Ее судьба в кино началась с картины “Первый эшелон”, и она никогда не пересаживалась во второй.
Последний раз она играла на сцене в январе 2019 года. Играла свою любимую Вассу Железнову, ранимую и жестокую, окруженную большой семьей и бесконечно одинокую. Женщину, которая жизнь положила на создание “империи”, а потом не нашлось рук, в которые эту империю можно передать. В чем-то она играла себя. Другое дело, что театр, который Доронина возглавляла 30 лет как художественный руководитель — государственное учреждение и бесхозным остаться не может.
В жизни Татьяны Васильевны много чего символического. В 1966 году в фильме “Старшая сестра” она произнесла слова критика Виссариона Белинского. “Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?”. По сути эти слова стали клятвой Татьяны Дорониной. Исступление, с которым она любит театр, заставляло ее покидать прославленные коллективы и отказаться от кино, где она сыграла всего 15 ролей. Но, возможно, не будь в ней этого исступления, помноженного на огромный талант, не было бы в нашем искусстве чуда, имя которому — народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина.
Неприступная крепость
Она родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Все ее предки — из Ярославской области. Но отец когда-то мальчиком отправился в Питер учиться на повара. Василий Иванович воспитывался в традициях староверов, при этом был высок и хорош собой, а поваром стал просто замечательным. Скромного и искусного юношу позвали на службу к самой Великой княгине Ольге Александровне, сестре Николая II. Но началась Первая мировая война. Василий ушел на фронт, вернулся только в 1922 году и сразу отправился в родные места. Тогда он и познакомился с 16-летней красавицей Нюрой.
Родители Татьяны Дорониной прожили вместе 60 лет, вырастили двух дочерей (у Татьяны Васильевны была старшая сестра Галина). Как рассказывала актриса, отец ее был самым добрым человеком на свете, если детей и наказывали, то это делала только мама, и очень мягко. Хотя характер у младшей дочери проявлялся еще тогда. Таня предпочитала гуманитарные предметы и биологию, а на остальных она под партой раскрывала очередную книгу и запоем читала.
Как и большинство советских детей, Доронина занималась в многочисленных кружках, прекрасно читала стихи, пела и еще девочкой решила поступать в актрисы. Мать и отец скептически отнеслись к этому выбору, но мешать не стали. Когда Таня окончила восьмой класс, в город на Неве приехала комиссия из МХАТа, которая искала талантливых молодых людей. Таня пришла на прослушивание, даже не задумываясь, что без аттестата зрелости невозможно поступить в высшее учебное заведение. Тем более что она прошла все туры. Но ленинградцы были обязаны приехать в столицу и пройти еще одно испытание, после которого счастливчики уже могли подавать документы на поступление.
Родители дали дочке деньги на билет, хотя семья жила очень скромно, Таня всегда донашивала вещи за старшей сестрой. Но ей важно было не то, как она одета, а исполнение собственной мечты. Она приехала в Москву, успешно преодолела очередной барьер. Вот тут-то и выяснилось, что талантливая Таня Доронина всего лишь перешла в девятый класс.
С тех пор МХАТ, до которого уже было рукой подать, занозой поселился в ее сердце и мыслях. Можно только представить себе, какими нескончаемыми показались ей два года. Но они все-таки прошли. И в 1952 году она стала студенткой Школы-студии МХАТ.
Женский характер
На третьем курсе она вышла замуж за коренного москвича Олега Басилашвили. Интересно, что в те времена Олегу Валерьяновичу никто не пророчил блестящего актерского будущего. На студенческих спектаклях его вечно ругали за “зажим”, зато его молодая супруга вовсю демонстрировала свой актерский темперамент. И не только актерский. Однажды из-за Дорониной было созвано комсомольское собрание. То ли она повздорила с режиссером на съемках, то ли грубо обошлась с гримершей, но про тяжелый характер Дорониной заговорили уже тогда. Впрочем, сама актриса в одном из интервью очень точно сказала: если у женщины есть характер, к нему автоматически приставляют слово “плохой”.
Но если она была уж такой “бездушной”, то почему не стала устраивать исключительно свою актерскую судьбу? Конечно, она была уверена, что ее возьмут во МХАТ. Но говорят, что этому решительно воспротивилась великая Тарасова. Алле Константиновне тогда было под 60, наверняка ей не очень хотелось, чтобы в театр пришла молодая талантливая конкурентка. Хотя на выпускном экзамене она обнимала Татьяну чуть ли не со слезами умиления.
