Знаменитый художник был автором портретов, пейзажей, динамичных сцен охоты, религиозных сюжетов и… шпионских донесений.
Питер Пауль Рубенс умер 30 мая 1640 года, и его имя давно стало нарицательным. “Рубенсовские формы” — так деликатно выражаются о полных женщинах. Но пышнотелые красавицы — далеко не всё, что стоит знать о его творчестве, а еще интереснее — его биография. Редкий случай, когда художник при жизни снискал славу и огромное богатство. Он мог бы сказать: “Я сделал себя сам, но всем лучшим обязан матери”.
Мать Мария
Мария Пейпелинкс не подозревала, что ей уготована историческая роль, когда в 1561 году вышла за юриста Яна Рубенса. Оба семейства были достаточно зажиточными, но не могли похвастаться аристократическими корнями. Со стороны Рубенсов имелись, например, аптекари и кожевенники, у Пейпелинксов — торговцы.
Поначалу молодые жили безбедно, родили четверых детей. Но вскоре Ян Рубенс, из-за своих симпатий к кальвинизму, был вынужден вместе с женой и детьми покинуть Нидерланды и переселиться в Германию, в Кельн.
Рубенсы жили неподалеку от резиденции герцога Оранского, у которого были очень сложные отношения с супругой, Анной Саксонской. Вот в этом семействе точно все было неладно, и обходительный, симпатичный и весьма компетентный юрист Рубенс помогал хромой принцессе в ее борьбе против супруга. Насколько далеко простиралась помощь, доподлинно неизвестно. Но существует версия, что сотрудничество Яна и Анны Саксонской переросло в любовную связь и завершилось рождением дочери.
В любом случае Вильгельм Оранский счел очень удобным обвинить Яна Рубенса в связи со своей женой, с которой мечтал развестись. Юрист был подвергнут пыткам и “признал” прелюбодеяние. На два года мужчину посадили в тюрьму. Что интересно, Мария Пейпелинкс упорно поддерживала супруга и писала ему письма, исполненные любви и веры в его невиновность.
Только в 1573 году семья наконец воссоединилась в маленьком городе Зигене, но Яну Рубенсу было запрещено работать “по специальности”. Мария выращивала овощи и пряности и продавала их на рынке. В 1574 году родился сын Филипп, которому также предстояло сыграть значительную роль в биографии своего знаменитого младшего брата. А 28 июня 1577 года на свет появился наш главный герой — живописец Питер Пауль Рубенс.
Казалось, жизнь наладилась, семейство вернулось в Кельн. Ян Рубенс сам занимался с младшими детьми, в частности, латынью и французским. Но последовали новые испытания. Умер уехавший в Италию старший сын Ян Баптист, затем супруги потеряли еще троих детей. В то время медицина была бессильна против многих болезней. Наконец в 1587 году скоротечная лихорадка обрывает жизнь главы семьи. Мария сама сочинила мужу эпитафию по-латыни и решила вместе со старшей дочерью Бландиной и сыновьями Филиппом и Питером Паулем вернуться на родину в Антверпен.
Филипп и Питер Пауль были отданы в иезуитский колледж. Несмотря на стесненность в средствах, Мария постоянно искала возможность дать сыновьям приличное образование. Так, будущий знаменитый живописец еще в подростковые годы получил обширные знания по античной культуре, что потом позволяло ему писать картины на библейские сюжеты. У Питера Пауля была блестящая память, и впоследствии он свободно владел несколькими языками: нидерландским, латынью, французским и итальянским, мог объясняться на английском, немецком и испанском. Но главный урок преподала ему мать: никогда, ни при каких обстоятельствах не сдаваться, ставить перед собой цель и идти к ней.
Мальчик-паж
Одна из родственниц Марии была замужем за пейзажистом Верхахтом. Но, конечно, многострадальная вдова не предполагала, что кто-то из ее уцелевших сыновей пойдет по этому нестабильному пути. К сожалению, образование мальчиков за деньги вскоре стало невозможным — женщине пришлось мобилизовать средства, чтобы дать приданое за старшей дочерью. Филиппу удалось поступить в обучение к знаменитому философу-гуманисту Юсту Липсию, Питер Пауль набирался светских манер в качестве пажа у графини де Лален, совершенствовался в красноречии. Во все времена простолюдины не считали зазорным обрастать нужными связями и делать карьеру, например, чиновников. Но вдруг в 14-летнем возрасте Питер Пауль заявил, что хочет стать художником.
Мария Пейпелинкс имела полное право сказать отпрыску: ты сошел с ума. Однако эта выдающаяся женщина поступила по-другому. Она обратилась к тому самому Верхахту и еще одному родственнику — Адаму ван Ноорту. Не самые выдающиеся живописцы, они тем не менее стали первыми учителями незаурядного мальчика. А потом Питер Пауль перешел под покровительство Отто ван Веена, когда-то стажировавшегося в Италии.
Ван Веен культивировал у своего ученика любовь к античным классикам и постоянно внушал ему мысль, что здесь на родине, ловить нечего, надо ехать в благословенную Италию. Хотя когда-то фламандская школа, зародившаяся в XV веке и достигшая совершенства в творчестве Яна ван Эйка (умер примерно в 1441 году), была уважаема не менее византийской.
Если чеховские три сестры стремились “в Москву, в Москву, в Москву!”, то юного Питера Пауля всё гнало на Апеннины. И наставления учителя, и то обстоятельство, что там уже находился брат Филипп. 8 мая 1600 года 22-летний Рубенс получает из рук бургомистра забавный документ, сочиненный во время обеда, где написано примерно следующее: предъявитель сего добрый малый, ничем не болен, так как в городе нашем, слава богу, нет эпидемий. Что было немаловажно в эпоху всепобеждающей чумы.
Укротитель львов и аристократов
Понятно, что у Питера Пауля не было никакого диплома, но на тот момент он имел право выполнять платные заказы и даже брать себе учеников. Однако он еще не стал тем Рубенсом, которому вот уже четыре столетия поклоняются во всем мире как выдающемуся представителю, а то и основателю жизнеутверждающего барокко. Ему не хватало “школы”. Художник набивает руку, копируя картины великих мастеров. Но тогда только-только начинала свою историю галерея Уффици во Флоренции, а до появления Лувра и Прадо было еще далеко. В общем, чтобы увидеть шедевры, до них нужно было доехать, где-то остановиться и чем-то питаться. Для этого требовались богатые покровители. И такого молодой Рубенс обрел в лице мантуанского герцога Винченцо Гонзаги. Как Питер Пауль попал в его “свиту” — доподлинно неизвестно. Возможно, во время путешествия которое проходило через Париж и Венецию, художник познакомился с дворянином, служившим Винченцо.
Художников, кочующих по белу свету в поисках лучшей доли, хватает во все времена. И, возможно, среди них затерялись те, кто мог бы стать новым Рафаэлем, Леонардо или Ильей Репиным. Во времена Рубенса было очень важно понравиться человеку, благодаря которому ты бы получал богатые заказы. И тут нелишне описать характер Питера Пауля.
О нем говорили, что он всегда был воздержан в еде и тем более — в принятии горячительных напитков. Одевался с большим вкусом. В разных странах он находил себе собеседников благодаря прекрасному знанию языков, и при этом с ним можно было говорить на самые разные темы. Известно, что когда Рубенс, уже приобретший себе имя, работал, он любил, чтобы ему читали вслух философов, в своих письмах нередко цитировал знаменитых поэтов. Он прославился как коллекционер скульптурных изображений и гемм (камни с художественной резьбой).
Рубенс обладал необыкновенной работоспособностью и дотошностью. Когда у него уже была мастерская, где в учениках ходили такие люди, как, например, Снейдерс, Йорданс, ван Дейк, мэтр вставал в четыре утра и заканчивал работу к пяти вечера. Известен случай, когда Рубенсу нужно было понаблюдать живого льва, и он пригласил в свой дом дрессировщика вместе с хищником. По просьбе Рубенса укротитель несколько раз щекотал животное, так, чтобы лев совершал определенные движения. Хищнику это явно не нравилось, и дрессировщик предупредил, что львы злопамятны. Однако в доме у Рубенса все обошлось, а впоследствии этот самый лев загрыз своего укротителя.
Понятно, что все эти знания и навыки не свалились на Рубенса вместе со звонким именем. Скорее всего, это было заложено в нем с младых ногтей, и во многом — благодаря матери. Так что не удивительно, что Рубенс быстро расположил к себе Гонзагу, славящегося довольно жестоким характером. Но при всем этом герцог Мантуанский был щедрым покровителем для талантливых людей.
Рубенс ему нужен был прежде всего как копиист. Во дворце Питер Пауль впервые увидел “живьем” работы Тициана, Веронезе и других. Вместе со своим патроном Рубенс побывал на заочном бракосочетании самой Марии Медичи во Флоренции. Не известно, заглянул ли он в Уффици, но совершенно точно Рубенс скопировал там картон фрески Леонардо да Винчи “Битва при Ангиари”. Впоследствии фреска была утрачена, и если бы не рисунок Рубенса, никто бы ее не увидел.
Герцог не сильно загружал Рубенса работой именно во дворце. Питер Пауль много ездил по стране, общался с братом и его друзьями и написал одну из своих знаменитых картин “Четыре философа”.
В начале XVII века герцог Гонзага озаботился тем, чтобы получить от испанского короля адмиральский чин за политические заслуги. Дабы напомнить о себе венценосной особе, герцог собрал огромную коллекцию произведений искусства. Еще не выбрав сопровождающего для столь ценного груза, герцог однажды зашел в мастерскую, где работал Рубенс, и вдруг услышал, как художник декламирует вслух Вергилия по-латыни. Гонзага обратился к своему мастеру на этом языке, и между ними завязалась изящная беседа. Винченцо Гонзага была настолько удивлен, что немедленно предложил Рубенсу сопровождать коллекцию ко двору испанского короля.
XVI век был золотым для испанской живописи, понятно, что для Рубенса такая поездка явилась бесценной. Но путешествие прошло с большими приключениями, и уже на территории солнечной Испании на кавалькаду обрушились сильные ливни. Несмотря на то, что картины были тщательно упакованы, многие из них были сильно повреждены, а два полотна — безвозвратно утрачены. По прибытии Рубенсу предложили нанять испанского живописца, чтобы “поправить” картины, но фламандец отказался и сделал все, чтобы коллекция предстала перед королем во всем блеске.
Во время пребывания в Испании Рубенс создал портрет премьер-министра герцога Лерма. Это полотно заложило традицию парадного портрета в творчестве Рубенса.
Лерма был так впечатлен работой, что предложил Рубенсу должность придворного живописца. Видимо, он уведомил о своем предложении герцога Мантуанского, но тот заявил: Рубенс нужен ему самому. К сожалению, заказы от Винченцо никак не могли вдохновить Рубенса, который уже испытывал тягу к большим формам. И от поручения, например, создать портреты самых красивых женщин Парижа Питер Пауль сумел отвертеться под благовидным предлогом. Тем более что ему вскоре пришлось чуть ли не самовольно покинуть Италию — в Антверпене умерла его мать. На дворе стоял 1608 год.
