Накануне «полукруглого» дня рождения ведущая актриса МХТ им. Чехова, исполнительница главных ролей в лучших отечественных сериалах Светлана КОЛПАКОВА ответила на вопросы Валентины Широковой специально для Aut…Aut
Первый раз я увидела Светлану в театре. Она выкатилась на сцену МХТ на роликах в образе простодушной американской девушки Одри из спектакля «Примадонны». Там она не только виртуозно управляется с коньками, но и прекрасно танцует. Ну и, конечно, комедия Кена Людвига дает ей возможность продемонстрировать разные грани своего таланта.
Спектакль в постановке Евгения Писарева прошел уже более трехсот раз, а Светлана играет в нем без замен и продолжает наделять свою Одри все новыми красками. У этой актрисы нет амплуа, она может быть лирической, комедийной, острохарактерной, как и положено очень одаренному человеку. Как бы ни была Колпакова востребована в кино, именно театр остается для нее священным местом, а главным человеком, который благословил ее на «службу» в этом храме, остается Олег Павлович Табаков.
— Света, когда у человека все сложилось, приятно искать судьбоносные знаки. Фамилия у вас достаточно актерская, ведь актер всегда в «колпаке» своей роли. Родились вы буквально по соседству с Всемирным днем театра. Но…так получилось, что именно в марте, за 18 дней до вашего очередного дня рождения, от нас навсегда ушел Олег Павлович. Часто его вспоминаете?
– Я его вообще не забываю! Это очень значимый для меня человек! Он ведь взял меня в театр с «вражьей» территории. Я заканчивала ВТИ им. Щукина, там несколько другая актерская школа, вахтанговская. Поэтому очень важно, очень ценно, что Олег Павлович меня взял к себе. Потом он шутил, что взял от «жадности», чтобы никому не досталась! Табаков сразу погрузил меня в работу. Один из вводов был, например, в «Обломов», где я играла Ольгу Ильинскую, роль, о которой многие актрисы мечтают.
Мне посчастливилось выходить с ним на сцену в нескольких спектаклях – «Последние», «Тартюф», «Чайка». Благодаря ему я каждый сезон выпускала премьеру. Он был очень щедрый. Сам состоялся как актер, режиссер, руководитель, педагог и без конца открывал новых актеров, режиссеров и из своих учеников вырастил прекрасных руководителей театров. Всегда всем помогал! Такие люди рождаются раз в сто лет…или реже.
– Одно время в МХТ ставили одновременно Евгений Писарев, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, которые как раз сейчас возглавляют известные столичные театры. И со всеми вы работали, хотя у каждого совершенно отличный от другого режиссерский почерк.
– И каждому из них я очень благодарна. Женя Писарев – это «Примадонны», «Пиквикский клуб», «Конек-горбунок»! Это красочные, феерические представления. «Примадонны» и «Конек» до сих пор в нашем репертуаре. В «Зойкиной квартире» у Кирилла Серебренникова я играю училку с «пониженной социальной ответственностью», там мне есть где развернуться, ведь я обожаю всё, что связано с танцем, с движением, я всё детство этому посвятила. Костя Богомолов – это тоже знаковый для меня режиссер, потому что у него я сыграла Макарскую в «Старшем сыне», совершенно гротескную «сестру из Ростова» в «Идеальном муже» и даже отца Феофана в «Братьях Карамазовых», причем поющего не что-нибудь, а «Show must go on». Какая актриса от этого откажется?
– Не могу не вспомнить один из любимейших своих спектаклей, «Старший сын», тогда еще в Театре Табакова. Шла с большим предубеждением, ведь существует прекрасный фильм, а увидела зрелище, которое совершенно не повторяет картину Мельникова и при этом пробирает до глубины души. И вы сыграли Макарскую совсем не так, как это сделала Светлана Крючкова.
– Я свою Наташеньку – да, именно так я ее называю – очень любила. И очень жалела, потому что она хотела самого простого – уютного дома, надежного плеча рядом и наивно бросалась навстречу каждому встречному в ожидании этого тепла. Вообще, сколько русских женщин, да, наверное, женщин во всем мире, так живут, веря и надеясь, что вот завтра, выражаясь словами Вампилова, наконец-то «солнце позолотит верхушки деревьев». Спектакль «Старший сын» обожали все актеры, которые там играли. Мы, восемь человек, действительно стали семьей, которую возглавлял замечательный Сергей Валентинович Сосновский, исполнитель роли Сарафанова. К счастью, и с ним, и с Яной Сексте я встречаюсь в спектаклях и на съемочной площадке.
– Тут, конечно, грех не вспомнить «Оттепель», где по сценарию вы с героиней Яны дружили, но несколько покровительственно, как жена знаменитого режиссера с непутевой девчонкой-оператором. Вашу сцену, когда Люся Полынина переживает настоящую трагедию, а вы так хищно лопаете торт и мимоходом отмечаете «хороший тортик», обожаю. Ну, и, конечно, выход в итальянском платье.
– Работа в «Оттепели» Валерия Петровича Тодоровского — это счастье для всех актеров, которых он пригласил. Там всё сошлось, сценарий, люди, атмосфера, а для меня еще было маленьким подарком вернуться в Московский дворец пионеров, где снималось очень много сцен, и в том числе в помещениях, где мы, юные артисты ансамбля им. Локтева, гримировались репетировали, выступали.
Что касается Нади… Знаете, ведь на пробах никому не давали полный сценарий, просто объясняли, что конкретно надо играть в момент пробы. И мне как-то стало быстро понятно, каков характер Нади Кривицкой.
– А вам нравится играть более старший возраст, в той же «Оттепели», например?
– На самом деле Надя моя ровесница, молодая жена известного режиссера. Просто в этом фильме мы имеем дело с иной эпохой со своими эстетическими принципами. Но вообще возрастные роли мне не привыкать играть, я начала с сериала «Все к лучшему», где моя героиня проживает свою судьбу с 18 до 40 лет. И, конечно, я никому бы не отдала роль Алевтины из «Обнимая небо», там моего сына играл Саша Петров, хотя в жизни у нас разница четыре года!
– Света, столько вы переиграли «мамочек», а теперь и сама мама, в июне вашему сыну год. Может быть, что-то вы теперь сыграли бы по-другому?
– Да, такое количество экранных детей позволило мне хорошо натренироваться! Ведь с киношными детьми проводишь почти целый съемочный день вместе. И в кадре ты уже не играешь с ними, а существуешь. Так что теперь, когда я сама стала мамой, мне ничего не страшно! Но если говорить серьезно…Играть маму и быть мамой такая же разница, как и во всем, что касается реальной жизни. Как бы ты ни «вживалась» и не «зазернялась» в роли, твой ребенок — это твой ребенок!
– У вас есть няня? Вы же чуть ли не после родов играли в театре и «Примадонн», и ваш бенефис – «Веселые времена». И съемки, насколько я понимаю, не прекращаются.
– Никаких нянь, мне помогают мои родители, и так было всегда. Когда-то именно мама посоветовала мне идти в театральное. Не имея никакого отношения к этой сфере, сама выбрала мне программу для поступления, а потом ей даже пришлось меня подбадривать, когда я, преодолев конкурс в 200 человек на место, взяла и неожиданно для самой себя поступила и…растерялась. То, что у меня, как вы говорите, всё сложилось, это огромная заслуга моей любимой семьи.