Доронина рассказывала, что на нее прислали заявки ведущие московские театры, а также ленинградский Театр им. Пушкина (проще говоря, “Александринка”). Однако Басилашвили отправили в Волгоград, и якобы комиссия точно рассчитала: Доронина уедет вместе с мужем и окажется весьма далеко от театральных столиц.
Они действительно уехали в город на Волге, но пробыли там совсем недолго. Татьяна была девушкой очень решительной. Если уж не взяли во МХАТ, то она поедет в родной Питер. Так они вместе с Басилашвили оказались в ленинградском Театре им. Ленинского комсомола, которым руководил Игорь Владимиров. Причем Татьяна с самого начала получала главные роли, а Басилашвили на первых порах играл эпизоды.
Педагогом Игоря Владимирова был Георгий Александрович Товстоногов, который в середине 50-х возглавил БДТ и очень быстро превратил его в Мекку для театралов. Позже театр Товстоногова называли “мужским”, редко кому из представительниц прекрасного пола удавалось там выйти на первые роли в буквальном и переносном смысле. Но если уж он приглашал актрис, то это были очень талантливые женщины. Увидев в спектакле своего ученика Таню Доронину, Товстоногов пригласил ее в свой театр. Татьяна тут же поставила условие: она согласна, но только вместе с Басилашвили и так, чтобы у него были заметные роли. Товстоногов согласился на все, однако потребовалось еще два года бюрократии, чтобы молодой актерской паре разрешили переход.
Брак Дорониной и Басилашвили в итоге распался. Но благодаря своей первой супруге Олег Валерианович навсегда сменил место жительства и стал выдающимся актером выдающегося театра. И в этом статусе он пребывает по сей день. И оба отзываются друг о друге с восхищением и уважением.
Горе от ума
Первая роль Дорониной в БДТ — Надежда Монахова в “Варварах” Горького — в буквальном смысле потрясла не только зрителей, но и ее коллег. Многие актеры-мужчины признавались, что в нее невозможно было не влюбиться именно как в женщину. Потом она сыграла Настасью Филипповну в “Идиоте” и Софью в “Горе от ума”.
В середине 60-х в БДТ начали репетировать пьесу молодого Эдварда Радзинского “104 страницы про любовь”. Радзинскому представилась возможность, о которой грезили все культурные люди двух столиц, — пересмотреть репертуар БДТ. И когда он увидел, как Доронина играет Софью, то впервые понял, почему эта девушка предпочла Молчалина, а не Чацкого. Потому, что отец никогда не дал бы ей выйти замуж за безродного секретаришку. Стремиться к запретному, к недоступному — это, по мнению Эдварда Станиславовича, было в характере Софьи и в характере самой Дорониной.
Вскоре драматург и актриса стали мужем и женой. Считается, что из-за этой любви Доронина покинула БДТ, переехала в Москву и поступила в заветный МХАТ. Но Радзинский утверждает, что она никогда не руководствовалась так называемыми “личными” причинами.
На дворе стоял 1966 год. К тому времени в кинобиографии Татьяны Васильевны было семь фильмов, практически половина того, что она сыграет на большом экране. И ведь что удивительно — прославила ее впервые “Старшая сестра” в постановке Геория Натансона, снятая в том самом 1966 году. А до этого были эпизоды. В своем первом фильме под символическим названием “Первый эшелон”, где она впервые играла вместе с Олегом Ефремовым, Доронина была далека от своего нынешнего образа, даже волосы у нее другого цвета.
Многие потом говорили, что Натансон всего лишь повторил режиссерские приемы Товстоногова, который ставил “Мою старшую сестру” у себя в театре. Но тем не менее этот фильм вывел в свет Наталью Тенякову, Виталия Соломина, Валентину Шарыкину. И, конечно, Татьяну Доронину, которая после этой картины стала настоящей звездой. Ведь что ни говори, а популярность актеру приносит кино. Но, как будто заранее предупреждая своих поклонников, Доронина страстно произнесла тот самый монолог о театре и следовала ему всю жизнь.
Доронина сыграла четыре кинороли, которые без преувеличения можно назвать гениальными, — “Старшая сестра”, “Три тополя на Плющихе”, “Еще раз про любовь” и “Мачеху”. Первые три фильма вышли один за другим. Это был триумфальный марш Татьяны Дорониной по экранам страны и мира. Фильмы с ее участием получали международные призы. Но Доронина очередной раз стремилась к тому, в чем ей когда-то было отказано. С благословения тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой она наконец приходит в труппу МХАТа. Позже наш знаменитый искусствовед Виталий Вульф назвал уход Дорониной из БДТ и поступление в Художественный театр первым шагом по лестнице, ведущей вниз.
Он же утверждал, что Доронину не очень-то любили в БДТ. Понятно, что невзлюбили ее и во МХАТе. ”Тяжелый характер”, “капризная”, “давит своим присутствием на сцене даже, когда молчит” — это только некоторые отзывы ее бывших коллег по разным театрам.
Во МХАТе ей дали роли, которые не шли ни в какое сравнение с тем, что она играла в БДТ. И когда в 1970 году этот театр возглавил Олег Ефремов, которого она очень любила как партнера и глубоко уважал как актера, Доронина надеялась, что теперь все пойдет по-другому. Но первая же их общая премьера — “Дульсинея Тобосская” в постановке Ефремова, прошла без того успеха, к которому привыкла Татьяна Васильевна.
Потом в ее жизни были 11 лет в Театре им. Маяковского и великие роли в спектаклях “Да здравствует королева, виват!”, “Чайка”, “Кошка на раскаленной крыше”. Был и самый длительный брак в ее жизни — с актером “Маяковки” Борисом Химичевым. Но в конце концов она покинула и этот театр, для того чтобы снова вернуться во МХАТ. Ведь ее настойчиво звал Олег Ефремов.
“Горький” МХАТ
Олега Ефремова нельзя назвать просто актером, режиссером или даже “просто” худруком, по своей сути это театральный вождь, а такие люди собирают под свои знамена самых лучших. Не удивительно, что он не смог обойтись без Дорониной. Но “призванных” было очень много, а Доронина хотела быть только первой, это естественно для любой выдающейся актрисы. А в ее репертуаре были считанные названия. Доронина стала играть “на стороне”, например, в великолепном спектакле Театра им. Ермоловой “Спортивные сцены 1981 года”, с Олегом Меньшиковым, Татьяной Догилевой и Виктором Павловым. К тому же ее бесило, что Ефремов на долгие периоды уходил в запои, и в эти моменты театр оставался без головы в буквальном и переносном смысле. А в 1987 году Ефремов и вовсе задумал невиданное.
Одни называют это расколом, другие, в основном соратники Олега Николаевича, — попыткой реформировать МХАТ, руководствуясь принципами хозрасчета. Но в итоге вышло, что труппа поделилась на две части. Одних, судя по всему, ждало отреставрированное здание в Камергерском переулке, репертуар и хорошие зарплаты, а других — неизвестность. И тогда обиженные вождем обратились за защитой к Дорониной, которая в тот период жестко критиковала Ефремова. У Дорониной был талант, характер, звание и, что немаловажно, диплом об окончании Высших режиссерских курсов. В результате в Москве возникло и до сих пор существует два МХАТа. Один по-прежнему академический и носит имя Горького, а второй стал МХТ им. Чехова.
Так называемый “женский МХАТ” на Тверском бульваре сразу же попал в опалу у критиков, и самое главное — у режиссеров. Первым туда решился прийти Роман Виктюк, поставив “Старую актрису на роль жены Достоевского”, где Татьяна Васильевна снова блистательно сыграла. Она исполнила свои заветные мечты — вышла на сцену в роли Раневской в “Вишневом саде” и леди Макбет.
Сказать, что в ее театр не ходили, — это чистой воды вранье. Многие зрители любили и любят театр на Тверском, и не только за те роли, которые играла сама Татьяна Васильевна. Но когда великая актриса разрывается между творчеством, режиссурой, административными и хозяйственными проблемами, заботами артистов и всем тем, что обычно происходит в театре, это не может не давать о себе знать. Ведь не зря ее же героиня в “Старшей сестре” как бы предупреждала: “Теперь я не смотрю на окна, мне некогда. А жизнь бежит себе, каждый день новая. Танцуют по-новому, целуются по-новому…”
Конечно, хочется узнать у Татьяны Васильевны, не жалеет ли она о том, что 35 лет назад сделала такой выбор, будучи в расцвете красоты и славы. Ответит она или промолчит, как ее героиня из “Трех тополей на Плющихе”? В финале картины, когда она отдает мужу деньги за проданное мясо, детям вещи и игрушки, практичный супруг спрашивает: “А себе что привезла?”. А она только улыбается, потому что нельзя объяснить того, что невозможно потрогать руками.
Хорошая статья