому официальное признание к Таривердиеву пришло достаточно поздно.

Зарубки на сердце

В 60-е годы в его жизни случилась настоящая трагедия, подробности которой до сих пор окончательно не известны.

Микаэл Таривердиев: жизнь и творчество знаменитого композитора
Кадр из фильма «Неподсуден», Людмила Максакова и Олег Стриженов. Режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, 1969 г.

Таривердиев всегда нравился представительницам женского пола. В 1958 году он женился на певице Елене Андреевой, родился сын Карен. Официально брак продлился 13 лет, но, говорят, он был очень коротким, потому что Микаэл постоянно влюблялся. Одним из самых страстных его увлечений была актриса Людмила Максакова. И вот на день Победы 1967 года большая компания с участием Таривердиева и Максаковой собралась в ресторане. Затем куча народу набилась в машину, за рулем которой, по свидетельствам большинства, находилась Людмила. Внезапно в неположенном месте на Ленинградском проспекте дорогу стал перебегать человек. В темноте его не заметили, и нарушитель погиб под колесами. Когда подоспела милиция, Таривердиев сказал, что пешехода сбил именно он.

Людмила Максакова уверяет, что история о том, как Таривердиев взял вину на себя, всего лишь романтическая легенда. Таривердиев уже ничего сказать не может. Судили за преступление его. Процесс длился около двух лет, композитор находился под подпиской о невыезде, а на заседаниях вынужден был сидеть за решеткой, что мучило Таривердиева сильнее всего. В результате всё завершилось амнистией, но с Максаковой отношения были прерваны.

Этот сюжет легко угадывается в фильме «Вокзал для двоих», где главный герой в исполнении Олега Басилашвили – пианист.

Микаэл Таривердиев: жизнь и творчество знаменитого композитора
Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», 1982 г.

Несмотря на печальные события, режиссер Татьяна Лиознова, приступая к съемкам «Семнадцати мгновений весны», пригласила именно Микаэла Таривердиева. И не прогадала: без нежной, щемящей музыки картина бы превратилась в почти документальную ленту, а образ Штирлица лишился бы важных черт. Но, как только фильм вышел на экраны, в Союзе композиторов Таривердиеву показали телеграмму от композитора Фрэнсиса Лея. Коротко и иронично Лей поздравлял с успехом собственной музыки в советском кинофильме. Таривердиев сразу понял, что это розыгрыш, и поначалу не обратил внимания. Но дело неожиданно раздулось. В итоге пришлось обращаться во французское посольство, Лей направил официальное разъяснение, что никаких телеграмм он не посылал и претензий к Таривердиеву не имеет. Однако на каждом творческом вечере нашему композитору потом слали записки: «А правда, что вы украли музыку из фильма «История любви»?». Постепенно Таривердиев даже прекратил встречи со зрителями. А в отправлении телеграммы якобы накануне смерти признался композитор Никита Богословский, который просто хотел «пошутить».

Музыка на все времена

Микаэл Таривердиев: жизнь и творчество знаменитого композитора
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 г.

Эльдар Рязанов, собираясь снимать «Иронию судьбы», сначала обратился к нескольким композиторам. Он был уверен, что один не справится с таким количеством песен, да еще на стихи полузапрещенного Пастернака, расстрелянного Киршона, почти не издаваемой Цветаевой. Но, во-первых, Таривердиев к тому времени уже написал очень любимую Рязановым песню «Вагончики», которую Эльдар Александрович раньше считал «народной». Во-вторых, Таривердиев, когда влюблялся в идею, садился и творил без отдыха. И именно он сразу же принес режиссеру все семь оставшихся песен.

Таривердиев вспомнил и про молодую певицу Аллу Пугачеву, с которой сотрудничал на фильме «Король-олень» в 1967 году. В то время Алла постоянно работала на гастролях, в ее исполнении было много «эстрадного». Таривердиев заставлял ее делать по несколько десятков дублей, чтобы добиться нужной интонации. А после выхода фильма Пугачеву и Таривердиева пригласили на передачу «Кинопанорама», и Алла спела по-своему. После этого Таривердиев попросил Аллу Борисовну больше не исполнять его песни. Но Пугачева все равно вспоминает о Микаэле Леоновиче с большой теплотой.

Фрагмент фильма Виктора Титова «Адам женится на Еве», 1980 г.

В 1980 году вышел телевизионный фильм «Адам женится на Еве». Очень жаль, что его редко показывают, диск с этой картиной нужно вручать тем, кто подал заявление в загс, точно не помешает. Там изумительные работы Татьяны Васильевой, Калягина, Гердта, Александра Соловьева, Елены Цыплаковой. А еще режиссер Виктор Титов включил в картину вставные номера – композитор Микаэл Таривердиев, сидя за роялем, сам исполняет песни, созданные по сонетам Шекспира.

На наш взгляд, благодаря этой картине даже неискушенный в музыке слушатель может раскрыть для себя одну из тайн мелодий Таривердиева. Их гармония – на все времена. Ее поняли бы и в Средние века, она как никакая другая ложилась на счастливое время «оттепели» 50-х и не постарела в наши дни. И не случайно, спустя многие годы после смерти композитора, режиссеры до сих пор берут его музыку в свои фильмы.

Хочешь еще?

2 thoughts on “Микаэл Таривердиев. Жизнь его – кинематограф, черно-белое кино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *