Еще недавно о нем говорили взахлеб, а теперь перестали даже сплетничать.
К 50-летию актера, которое отмечалось 8 ноября 2010 года, вышел документальный фильм «Олег Меньшиков. В тени своей славы”. Название очень точно отражало ауру вокруг Меньшикова. То, что он щедро дарил как актер, значительно превосходило по объему его скупые интервью, тем более, к большому сожалению публики, там было очень мало о личном. Вообще юбилеи, круглые и полукруглые, были единственным поводом для каналов и изданий встать в очередь и дождаться или не дождаться встречи с кумиром миллионов.
В 2012 году Меншиков был назначен на должность художественного руководителя московского Театра им. Ермоловой и несколько пересмотрел свою пиар-политику. Премьеры или гастроли театра предварялись большим интервью “от первого лица”. Журналисты не верили своему счастью и обязательно начинали разговор со слов “Вы один из самых закрытых российских актеров…”. На что Олег Евгеньевич хохотал совершенно как его Костик из “Покровских ворот”, Собеседник немедленно оказывался влюбленным по уши и сам не замечал, что интервью проходило под дирижерскую палочку блистательного Меньшикова.
Меньшиков рожден под знаком Скорпиона, а этот знак обладает величайшей интуицией. И сам Олег Евгеньевич неоднократно говорил, что в поступках, в том числе в выборе ролей руководствуется этим качеством, отказываясь иногда от того, куда другие побежали бы со всех ног. Всегда казалось, что он и свою жизнь проживает исключительно по собственной прихоти, при этом безошибочно в творческом плане: ранний успех, заграничный контракт и самая престижная театральная премия мира, и все это за рубежом в лихие 90-е; одна из первых в стране театральных антреприз, где всегда было дорого-богато и аншлаг. И, наконец, человек, без конца ругавший репертуарный театр, стал руководителем такого театра, как непременно любят подчеркнуть, расположенного в непосредственной близости от Кремля.
На наш пристрастный взгляд, это назначение не сделало Театр им. Ермоловой “центральным”, зато отняло у нас великого актера, каждая роль которого на экране и на сцене становилась событием.
Взлет наяву
Первой ролью Меньшикова в кино был вовсе не Костик, а юный партизан в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Картину эту давно забыли, но для Меньшикова она оказалась малым трамплином. Так получилось, что, в отличие от многих его однокурсников по Щепкинскому училищу, Олегу не пришлось «ждать и надеяться».
У Шахбазяна был друг, очень известный советский режиссер Роман Балаян. Узнав о талантливом парне, Балаян позвал Олега в «Полеты во сне и наяву». Главную роль там играл Янковский, но изначально она писалась на Никиту Михалкова. Никита Сергеевич в это время снимал «Родню», ему тоже нужен был способный парень на эпизодическую роль.
Канкан в благородном семействе
Меж тем продолжалась учеба в «Щепке», которая, как известно, поставляет кадры для Малого театра, отличающегося весьма консервативным стилем. А ведь Меньшиков в детстве мечтал стать артистом оперетты. Еще до школы он начал заниматься скрипкой, потом сел за фортепиано. Педагоги утверждали, что у него абсолютный слух. В школе Олег выступал на концертах, а потом сам начал ставить спектакли, на переменах частенько играл на пианино.
Если уж говорить о театральных вузах, ему бы идеально подошло Щукинское училище с его вахтанговской, «карнавальной» школой. Но так случилось, что в каких-то гостях школьника Олега, развлекавшего собравшихся игрой на разнообразных инструментах, увидел педагог «Щепки», и Олег подал документы туда. Периодически он сотрясал благообразную обстановку училища необычными капустниками, поставил там «Французский вечер», а на дипломном спектакле по довольно грустной пьесе «Без вины виноватые» предложил после обычных поклонов станцевать канкан. И станцевали.
Малый театр в то время возглавлял знаменитый актер Михаил Царев. Он тут же вызвал веселого студента на ковер… и предложил ему распределиться под свое крыло.
Театральные сцены 80-х
В Малом театре Олег прослужил год, а потом ему настала пора идти в армию, и это был счастливый случай, потому что в Малом он мог бы завянуть в ожидании, пока корифеи доверят ему что-то заметное. Талантливых и блатных обычно направляли на службу в Театр Советской армии. Потаскав декорации, сержант Меньшиков начал играть в хороших спектаклях. Роль Буланова для ввода в «Лес» Меньшиков выучил за сутки, и сыграл так, что народная артистка СССР Нина Сазонова, игравшая Гурмыжскую, «утвердила» его своим постоянным партнером. То, как Меньшиков представил Ганечку Иволгина в «Идиоте», театральная Москва вспоминает до сих пор.
В 1985 году знаменитый режиссер Валерий Фокин пришел руководить в Театр им. Ермоловой и стал собирать команду, которая должна была вдохнуть новую жизнь в этот, действительно стоящий впритык к Кремлю, многострадальный театр. Меньшиков пришел туда вместе с Татьяной Догилевой, с которой очень долго дружил после фильма «Покровские ворота». Вместе они играли в одном из лучших спектаклей Фокина – «Спортивные сцены 1981 года», где их старшими партнерами были Татьяна Доронина и Виктор Павлов.
На спектакль спрашивали билеты еще в метро, но самому Меньшикову его роль не нравилась категорически, он постепенно понимал: надо что-то менять. Переживал настолько, что тяжело заболел и чуть не умер от перитонита.
После больницы к Фокину он уже не вернулся, зато другой выдающийся режиссер, Петр Фоменко, пригласил Меньшикова играть заглавную роль в спектакле «Калигула».
Именно в «Калигуле» его увидела английская звезда Ванесса Редгрейв. После этого была работа Меньшикова за границей, та самая заветная премия Лоуренса Оливье – театральный «Оскар». Меньшикова звали в Голливуд, но он не захотел играть бесноватых и бессловесных русских. Вернулся в Россию, но не в репертуарный театр. В антрепризе «Богис» он поставил спектакль «Нижинский», где сыграл главную роль, а потом основал «Театральное товарищество 814».
Звезда с звездою
Меньшиков стал олицетворением успеха, но абсолютно не советского. За это ему мстили менее успешные коллеги и критики. Спектакли его «Театрального товарищества» намеренно громила пишущая братия, а зрители не могли достать на них билеты, хотя билеты на спектакли Меньшикова по российским меркам очень дорогие, даже сейчас, когда он играет в государственном театре.
К сожалению, приход его в Театр им. Ермоловой – не такое стопроцентное попадание, к которому привык Меньшиков. За эти годы он сделал в театре ремонт, там открылся новый зал, в труппе играет немало очень талантливых актеров, в том числе Саша Петров, Кристина Асмус, Стася Милославская и другие молодые “звездочки”. Хотя Меньшиков в их возрасте уже был суперзвездой в кино и на сцене.
Театр Ермоловой выглядит очень современным, там много сторонних активностей, то футбол, то ютуб-выпуски. Но сказать, что этот коллектив удивляет громкими именно театральными событиями, трудно. Рождавшийся три года и громко анонсированный “Макбет”, где художественный руководитель в конце концов стал режиссером и сыграл заглавную роль, очень быстро исчез из репертуара. Вот сейчас вышла “Комната Адлера”, однако лестные слова в основном адресованы партнеру Олега Евгеньевича по спектаклю — Евгению Ткачуку. Конечно, имиджу театра и его руководителя сильно повредили скандалы то с увольнением актеров, то с отстранением режиссеров почти готовых спектаклей.
Одно время Меньшиков делал на ю-туб видеожурнал «ОМ». По сути это был разговор Олега Евгеньевича с приглашенным гостем. И одной из первых стала Алла Пугачева. Вот уж где были те самые «две звезды, две светлых повести». Неслучайно эту, в общем-то, любительскую передачу потом показали по Первому каналу.
Съемку вели и тогда, когда Алла уже уехала. На экране – Меньшиков, в каком-то темном дизайнерском обличье, возвращающийся в свой кабинет. Его спина удаляется от зрителя, и такое в этой спине вдруг засквозило одиночество… Оно, видимо, наступает каждый раз, пока к Меньшикову не приблизится планета, равная ему по масштабу. Очень бы хотелось, чтобы такой звездой стал театральный режиссер, который предложит Олегу Евгеньевичу идею, сопоставимую с уникальным талантом и харизмой этого человека.
Кинороли Меньшикова, сыгранные и нет
Одно из первых появлений юного Олега на экране – фильм Михалкова «Родня». Позже Меньшиков рассказывал о своем знакомстве со знаменитой Нонной Мордюковой. Им предстояло сыграть эпизод на двоих, естественно, студент очень волновался. Он боялся поднять глаза на Нонну Викторовну, известную своим экспрессивным нравом и острым языком, делал вид, что мысленно готовится к сцене.
И вдруг услышал какое-то похрюкивание. Оказалось, Мордюкову сильно позабавила нарочитая сосредоточенность партнера. В то же время наметанным глазом она оценила, что парень точно не простой. Через несколько минут оба смеялись до упаду в буквальном смысле, катаясь по полу. А так по-детски смеяться можно исключительно с тем, кого считаешь равным. В 1999 году актеры встретились еще раз, на картине «Мама».
Когда Михаил Козаков снимал свои «Покровские ворота», взрослые обитатели коммуналки были найдены и утверждены, не было только Костика. Около 20 молодых актеров не прошли кастинг. И вдруг жена Михаила Михайловича, случайно увидевшая по телевизору «Жду и надеюсь», порекомендовала мужу попробовать Олега Меньшикова.
Подыграть кандидату приехала сама Догилева. Она тогда уже действительно была «сама» в своем актерском поколении. Поэтому могла себе позволить недовольство: невысокий, какой-то пухленький и не модно одетый соискатель не произвел на нее никакого впечатления.
Снималась сцена, когда «наяда» Светлана впервые навещает старого ловеласа Велюрова. Дверь открывает Костик и, увидев симпатичную девчонку, говорит: «О!». Вот после этого восклицания его и утвердили.
В это же время Меньшикова приглашал к себе знаменитый Юлий Райзман. Олег должен был играть в картине «Частная жизнь» бойфренда все той же Догилевой. Но начинающий актер позволил себе наглость отказаться. Райзман был большим начальником на «Мосфильме» и мог уничтожить Меньшикова одним щелчком. Пришлось автору «Покровских ворот» Леониду Зорину писать большое извинительное письмо Юлию Яковлевичу.
Не удалось заполучить Меньшикова и Светлане Дружининой, которая очень хотела отдать Олегу роль гардемарина Саши Белова. Меньшиков согласился только на озвучание.
В 1992 год Олег снимался у Александра Хвана в драме «Дюба-дюба». Там была сложная сцена, с натуралистическими подробностями, и режиссер очень терпеливо реагировал на то, что Меньшиков был «не готов». Ждал не день и не неделю. А потом отсняли, и актер сыграл феноменально, причем, как рассказывал Хван, при этом в перерывах умирали от смеха.
Олега Евгеньевича всегда удивляло, что люди, никогда его не знавшие, называют его капризным. А вот режиссер «Кавказского пленника» Сергей Бодров рассказывал, как они жили в ауле, где не было даже водопровода, мылись из кувшинов, спали вповалку. Язвенник Меньшиков ел местную еду, и никто не услышал от него ни слова жалобы. У Режиса Варнье он заучивал ночами монологи на французском, а потом репетировал их и играл так, что французская часть группы «Востока –Запада», включая Катрин Денев, приходила в восторг.
Для съемок в «Сибирском цирюльнике» Меньшиков не только худел и тренировался, но и жил три месяца в казарме и маршировал на плацу. Есть кадры со съемок этого фильма, где Михалков по рации объясняет актеру, что он хотел бы видеть в сцене, когда уже постаревший Андрей Толстой идет по тайге, а в это время в его сибирское жилище приезжает Джейн. «Настороженность, но не человеческая, а такая, знаешь, как звери настораживаются…» И Меньшиков выполнил все в точности, наверняка с одного дубля. Он вообще терпеть не может бессмысленные, по его мнению, повторы, потому что входит в кадр, зная, как это надо сыграть.
Когда вышли первые «Утомленные солнцем», Никита Сергеевич поздравил коллегу и друга с «лучшей ролью в твоей жизни» и потом занимал в каждом своем фильме. В «Статском советнике» они образовали шикарный актерский дуэт, зрители до сих пор спорят, кто кого переиграл. Казалось, нас ждет еще не один совместный шедевр, но в 2007 году произошло небывалое: Олег Меньшиков отказался от роли в фильме Никиты Михалкова «12».
Роль, которую впоследствии воплотил Серей Маковецкий, Меньшикову не понравилась с самого начала. Но из огромного уважения к Михалкову он дал согласие через силу. Потом Олег приступил к тому, что любит больше всего: думал о роли, примерял на себя, и чувствовал при этом, что новый образ «жмет» ему всё сильнее и сильнее. И за два дня до начала съемок позвонил и отказался. Никита Сергеевич актера Меньшикова считает выдающимся, но таких вещей, наверное, не прощает.
В 2012 году Меньшиков потрясающе сыграл советского хоккейного тренера Анатолия Тарасова в «Легенде №17». Актер довольно далек от хоккея и внешне совсем не похож на Анатолия Владимировича, но он сумел достать из себя такое, что есть далеко не у всех, и сама Татьяна Анатольевна Тарасова признала: на экране – ее отец!
Нельзя сказать, что в последние годы Меньшиков не играет в кино. Но… Очень точно, на наш взгляд, написал критик Сергей Сычев (“Известия”) после выхода сериала “Ваша честь”: “Смотреть это, конечно же, необходимо. Как минимум из-за Олега Меньшикова — артист этот уже очень много лет словно нарочно отказывается от главных ролей, предпочитая второй план. Так было в «Легенде №17», то же в «Гоголе», где персонажа Меньшикова убивали чуть ли не в самом начале. Его едва успеваешь разглядеть, а он уже исчезает из кадра, предоставляя возможность действовать протагонисту”.
Так и напрашивается ассоциация с фильмом “Легенда №17”. Помните, как Тарасов-Меньшиков приезжает в аэропорт проводить уже не своих подопечных на Суперсерию. А потом, когда в первые минуты советская сборная проигрывает с разгромным счетом, он в московском темном дворе выходит с прутиком, чертит в лужах какие-то ему одному понятные схемы, и за океаном рождается гол за голом.
Ждем, что в конце концов Меньшиков выйдет из сумерек и снова забьет нам, зрителям, так, что мало не покажется.
Очень талантливый актер! И очень приятно, что в ваших статьях про звезд нет “желтухи”.