Те, кто видел его в театре, утверждают, что он властвовал над зрительным залом подобно Воланду. При жизни он слыл актером с трудным характером, сейчас, вспоминая его, говорят – гений.
«Поколение пепси» практически не знает этого имени. Гораздо больше сейчас известен брат Олега Ивановича, Лев Борисов, прекрасный актер, сыгравший Антибиотика в «Бандитском Петербурге». Фильмы с участием Олега Борисова повторяют нечасто, разве что комедии «За двумя зайцами» и «Дайте жалобную книгу». Это легкие смешные картины, которые очень приятно пересмотреть в выходные и праздники.
Большинство фильмов с участием Борисова идут на тематических каналах, смотреть их, как правило, работа для ума и для души. Содержание этих фильмов рассказать очень сложно, потому что у Борисова герои не были плохими или хорошими. Те же, кто видел его в театре, утверждают, что он властвовал над зрительным залом подобно Воланду. При жизни он слыл актером с трудным характером, сейчас, вспоминая его, говорят – гений.
Принц на белом коне
При рождении Олег Иванович был наречен Альбертом, потому что его мама восхищалась каким-то иноземным принцем с таким именем. Быть Альбертом в 30-х годах на Ярославщине – это, конечно, сильно, пышное имя сократили до Алика. Мальчик рос талантливым, его даже начали обучать игре на скрипке. Но началась война, семья, которая к тому времени перебралась под Москву, вынуждена была отправиться в эвакуацию в Среднюю Азию. Алик по военным меркам уже не считался ребенком, 12-летние работали наравне со взрослыми, Олег пас коров, вкалывал на лесоповале, освоил трактор и умел ездить верхом без седла.
Доучивался уже в Подмосковье и всегда ненавидел точные науки. Сразу после окончания школы Алик Борисов даже сжег учебники по математике и физике. И подал документы в Школу-студию МХАТ, куда был принят и где считался одним из лучших студентов. Но при распределении сочли, что места в Художественном театре заслуживает сын одного из педагогов, а талантливый Борисов, которого как раз в Школе-студии «перекрестили» в Олега, очень подойдет Киевскому русскому драмтеатру.
В Киеве Олег нашел свое настоящее счастье. Однажды в чьей-то гримерке он увидел фото девушки и влюбился в изображение. Оказалось, что это Алла Латынская, дочка бывшего директора театра, которая дружила с многими актерами. Молодые люди познакомились и встречались три года, а прожили вместе 40 лет, хотя оба по гороскопу были Скорпионами. В 1956 году родился сын Юра. Олег Борисов был прекрасным мужем и отцом и вообще долго считал, что с Киевом ему повезло. Он много играл в театре и много снимался.
Чужой среди своих
В 1961 году вышла комедия «За двумя зайцами», где проявились самые разнообразные таланты Борисова. В роли глупого брачного афериста Голохвастого он был уморительно смешон, а еще прекрасно пел и танцевал. Снятый на студии им. Довженко, считавшейся «периферийной», фильм шагнул не только на большие экраны, но и за границу. Вот тут-то все и случилось.
Олег Иванович поехал вместе с фильмом в Польшу. Но в театре этому позавидовали и сочинили донос, что актер зазнался. Борисова уволили. Правда, потом опомнились и позвали назад, но он уже не вернулся.
Казалось, судьба преподнесла еще не очень популярному и провинциальному актеру счастливый билет: его пригласил в свой театр сам Товстоногов. Петербург (тогда Ленинград) был городом Достоевского, а Борисов умел играть Достоевского как никто другой. Именно там он сыграл в знаменитом спектакле Льва Додина по повести Достоевского «Кроткая».
Была и фантастическая роль принца Гарри в «Генрихе IV», а за роль Григория Мелехова в спектакле «Тихий Дон» Борисов получил Государственную премию. Каждый год выходило по несколько фильмов с его участием, в том числе такие значительные, как «На войне как на войне», «Проверка на дорогах», «Крах инженера Гарина».
У Товстоногова театр всегда был «мужской», и приход Борисова, естественно, сместил некоторые акценты. Так, Борисов наряду с Олегом Басилашвили репетировал роль Хлестакова, но в конце концов роль отдали Басилашвили, и вряд ли это улучшило отношения между актерами. Безусловными звездами театра были зять Товстоногова Евгений Лебедев, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик, Ефим Копелян. Олегу же Борисову Георгий Александрович полушутя-полусерьезно говорил: «Зачем играть так хорошо назло всем?»
Борисов так и не почувствовал себя «своим» в этом, безусловно, выдающемся коллективе. Возможно, переживания спровоцировали у него смертельную болезнь – рак крови, с которой артист не только боролся, но и работал в течение еще 16 лет.
Не сложилось у Борисова и с Олегом Ефремовым во МХАТе. Зато в кинематографе его стали приглашать на роли, которые теперь называют выдающимися: «Рафферти» или «Подросток» по Достоевскому. Особенно ярко Борисов работал с дуэтом Александра Миндадзе и Вадима Абдрашитова, которые позвали Борисова в свои фильмы «Парад планет», «Остановился поезд» и «Слуга».
Остановился поезд
Перед тем как был запущен фильм «Остановился поезд», Борисова запретили снимать – за то, что он не согласился с трактовкой образа его любимого Федора Михайловича Достоевского и ушел из практически готового фильма. Он и в театре мог сказать режиссеру: «Вы не готовы к репетиции». По двум столицам ходили слухи о «жутком» характере актера Олега Борисова.
Но Миндадзе и Абдрашитов все-таки рискнули. Они снимали фильмы, удивительные для эпохи застоя. Внешне там все происходило в привычных советских реалиях, но смысл этих картин уводил куда-то очень далеко от руководящей роли партии и производственных успехов. Им нужны были штучные артисты.
Вот, например, остановился поезд. Среди ночи, резко, да так, что люди полетели с верхних полок. Утром, пока поезд стоял на путях, выяснилось, что обошлось практически без жертв, погиб только машинист, успевший затормозить пассажирский состав, навстречу которому по тому же пути шли сцепленные платформы.
В городок, близ которого чуть не произошло крушение и где этот самый машинист проживал, приезжает следователь Ермаков. В небольших чинах, немолодой и такой…не очень приятный. Следователь шаг за шагом выясняет, что не было никакого героизма, а был большой бардак: платформы не закрепили тормозными «башмаками», на электровозе пассажирского поезда барахлил скоростемер и машинист вел состав недопустимо быстро. Один из разгильдяев после допроса следователя умер от высокого давления. А в это время в областной прессе выходит героический очерк, машиниста должны посмертно представить к награде, оказать почести семье, чуть ли не заложить памятник.
Полфильма занимают допросы, нет ни одного слова о любви, а смотрится – не оторвешься. Борисов играет человека, который настырно продирается сквозь непонимание и ненависть целого города ради того, чтобы те, кто его ненавидит, доезжали в своих поездах до пункта назначения. Кстати, этот фильм был снят в 1982 году, но до сих пор в России героизм очень часто становится продолжением всеобщего разгильдяйства.
В 1986 году Борисов сыграл в еще одном нетипично советском фильме Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром». На съемках он познакомился с молодым актером Олегом Меньшиковым. Они были не только тезками, у них еще и день рождения в один день, оба в детстве играли на скрипке, а самое главное – оба очень талантливые люди. И два Олега, вместе с режиссером, ночами напролет сидели, разговаривали под водочку, играли на гитаре и пели.
Никто из знавших близко Олега Ивановича никогда не говорил о каком-то трудном характере. Просто он, как и его следователь Ермаков, терпеть не мог разгильдяйства, пусть в искусстве оно и не смертельно.
Несмотря на болезнь, Борисов никогда не жаловался и мало кому рассказывал о своем диагнозе. Только если возникала острая необходимость лечь в больницу. Много раз он был на грани жизни и смерти, но судьба щадила его. Казалось, пощадит и в 1994 году, в предпасхальную неделю. Но 28 апреля Олега Ивановича не стало.
Это было время, когда стране было не до кумиров. Борисов ушел тихо, у него скромная могила на Новодевичьем кладбище, в которой увы, в 2007 году был захоронен и его сын, режиссер Юрий Борисов.
Через пять лет после смерти актера в Киеве, недалеко от Андреевского спуска, был установлен забавный памятник. Лихой Свирид Петрович Голохвастый стоит на одном колене перед наивной Проней Прокоповной. У Голохвастого – лицо Олега Борисова, у которого все еще впереди.
Обязательно надо посмотреть. И Подросток — надо найти время и посомтреть. Даже я, у которой большие проблемы с Достоевским, смотрела не отрываясь
Очень захотелось посмотреть фильм про следователя…
Значит, обязательно надо)