Придворный живописец
Рубенс был так угнетен кончиной матери, что собирался уйти в монастырь. Но на помощь поспешил Филипп, который к этому времени занял должность эшевена — что-то вроде члена городской администрации. Несмотря на семейную табель о рангах, старший брат восхищался талантом младшего и признавал его превосходство. Филипп ввел Питера Пауля в высшее общество Испанских Нидерландов и представил его герцогу Альбрехту. Любопытно, что Альбрехт тогда понятия не имел о Рубенсе, но раз художник — то пусть пишет портрет герцога, жены и т.д. После серии работ Рубенсу немедленно был предложен пост придворного живописца. Это случилось в январе 1610 года, и с тех пор, собственно, и начинается большой творческий путь Рубенса. Он предусмотрительно выхлопотал себе разрешение работать не в Брюсселе, а в ставшем ему родным Антверпене, дабы придворная жизнь не отвлекала от занятий живописью.
К этому времени Рубенс женился на 18-летней Изабелле Брант. Ее отец занимал важные административные посты, при этом был философом и издателем. Поговаривали, что Рубенса привлекали возможности тестя. Но общий с Изабеллой автопортрет под названием “В жимолостной беседке” буквально наполнен живыми эмоциями молодой пары. Естественно, этот портрет, как и все у Рубенса, отличался от принятых в то время статичных и ничего не выражающих изображений.
Уже в 1611 году Рубенс приобретает участок и строит дом, который остается одним из самых красивых зданий Антверпена. На его постройку потрачено 10 тысяч флоринов. На сумму в сто раз меньше в течение года могла жить целая семья. Однако Рубенс строил не просто место проживания. Половину дома займет его легендарная мастерская, а в галерее разместилась коллекция произведений искусства.
Частная переписка Рубенса практически не сохранилась, но его семейная жизнь не оставила после себя никаких скандалов. Как и все, супруги переживали радости и печали. В одном и том же 1611 году скончался Филипп и родилась Клара Серена — первый ребенок Рубенса.
Эта милая девочка проживет всего 12 лет. За это время ее отец напишет “Союз Земли и Воды”, “Персей и Андромеда”. Там изображены прекрасные женские формы, столь непопулярные в наше время. А Рубенс считал, что тело должно изображаться таким, каким его создала природа. Правда, мужчины на его полотнах в основном стройные и мускулистые, даже Иисус, снятый с креста. Разве что Вакх выглядит как большая гора.
Многие утверждали, что глядя на оригиналы полотен Рубенса чувствуешь, как по жилам персонажей течет настоящая кровь. Говорили, мол, художник подмешивал ее в свои краски. Но совершенно точно, что, изображая женские тела, Питер Пауль специально грунтовал холст голубым, чтобы добиться натурального “свечения” кожи.
Иногда картины Рубенса на религиозную тему повергали в шок служителей церкви, но отказаться от его услуг они никак не могли. А королевские дворы Европы вообще стояли к нему в очередь.
Ценили не только его мастерство, но и манеру поведения. Не случайно Рубенс всю жизнь успешно сочетал обязанности живописца и дипломата. Поговаривают даже, что он внес свою лепту в ход Тридцатилетней войны, сообщая конфиденциальную информацию английскому двору. Кто-то считает, что живописец был очень удачливым “шпионом”, кто-то — наоборот, но все эти разговоры явно свидетельствуют об авторитете, которым пользовался выдающийся фламандский художник у сильных мира сего.
Через три года после смерти Клары Серены Рубенс потерял и Изабеллу, которую унесла чахотка. Вскоре он женился на 16-летней Елене Фоурмен, вот она обладала теми формами, которые так ценил Рубенс. Он часто писал вторую супругу обнаженной. Однажды он увидел, как молодая женщина идет в ванную комнату, и схватился за кисть. Елена едва успела что-то набросить, и так родилась картина “Шубка”. После кончины Рубенса Елена, согласно завещанию, получила это полотно в личный дар — не хотела, чтобы кто-то созерцал ее тело.
Ей было суждено похоронить мужа в тот момент, когда она ожидала пятого ребенка. Великий Питер Пауль ушел дворянином и рыцарем, оставив после себя семерых детей, 1400 оригинальных картин и ни одного скандала.