Не уходи далеко

Три плюс два минус одна. Жизнь и кино Натальи Фатеевой

Опубликовано От aut-aut
жизнь Натальи Фатеевой

Все рассказы о Наталье Фатеевой начинаются с бурного восхищения ее красотой. О творчестве говорится менее бойко. Но вряд ли известнейший искусствовед Виталий Яковлевич Вульф стал бы делать передачу о Фатеевой только за ее необыкновенные бирюзовые глаза. И даже за глаза и талант не стал бы рассматривать актрису сквозь знаменитый «Серебряный шар». Как человек театра, Вульф искал в биографиях своих героев драму, скрытую от посторонних глаз, некую плату за внешний успех. И такой сюжет он легко нашел в жизни Натальи Фатеевой.

Была такая девушка

В фильме «Есть такой парень», 1956 г., режиссер Виктор Ивченко.

Наташа Фатеева родилась 23 декабря 1934 года в Харькове, она была единственной дочкой у своих родителей. Отец служил в пожарных войсках, мамина работа была связана с легкой промышленностью.

В артистки девочку никто не готовил. Правда, во время войны отец обменял несколько пар сапог на пианино, но в «музыкалку» Наташа ходила со скандалом, хотя потом была благодарна родителям за то, что мучили ее сидением за инструментом. Папе и маме пришлось смириться с тем, что сначала дочка занималась в театральной студии, а потом решила поступать в Харьковский театральный институт. Она быстро стала местной знаменитостью, так как устроилась диктором на городское ТВ и снялась на Киевской киностудии в забытом фильме «Есть такой парень» (не путать с «Живет такой парень» с Куравлевым, который обожают и сейчас). Вульф утверждал, что в этом фильме ее увидел Герасимов и пригласил во ВГИК на свой курс, сразу на 4-й.

У Герасимова и Макаровой училась еще одна талантливая девушка из Харькова, Люся Гурченко. Впоследствии у землячек случилось много общего: браки с известнейшими мужчинами, странные отношения с детьми, роли, которые совершенно не обязательно было играть. Но Гурченко сумела сделать так, что о ней говорят и после смерти, а Наталья Николаевна практически не общается с журналистами, а в новостях появляется, например, после того, как вывешивает на своем балконе громкие политические заявления.

Красавица и Дуремар

Владимир Басов-старший в фильме «Приключения Буратино», 1975 г., режиссер
Леонид Нечаев.

Первое замужество – на пару лет – случилось еще в Харькове, с Леонидом Тарабариновым, впоследствии ставшим народным артистом СССР. Затем Леонид Семенович снова женился, у него родились дети. Правда, «заклятая подруга» Фатеевой Наталья Кустинская утверждала: Фатеева кинула первому мужу на воспитание дочь, но каких-либо подтверждений этому нет.

Вторым мужем Фатеевой стал Владимир Басов. Мужчина, впоследствии игравший Дуремара, никогда не отличался презентабельной внешностью, но таланта был безграничного и харизмы непобедимой. Это был брак по большой взаимной любви, хотя начался банально – Фатеева играла в полузабытом фильме Басова «Случай на шахте восемь». Что интересно, больше Басов свою жену по доброй воле не снимал.

В этом браке родился сын Володя. Мальчик видел родителей редко, они были очень заняты. Да и разошлись Фатеева и Басов очень быстро. Басов сильно пил и ревновал жену. Наталья соглашалась на любые роли, чтобы уехать из дому, а сына отправляли в Харьков к бабушке и дедушке. Актриса рассказывала, что очень любила Басова, он очень много ей дал, она готова была служить этому человеку, но пьянства терпеть не могла.

Владимир Басов-мл. в фильме «Москва – Кассиопея», 1973 г., режиссер
Ричард Викторов.

Про Наталью Фатееву утверждают, что она плохая мать, но, когда у сына начались проблемы переходного возраста, актриса сделала так, чтобы он попал в кино. Вова снялся в нескольких популярных фильмах, а потом стал тесно общаться со своим родным отцом и сниматься в его картинах. Сегодня Владимир Басов-младший – довольно известный режиссер и актер.

Андрей Миронов и она

Наталья Фатеева и Андрей Миронов в фильме «Три плюс два», 1963 г., режиссер
Генрих Оганесян.

После развода с Басовым Фатеева дождалась «звездной» роли, которую она сама не очень-то и жалует. Комедия о «диком» отдыхе на Черноморском побережье трех красивых молодых мужчин и двух очаровательных девушек имела оглушительный успех в СССР. Смешные диалоги, морские пейзажи, а главное – снайперский выбор актеров и актрис – сделали свое дело. Там начались приятельские отношения двух Наташ – Фатеевой и Кустинской и страстная любовь молодого Андрея Миронова к брюнетке с бирюзовыми глазами, которая была старше его почти на семь лет, разведена и имела сына.

Фатеева и Кустинская в фильме «Три плюс два».

Миронов даже хотел жениться, но Фатеева была благодарна молодому актеру за внимание и тепло, которые ей были необходимы после развода, и только. На руках у Фатеевой был маленький сын, Басов с бывшей семьей не общался, и связывать свою жизнь с начинающим артистом и особенно с его властной мамой Наталья не собиралась.

Космическая любовь

После курортной комедии Фатееву активно снимали, но, за редким исключением, роли были проходные. Зато она познакомилась с еще одной мечтой всех женщин СССР – космонавтом Борисом Егоровым. Отец Егорова был известный нейрохирург, сам Борис пошел по стопам родителей, начал интересоваться космической медициной и в просторы Вселенной отправился 12 октября 1964 года как врач. Красивый, разъезжающий на «бьюике» со скоростью под 200 км/ч, окутанный дымом «Мальборо» космонавт, казалось, был воплощением мужества и надежности. Но потом выяснилось, что Егоров больше всего любит машины и может рассуждать о них часами.

С Даном Спэтару. Кадр из фильма «Песни моря», 1971 г., режиссер
Франчиск Мунтяну.

В этом браке родилась девочка Наташа, однако Наталья-старшая снова была готова сниматься где угодно, лишь бы не сидеть дома. Ее пригласили за границу в фильм «Песни моря», где у нее случился роман с певцом Даном Спэтару. Трудно сказать, это ли стало причиной окончательного разрыва с Егоровым, но после выхода фильма произошла не очень красивая история. Фатеева с мужем отправились встречать Новый год к Наталье Кустинской, которая тоже была замужем. И Егоров чуть ли не под бой курантов ушел от «черненькой» Наташи к «светленькой».

В советское время это обсуждалось только в узком кругу, но потом Кустинская рассказывала о Фатеевой всем желающим и по всем каналам. Давно утратившая красоту и стройность, старая актриса горой лежала в парике и боевом раскрасе и адресовала Фатеевой не самые приятные слова. Фатеева же ничего не комментировала. Но если появлялась на экране, то все отмечали: Наташа-черненькая прекрасно выглядит, подтянута и нисколько не утратила своего лучистого взгляда.

Больше Фатеева официально замуж не выходила. Егоров, как и Басов, развелся не только с женой, но и с дочерью. Впоследствии Наташа Егорова в 16 лет родила ребенка от Максима Коропцова, сына известного оператора. Утверждают, что Наталья Фатеева, пользуясь несовершеннолетием дочери, подписала отказ от ребенка. От проживания в Доме малютки парнишку спас Владимир Басов-младший. Он разыскал родителей юного отца, дедушка и бабушка забрали ребенка и усыновили. Сейчас Евгению уже далеко за 30, он фотограф.

Улетевшие листья

Наталья Фатеева и эти странно-страшные истории не комментирует. Однажды она сказала, что совершила в жизни несколько ошибок, но ведь заново биографию не перепишешь. Живет она в одиночестве. Пока была здорова, очень увлекалась политикой, прославилась как непримиримая оппозиционерка.

Фатеева всегда вела здоровый образ жизни, с детства и до очень зрелых лет занималась спортом, никогда не курила и не злоупотребляла алкоголем. Все, знающие Наталью Николаевну, утверждают, что это очень умная и начитанная женщина, а ее собственный сын, несмотря ни на что, утверждает: своей матерью он гордится.

«Место встречи изменить нельзя», 1979 г., режиссер
Станислав Говорухин.

Каждый, как известно, выбирает по себе, и каждая женщина имеет право на тайну. В биографии Фатеевой загадок немало, но главная – почему она так и не реализовала свой большой талант? А он у нее есть. Все знают фильм «Место встречи изменить нельзя». К сожалению, обсуждение картины все время сводится к Высоцкому и Конкину, а то, что в фильме россыпь прекрасных актерских работ, как-то ушло на второй план. Фатеева играет там бывшую любовь Фокса – Ирину Соболевскую. У нее мало экранных минут, но актриса сумела показать именно Соболевскую, а не Тютькину. Ее героиня явно из «бывших». И Соболевская-Фатеева держит себя как истинная аристократка. Мало кто обратил внимание, что в то время дама из «бывших» нашла в себе силы не сдать любовника милиции, хоть он и ушел к ее молодой подруге.

Кадр из фильма «Летящие по ветру листья», 2013 г., режиссер
Валерий Харченко.

Прекрасно работала Фатеева и в фильме «С вечера до полудня», к сожалению, его редко показывают. Хороша она и в роли матери Королева («Королев»). В 2013 году актриса получила «Нику» за роль второго плана в фильме «Летящие по ветру листья». Символичное название, не правда ли? Давно позади романы с тремя выдающимися мужчинами, выросли и сразу отделились от матери двое детей, любящей бабушкой Наталью Николаевну назвать трудно… В чем ее счастье, знает только она сама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *